Комплексное занятие по развитию речи "Осеннее путешествие"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Колеватова Лариса Валериевна

Материал занятия позволяет достигнуть ряд целей. Обогащение словаря по теме "Осень", развитие фонематического слуха, мышления, работа над грамматическими категориями. А также мимический массаж и артикуляционная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_zanyatie.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе «Осеннее путешествие в лес».

Цели:

- Расширение и активизация словаря по теме: «Осень».

- Активизация словаря определений.

- Упражнение в определение слов – антонимов.

- Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно - ласкательным значением.

- Упражнение в составление предложений, употреблении однокоренных  слов.

- Развитие фонематического слуха.

- Развитие логического мышления.

- Развитие мелкой моторики рук.

- Массаж мимических мышц лица.

- Воспитание доброго отношения друг  другу.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: Послушайте и отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
Что это?
(Осень).

2. Логопед: - Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Прежде, чем мы это сделаем, нам нужно основательно подготовиться.

 2.1 Массаж пальцев и мимических мышц лица.

Комплекс упражнений «Времена года. Осень».

Читает логопед

Выполняют дети

Осень в гости к нам пришла, Сильный ветер принесла.

Листья пестрые летят...

Осень любит листопад!

Спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

 Дождь с собою принесла.

Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид.

Постукивающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

Птичек в стаи собрала:

«Стало холодно вокруг.

Вам пора лететь на юг!»

Зигзагообразные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от подбородка к нижней части ушей.

Осень в гости к нам пришла,

В огород нас позвала.

Не ленись, да поспевай,

 Собирай-ка урожай.

Пощипывающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

  1. - Путешествие у нас будет волшебное и начнем мы его со сказки.

Артикуляционная гимнастика. Сказка «У бабушки с дедушкой»

Жили были дедушка и бабушка.

К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

2.3 Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха). Проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям карточки с изображениями гласных букв и их «песенок». Дети должны воспроизвести соответствующую песенку.

Открываем мы глаза,

Вдох — и тянем долго: А-А-А...

______

Утром солнышко взошло

Снизу вверх мы тянем: О-О-О...

Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы...

Ночью смотрим на звезду -

Сверху вниз слетает: У-У-У...

Завывает пурга

И не видно ни зги: И-И-И...

______

Условные обозначения:

_________        — произнесение звука ровно, без изменения высоты голоса.

                     — произнесение звука с повышением интонации.

                     — произнесение звука с понижением интонации.

                — произнесение звука с повышением и понижением интонации.

- Сегодня мы отправляемся в путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот»:

Летом солнце яркое, а осенью…

Летом небо светлое, а осенью…

Летом день длинный, а осенью…

Летом тучки ходят высоко, а осенью…

Летом люди одеваются легко, а осенью…

Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью…

Летом люди растят урожай, а осенью…

Летом птицы учат птенцов летать, а осенью…

Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью…

  1. - Вот мы и попали в лес. А тут, ребята, посмотрите:

«Курьи ножки у избушки,

А в избе живет старушка,

Пол метлою подметает,

В ступе над землей летает».

- Кто это? ( Баба - Яга)

Звучит музыка, появляется Баба – Яга

Баба – Яга: Ах вы, нехорошие дети! Разбудили меня! Ага, значит, вы меня не любите! Не хотите со мной дружить? (не хотим, ты всегда грубая, невежливая, страшная)

- Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги. Нет-нет, лучше отправлю я вас всех в заколдованный лес. И вы никогда оттуда не выберетесь.

Музыка. Дети приседают. Баба- Яга шепчет заклинания. Баба – Яга убегает, дети открывают глаза.

- Ребята! Посмотрите, а ведь баба Яга действительно нас в заколдованный лес отправила. Какой-то странный лес. Давайте посмотрим как тут красиво.

Поворачиваем голову вправо-влево,

И снова вправо-влево.

А теперь подняли голову вверх,

Опустим вниз, посмотрим под ноги, И опять вверх, вниз.

- А как же нам отсюда выбраться? Давайте подумаем, кто нам может помочь?

- Кто живет в лесу и охраняет его? (Лесник, лесничий)

- Тропинка в лесу какая? (Лесная)

- Как называется маленький лес? (Лесок)

- Как называется сказочный человек, который живёт в лесу? (Лесовичок)

- Так кто нам поможет выбраться из заколдованного леса? (Лесовичок)

- Тогда давайте позовём  Лесовичка.

- Он нам оставил письмо. Послушайте: Здравствуйте, ребята, я всё слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит и от вас самих. Этот лес непростой, и тропинка, ведущая из него, состоит из заданий. Если вы правильно выполните эти задания, то выйдите из леса. Ну что, ребята, постараемся? (Да)

- Хорошо. Тогда вам первое задание: Баба Яга не знает, какая в лесу бывает погода? Поможем ей разобраться? (Сели на ковер)

- Если дождь идет – дождливая;

- дует ветер – ветреная;

- холодно – холодная;

- если пасмурно – пасмурная;

- если хмуро – хмурая;

- если сыро – сырая;

- если солнечно – солнечная;

- если ясно – ясная;

- если мороз – морозная.

- А теперь давайте, ребята, поиграем в игру «Скажи со словом «осенний»»

- Небо какое? – Осеннее.

- Ветер какой? – Осенний.

- Аллея какая? – Осенняя.

- Солнце какое? – Осеннее.

- Туча какая? – Осенняя.

- Дождь какой? – Осенний.

- Цветы какие? – Осенние.

- Лес какой? – Осенний.

- Погода какая? – Осенняя.

- Сапоги какие? – Осенние.

- Утро какое? – Осеннее.

- Пальто какое? – Осеннее.

- Молодцы, ребята! Ой, ребята! Пошел дождь!

- Какой дождь? (Холодный, сильный, моросящий)

- Покажите, как вы замерзли. (ДДДДДД….)

 Массаж пальцев рук.

Логопед: Отгадайте загадку, чтобы узнать, кого мы встретим: под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ежик.)

- «Ежиковый массаж» (шишки еловые). Проводится после отгадывания загадки.

Читает логопед

Выполняют дети

Ежик, спрячь свои иголки, Мы же дети, а не волки.

Спрячь свои иголки, еж.

Ты колючий, ну и что ж.

Мы хотим тебя погладить,

Мы хотим с тобой поладить.

Логопед проводит двумя массажными ежиками по ладоням детей.

Еж иголки отряхнул,

Еж свернулся и заснул.

Логопед держит массажные мячики-«ежики», а дети гладят их — проводят с надавливанием по мячикам ладошками.

С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету
Он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка).

Логопед: Посмотрите, сколько орешков нам принесла белочка (орехи в корзинке). Она приготовила запасы на зиму. Чтобы нам согреться, должно появиться солнышко.

- «Орешковый массаж» (проводится с использованием грецких орехов).

 Упражнение «Солнышко».

Читает логопед

Выполняют дети

Нарисую солнышко

На своей ладошке.

Рисовать орешком «солнышко» (прокатывание орешков по часовой стрелке между ладонями).

Пусть оно сияет

Хоть и понарошку.

Проводить орешком по каждому пальчику.

Счет до пяти, на каждый пальчик.

- Вы согрелись? Тогда отправляемся дальше. Куда мы попали? (на полянку)

- На какую полянку? (Овощную).

- Странно, но овощи в лесу не растут. Баба-яга заколдовала полянку. А где же растут овощи (в огороде на грядке).

Логопед: Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами будем собирать овощи в корзинку. (Дети называют овощи).

- А теперь ребята, садитесь, выполним следующее задание, научим Бабу – Ягу считать. Поиграем в игру «Мы считаем»: одна морковка, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять морковок (тоже проводиться со словами: помидор, огурец).

- Молодцы, ребята! Поскачем на одной ноге на другую полянку.

- На какую полянку мы прискакали? (птичью)

- Какие птицы на поляне? (перелетные)

- Почему их так называют (улетают в теплые края)

- Почему  улетают? (трудно найти зимой корм)

- Ребята! Если мы этих перелетных птиц назовем, узнаем, то поможем им улететь в теплые края.

-(Дети называют птиц на картинке).

- А кто же это стучит в лесу, жучков, паучков из-под коры достает? Кто деревья конопатил острым клювом? Это? (Дятел)

• Игра «Дятел» (на отработку чувства ритма)

Логопед читает стихи:

Дятел дерево долбит,

Эхо четко повторит.

Затем логопед отстукивает ритм, а дети повторяют его. Например:

хх х;

х хх х;

х хх хх х и т.д.

Пальчиковая гимнастика «Ветер»

Ветер по лесу летал

Ветер листики считал:
(Дети делают кистями плавные движения вперёд – к груди.)

Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки
(Поочерёдно загибают пальцы на руке.)

Ветер бросил на тропинку.
(Встряхивают кистями рук.)

Логопед: В лесу был очень сильный ветер, он раздул все листочки, они разлетелись. Соберите листочки.  Давайте, соберем листья с дорожки. Какой у тебя лист?

- лист дуба – дубовый;

- лист березы – березовый;

- лист рябины – рябиновый;

- лист осины –  осиновый;

- лист клена – кленовый;

- шишка сосны – сосновая;

- шишка ели – еловая.

- Ой! Ребята! Мне кажется, что я вижу выход из этого леса. Давайте вспомним, кто же нас сюда отправил? (Баба – Яга)

- А почему? (она на нас обиделась)

-Я предлагаю пройти на последнюю полянку и сделать ей что-нибудь приятное. Может она изменит свое отношение к нам и сама, может быть измениться. А заодно и с последним заданием справимся.

-На какую полянку мы пришли? (фруктовую). - Какие фрукты здесь лежат? (яблоко, груша, апельсин, персик)

-Давайте приготовим из них сок.

- сок из яблок - яблочный;

- сок из груш - грушевый;

- сок из апельсинов - апельсиновый;

- сок из персиков - персиковый;

- сок из бананов - банановый.

- Так какой сок мы приготовили? (фруктовый)

А вот еще письмо от лесовичка. Лесовичок: Молодцы, ребята! Баба – Яга будет довольна. А я прощаюсь с вами, до свиданья!

- Спасибо, Лесовичок, за помощь. Ребята! Давайте позовем Бабу Ягу и угостим ее соком.

Баба Яга: А я следила за вами и очень рада, что вы справились со всеми заданиями. А последнее ваше решение меня очень обрадовало и я обещаю вам исправиться, быть хорошей и доброй. Спасибо за все. До свидания!

(звучит музыка)

Итог занятия.

-Ну что, ребята, и нам пора в детский дом. Грустно возвращаться назад – покажите как вам грустно. Закрывайте глаза, покружитесь, но мы еще вернемся – скорее улыбнитесь. Вот и детский сад. Понравилось вам в лесу?

- Какая Баба Яга стала?

- А теперь, ребята, расскажите нашим гостям, как вы живете?

Физминутка «Как живешь»

Как живешь? – вот так!

Как бежишь? – вот так!

Как стоишь? - вот так!

Как шалишь? – вот так!

Как смешишь! – вот так!

Как дружишь? – вот так!

- Молодцы!

Логопед: Хорошо мы поиграли,
Дружно вместе отдыхали.
А теперь спокойно встали,
В группу молча пошагали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе «Осеннее путешествие в лес».

Всем родителям хочется, чтоб их дети стали высокообразованными, умными людьми. Умственное развитие детей тесно связано с развитием их речи. Освоение языка, его грамматического строя, словаря, чистое з...

Комплексное занятие по развитию речи и рисованию "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"

Комплексное занятие по  развитию речи и рисованию в подготовительгой логопедической группе. Задачи: -продолжать знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина,прививать чувство любви к его поэзии...

Конспект комплексного занятия (познавательное развитие- ручной труд)во второй младшей группе по теме "Путешествие с Лунтиком на его родную планету."

Вступительная часть.Организационный момент.Привлечь внимание детей, поздороваться с гостями, настроить на дальнейшую работу.Беседа.- Ребята, завтра очень важный праздник – День космонавтов и соз...

Конспект комплексного занятия по развитию речи через физ.восп. "Путешествие на корабле "Ромашка"

Активизировать в речи название профессий,пространственных наречий.Совершенствовать координацию движений....

Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».

Занятие на закрепление  знаний о весне, а также закрепление  умения  работать с таблицами – схемами  для развития связной речи детей....

Комплексное занятие по развитию речи «Путешествие в сказку»

Цель. Повторять и закреплять уже приобретенные знания, умения детей; создавать положительный эмоциональный фон на занятиях; развивать навыки общения ребенка со сверстниками; формировать у детей предст...

Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе с ТНР по р.н.с. «Колобок» Тема занятия: Путешествие по станциям

Путешествие по станциям: учить по деталям определять и находить целое и общие признаки в живых объектах (заяц,волк,медведь,лиса); уточнить знание русских народных сказок....