Речевая культура педагога «Искусство говорить с детьми»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Г.Гегель
«Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания». В.А.Сухомлинский
Язык воспитателя должен быть для ребят эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и тончайшего инструмента педагог развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.
Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевая культура педагога «Искусство говорить с детьми» | 1.89 МБ |
Речевая культура педагога «Искусство говорить с детьми» | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Значение культуры речи воспитателя детского сада. Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Основным механизмом овладения детьми родным языком является подражание. Дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения , опирающееся на владение родным литературным языком. М.М.Алексеева : « Ребенок перенимает не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки , которые встречаются в их речи”. Поэтому педагог должен придерживаться литературных норм произношения, правильно ставить ударение, устранять говоры.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека . Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ. Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.
Язык воспитателя должен быть для ребят эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и тончайшего инструмента педагог развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово . Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования .
Компоненты культуры речи педагога:
Правила речевой культуры педагога: 1 . Педагог должен говорить негромко , но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения. 2. Педагог должен говорить внятно. 3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту . 4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими . Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна. 5. Педагог должен говорить с интонацией , т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать.
Невербальная культура общения педагога Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения . Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами , а 55% - невербальными средствами . Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации. Выразительность пластики тела. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками) .
Компоненты речи
При общении необходимо следовать некоторым принципам: принимать ребенка таким, каков он есть; помнить, что каждый человек самобытен; верить в способности воспитанников стимулировать их творческую активность ; уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого; не унижать достоинства ребёнка; не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий; помнить, что любой может ошибаться;
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ : Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами; Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это… Неуместное использование звукоподражательных слов; Ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.
Предварительный просмотр:
Речевая культура педагога
«Искусство говорить с детьми»
Значение культуры речи воспитателя детского сада.
Лишь благодаря общению ребенка со взрослыми и усвоению многовекового опыта человечества осуществляется всестороннее развитие ребенка. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения.
Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду.
Подражание - одним из основных механизмов овладения детьми родным языком. Дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Большое влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель. И.О.Соловьева отмечает, что “перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи”.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. М.М.Алексеева отмечает, что подражая взрослым, ребенок перенимает “не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи”. Поэтому педагог должен самокритично относиться к собственной речи, придерживаться литературных норм произношения, и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению. Необходимо устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи воспитателя ДОУ, работающего с детьми дошкольного возраста.
Речь воспитателя должна строго соответствовать по содержанию возрасту детей, на которых она направлена, их развитию, запасу представлений об окружающем, опираться на их опыт.
Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.
Язык воспитателя должен быть для ребят эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и тончайшего инструмента педагог развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.
Именно поэтому к речи педагога ДОУ, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Компоненты культуры речи педагога:
Грамотность построения фраз.
- грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов.
Простота и ясность изложения: немногословие.
Выразительность:
- интонация и тональность; - темп речи, паузы;
- динамика звучания голоса; - словарное богатство;
- образность речи; - дикция.
Правильное использование специальной терминологии:
- исключение режущих слух фразеологических оборотов;
- исключение лишних слов.
Правила речевой культуры педагога:
1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.
2. Педагог должен говорить внятно.
3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.
4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна.
5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.
6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.
Невербальная культура общения педагога
Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.
Невербальные средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.
Невербальное поведение педагога связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.
Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.
Выразительность пластики тела. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками) .
При общении необходимо следовать некоторым принципам:
- принимать ребенка таким, каков он есть;
- помнить, что каждый человек самобытен;
- верить в способности воспитанников
- стимулировать их творческую активность;
- уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
- не унижать достоинства ребёнка;
- не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
- помнить, что любой может ошибаться.
САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ:
- Частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
- Употребление в речи лишних слов: ну, вот, значит, это…
- Неуместное использование звукоподражательных слов;
- Ошибки в речи: ложить вместо класть, свекла вместо свёкла, придумай слово вместо назови и припомни, позвоним вместо позвоним и др.
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Г.Гегель
«Слово – важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь. В слове аккумулируются отношения между людьми. Слово выражает идею, а идея – столбовой корень воспитания». В.А.Сухомлинский
Тренинг «Говорите правильно!»
