Подвижные игры для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Подвижные игры для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста, включающие игры на улице и игры в группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_dlya_profilaktiki_narusheniya_zreniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста
Игры на улице | Игры в группе |
Охотники Играющие, разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой!» - все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника. Невод Все игроки - рыбки, кроме двух рыбаков. Рыбаки, взявшись за руки, бегут за рыбкой. Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных рыбок составляется целая цепочка - «невод». Теперь рыбки ловятся «неводом». Последние двое не пойманных игроков являются победителями, при повторении игры они - рыбаки. Берегись, Буратино! У одного из играющих на голове колпачок. Он -Буратино. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с колпачком. Однако сделать это не так просто: играющие на бегу передают колпачок друг другу. Когда водящий запятнает Буратино, они. меняются ролями. «Канатоходцы» Играют 5 и более человек. Ход игры: на площадке ребята чертят прямую линию длиной 6 - 10 м. Надо передвигаться по ней, как по канату. Разрешается держать руки в стороны. Проигрывают те ребята, которые сойдут с черты - «слетят с каната». Брось в кольцо В комнате или на школьном дворе подвешивают кольцо на высоте примерно 1,5 метра. А в руки каждому участнику дают палочку длиной до 50 сантиметров. Надо с расстояния 10-15 шагов пробежать к кольцу, бросьте палочку так, чтобы она проскочила через него, и вновь поймать ее. Если игрок выполнит задание, он выигрывает два очка; если не успеет поймать палочку и она упадет на пол - одно очко, ну а если бросит так, что промахнется, бросок просто-напросто не зачитывается. Игра продолжается пять минут. Кто набрал больше очков, тот и победил. «Светофор» Изготовляются кружки (диаметр 10 см) красного, зелёного и жёлтого цвета, которые прикрепляются к палочкам. Дети стоят в шеренге и выполняют упражнения согласно сигналам ведущего: на красный сигнал приседают, на жёлтый – встают, на зелёный – маршируют на месте. Во время движения в колонне по одному в обход площадки упражнения изменяются: красный – все стоят на месте, жёлтый – продвигаются на полусогнутых ногах, зелёный – прыгают на носках. «Охотник и олени» Два, три ребенка «охотники», все остальные дети «олени». «Охотники» с мячом в руках бегают по площадке за «оленями» и должны попасть в них мячом. «Караси и щука» На противоположных концах площадки чертят линиями две "затоки", где живут караси. Расстояние между затоками приблизительно 10-12 шагов. Среди детей выбирается "щука", которая становится посередине площадки - речки. Все дети "караси", становятся в шеренгу на одном конце площадки. На слова воспитателя "раз, два, три!" все караси переплывают на противоположный берег, в другую затоку. Щука их ловит. При повторении выбирают другого ребенка "щуку". «Шоферы» С одной стороны площадки два "гаража" (начертить две параллельные линии на расстоянии 5 - 6 шагов одна от другой). На линиях сделать места для "автомобилей"; поставить кубики. В одном гараже стоят машины с красными рулями (на кубиках лежат красные кружки), а в другом - машины с зелеными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети - "шоферы", поделены на две равные группы, становятся лицом к своим машинам каждый возле своего руля, которые лежат на кубиках. Воспитатель, который выполняет роль милиционера, стоит на одинаковом расстоянии от двух гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в бок, дети - шоферы с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут обеими руками руль и готовятся к выезду (колонкой). На поднятый вверх зеленый флажок дети выезжают из гаража и разъезжаются по всей площадки. На красный флажок останавливаются, на зеленый едут дальше. На слова воспитателя: "В гараж" машины возвращаются на свои места. Воспитатель отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж. Затем воспитатель отводит руку в сторону и дети - шоферы, которые стоят с правой стороны, делают тоже самое. «Пастух и волк» Из детей выбирают "пастуха" и "волка", остальные дети - "овцы". На одном конце площадки чертят "дом" для овец, на противоположной стороне площадки - поле, где будут пастись овцы. С боку стоит волк. Пастух ведет овец в поле. В поле овцы бегают, пасутся. На сигнал воспитателя: "волк!" овцы разбегаются по площадке и убегают в свой домик. Волк ловит овец. Пастух их защищает. Пойманную овцу волк отводит к себе. При повторении игры пастух, возвращаясь домой, освобождает пойманную волком овечку. Волк старается не допустить пастуха к овце и в то же время ловит остальных. Игра заканчивается, когда у волка будет несколько овечек (по договоренности). «Смени флажок» Дети делятся на 2 или на 4 одинаковые группы и встают перед линией в параллельные колоны, лицом в одну сторону. С противоположной стороны площадки перед каждой колонной лежит по одному обручу, в обручах флажки (например, зеленые). Каждому первому игроку в колоне дается флажок определенного цвета (например, синего). На сигнал воспитателя "раз" первые дети из колон (по одному ребенку с каждой) с синими флажками быстро бегут к обручам, Меняют синие флажки на зеленые, возвращаются на свои места и поднимают вверх зеленые флажки. Зеленые флажки передают вторым в своей колоне, сами встают в конце колоны. Колона подходит к линии. «Ловля бабочек» Из детей выбирается 4 "ловца". Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети - "бабочки". «Переправа через реку» Участников игры должно быть парное количество. На середине участка - "река" (две параллельные линии, расстояние между ними 15-20 шагов). На реке "камень" (начерченные небольшие круги). Игроки разделены на две команды, которые стоят на берегу. По команде они начинают прыгать с камня на камень: кто ступит в воду - "тонет", то есть выбывает из игры. Выиграет та команда, где большинство игроков успешно переправилось через реку. «Птицы и кукушка» На одном стороне площадки дети чертят небольшие круги. Это - "гнезда птиц". Один ребенок - "кукушка", он стоит, в стороне и у него нет гнезда. На слова воспитателя: "Птицы, полетели!" - дети выбегают из кругов. На слова: "Птицы, домой!" - все бегут к своим гнездам, а кукушка старается быстро занять какой-нибудь круг. Ребенок, который остался без места, становится кукушкой. «Передай мяч» Раз, два, три! Мяч скорей бери! Четыре, пять, Шесть! Вот он, вот он здесь! Семь, восемь, девять! Бросить кто умеет? Я! На каждое слово играющие передают мяч, поворачиваясь всем корпусом к рядом стоящему, но не отрывая ног от пола. Тот, у кого на слово «я» окажется мяч, выходит с ним на середину и говорит: «Раз, два, три — беги». После этих слов все дети разбегаются, а стоящий в середине круга, не сходя с места, бросает мяч в убегающих. Тот, в кого попал мяч, временно выходит из игры. По слову воспитателя «в круг скорей — беги» дети становятся в круг, и игра возобновляется. При повторении игры в круг становятся и те из играющих, в кого попал мяч. Мяч при этом начинают передавать в другую сторону. Игра повторяется 6—8 раз. «Лягушка и цапля» В одном из углов площадки очерчено «гнездо цапли». Воспитатель назначает одного из играющих цаплей, остальные — «лягушки», которые стоят или прыгают в болоте. Когда все играющие разместились на отведенных для них участках площадки, воспитатель дает сигнал «цапля». Высоко поднимая ноги, она направляется к болоту, перешагивает через веревку, чтобы поймать лягушек. Лягушки, спасаясь от цапли, выскакивают из болота, прыгают через веревку любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбегу — лишь бы убежать от цапли. Перешагнув через веревку, цапля ловит не успевших выпрыгнуть из болота лягушек. Пойманных цапля уводит к себе в дом, и они временно выбывают из игры (пока не сменится цапля). Если все лягушки успели выскочить из болота и цапля никого не поймала, она возвращается к себе в дом, Новая цапля выбирается после того, как будет поймано 2—3 лягушки. Продолжительность игры 6—7 минут. «Уголки» На земле чертят прямоугольник. Четыре игрока располагаются по углам, а водящий - в середине. По его команде стоящие по углам меняются местами, перебегая из угла в угол, а водящий в это время старается занять освободившийся уголок. Тот, кто остался без угла, становится водящим. «Белки на дереве» Все играющие - "белки", они должны находиться на дереве (стоять на деревянных предметах или держаться за дерево). Между деревьями бегает "собака" - водящий. "Белки" прыгают, перебегают с дерева на дерево, а "собака" должна поймать (салить) бегающих "белок". Если это ей удалось, "собака" и 'белка" меняются местами. В эту игру лучше играть в роще, где много деревьев. «Аисты» Дети становятся в общий круг и изображают аистов. Каждый «аист» должен свить себе «гнездо» (начертить вокруг себя круг диаметром в один метр). Водящий, который не имеет «гнезда», стоит в центре большого круга. По сигналу водящего начинается игра. Все «аисты» поднимают правую ногу и стоят на левой. Водящий, прыгая на одной ноге, выбирает себе любое «гнездо» и занимает его. Как только в одном «гнезде» окажутся два «аиста», они выскакивают из него и скачут на одной ноге (чередуя правую и левую), огибая большой круг, один справа, другой слева, остальные же в это время могут опустить ногу. Тот, кто прискачет первым, занимает «гнездо», а кто опоздал — становится водящим. Больше двух раз одному игроку водить нельзя. Если он не успел занять гнездо, то водящим становится новый игрок. «Прыжки через скакалку» Двое берут длинную скакалку (веревку) за концы и ходят с ней вдоль площадки, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы. Остальные дети в это время перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку сменяет держащего ее. Если в игре участвует один ребенок, можно привязать один конец веревки к неподвижной опоре (вне дома — к дереву), а другой конец веревку держит или вращает взрослый. Игру можно усложнить, изменяя вид прыжков: на одной ноге, на двух ногах, боком и т. д. «Фигуры» Нарисуйте на асфальте контуры больших геометрических фигур и предложите детям походить по ним. Сначала вместе с детьми пройдитесь по квадрату, приговаривая: «Мы с тобой идем по квадрату». Потом, стоя в сторонке, давайте детям задания: «Ну-ка, пробегите по кругу!» Или так: «Бегите скорее в треугольник! А теперь в ромбик!». Очень быстро дети выучат все геометрические фигуры, ведь любые знания, усвоенные детворой через движения, запоминаются гораздо лучше. «Точно в цель» Играющие становятся в круг. На земле перед ними проводится черта. В середину круга идет водящий. Ребята, стоящие по кругу, перебрасывают между собой волейбольный мяч. Они выбирают удобный момент, чтобы запятнать мячом водящего. Тот, кому это удастся, сменяет водящего в кругу, а водящий идет на его место | Колобок Дети, присев на корточки, размешаются по кругу. В центре круга находится водящий - «лиса». Играющие перекатывают мяч - «колобок» друг другу так, чтобы он уходил от «лисы». Водящего сменяет тот игрок, который прикатит колобок так, что «лиса» сможет его поймать. Найди своё место Геометрические фигуры стоят на стульях, у детей карточки с различными фигурами. По сигналу дети занимают места у соответствующего стула. Аналогично можно провести игру на закрепление цвета, классификации животных и т.д. Не попадись на удочку Для игры нужна веревка длиной 2-3 метра с привязанным на конце грузиком - мешочком с песком. Играющие образуют круг, в центре которого стоит водящий с веревкой в руках. Он начинает раскручивать ее так, чтобы она вращалась над самой землей. Ребята перепрыгивают через веревку. Водящий постепенно поднимает плоскость вращения веревки выше и выше, пока кто-нибудь из участников не «попадется на удочку», т. е. не сумеет перепрыгнуть через вращающуюся веревку. Попавшийся водит. Игра продолжается. «Мыльные пузыри» Один из игроков надувает мыльные пузыри, а остальные детки должны их поймать и «лопнуть». Разумеется, надувать мыльные пузыри может и взрослый, выступающий организатором подвижных игр для дошкольников. Особенно актуально это в том случае, когда в игре принимают участие совсем маленькие дети. «Найди предмет» Для проведения этой подвижной игры для дошкольников необходимо разложить по всей комнате в самых разных местах небольшие предметы. Это могут быть кубики, маленькие машинки, колечки от пирамидки. Задание для ребенка – максимально быстро найти все игрушки. «Не опоздай» Взрослый раскладывает на полу по кругу разноцветные кубики или другие игрушки. Это – фишки. Дети становятся каждый у своей игрушки. По сигналу взрослого они разбегаются по всей комнате, а по команде «Не опоздай!» бегут обратно к фишкам. «Птички» Дети – «птички» садятся на стульчики, расставленные за начертанной линией. На слова воспитателя: «Ай, птички полетели!» птички летают по всей площадке, кто куда хочет. На слова воспитателя: «Птички в гнезда полетели» дети спешат и садятся на свои стульчики. Воспитатель называет самую ловкую и быструю птичку, которая первая прилетела в свое гнездо. Игра повторяется. «Найди себе пару!» Дети становятся в пары, кто с кем хочет. На определенный сигнал воспитателя (например удары в бубен) дети расходятся или разбегаются по всей площадке. На другой сигнал - два удара в бубен или слова: "Найди себе пару!" снова спешат встать в пары с тем, с кем стояли раньше. Тому, кто долго ищет пару, дети говорят: "Галя, Галя (называют имя ребенка), поспеши, быстрее пару выбери!" Игра повторяется «Искатели» Дети встают со своих мест и отворачиваются к стене, закрывают глаза. Воспитатель с другой стороны группы раскладывает флажки так, чтобы их не было видно. На обговоренный сигнал дети раскрывают глаза и идут искать флажки. Кто нашел, тот садится на свой стульчик с найденным флажком. «Палочка – стукалочка» С одной стороны группы посадить детей, поделив их на одинаковые колоны. На расстоянии 1 - 2 шагов от них начертить линию, от которой дети будут бегать на противоположный конец группы, где стоит стул. Под стулом лежит палочка. «Где кто живет?» Дети стоят в две шеренге на расстоянии 8 - 10 шагов одна от другой. Посередине между шеренгами начертить два круга, каждое 80 - 100 см диаметром; один круг - "двор", другой - "лес". В каждой шеренге есть одинаковые "птицы" и "животные". «К своему флажку» По середине группы лежат 5 маленьких кругов один возле другого; В каждом кругу встает ведущий с флажком определенного цвета в руках. Дети делятся на 5 групп. Каждая группа имеет свой цвет, такой же самый, как у ведущего. На сигнал воспитателя ведущие по очереди ведут свои колоны на край группы, маршируют в большом кругу, который был начерчен раньше. На слова воспитателя: "Ведущие на места!" Ведущие возвращаются в свои круги и незаметно меняются флажками, а дети продолжают ходить по большому кругу. На слова воспитателя: "К своим флажкам!" ведущие поднимают флажки вверх, а дети бегут к ним. Выигрывает та группа детей, которая быстрее найдет флажок своего цвета и встанет в колону за ведущим. С каждой группы выбирают нового ведущего. Игра повторяется. «Выручай!» Дети стоят в кругу лицом в центр. Два ребенка, которых перед этим выбрали, выходят из круга и бегут: один ребенок убегает, другой - догоняет. Ребенок, который убегает, может спастись, встав сзади у кого - нибудь из детей, которые стоят в кругу, и сказать: "Выручай!" Тот ребенок, к которому обратились, должен убегать из круга и тоже встать сзади другого. Если ребенок не успеет встать, ее поймают. При повторении игры выбирают другую пару детей. «Поймай комара» Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук один от другого. Воспитатель в середине круга держит в руках прутик (1-1,5 м), к которому на картонном шнурке (длина 1 м) привязано картонного "комара". Этим комаром воспитатель водит над головами детей, дети подпрыгивают, стараясь словить комара. Игра повторяется, пока комара не поймают 6-8 детей. «Рыбаки и рыбки» Вдоль группы (вдоль берега) ходит рыбак, а на противоположной стороне — его помощник. В руках старшего рыбака «сеть» (веревка), на конце которой находится небольшой груз — мешочек с песком. Неожиданно старший рыбак говорит своему помощнику: «Лови!», и бросает ему (поверху) конец веревки с грузом, затем рыбаки окружают сетью (веревкой) рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место. Эти -рыбки считаются пойманными и помещаются в садок. По сигналу «рыбки, плывите» рыбки снова выплывают из глубокого места. После того как рыбаки 3—4 раза закинут сеть, производится подсчет пойманных рыбок, выбирается новый помощник старшего рыбака, и игра возобновляется. «Летучая рыба». Среди участников игры выбирают водящего («рыбака»), который становится в центр круга, образованный остальными (лицом внутрь круга) – «море». Расстояние от водящего до игроков не должно быть меньше трех-четырех шагов. По команде ведущего один из игроков бросает другому мяч («летучую рыбу»). Задача «рыбака» - поймать «летучую рыбу» в воздухе. Если он справляется с заданием, то встает на место того, кто сделал неудачный бросок. Побеждает самый ловкий «рыбак», а также тот, кто ни разу не стал им. «Горячая картошка». Все участники игры рассаживаются кругом (на достаточном расстоянии друг от друга). По команде ведущего включается быстрая музыка, под которую игроки передают по кругу (кидают) мяч («горячую картошку»). Все участники стараются как можно быстрей избавиться от «горячей картошки», а тот, кому это не удается на тот момент, как смолкает музыка, выбывает из игры. Она продолжается до тех пор, пока не останется один участник, который и будет победителем. «Обезьянки». Играющие становятся в круг. С помощью считалочки выбирают того, кто будет первым. Этот ребенок демонстрирует всем остальным какое-нибудь несложное движение. Второй участник (допустим, стоящий за первым по часовому кругу) повторяет сначала движение первого игрока, потом показывает свое. Третий ребенок повторяет движения предыдущих (начиная с первого), после чего демонстрирует свое собственное. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Проигравший выбывает из игры, а его место занимает следующий по кругу игрок. Выигрывает тот, кто сумеет в правильной последовательности повторить наибольшее число движений. «Эстафета поварят». Все участники игры предварительно разделяются на две команды. Все команды выстраиваются шеренгами (если позволяет площадь игрового помещения) или же просто определяют свою очередность (внутри каждой команды). Перед участниками игры размечают несложную полосу препятствий (при которой требуется идти зигзагом или что-то обходить). Первые игроки команд получают столовую ложку и воздушный шарик («королевский пудинг»). Задача каждого участника – пройти полосу препятствий, не уронив «пудинг», и передать его следующему игроку команды. За каждый упавший «пудинг» команда получает балл. Побеждает та команда, которая наберет меньше баллов. «Радуга» Считалкой выбирается Радуга, он становится лицом к играющим, расставив руки в стороны (в течение всей игры он остается на своем месте). Радуга называет какой-либо цвет. Игроки находят этот цвет в одежде у себя или у кого-нибудь из соседей (можно держаться за одежду других) и, касаясь этого цвета, спокойно проходить под Радугой (под его руками). Если у игрока нет нужного цвета и нет возможности коснуться названного цвета, он должен быстро пробежать под Радугой. Если Радуга осалил игрока, то он становится новой Радугой и игра продолжается. «Вытяни репку» Инвентарь: пара одинаковых предметов (мячи, кегли и т. д.). В игре принимают участие две команды. В каждой из них по шесть игроков (дед, бабка, внучка и т. д.). Участники становятся в две колонны, на расстоянии нескольких метров от первого игрока ставится «репа» (кегля, мяч и т. д.). По сигналу ведущего первые номера («дедки») бегут по направлению к кегле, обегают ее, возвращаются к своей команде, берут за руку второго участника («бабку») и обегают кеглю вдвоем. Последний играющий («мышка»), обегая кеглю, должен успеть схватить ее. «Набрось кольцо» Инвентарь: табуретка (стул), 6 колец (из проволоки, пластмассы и т. д.). С расстояния нескольких метров на ножки перевернутой табуретки необходимо набросить четыре кольца из шести. «Поджарь картошку» Инвентарь: «сковорода, несколько картошек» С расстояния нескольких метров надо забросить пять картофелин на сковороду так, чтобы они остались на ней. «С пенька — в кружок» Около «пня» (скамеечки) чертят три кружка: один совсем близко, другой подальше, третий еще дальше. Дети по очереди прыгают с «пенька» в кружок. Выигрывает тот, кто точнее приземлится в каждый из кружков и не упадет. «Найди цвет» В процессе игры закрепляются знания о цвете, развивается быстрота реакции. Игроки становятся в круг. Ведущий командует: «Прикоснитесь к чему-нибудь зеленого цвета, раз, два, три!». Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещи (предметы, детали одежды) зеленого цвета остальных участников в круге. Последний, кто выполнит задание, выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает тот, кто дольше всех продержался в игре. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста".
С помощью глаз человек воспринимает огромный поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность видеть, читать и писать. Поэтому очень важно иметь хорошее...
Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста
Бережем глазки с детства....
Консультация для родителей:"Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста".
Материал содержит рекомендации для родителей о профилактике нарушений зрения у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей «Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста»....
Рекомендации для родителей: «Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста».
рекомендации для родителей...