Картотека игр и упражнений по коррекции и развитию внимания для детей 5-7 лет с ЗПР
картотека по коррекционной педагогике

Картотека игр и упражнений по коррекции и развитию внимания для детей 5-7 лет с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений по коррекции и развитию внимания для детей 5-7 лет с ЗПР

«Нос - пол - потолок». Цель: развитие зрительного внимания

Известная многим игра. Когда взрослый говорит "нос" - ребенок должен дотронуться до носа, "пол" - показать пальцем на пол, "потолок"- показать пальцем на потолок. Взрослый пытается запутать ребенка, говоря нос, показывайте на потолок и т.д. Можно усложнить задание, говорить слова в разном порядке и в укоренном темпе.

«Запомни картинки» Цель: развитие зрительной памяти, внимания

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Взрослый показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

«У оленя дом большой» Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Взрослый, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя дом большой, 

Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.

Он глядит в свое окошко.

Руки перед лицом изображают окно.

Заяц по лесу бежит,

Производят движение руками, как при беге.

В дверь к нему стучит:

Кулачком имитируют стук в дверь.

Стук-стук.

- Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.

- Заяц, заяц, забегай!

Лапу подавай!

Вытягивают руки вперед.

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.


«Яблоко» Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.

Дидактический материал: три похожих яблока.

Описание игры. Воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».

На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого взрослый перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, взрослый дарит его ребенку.

«Хлопни в ладоши» Цель: обучение способности к переключению внимания. Описание задания. Взрослый говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

«Зачеркни букву» Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.

Описание задания. Ребенку предлагается газетная вырезка. Взрослый обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?»


Назови звук” (в кругу с мячом). Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания. Взрослый: Я буду называть слова, и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны называть только этот звук. Например, “матрррёшка”, а вы должны сказать: “рь”; “молллоко” - “л”; “самолёТ” - “т”. В игре принимают участие все дети. Для выделения используется твердые и мягкие согласные звуки. Если дети затрудняются с ответом, логопед сам называет звук, а дети повторяют.

Развитие двигательного внимания

«Сделай как я» Возьмите 6 счетных палочек и выложите произвольную композицию, затем на 1 - 2 секунды покажите ее ребенку. Он из своих палочек должен выложить точно такую же фигуру по памяти. В этой игре также можно поменяться с ребенком ролями. Предложите ему выложить композицию, сделайте в своей композиции ошибку.

«Ладошки»  Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

«Нос – пол – потолок». Ведущий произносит слова: "нос", "пол", "потолок", а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот объект, который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.

«Делай наоборот» Преподаватель показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например, преподаватель выполняет наклон вперед, а дети – наклон назад; преподаватель делает шаг вперед, а дети – шаг назад и т.д.

«Повтори движение» Ведущий оговаривает условие игры: он будет показывать движения, которые дети должны за ним повторять, кроме одного, например, поднимать руку - нельзя. Дети должны внимательно следить за тем, какое сейчас будет движение, чтобы вовремя среагировать.

«Выполни уговор строго» Ведущий становится напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны скрещивать их на груди; когда будет грозить им пальцем, они ему будут кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже хлопнут в ладоши. Перед началом ведущий проводит с играющими «репетицию».

«Топ-хлоп». Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

Развитие зрительного внимания

«Сосчитай!» Игра без слов. Попросите ребенка дать вам столько фишек, сколько раз вы поморгали (похлопали в ладоши). Или сформулируйте задание так: «Чтобы фишку получить, нужно рот 5 раз открыть» и т.п.

«Секретное письмо» Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы "прозрачными красками на прозрачной бумаге". Следующее секретное послание писать малышу.

«Разведчик» Начните игру из коридора. Белочка спрятала в лесу орешек, а теперь не может его найти. Помоги белочке. Малыш ищет орешек (любой предмет, спрятанный в комнате) по следам, оставленным неосторожной белочкой (дорожка из ниточки, стрелка, нарисованная на бумаге, необычно поставленные предметы). Постепенно белочка становится все осторожней, а малыш все наблюдательней.

«Наблюдатель» Сядьте с малышом перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате".

«На что смотришь?» Скажите ребенку, что будете на что-то смотреть, а малыш должен угадать, на что именно. Можно меняться ролями.

«Кто стоял в очередь» Поставьте в одну линию несколько игрушек. Пусть ребенок внимательно запомнит каждую игрушку и ее размещение (кто за кем). Попросите ребенка отвернуться, а в это время поменяйте 2 игрушки местами. Ребенок должен определить, что изменилось. Похожий вариант можно применить к куклам. Взять двух кукол, одетых в разную одежду, и заменить некоторые предметы одежды.

«Шапка - невидимка». В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.

Развитие слухового внимания

«Слушаем тишину» Предлагается все послушать тишину,  а  потом  определить,  кто  и  что услышал в тишине.

«Волшебное слово» Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).

«Что слышно?» Ведущий  предлагает  детям  послушать и  запомнить  то,  что происходит за дверью или  ширмой. Затем  он  просит  рассказать,  что  они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука. Предметы, которые могут быть использованы  для игры:  барабан,  свисток,  деревянные ложки, детское пианино, емкости с водой для  ее  переливания, стеклянные предметы и молоточек для стука и т.д.

«Запомни ритм». Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил услышанный образец, дается ориентир в виде цифровой записи его, где цифра изображает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков, а тире между ними - паузы (например, 1-1-3-4-2). Для облегчения задачи предлагается считать число хлопков в соответствии с  их зрительным изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу в индивидуальном, а затем - нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.

«Думай быстрее!» Предложите малышу поиграть в мяч. Вы кидаете  ребенку мяч, называя тематическую труппу Он должен  вернуть вам мяч назвав объект из этой группы. Например: посуда — тарелка, овощи - огурец и т.д.

«Говори!» Детям предлагается ответить на простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда дана команда: "Говори!"

"Какое сейчас время года?" Педагог делает паузу. "Говори!"

"Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... "Говори!"

"Какой сегодня день недели?"... "Говори!"

"Сколько будет два плюс три?" и т. д.

Игры на объем и концентрацию внимания.

«Выкладывание узора из мозаики»  Ребенку предлагают  по  образцу  выложить  из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

              C:\Users\Алексей\Desktop\вним\1329036722_IMG_7113.JPG

«Найди два одинаковых предмета» Ребенку предлагается:

–   рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два  одинаковых; требуется их  найти,  показать  и объяснить,  в  чем  схожесть  этих  двух предметов

–  картинка (карточка) с изображением предметов  и образца;  необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

–  рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их  или соединить линиями, проведенными простым  карандашом,  и  объяснить,  в чем схожесть каждой пары.

«Нанизывание бусинок» Ребенку предлагают по образцу нанизывать бусы. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера  только  в  случае  хорошо  развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

«Срисовывание по клеточкам»                                              

Ребенку  предлагают нарисовать  согласно  образцу  фигуру  на чистом листе в клетку простым карандашом.

«Кто внимательнее?» Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинку  с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое  большее (меньшее) количество предметов.

«Селектор» Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.

«Муха» Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

«Ищем буквы или цифры» В течении 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т.п.

Развитие произвольного внимания.

«Смотри на руки» Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют  различные  движения рук, показанные взрослым или «командиром». На этапе  освоения  игры показ  движений  рук  осуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в  стороны,  на  пояс,  руки  со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову  и  т.д.).  Затем показ движений рук осуществляют дети.

«Слушай команду» Каждый ребенок должен  выполнять движения  в  соответствии  с командами  взрослого, произнесенными  шепотом.  Команды  дают  только   на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех  пор,  пока  играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

«Что где лежит?» