Позновательно-исследовательская деятельность
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Жеглова Елена Анатольевна

Позновательно-исследовательская деятельность с детьми раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 32 «Журавушка»

города Губкина Белгородской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 «Познавательно - исследовательская деятельность

с детьми раннего возраста»

Подготовила:

учитель-дефектолог

Жеглова Елена Анатольевна

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и экспериментирования ребёнка с предметами. Ребёнок, исследуя различные предметы и их свойства устанавливает причинно – следственные связи, изучает характер движений и соотношения предметов, тем самым формируя свой интеллектуальный и творческий потенциал. Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мир открывается для них через опыт личных ощущений, действия, переживания.

    Перед педагогами, работающими с детьми раннего возраста стоит задача не упустить благоприятное время, использовать его для развития любознательности, интереса к изучению окружающего мира.

 Содержание образовательной области «Познание» направлено на интеллектуальное развитие и развитие познавательных интересов детей.

                                                  

Организуя работу с малышами, мы поставили перед собой следующие задачи:

 

  1. Развивать познавательные способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов.
  2. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
  3. Поддерживать стремление детей вступать в положительное общение, стимулировать детские высказывания.
  4. Углублять представления о живой и неживой природе.
  5. Формировать представления о формах, качествах и свойствах предметов.

                                                  

Основные принципы организации экспериментирования с детьми раннего возраста:

  • Ведущая роль взрослого, дающая образец действия с предметами и материалами,
  • Беседа с детьми во время экспериментирования,
  • Содержание каждого экспериментирования должно быть непосредственно связано с окружающей ребёнка действительностью,
  • Строгое соблюдение правил безопасности.

                                                 

Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, но и развить его познавательные интересы.

 

Условия, необходимые для успеха познавательно-исследовательской деятельности:

  • Интерес детей к содержанию деятельности.
  • Доступный для возраста материал.
  • Дозировка степени активности взрослого.
  • Доброжелательная обстановка.

                                                     

Оборудование.

      Материал для познавательно-исследовательской деятельности расположен в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.

Часть объектов для исследования в действии расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаем в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделяем весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняем их, чтобы вызывать интерес детей к новым или немного "подзабытым" материалам.

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: во время приёма пищи, проведения образовательной ситуации, игр, прогулки, умывания. Создаются специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

Имеется в группе корзина с разнообразными сокровищами, которая периодически попадает во власть детей, собран разнообразный природный материал (шишки, камни, желуди), которые позволят детям развить свои тактильные ощущения, научиться определять разнообразную фактуру поверхности.

Необходимо помнить, что в раннем возрасте познавательная активность детей – это экспериментирование с различными предметами и орудийные действия. Смысл действий открывает для ребёнка взрослый. Он соучастник, помогающий малышу освоить какое – либо действие, образец того, как нужно делать. Поэтому, организуя экспериментальную работу с детьми раннего возраста необходимо придерживаться следующей структуры:

                                        

Структура экспериментальной деятельности.

  • Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке взрослого в раннем, младшем и среднем дошкольном возрасте)
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе экспериментирования,
  • Распределение детей на подгруппы,
  • Выполнение эксперимента (под руководством воспитателя),
  • Наблюдение результатов эксперимента,
  • Формулировка выводов при поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, (самостоятельно в среднем и старшем).

                                                      

Исследуем мир вещей.

Для детей раннего возраста характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Почему одни вещи падают, а другие наоборот летают? Можно ли из нескольких предметов сделать один, а потом разобрать его на части? Могут ли вещи находиться здесь и быть невидимыми? Пульт от телевизора, венчик для взбивания, связка ключей,  ёршик и молоток – все эти вещи обладают для детей раннего возраста большой притягательной силой. Эти вещи из взрослого мира интересуют их больше, чем любые игрушки. Сталкиваясь с вещами из повседневной жизни, подражая в общении с ними взрослым, дети открывают для себя важные законы мироустройства, обретают полезные знания и навыки.

