Занятие по сказкотерапии для детей старшего дошкольного возраста
картотека по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
МДОБУ «Ежовский детский сад «Солнышко»
Утверждаю
заведующий МДОБУ
«Ежовский детский сад «Солнышко»
________ М.С. Седанова
Занятие по сказкотерапии для детей
старшего дошкольного возраста.
Подготовила: Яликова А.Н.
Занятие по сказкотерапии для детей
старшего дошкольного возраста.
Воспитатель старшей группы : Яликова А. Н..
«Сказочное путешествие».
Цель:
Развитие способностей невербальной коммуникации в условиях морально-нравственного выбора, формирование эмоционально-индивидуальной сферы дошкольников, увеличение познаний об эмоциях, чувствах, способности положительного миропонимания, эмпатии, толерантности, с компонентами сказкотерапии в условиях дополнительного образования.
Методы: компоненты сказкотерапии, игротерапии, кинестетические упражнения, движения.
Ожидаемые результаты: формирование эмпатических, позитивных взаимоотношений в небольших группах, развитие «Я - образа», социально-психологическое изменения действия на подрастающую личность, овладение морально-нравственными общепризнанными мерками поведения.
Ход занятия с элементами сказкотерапии:
Вступительная часть
Дети входят в зал под музыку. Становятся в круг.
Педагог:
- Добрый вечер, дорогие ребята (дети здороваются). Посмотрите внимательно по сторонам, давайте повернемся друг к другу и поздороваемся (дети здороваются).
Ребята, а как вы думаете, как можно поприветствовать друг друга без слов? (дети здороваются невербальным способом).
Дети, как вы считаете, поприветствовать друг друга могут только люди? (Ответы детей).
Правильно, все без исключения, несут в себе свою родную им речь. А теперь, давайте мы предположим, что мы деревья и поздороваемся. (Психолог дает детям поприветствовать друг друга как деревья, кусты, трава, птицы).
Педагог:
- Я собираюсь позвать вас в сказочное путешествие. Вам нравятся сказки? (Дети отвечают).
Педагог:
- Посмотрите, какая изящная сумочка, любопытно, что в ней? Давайте посмотрим! Здесь книга сказок (Ребята оценивают волшебную книгу совместно с психологом). Слышите, какая нежная мелодия. Откуда она к нам доносится? Вероятно, это нас сказка приглашает к себе в гости! Вы согласны отправиться в путешествие? В таком случаем, давайте усядемся поудобнее, возьмемся за ручки и отправимся в путь. В сказке, возможно, оказаться посредством волшебных ворот. Смотрите, вот и они! (Ребята, взявшись за руки, продвигаются за психологом через ворота).
Ребята, в каком месте же мы с вами оказались? Похоже, я поняла, слышите (ребята вслушиваются, это шумит море, и кричат чайки. Мы с вами очутились на побережье моря, ну что пошли? (Аудиозапись «Звуки моря»)
Психогимнастика.
Дети проходят к морю по вымышленному песочку (выполняют психогимнастическое упражнения) :
- Сперва по сухому песку,
- Потом по горячему песку,
- Далее по раковинам и камням,
- Затем по мокрому песку,
- И в заключении по вязкому песку. (Вероятно он стал такой, вследствие того что его намочила волна)
Дети с педагогом проходят до крайнего морского побережья.
Педагог: - Смотрите, мы с вами и на берегу моря. Давайте понюхаем, какой аромат вы чувствуете? (Дети отвечают). Верно, таким образом, пахнет море, морские водоросли. Подставьте свои лица под морской ветерок, он такой легкий, так мягко касается ваших волос, ладошек, лиц. Морской воздух оказывает лечебное воздействие на наши органы. Давайте еще раз вдохнем его и почувствуем, как он лечит нас (ребята делают упражнения на дыхание).
Ой, пошел легкий дождь! Какой теплый и приятный! Как хорошо, а давайте прикоснемся водички, как вы думаете, какая она? (Дети дают ответы, безусловно, она холодная, приятная, так не терпится с ней поиграть (ребята совместно с психологом разбрызгаются воображаемой водичкой). А как еще возможно поиграть? (Дети дают ответы, правильно, попрыгать через волны! (Ребята с психологом скачут через воображаемые волны). Наигрались (дети дают ответы). Послушайте, как шумит море (дети слушают). А кто проживает в море? (Ребята отвечают, да, медузы (психолог показывает кинестетические упражнения, дельфины (показывает, как выпрыгивают дельфины из воды, разнообразные рыбки (показывает, как плавают рыбки, крабы (демонстрирует, как ходят крабы).
