Веселая гимнастика для мозга
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
практические упражнения будут интересны и взрослым и детям!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_17.05.2019_mk_sosh8.pptx | 565.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер-класса – представление опыта работы педагога-психолога по использованию кинезиологических упражнений на занятиях с дошкольниками и в работе с педагогами ДОУ. Задачи: 1. Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями и играми, применяемыми в практической работе с детьми дошкольного возраста; 2. Мотивировать педагогов использовать представленный опыт в своей практике.
Актуальность: В настоящее время увеличилось количество детей дошкольного возраста, имеющих нарушения ни одного какого-либо процесса (например, внимания, речи, моторики) , а сочетающих их комплексно. Т.е. у ребенка . часто есть и нарушения в речи, и в координации движений, и в развитии внимания и памяти. Так как , кинезиологические упражнения способствуют комплексному решению данной проблемы, я решила использовать представленные ниже игры и упражнения в качестве физкуль-минуток , отдельных упражнений на коррекционно-развивающих занятиях с дошкольниками старшего возраста. С педагогами ДОУ данные упражнения могут выполняться в качестве психологической разрядки и мотивации профессионального развития.
Люди получают информацию при помощи органов чувств, которые, в свою очередь, передают сведения в мозг. Его продуктивная работа является залогом внимания, хорошей памяти, умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. И самое интересное – мозг можно тренировать, поэтому предлагаем вам познакомиться с комплексом нейрогимнастики для детей и взрослых, полезными упражнениями, которые позволят развивать мозг и совершенствовать его деятельность. Гимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями. Кинезиология (от греческих « кинезис » — движение и « логос » — знание) – это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий. Она помогает сбалансировано развивать оба полушария головного мозга. Направление возникло в 60-е годы прошлого века, поэтому может считаться довольно молодой наукой. Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Этот комплекс упражнений направлен на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть гимнастики для мозга.
КОРОТКО ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МОЗГА Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности. Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи. Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться. Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8,5 лет.
ПОЛЬЗА УПРАЖНЕНИЙ Нейродинамическая гимнастика для дошкольников дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие и когнитивные способности. Польза ее в следующем: стимулирует развитие памяти и мыслительной деятельности; помогает получить энергию, необходимую для обучения; снижает утомляемость; улучшает моторику, как мелкую, так и крупную; благоприятно сказывается на процессе письма и чтения; повышает продуктивную работоспособность; формирует уверенность в себе при публичных выступлениях, что непременно потребуется в школе, когда ребенку нужно будет читать доклад перед аудиторией, а также сдавать экзамены. Регулярные занятия помогут улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности. Кроме того, гимнастика для мозга – это еще и способ предотвратить появление дислексии , то есть нарушения навыков чтения.
ЛУЧШИЙ ВОЗРАСТ Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно. На занятиях должна царить доброжелательная атмосфера, поэтому можно включать музыку, которая нравится ребенку. Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил. Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее. Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут. Не стоит ограничиваться стандартными рамками. Ребенку будет гораздо интереснее, если сегодня упражнения будут выполнены на улице, а завтра, например, во время помощи маме. Удобство комплекса и состоит в том, что тренировка не привязана к месту и временному промежутку. В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-6 качественно выполненных заданий вполне достаточно.
Развитие левого полушария мозга Левая сторона отвечает за логику. Языковые способности, решение логических схем, математические действия, вычисления целых чисел и дробей, учет времени — все это работа левой половины мозга. Поэтому для повышения успеваемости детей в школе или для улучшения общего развития, мы должны развивать левую часть нашего «компьютера». Так, как развить левое полушарие мозга? Необходимо выполнять следующее: Работайте над развитием логики — изучайте математические алгоритмы, упражняйтесь в логическом мышлении. Решайте сложные геометрические задачи. Изучение такой науки, как математика, невозможно без хорошо развитого левой половинки нашего мозга. Разгадывайте ребусы и кроссворды — анализируя действия и составляя слова, левое полушарие работает лучше, чем правое. Человеку-левше необходимо делать все правой рукой: писать, рисовать, кушать. Необходимо задействовать именно правую сторону тела. Принимайте витамины для улучшения работы мозга. Важно: Старайтесь не зацикливаться на развитии одной из половинок мозга. Ценным является именно работа обеих половинок нашего мозгового «компьютера». Развивайте одновременно левое и правое полушарие мозга.
Как развить правое полушарие мозга? Выше мы разобрались, за что отвечает левая половинка мозга, теперь нужно работать над развитием интуитивных способностей и творческого мышления. Правая сторона мозга занимается обработкой данных, которые поступают от органов чувств. Она позволяет производить синтез имеющихся данных в голове, поэтому человек может решать головоломки и действовать по своим задуманным планам, а не по составленным шаблонам. Развивая правую половинку, мы воспитываем в себе целостный взгляд на мир и реальность. Как развить правое полушарие мозга? Выполняйте следующее: Прослушивайте музыку — это должна быть классическая музыка, а не рок или попса Мечтайте, медитируйте в одиночестве. Лучше выполнять медитацию на берегу моря или в лесу, где происходит соединение с природой Рисуйте, пишите стихи, сочиняйте музыку. Любое творчество помогает развитию правой половинки мозга Совет: Настройтесь на творчество, поверьте в свои возможности, и результат не заставит себя долго ждать.
Упражнения для головного мозга для взрослых и детей дошкольников Психофизиологи много работают над созданием методик гармонизации и развития головного мозга. Каждое полушарие отвечает за свою руку, поэтому музыканты и пианисты усовершенствуют оба полушарии головного мозга. Ведь они играют на музыкальных инструментах двумя руками, что помогает хорошо развить две половинки головного мозга. Очень эффективны упражнения для головного мозга для взрослых и детей дошкольников, в которых задействованы две руки: УПРАЖНЕНИЕ : Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности
Упражнения для детей, способствующие развитию межполушарных связей головного мозга 1. УПРАЖНЕНИЕ « Кулак – ребро – ладонь » , которое выполняется так: взрослый показывает ребенку три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности: сначала ладонь выпрямлена; потом – сжимается в кулак; далее ладонь ставится ребром; после этого последовательность повторяется. Первые 10 повторений ребенок делает совместно с родителем, затем – пробует самостоятельно. Сначала работа ведется ведущей рукой, если же ничего не получается, то можно помогать себе, шепотом произнося наименование движения («ладонь», «кулак», «ребро»). Постепенно подсказки отменяются, в работу включаются обе руки, движения должны быть синхронными. Также такое несложное задание помогает улучшить внимание.
« Двойные каракули » – еще одна полезная игра. Задача ребенка – одновременно двумя руками « нарисовать » на воздухе « каракули » (что-то наподобие спирали) так, чтобы каждая часть рисунка находилась на собственной стороне от срединной линии. Движения идут от плеч друг к другу. Постепенно задание можно усложнить, предлагая изобразить сердечки, круги, прямоугольники. При выполнении сидя рисовать можно не только ладонями, но и стопами. Два упражнения следует чередовать. 3 . «Перекрестные шаги». Очень хорошее упражнение для развития координации движения и бинокулярного зрения, что в дальнейшем благоприятно скажется на навыках письма, чтения и слушания. Порядок действий таков: ребенок встает прямо; поднимает согнутую в колене правую ногу так, будто хочет сделать шаг на месте; согнутую в локте левую руку тянет к правому колену; далее движения повторяются, но теперь к левому колену стремится правый локоть . Число повторов – от 5 до 10, в зависимости от индивидуальных способностей дошкольника. Некоторые исследователи считают, что подобные перекрестные движения способствуют развитию речи.
4 . УПРАЖНЕНИЕ. Возьмитесь левой рукой за кончик носа, а правой за мочку левого уха. Затем опустите руки, и сделайте хлопок в ладоши. Поменяйте руки, и повторите упражнение. 5. УПРАЖНЕНИЕ : Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности. 6. УПРАЖНЕНИЕ . Проговорить алфавит, придумывая к каждой букве слово, например, «А — арбуз», «Б- бублик). (можно не сначала, 5-10 букв). Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. 7. УПРАЖНЕНИЕ «Слово». Необходимо придумать 5-10 предложений с заданным словом, не раздумывая. Например, слово цветок.
8. УПРАЖНЕНИЕ «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ» : Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени ровно и слегка согнуты. Тело расслаблено Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку Поменяйте руки и повторите упражнение Потом выполните его двумя руками вместе — влево и вверх. 9 . УПРАЖНЕНИЕ . Ходить с закрытыми глазами – развивает координацию движений. 10. УПРАЖНЕНИЕ . Наощупь определять, что положили в карман (мешочек)- развитие восприятия. (от игрушек, геометрических фигур, объёмных цифр, букв до номинала монет)
11 . ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ: Достаньте локтем правой руки до колена правой ноги, и локтем левой руки до колена левой ноги — повторите 12 раз ПЕРЕКРЕСТНОЕ УПРАЖНЕНИЕ: Достаньте локтем правой руки до колена левой ноги, и локтем левой руки до колена правой ноги. 12. УПРАЖНЕНИЕ Поднимите обе руки вверх. Рисуйте в воздухе — одной рукой квадрат, а другой звезду .(круг, ромб) Как только упражнение начнет получаться, поменяйте руки. Для его усложнения, придумайте рисунки других форм. 13. УПРАЖНЕНИЕ «ПУТАНИЦА». Правую руку положить на голову, левую – на живот. Одновременно похлопывать по макушке и поглаживать живот по кругу. 14.УПРАЖНЕНИЕ «ПОДЪЕМ БЕЗ ПОМОЩИ РУК» : Сядьте на пол и разведите широко ноги. Теперь резко поднимитесь, не используя руки. Во время этого упражнения согласованно начинают работать оба полушария мозга. Важно сохранить равновесие.
Как человек работает над развитием мышц, так же он и должен развивать свой мозг. Если мозгу не давать ежедневную работу, он будет дряхлеть. Важно: Если присутствуют ежедневные нагрузки, тогда количество серых клеток увеличивается, появляются новые капилляры и образуются новые синапсы между нейронами. Выполняя эти советы, вы поможете своему мозгу: он «не заскучает» и будет постоянно развиваться: Ходите по дому с закрытыми глазами — это помогает развить координацию движений На ощупь определяйте номинал монет, которые находятся у вас в кармане Освойте шрифт Брайля — чтение и письмо для слепых Пишите левой рукой, если вы правша, и правой, если левша. Купите необычную для себя одежду и носите ее Смените цвет волос или сделайте короткую стрижку, если у вас до этого были длинные волосы Путешествуйте, узнавайте новые города и страны Чаще меняйте интерьер в доме и офисе Придумывайте новые фразы для ответа на вопросы: как дела, что нового? Важно: Зачем это делать? Привычки надоедают мозгу, и он устает от обыденности. Все новое ему интересно: эмоции, слова, действия и места.
Упражнения, способствующие развитию межполушарных связей головного мозга. 1. «Нос- ухо-хлопок» Правой рукой взять левое ухо, левой-кончик носа, хлопнуть в ладоши. Теперь левой рукой берем правое ухо, а правой – кончик носа. Повторить 10 раз 2. «Разноцветные слова» Напишите на бумаге слова разными цветами. Максимально быстро повторяйте их, и без запинки 3. «Зеркало» Написать свое имя зеркально сначала одной, потом двумя руками 4. Чтение текста задом наперед 5. «Счёт» Сосчитать от 1 до 20, пропуская цифры, в которых есть 3 или которые делятся на 3 ( 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 14, 16, 17, 19, 20) и обратно 6. «Буква»: Закройте глаза и представьте в голове любую букву Назовите в слух до двадцати предметов на эту букву, например: один — танк, два — трактор, три — трон, четыре — толокно и так далее. Чем быстрее вы будете называть слова, тем лучше
7. УПРАЖНЕНИЕ «ЛЕНИВЫЕ ВОСЬМЕРКИ» : Поставьте ноги на ширине плеч, стопы параллельны, колени ровно и слегка согнуты. Тело расслаблено Согните одну руку в локтевом суставе и выставите вперед. Большой палец смотрит наверх. Зафиксируйте на нем взгляд. Большой палец руки на серединной линии тела. Представьте перед собой круг, в котором рисуйте лежащую восьмерку Поменяйте руки и повторите упражнение Потом выполните его двумя руками вместе — влево и вверх 8. УПРАЖНЕНИЕ Д Поднимите обе руки вверх Рисуйте в воздухе — одной рукой квадрат, а другой звезду Как только упражнение начнет получаться, поменяйте руки. Для его усложнения, придумайте рисунки других форм 9. «Противоположные круги» : Сядьте на кресло и положите ногу на ногу Ногой, которая находится сверху, рисуйте в воздухе круги по часовой стрелке После этого начертите пальцем правой руки круг против часовой стрелки — нога продолжает двигаться по часовой стрелке
10. УПРАЖНЕНИЕ «СКОРАЯ ПОМОЩЬ »: На листе бумаги напишите буквы алфавита, а под ними Л, П или В. Буквы из верхних строк проговариваются вслух, а из нижних — выполняются руками (Л — левая рука поднимается вверх, П — правая рука поднимается вверх, В — обе руки поднимаются вверх). Сделать это все одновременно сложно, хотя кажется на первый взгляд просто. А Б В Г Д Л П П В Л Е Ж З И К В Л П В Л Л М Н О П Л П Л Л П Р С Т У Ф В П Л П В Х Ц Ч Ш Я Л В В П Л
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кинезиологические упражнения – гимнастика для мозга»
В этоя консультации я предлагаю кинезиологические упражнения, которые позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и кру...
Гимнастика для мозга
Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Нескол...
Буклет "Гимнастика для мозга Брэйн Джими"
Информационный буклет для родителей о том, что такое кинезиологическая гимнастика. Упражнения полезны ВСЕМ!...
Гимнастика для мозга
Комплексы упражнений...
ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА ИЛИ КАК БЫСТРО И ИНТЕРЕСНО УЛУЧШИТЬ ЗДОРОВЬЕ И ПОВЫСИТЬ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ШКОЛЬНИКА.
Ни для кого не секрет, что нынешняя современная жизнь очень сложна, многогранна и требует от нас психологических и физических затрат необходимых для реш...
Гимнастика для мозга. Синхронизация обоих полушарий мозга
Гимнастика для мозга. Синхронизация обоих полушарий мозга...
Мастер-класс "Веселая гимнастика для мозга"
Мастер-класс "Веселая гимнастика для мозга"...