Чем меньше дети, тем с большим удовольствием они исследуют предметы домашнего обихода. Для этой цели у нас в группе есть специальная корзина. Что дети могут узнать и чему научиться во время использования этой корзины?

- узнать вещи, поверхность которых различается на ощупь: шершавый мяч, гладкая деревяшка, прохладный на вкус предмет из металла.

- узнать вес и размер. Найти лёгкие и большие, а также маленькие и тяжёлые вещи.

- познакомиться с различными цветами и формами.

- научиться сортировать предметы по категориям.

- находить вещи, о назначении которых можно догадаться, например – щётку.

- находить вещи, которые вызывают большой интерес и, исследовать, что с ними можно сделать.

- находить вещи, которые можно вставлять друг в друга, деформировать, на которые можно нажимать, и с которыми так поступать нельзя.

- находить вещи, которые создают шум, и которые остаются безмолвными.

 Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми мы отдаём практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

 

Эксперименты на подносе.

 Почему нужно использовать поднос?  Поднос позволяет более чётко обозначить ребёнку пространственные рамки для выполнения задания. Эти рамки определяют место ребёнка и однозначно показывают, какие предметы относятся к заданию. Кроме того, с помощью подноса можно легко перенести предметы из одного места в другое, не боясь что- то потерять или уронить. На подносе хорошо видны результаты труда ребёнка, которые затем можно легко продемонстрировать кому-нибудь. На подносе удобно проводить эксперименты с сыпучими продуктами и жидкостями. Наличие стаканчиков, небольшого кувшина, воронки позволяет детям экспериментировать с пересыпанием круп, переливанию жидкостей. Используя поднос, можно приучать детей сортировать предметы для этого достаточно поставить на поднос две мерные тарелки и положить ложку, с помощью которой ребёнок будет совершать действия. В этой игре ребёнок учится сортировать предметы, при этом он совершенствует движения руки по захвату и переносу крупы ложкой.

 

Формируем образ своего «Я»

На подносе с песком можно организовать игры «Свет, мой зеркальце скажи…» и «Следы на песке». В процессе таких игр дети учатся использовать для своих поисков новые инструменты: кисти, щётки, валики, удивляться разнообразным следам, которые они оставляют, а результат их труда будет представлять для них сюрприз, ведь в зеркальном отражении они увидят своё собственное отражение. Очень дети любят играть в «Прятки», прятаться сами и прятать игрушки. Играя в прятки, дети понимают, что если предмет исчез из вида, то это не значит, что он исчез вовсе, что его можно найти если предпринять какие – либо действия. Такой же эффект получается, когда воспитатель что-то прячет под платком или крышкой, а дети потом «находят». Ребёнок ищет пути решения данной задачи с огромным интересом и бывает очень рад, если предмет находится.   

                                                           

Игры со снегом и водой.

    Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, которым, мы оснастили групповое помещение.

 Это одни из самых первых материалов, с которыми ребёнок встречается в самом начале жизни и с удовольствием действует: пробует рукой, бросает в воду игрушки и наблюдает за тем, что с ними произойдёт; опыт с таянием снега даёт детям возможность наглядно увидеть «волшебное превращение», когда из большого количества снега появилось немного «холодной воды».

                                                                  

Игры с песком

 В процессе игр с песком ребёнок знакомится с таким качеством песка, как сыпучесть и часто удивляется почему у него не получается куличик, воспитатель на глазах ребёнка смачивает песок водой и малыш очень рад тому, что теперь он смог сделать куличик. «Кладоискатели» – в этой игре малыши исследуют феномен падения и физические свойства предметов. Невероятно интересно наблюдать, как песок струится через сито. И как получается так, что песок «утекает» через сито, а спрятанные в нём предметы – нет?

                                                                

Игры с мыльной пеной

Одна из любимых забав малышей – это мыльные пузыри. А откуда они берутся и как сними можно играть? Что такое мыльная пена? Для чего она нужна? Ответы на эти вопросы малыши получают в результате игр – экспериментов и с удовольствием помогают наводить порядок в группе ( мыть посуду).

Каждый из обозначенных типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, он изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности.

 

А как исследовать звуки?

 Для этого в яслях есть много приспособленных и совсем не приспособленных предметов: звучащие музыкальные игрушки, разнообразные тарелочки, кубики, баночки, пищащие животные. Играя с этими материалами, дети ударяют ими о поверхность, друг о друга, трясут в воздухе, только с одной целью – извлечь звук, шум. Они очень интересуются вещами, которые гремят, шумят, скрипят или пищат. Дидактические игры «Где звенит», «Музыкальные прятки» помогают сформировать у детей представления о звучании.

 

Игры, направленные на знакомство с формой и величиной.

   Большой простор для исследований детей таят в себе, казалось бы, обычные игры и материалы, которыми оборудованы группы раннего возраста. Это:

-Дидактические игры для формирования представлений о форме «Передай мяч», «Почтовый ящик», «Построй домик», различные вкладыши, рамки Монтессори, «Волшебный мешочек», «Найди похожий предмет», «Подбери крышку к банке».

- Дидактические игры для формирования представлений о величине:

«Чего больше?», «Большая – маленькая», «Собери бусы», «Матрёшки построились», «Разбери шишки», игры с логическими блоками Дьенеша.

- Дидактические игры, направленные на ориентировку в пространстве: «Что изменилось?», «Вверх-вниз», «Где шире?» «Соберём квадраты», «Где же наши ручейки», «Игрушки играют в прятки», «Чего не хватает у машинки».

Сравниваем, сортируем

Можно ли из двух вещей сделать одну и как это сделать? Они ставят кубик на кубик и смотрят устоит ли башня, нанизывают на стержень кольца и наблюдают, что же будет дальше, удивляются, что не все кольца можно нанизать на один стержень, с огромным удовольствием играют с прищепками, соединяя всё, что попадётся под руку.

Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Организуя экспериментальную работу с детьми в группе, мы рекомендовали родителям провести простейшие игры-эксперименты с детьми в домашних условиях. Как это сделать и что можно использовать с малышами мы рассказали на специально – организованном мастер – классе.

Игры – эксперименты с красками позволяют детям понять, что с ними можно играть, они оставляют на поверхности след, ими можно что- то нарисовать. Они могут изменить цвет воды, если её перемешать с водой.

Многие родители откликнулись на наше предложение и потом поделились фотоматериалами и впечатлениями от проведённых опытов, отметив при этом что такие игры доставили детям много интересных минут, что к ним присоединились старшие братья и сёстры, получился своеобразный семейный досуг. Дети потом играли в такие игры не один вечер, им было очень интересно.

Таким образом, можно сделать вывод, что детское экспериментирование, является эффективным и необходимым для развития у детей раннего возраста интереса к исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличению объёма знаний, умений, навыков. Экспериментирование приносит детям не только радость и эмоциональное равновесие, развивает целый спектр умений и способностей, развивает моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь.

И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация позновательно - исследовательской деятельности дошкольников с бумагой

Развитие позновательных способностей дкетей в процессе совместной исследовательской деятельности,практических опытов с бумагой....

Конспект позновательно-исследовательской деятельности (РМП) в подготовительной к школе группе на тему «В поиске сокровищ»

Конспект позновательно-исследовательской деятельности (РМП) в подготовительной к школе группе на тему «В поиске сокровищ»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей...

Предметно - пространственная среда для организации позновательно - исследовательской деятельности в группе раннего возраста

Предметно - пространственная среда для оргонизации позновательно -  исследовательской деятельности в группе раннего возраста....

НОД позновательно-исследовательской деятельности

НОД по экологии с детьми подготовительной группы на участке...