Основная часть.
Сказкотерапия с детьми.
Дети усаживаются.
Педагог: - Закройте глаза, расслабьтесь, подставьте собственное лицо под горячие лучики солнца, ощутите, как оно ласкает вас, почувствуйте прикосновение легкого ветерка, который играет с вашими волосами, протяните к нему ваши ладошки. Прислушайтесь, к сказке. Смотрите, вот прилетели крохотные эльфы, они усаживаются кому-то на плечо, кому-то на ладошку, а кому-то на головку. Откройте глаза взгляните, как все поменялось! Вы преобразились в маленьких насекомых! Да, на самом деле, вы сейчас муравьи, а я также поменялась, и превратилась в колдунью-пчелу. Вставайте на ноги, сказка начинается.
Сказка «О дружбе и ее потере».
Жили-были два муравья Мур и Рум. Они были очень большими друзьями и превыше всего ценили свою дружбу. Однажды встретили Мур и Рум старого Богомола и рассказали ему о своей дружбе.
– Так вы думаете, что нет ничего на свете, что смогло бы разрушить вашу дружбу?
– Мы уверены – что бы ни случилось, наша дружба не может исчезнуть! – говорили муравьи. – Можешь как угодно испытать нас, дружба останется несокрушимой.
– Вы хотите подвергнуть вашу дружбу испытанию? – спросил Богомол. – Стоит ли? Если вы потеряете вашу дружбу, восстановить ее будет очень сложно.
– Мы не боимся испытаний. Проверь нас! – настаивали муравьи. – А если наша дружба не выдержит, значит, она не нужна нам.
– Ну что же, хорошо. Но потом пеняйте только на себя, – сказал Богомол. – Пойдемте к Пчеле-Колдунье, и пусть она с помощью своего волшебства подвергнет вас испытаниям. Посмотрим, устоит ли ваша дружба.
Отправились Мур и Рум к Пчеле и рассказали ей о своем желании доказать Богомолу, что нет вещи, способной уничтожить их дружбу. Подумала Пчела-Колдунья и сказала :
– Хорошо, я устрою вам семь испытаний. Проверим крепость вашей дружбы. Вот первое испытание. – и зажужжала заклинанья:
Елики-горелики, Лики-рели-ка!
Сохранится ль дружба
Существ без языка?
Она тихонько коснулась муравьев своим жалом и – они забыли язык, на котором общались. Но ничуть не повредило это дружбе муравьев. Они сумели прекрасно обойтись без слов и быстро научились понимать друг друга.
Тогда Пчела-Колдунья вернула муравьям способность общаться на своем языке и прожжужала новые заклинания, наводя чары для второго испытания:
Елики-горелики,
Лики-рели-ка-тож!
Прозвучите в речи
Грубость, обида и ложь!
Стали муравьи оскорблять друг друга и обвинять в том, чего никогда не было. Более того: даже обычные слова казались им оскорблением, потому что стали они очень обидчивыми, и уже, казалось, приходит конец их дружбе. Но друзьям удалось остановиться, потому что поняли они, что нет за их словами злобы. Они сумели простить друг другу дерзкие и несправедливые слова, и дружба их устояла.
На третий раз Пчела разбудила в их душах злобу. «Теперь-то точно поссорятся!» – подумала она. Но Мур и Рум излили свою ярость, переломав сухие травинки и палочки, и, освободившись от нее, обнялись снова. Растерялась было Пчела-Колдунья. Однако сняв заклятье грубости и обмана с муравьиных речей, попыталась в четвертый раз: вызвала она у муравьев сильнейший страх перед миром. Долго Мур и Рум не решались вылезти из-под листочков, где прятались от всех окружающих опасностей и друг от друга. И все же вылезли они – и объединились: вдвоем не так страшно. И дружба победила страх. Ничего не смогли поделать с муравьиной дружбой и жажда власти («кто главнее?», вызванная в их сердцах Колдуньей, и переживания горя.
Перед седьмым испытанием всерьез задумалась Пчела-Колдунья: какие же еще навести чары? Тогда старый Богомол сказал ей :
– Одно только уничтожит их дружбу.
– Мои чары пробуждают только то, что есть в них самих, – оговорилась Пчела.
– Это я помню. И беспокоюсь: сможешь ли ты потом вернуть все, как было?
Пошептались они о чем-то с Пчелой и высказали муравьям свои сомнения в необходимости последнего колдовства. Однако Мур и Рум, как никогда уверенные в силе своей дружбы, настаивали на последнем, седьмом, испытании.
Делать нечего. В последний раз взялась ворожить Пчела:
Елики-горелики. Лики-рели-ка-иста-ми!
Станьте, муравьи,
Ныне.
И Пчела произнесла самое важное слово заклятия (догадайтесь – какое). И сама подивилась результату: отвернулись бывшие друзья друг от друга и уползли в разные стороны. Как ни старалась Пчела, не удалось ей расколдовать Мура и Рума и восстановить дружбу.
Почему? Потому что разбуженное ею в сердцах бывших друзей качество разрушает все – даже самые добрые отношения. Потому что как болезнь проникает оно в душу и отделяет одно живое существо от всех других живых существ. Потому что враждебно это качество всякому искреннему и доброму общению. Никакая дружба не устоит, если просыпается в душе.
(Педагог читает сказку, в период которой дети осуществляют невербальные движения).
Беседа психолога с ребенком согласно содержанию сказки.
Обсуждение проблемных вопросов, подбор героев согласно индивидуальным предпочтениям.
Педагог: - Наша сказка завершилась. Присаживайтесь ко мне поближе.
Вам приглянулась сказка? (Ответы детей).
О чем она была? (Ответы детей).
Какие испытания были в сказке? (Ответы детей). А заключительное испытание, какое было? Как пчела побудила в них то, что было в их сердцах - эгоизм.
А скажите мне, кто такой эгоист? (Ответы детей).
Какое у эгоиста сердце? (Ответы детей). Правильно оно каменное.
А возможно разжечь такое сердце и как? (Ответы детей).
Конечно, необходимо отметить, отличные, добрые слова.
А как вы понимаете, эти слова? (Ответы детей).
Молодцы, вы правильно все сказали. Я считаю, что на вас волшебство колдуньи-пчелы никак не повлияли? Что я вижу? Разве сделала ошибку? Взгляните! Волшебство повлияло на Карину, Расула и Али! Что же нам делать, как нам снять с них злые чары? Догадалась! Мы же с вами в сказочной стране и можем применить волшебный купол, а смотрите вот он и лежит! Давайте его возьмем, откроем, станем в круг (дети открывают парашют и становятся в круг).
Педагог сообщает каждому из околдованных детей пройтись по куполу, однако это не действует.
Педагог: - Я, должно быть, знаю, что необходимо сделать, Аиша, Амира и Мурад присаживайтесь под купол, а мы с вами сейчас скажем хорошие, сердечные слова и поднимем волшебный купол трижды. (Ребята сообщают хорошие слова, далее поднимают купол три раза, под куполом ребята, сперва сидели спинами друг к другу, поворачиваются лицом друг к другу и обнимаются. Психолог предлагает им присоединиться к детям, стать в круг).
Педагог: - Как хорошо все вышло, и ваши слова и волшебный купол расколдовали наших друзей, сейчас его можно убрать.
Заключительная часть занятия.
Психогимнастическое упражнение. «Цветы для друзей».
По этому случаю не терпится подарить тот или иной презент (ребята предлагают, что возможно подарить). Я хочу порекомендовать в презент цветы (ребята дают согласие, сделанные своими руками из бумажных салфеток.
От подобных великолепных цветов хочется петь и танцевать!
Давайте, быстрее образуем круг!
В круг дружно стали мы
Руки дружбы подали
(Звучит аудиозапись песни, дети танцуют).
Как стремительно истекло время, нам необходимо возвращаться в детский клуб. Возьмите друг друга за руки и спокойно проходим через арку, чтобы вернуться. (Дети вместе с психологом проходят сквозь арку).
А сейчас настало время попрощаться, повернитесь друг к другу (ребята возвращаются и прощаются вербальным и не вербальным методом). Педагог уходит с детьми из комнаты под мелодию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста
Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста...
НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста
Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....
Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".
Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о...
Программа коррекционно-развивающих занятий по сказкотерапии для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки»
Данная программа представляет собой универсальный, психолого- педагогический продукт, который выполняет основные требования стандарта разработанного на основе конвенции ООН о правах ребёнка Конституци...
Структура коррекционного занятия по сказкотерапии с детьми дошкольного возраста
Занятия по сказкотерапии включают в себя нескалько этапов Первый этап - Организационный Перед началом занятия я включаю «сказочную» музыку, это помогает с...
Занятие по физической культуре с элементами сказкотерапии "Теремок" (старший дошкольный возраст)
Занятие по физической культуре с элементами сказкотерапии "Теремок" (старший дошкольный возраст)...