Коррекционно-развивающая работа с детьми с гиперактивностью.
консультация по коррекционной педагогике
Коррекционно-развивающая работа с детьми с гиперактивностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kor.raz_.rab_s_detmi_s_giperaktiv.noyabr_21.docx | 16.73 КБ |
21_telesno-orientir.terapiyaslaydynoyab.21.pptx | 80.09 КБ |
21_kor.razv_rab_s_detmi_s_gper.aktiv_.noyab_21.pptx | 80.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа с детьми с гиперактивностью.
Слайд № 2
Цель: коррекция нарушений поведения ребенка.
Задачи:
-научить ребенка контролировать свое поведение (самоконтроль произвольного поведения);
-научить ребенка навыкам двигательного контроля;
-отрабатывать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-научить справляться с гневом;
-помочь гиперактивному ребенку развивать внимание.
Слайд № 3
Термин «гиперактивность» по отношению к детям до сих пор не имеет однозначного толкования, однако к внешним проявлениям детской гиперактивности можно отнести невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются у детей в возрасте до 7 лет, с каждым годом количество детей с подобным поведением увеличивается, у мальчиков оно встречается чаще, чем у девочек. Пики проявления данного синдрома совпадают с психоречевым развитием детей: в период от 1 до 2 лет, когда у ребенка закладываются навыки речи; в 3 года, когда у ребенка увеличивается словарный запас и в период с 6 до 7 лет при формировании чтения письма.
Слайд № 4
В коррекционной работе с гиперактивными детьми используются три основных направления:
1.Развитие внимания, контроля поведения, двигательного контроля.
2.Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
3.Обучению ребенка контролю над проявлением гнева.
Работа над этими направлениями может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление. Например, отработка навыков при взаимодействии с окружающими.
Надо понимать, что в каждом человеке с детства заложены огромные и часто не реализованные резервы, как физические, так и интеллектуальные. Постоянная работа по развитию этих возможностей может любого ребенка превратить в уникальную личность с присущими ему яркими талантливыми чертами.
Слайд № 5
Практически все дети с диагнозом детская гиперактивность обладают высокими компенсаторными возможностями, для включения которых необходимы следующие условия:
-развитие ребенка должно происходить в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением режима.
-обучение ребенка желательно проводить по специальной программе.
-при необходимости медикаментозная поддержка.
Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным.
Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций (например, внимания и контроля двигательной активности или внимания и контроля поведения). И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции одновременно.
Слайд № 6
С ребенком можно проводить различные методические приемы как:
-игры на развитие внимания, воображения.
-игры и задания, направленные на развитие произвольности.
-дыхательные упражнения.
-релаксационные методы.
-обсуждение различных чувств.
-рисование.
Слайд № 7
Также упражнения:
1.Для развития произвольности;
2.Для развития внимания и памяти;
3.Для развития моторики и координации движений;
4.Для преодоления застенчивости;
5.Для активизации подкорковых структур мозга;
6.На нормализацию мышечного тонуса.
Нужно создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Слайд №8
Можно использовать для этого игры:
1.Игра «Что исчезло?».
2.Игра «Бирюльки» - на столе лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно брать двумя пальцами так, чтобы не задеть остальные.
5.Игра «Запомни и повтори движения».
4.Игра «Снеговик»- ребенку предлагают представить себя снеговиком - тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал «таять» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он - лужица воды.
5.Игра для самоконтроля за своими движениями «Черепаха»: движения ребенка начинаются от противоположной стороны по отношению к взрослому, как черепаха - медленно, не останавливаясь и не спеша. Через 2-3 минуты дается новая команда - остановиться, «замереть». Побеждает тот, кто дальше всех оказался от взрослого. Можно игру повторить несколько раз и обсудить ее (что мешало двигаться медленно, и что помогло выполнить команды).
6.Игра для развития контроля за импульсивными действиями «Говори» - взрослый задает разные вопросы, но отвечать на них нужно после паузы по команде «Говори».
Полезны также пальчиковые игры, так как гиперактивный ребенок непоседлив, а его пальцы находятся в постоянном, иногда в бесцельном движении.
Слайд №9
Рекомендуют проводить тренинги с моделированием стандартных ситуаций.
Детям для рассматривания предлагают набор сюжетных картинок конфликтного содержания. Дети решают, как правильно поступить: - все едят конфеты, а один - нет; - все играют игрушками, а один-нет; - все смеются, над малышом, который плачет. Ситуации и способы выхода из них разыгрываются с детьми.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Телесно-ориентированная терапия-направление психотерапии, работающее с проблемами и «неврозами» пациента через процедуры телесного контакта. Детская телесно-ориентированная терапия- метод психологической коррекции через работу с физикой ребенка. Во время занятий ребенок учится лучше управлять своим телом, взаимодействовать с окружающей средой, проявлять важные чувства и эмоции. Все навыки формируются посредством простых движений. Телесная терапия позволяет справляться с различными речевыми, умственными нарушениями, преодолевать страхи, неврозы у детей.
К потере контакта с телом приводят: Любого рода насилие:физическое,эмоциональное или психологическое; Ранние детские болезни, трудные роды,врожденые дефекты, физические травмы, которые ребенок не мог контролировать, несчастные случаи и хирургические вмешательства; Плохие ранние объекты отношения, где родительское «отзеркаливание»,столь необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватным; Неадекватные или нарушенные границы в отношениях членов семьи;
К потере контакта с телом приводят: критика и чувство стыда, которое родители проецируют на ребенка, когда они сами не в ладах со своим телом; эти чувства могут быть вызваны также отвергающими или чрезмерно контролирующими родителями; ситуации, когда родители покидают своего ребенка или его игнорируют;ощущение,что тело или личностные особенности ребенка не соответствуют культурному идеалу или семейному стилю; религиозное обесценивание чувственности, потребностей тела, самой телесности как фундаментальной основы восприятия внешнего мира и внутренних переживаний; травмирующий опыт катастрофы, стихийного бедствия, войны.
Первый этап: «Я- здесь, Я- есть» игровые упражнения на знакомство с частями тела; принятие и проявление любви к своему телу; тактильный контакт; локализация телесных ощущений; релаксационные упражнения.
Второй этап: « Самомассаж » пальчиковая гимнастика; логоритмика ; элементы йоги для детей; ЛФК; остеопатические и дыхательные упражнения.
Третий этап: «Работа в паре» формируем базовые потребности: в доверии, поддержке и защите; ориентировка в пространстве; координация движения; отрабатывание понятий лево/право.
Индивидуальная работа.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: коррекция нарушений поведения ребенка. Задачи: Научить ребенка контролировать свое поведении(самоконтроль произвольного поведения); Научить ребенка навыкам двигательного контроля; Отрабатывать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками; Научить справляться с гневом; Помочь гиперактивному ребенку развивать внимание.
Термин «гиперактивность» по отношению к детям до сих пор не имеет однозначного толкования, однако к внешним проявлениям детской гиперактивности можно отнести : Невнимательность, Импульсивность, повышенную двигательную активность.
В коррекционной работе с гиперактивными детьми используют три основных направления: 1.Развитие внимания, контроля поведения, двигательного контроля. 2.Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 3.Обучение ребенка контролю на проявлением гнева.
Условия для включения высоких компенсаторных возможностей для детей с гиперактивностью : -развитие ребенка должно проходить в благоприятной обстановке без интеллектуальных перегрузок, с соблюдением режима. -обучение ребенка желательно проводить по специальной программе. -при необходимости медикаментозная поддержка.
Методические приемы: -игры на развитие внимания, воображения. -игры и задания, направленные на развитие произвольности. -дыхательные упражнения. -релаксационные методы. -обсуждение различных чувств. -рисование.
Уражнения : -для развития произвольности; -для развития внимания и памяти; -для развития моторики и координации движения; -для преодоления застенчивости; -для активизации подкорковых структур мозга; -на нормализацию мышечного тонуса.
Игры: - «Что исчезло?». «Бирюльки». «Запомни и повтори движение». «Снеговик». «Черепаха». «Говори». Пальчиковые игры.
Тренинги с развитием стандартных ситуаций.
Спасибо за внимание.