1. Тренинг «Перефразирование», направлен на развитие вербальной коммуникации:
Каждая команда должна вспомнить какое-нибудь четверостишье из знакомого стихотворения и перефразировать его так, чтобы каждая строфа передавалась в нем иным словом или словосочетанием. (7-10 минут). По итогам выполнения задания каждая команда должна рассказать то, что получилось, а остальные – догадаться о каком четверостишье идет речь.
2.Произнесите слова с правильным ударением:
Опросный лист № 1
1.асиммЕтрия – асимметрИя 2.бАнты – бантЫ
3.вклЮчит – включИт 4.газопрОвод – газопровОд
5.диспАнсер – диспансЕр 6.ломОта – ломотА
7.дремОта – дремотА 8.зАдать – задАть
9.зАнять – занЯть 10.звОнит – звонИт
11.катАлог – каталОг 12.красИвее – красивЕе
13.кУхонный – кухОнный 14.меньшИнства – меньшинствА
15.мусоропрОвод – мусоропровОд 16.никчЕмный – никчЁмный
17.обеспЕчение – обеспечЕние 18.обОдрить – ободрИть
19.осУжденный – осуждЁнный 20.плЕсневеть – плесневЕть
21.полигрАфия – полиграфИя 22.пОнял – понЯл
23.премИровать – премировАть 24.принУдить – принудИть
25.слИвовый – сливОвый 26.тУфля – туфлЯ
27.углУбленное изучение – углублЁнное 28.хАос – хаОс
Шкала оценки уровня культуры речи педагога:
0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;
3 – 6 ошибок – удовлетворительный;
7 – 10 ошибок – низкий;
Опросный лист № 1 (ключ)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Тренинг «Говорите правильно!»
1. Тренинг «Перефразирование», направлен на развитие вербальной коммуникации:
Каждая команда должна вспомнить какое-нибудь четверостишье из знакомого стихотворения и перефразировать его так, чтобы каждая строфа передавалась в нем иным словом или словосочетанием. (7-10 минут). По итогам выполнения задания каждая команда должна рассказать то, что получилось, а остальные – догадаться о каком четверостишье идет речь.
2.Произнесите слова с правильным ударением:
Опросный лист № 2
1.бАловаться – баловАться 2.вероисповЕдание – вероисповедАние
3.врУчит – вручИт 4.грУшевый – грушЁвый
5.дОбыча –добЫча 6.дОсуг – досУг
7.жАлюзи – жалюзИ 8.закУпоривать – закупОривать
9.запломбИровать – запломбировАть 10.исчЕрпать – исчерпАть
11.кладОвая – кладовАя 12.крЕмень – кремЕнь
13.лОмоть – ломОть 14.мотивИрованный – мотивирОванный
15.нАчать – начАть 16.новорОжденный – новорождЁнный
17.облЕгчить – облегчИть 18.Оптовый - оптОвый
19.откУпорить – откупОрить 20.повтОришь – повторИшь
21.страховой пОлис – полЮс 22.предпрИнять – предпринЯть
23.прИбыл – прибЫл 24.прИданое – придАное
25.тОрты – тортЫ 26.увЕдомить – уведомИть
27.фенОмен – феномЕн 28.ходАтайствовать – ходатАйствовать
Опросный лист № 2 (ключ)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Шкала оценки уровня культуры речи педагога:
0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;
3 – 6 ошибок – удовлетворительный;
7 – 10 ошибок – низкий;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Искусство говорить с детьми"
Задача педагогов в области развития речи детей - помочь им в освоении разговорной речи, упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм». Речи следует учить прежде всего путем...
Семинар-практикум "Искусство говорить с детьми"
Приложение к презентации....
Тренинг для молодых педагогов «Искусство говорить»
Специальные дыхательные упражнения для правильной и красивой речи...
Тренинг для молодых педагогов "Искусство говорить"
Умение говорить красиво и правильно – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда воспитателя.Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, характ...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему: "Искусство говорить с детьми"
методическая разработка учителя-логопеда ДОУ...
Консультация для педагогов «Искусство говорить с детьми. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 104» Консультация для педагогов «Искусство говорить с дет...
«Искусство говорить с детьми. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Воспитание звуковой культуры речи – одна из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения...