Консультация для педагогов ДОУ «Взаимодействие тифлопедагога со специалистами ДОУ компенсирующего вида»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Крамарева Татьяна Викторовна

Консультация для педагогов ДОУ

«Взаимодействие тифлопедагога  со специалистами ДОУ

компенсирующего вида»

 

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) ВКК

Крамарева Т.В.

 

Если проанализировать все существующие особенности психофизического развития детей с нарушением зрения с точки зрения коррекционного воздействия, то можно представить конкретные занятия, виды деятельности, наиболее тесно с ними связаны.

Каждый вид отклонений требует определенных форм и средств воздействия и одновременно нуждается в тесной связи с другими сторонами отклонений и мерами коррекционной помощи. В этом видится важнейший принцип взаимосвязанных и взаимообусловленных дидактических средств, определяющих сущность организации коррекционной работы, интеграция всех психолого-педагогических и медицинских средств воздействия позволяет видеть помощь детям как системное образование. В коррекционной работе должны быть три типа взаимодействия:

- взаимодействие между особенностями психофизического развития и содержанием специальных коррекционных занятий и конкретными видами детской деятельности;

- взаимодействие между видами коррекционной помощи (медицинской, психологической и педагогической);

- взаимодействие между видами коррекционных занятий, их содержанием и методикой, этапами и средствами коррекции.

Эти три типа взаимодействия включают все виды коррекционной помощи детям с нарушением зрения, в первую очередь детям с косоглазием и амблиопией, отличительной особенностью которых является то, что у значительной части детей имеется возможность улучшения зрения за счет медико-психолого-педагогической помощи, как комплексной системы  взаимосвязанных мероприятий. И во всей этой работе тифлопедагог является связующим звеном, проводником между медицинской и педагогической работой.

Под коррекционно-педагогической работой понимается система мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения.

Получая от офтальмолога и медсестер-ортоптисток, медицинские рекомендации по лечению и используя данные, полученные в результате педагогического обследования, тифлопедагог разрабатывает план своей деятельности с учетом коррекционных задач и выделяет важнейшие аспекты для работы.

В нашем детском саду взаимосвязь со специалистами и воспитателями осуществляется путем консультативной работы, ведения тетрадей взаимосвязи. Для воспитателей разрабатываются таблицы, из которых он узнает, на каком этапе находится сформированность той или иной функции, развитию чего необходимо уделить большее  внимание. Прилагается список  игр и упражнений для развития и стимулирования зрительных функций. Важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбирают индивидуально для каждого ребенка в зависимости от состояния зрения и периода восстановительной работы. Так, например, при высокой степени амблиопии, предметы и изображения для занятий даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Для активизации зрения детей с косоглазием в период плеоптического лечения очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек. Для воспитателей также разработаны листы дифференцированного подхода, в которых указаны зрительная нагрузка, цвет, форма, величина наглядности, посадка детей на занятии в зависимости от диагноза и остроты зрения. Тетрадь взаимосвязи позволяет напрямую проследить взаимную работу воспитателей и тифлопедагога.

В тетради взаимосвязи со специалистами тифлопедагог включает общие для всех детей со зрительной депривацией рекомендации с указанием коррекционной цели, с которой дается задание. Воспитатель, контролируя  выполнение данного задания  детьми, отмечает трудности, возникающие в процессе работы, и делает запись об этом в графе «отметка о выполнении». Тифлопедагог, изучая эти записи. Повторно включает уже в свои занятия. Тетрадь для индивидуальной работы с тифлопедагогом включает индивидуальные задания по формированию и развитию способов познания окружающего мира в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога и этапами лечения. Каждый педагог, если ему известно состояние детей и рекомендации врача-офтальмолога, может подбирать индивидуальные занятия детям на занятиях. Например, если на занятиях по математике формируется понятие широкое-узкое, длинное-короткое, можно предложить детям в зависимости от величины объекта нарисовать дорожки соответствующей ширины. Тем детям, которые по состоянию зрения не могут справиться с этим заданием, предлагается выбрать из набора лент ленты разной ширины и соответствующего размера. Большое значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют различные наглядные пособия, дидактический материал, которые педагоги используют на занятиях. Они должны быть лаконичны и понятны детям, по цвету - яркими, контрастными и насыщенными.

Зная зрительные возможности детей, педагоги целенаправленно влияют на развитие зрения, создают условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.

Коррекционную направленность занятий определяет использование индивидуального и дифференцированного подхода. Поэтому так важна для детей с нарушением зрения совместная помощь специалистов, одним из которых является тифлопедагог.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РУКОДСТВОМ ДОУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

  В настоящее время образовательное учреждение должно иметь свой облик (концепцию, программу развития учреждения, организационно-нормативные документы), особые подходы к ребенку и родителя...

Консультация для педагогов ДОУ: "Взаимодействие педагогов по организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Вашему вниманию представлен опыт работы по организации работы специалистов и педагогов  по созданию условий для  полноценного физического развития детей в ДОУ....

Развивающая предметно-пространственная среда в работе специалистов ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

Информационная справка о проведении открытого методического дня для специалистов городского методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов....

Консультация для педагогов «Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования»

Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.Важнейшим направлением деятельности модели становится подготовка всех участников образовательного процесса к работе в...

Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия специалистов и воспитателей в процессе ООД и праздников"

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического разви...

Консультация для педагогов Тема: «Взаимодействие специалистов ДОУ и семьи при формировании у дошкольников целостной картины мира, духовно- нравственных ценностей, также интереса к своей малой Родине»

Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования согласно Закону об образовании (ст. 3) является гуманистический характер образования, приоритет жизн...