Комплексное занятие по развитию речи "Осеннее путешествие"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Материал занятия позволяет достигнуть ряд целей. Обогащение словаря по теме "Осень", развитие фонематического слуха, мышления, работа над грамматическими категориями. А также мимический массаж и артикуляционная гимнастика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_zanyatie.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе «Осеннее путешествие в лес».
Цели:
- Расширение и активизация словаря по теме: «Осень».
- Активизация словаря определений.
- Упражнение в определение слов – антонимов.
- Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно - ласкательным значением.
- Упражнение в составление предложений, употреблении однокоренных слов.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие логического мышления.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Массаж мимических мышц лица.
- Воспитание доброго отношения друг другу.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед: Послушайте и отгадайте загадку:
Пришла без красок и без кисти
И разукрасила все листья.
Прошла по лугам, по лесам, по полям,
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
Что это? (Осень).
2. Логопед: - Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Прежде, чем мы это сделаем, нам нужно основательно подготовиться.
2.1 Массаж пальцев и мимических мышц лица.
Комплекс упражнений «Времена года. Осень».
Читает логопед | Выполняют дети |
Осень в гости к нам пришла, Сильный ветер принесла. Листья пестрые летят... Осень любит листопад! | Спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. |
Осень в гости к нам пришла, Дождь с собою принесла. Мелкий дождик моросит, У деревьев грустный вид. | Постукивающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. |
Осень в гости к нам пришла, Птичек в стаи собрала: «Стало холодно вокруг. Вам пора лететь на юг!» | Зигзагообразные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от подбородка к нижней части ушей. |
Осень в гости к нам пришла, В огород нас позвала. Не ленись, да поспевай, Собирай-ка урожай. | Пощипывающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей. |
- - Путешествие у нас будет волшебное и начнем мы его со сказки.
Артикуляционная гимнастика. Сказка «У бабушки с дедушкой»
Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
2.3 Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха). Проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям карточки с изображениями гласных букв и их «песенок». Дети должны воспроизвести соответствующую песенку.
Открываем мы глаза, Вдох — и тянем долго: А-А-А... | ______ |
Утром солнышко взошло Снизу вверх мы тянем: О-О-О... | ↑ |
Днем по горкам ездим мы: Ы-Ы-Ы... | |
Ночью смотрим на звезду - Сверху вниз слетает: У-У-У... | ↓ |
Завывает пурга И не видно ни зги: И-И-И... | ______ |
Условные обозначения:
_________ — произнесение звука ровно, без изменения высоты голоса.
↑ — произнесение звука с повышением интонации.
↓ — произнесение звука с понижением интонации.
— произнесение звука с повышением и понижением интонации.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот»:
Летом солнце яркое, а осенью…
Летом небо светлое, а осенью…
Летом день длинный, а осенью…
Летом тучки ходят высоко, а осенью…
Летом люди одеваются легко, а осенью…
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью…
Летом люди растят урожай, а осенью…
Летом птицы учат птенцов летать, а осенью…
Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью…
- - Вот мы и попали в лес. А тут, ребята, посмотрите:
«Курьи ножки у избушки,
А в избе живет старушка,
Пол метлою подметает,
В ступе над землей летает».
- Кто это? ( Баба - Яга)
Звучит музыка, появляется Баба – Яга
Баба – Яга: Ах вы, нехорошие дети! Разбудили меня! Ага, значит, вы меня не любите! Не хотите со мной дружить? (не хотим, ты всегда грубая, невежливая, страшная)
- Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги. Нет-нет, лучше отправлю я вас всех в заколдованный лес. И вы никогда оттуда не выберетесь.
Музыка. Дети приседают. Баба- Яга шепчет заклинания. Баба – Яга убегает, дети открывают глаза.
- Ребята! Посмотрите, а ведь баба Яга действительно нас в заколдованный лес отправила. Какой-то странный лес. Давайте посмотрим как тут красиво.
Поворачиваем голову вправо-влево,
И снова вправо-влево.
А теперь подняли голову вверх,
Опустим вниз, посмотрим под ноги, И опять вверх, вниз.
- А как же нам отсюда выбраться? Давайте подумаем, кто нам может помочь?
- Кто живет в лесу и охраняет его? (Лесник, лесничий)
- Тропинка в лесу какая? (Лесная)
- Как называется маленький лес? (Лесок)
- Как называется сказочный человек, который живёт в лесу? (Лесовичок)
- Так кто нам поможет выбраться из заколдованного леса? (Лесовичок)
- Тогда давайте позовём Лесовичка.
- Он нам оставил письмо. Послушайте: Здравствуйте, ребята, я всё слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит и от вас самих. Этот лес непростой, и тропинка, ведущая из него, состоит из заданий. Если вы правильно выполните эти задания, то выйдите из леса. Ну что, ребята, постараемся? (Да)
- Хорошо. Тогда вам первое задание: Баба Яга не знает, какая в лесу бывает погода? Поможем ей разобраться? (Сели на ковер)
- Если дождь идет – дождливая;
- дует ветер – ветреная;
- холодно – холодная;
- если пасмурно – пасмурная;
- если хмуро – хмурая;
- если сыро – сырая;
- если солнечно – солнечная;
- если ясно – ясная;
- если мороз – морозная.
- А теперь давайте, ребята, поиграем в игру «Скажи со словом «осенний»»
- Небо какое? – Осеннее.
- Ветер какой? – Осенний.
- Аллея какая? – Осенняя.
- Солнце какое? – Осеннее.
- Туча какая? – Осенняя.
- Дождь какой? – Осенний.
- Цветы какие? – Осенние.
- Лес какой? – Осенний.
- Погода какая? – Осенняя.
- Сапоги какие? – Осенние.
- Утро какое? – Осеннее.
- Пальто какое? – Осеннее.
- Молодцы, ребята! Ой, ребята! Пошел дождь!
- Какой дождь? (Холодный, сильный, моросящий)
- Покажите, как вы замерзли. (ДДДДДД….)
Массаж пальцев рук.
Логопед: Отгадайте загадку, чтобы узнать, кого мы встретим: под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Ежик.)
- «Ежиковый массаж» (шишки еловые). Проводится после отгадывания загадки.
Читает логопед | Выполняют дети |
Ежик, спрячь свои иголки, Мы же дети, а не волки. Спрячь свои иголки, еж. Ты колючий, ну и что ж. Мы хотим тебя погладить, Мы хотим с тобой поладить. | Логопед проводит двумя массажными ежиками по ладоням детей. |
Еж иголки отряхнул, Еж свернулся и заснул. | Логопед держит массажные мячики-«ежики», а дети гладят их — проводят с надавливанием по мячикам ладошками. |
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету
Он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка).
Логопед: Посмотрите, сколько орешков нам принесла белочка (орехи в корзинке). Она приготовила запасы на зиму. Чтобы нам согреться, должно появиться солнышко.
- «Орешковый массаж» (проводится с использованием грецких орехов).
Упражнение «Солнышко».
Читает логопед | Выполняют дети |
Нарисую солнышко На своей ладошке. | Рисовать орешком «солнышко» (прокатывание орешков по часовой стрелке между ладонями). |
Пусть оно сияет Хоть и понарошку. | Проводить орешком по каждому пальчику. |
Счет до пяти, на каждый пальчик.
- Вы согрелись? Тогда отправляемся дальше. Куда мы попали? (на полянку)
- На какую полянку? (Овощную).
- Странно, но овощи в лесу не растут. Баба-яга заколдовала полянку. А где же растут овощи (в огороде на грядке).
Логопед: Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами будем собирать овощи в корзинку. (Дети называют овощи).
- А теперь ребята, садитесь, выполним следующее задание, научим Бабу – Ягу считать. Поиграем в игру «Мы считаем»: одна морковка, две морковки, три морковки, четыре морковки, пять морковок (тоже проводиться со словами: помидор, огурец).
- Молодцы, ребята! Поскачем на одной ноге на другую полянку.
- На какую полянку мы прискакали? (птичью)
- Какие птицы на поляне? (перелетные)
- Почему их так называют (улетают в теплые края)
- Почему улетают? (трудно найти зимой корм)
- Ребята! Если мы этих перелетных птиц назовем, узнаем, то поможем им улететь в теплые края.
-(Дети называют птиц на картинке).
- А кто же это стучит в лесу, жучков, паучков из-под коры достает? Кто деревья конопатил острым клювом? Это? (Дятел)
• Игра «Дятел» (на отработку чувства ритма)
Логопед читает стихи:
Дятел дерево долбит,
Эхо четко повторит.
Затем логопед отстукивает ритм, а дети повторяют его. Например:
хх х;
х хх х;
х хх хх х и т.д.
Пальчиковая гимнастика «Ветер»
Ветер по лесу летал
Ветер листики считал:
(Дети делают кистями плавные движения вперёд – к груди.)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки
(Поочерёдно загибают пальцы на руке.)
Ветер бросил на тропинку.
(Встряхивают кистями рук.)
Логопед: В лесу был очень сильный ветер, он раздул все листочки, они разлетелись. Соберите листочки. Давайте, соберем листья с дорожки. Какой у тебя лист?
- лист дуба – дубовый;
- лист березы – березовый;
- лист рябины – рябиновый;
- лист осины – осиновый;
- лист клена – кленовый;
- шишка сосны – сосновая;
- шишка ели – еловая.
- Ой! Ребята! Мне кажется, что я вижу выход из этого леса. Давайте вспомним, кто же нас сюда отправил? (Баба – Яга)
- А почему? (она на нас обиделась)
-Я предлагаю пройти на последнюю полянку и сделать ей что-нибудь приятное. Может она изменит свое отношение к нам и сама, может быть измениться. А заодно и с последним заданием справимся.
-На какую полянку мы пришли? (фруктовую). - Какие фрукты здесь лежат? (яблоко, груша, апельсин, персик)
-Давайте приготовим из них сок.
- сок из яблок - яблочный;
- сок из груш - грушевый;
- сок из апельсинов - апельсиновый;
- сок из персиков - персиковый;
- сок из бананов - банановый.
- Так какой сок мы приготовили? (фруктовый)
А вот еще письмо от лесовичка. Лесовичок: Молодцы, ребята! Баба – Яга будет довольна. А я прощаюсь с вами, до свиданья!
- Спасибо, Лесовичок, за помощь. Ребята! Давайте позовем Бабу Ягу и угостим ее соком.
Баба Яга: А я следила за вами и очень рада, что вы справились со всеми заданиями. А последнее ваше решение меня очень обрадовало и я обещаю вам исправиться, быть хорошей и доброй. Спасибо за все. До свидания!
(звучит музыка)
Итог занятия.
-Ну что, ребята, и нам пора в детский дом. Грустно возвращаться назад – покажите как вам грустно. Закрывайте глаза, покружитесь, но мы еще вернемся – скорее улыбнитесь. Вот и детский сад. Понравилось вам в лесу?
- Какая Баба Яга стала?
- А теперь, ребята, расскажите нашим гостям, как вы живете?
Физминутка «Как живешь»
Как живешь? – вот так!
Как бежишь? – вот так!
Как стоишь? - вот так!
Как шалишь? – вот так!
Как смешишь! – вот так!
Как дружишь? – вот так!
- Молодцы!
Логопед: Хорошо мы поиграли,
Дружно вместе отдыхали.
А теперь спокойно встали,
В группу молча пошагали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе «Осеннее путешествие в лес».
Всем родителям хочется, чтоб их дети стали высокообразованными, умными людьми. Умственное развитие детей тесно связано с развитием их речи. Освоение языка, его грамматического строя, словаря, чистое з...
Комплексное занятие по развитию речи и рисованию "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"
Комплексное занятие по развитию речи и рисованию в подготовительгой логопедической группе. Задачи: -продолжать знакомить детей с творчеством А.С.Пушкина,прививать чувство любви к его поэзии...
Конспект комплексного занятия (познавательное развитие- ручной труд)во второй младшей группе по теме "Путешествие с Лунтиком на его родную планету."
Вступительная часть.Организационный момент.Привлечь внимание детей, поздороваться с гостями, настроить на дальнейшую работу.Беседа.- Ребята, завтра очень важный праздник – День космонавтов и соз...
Конспект комплексного занятия по развитию речи через физ.восп. "Путешествие на корабле "Ромашка"
Активизировать в речи название профессий,пространственных наречий.Совершенствовать координацию движений....
Итоговое комплексное занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за весенним сюрпризом».
Занятие на закрепление знаний о весне, а также закрепление умения работать с таблицами – схемами для развития связной речи детей....
Комплексное занятие по развитию речи «Путешествие в сказку»
Цель. Повторять и закреплять уже приобретенные знания, умения детей; создавать положительный эмоциональный фон на занятиях; развивать навыки общения ребенка со сверстниками; формировать у детей предст...
Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе с ТНР по р.н.с. «Колобок» Тема занятия: Путешествие по станциям
Путешествие по станциям: учить по деталям определять и находить целое и общие признаки в живых объектах (заяц,волк,медведь,лиса); уточнить знание русских народных сказок....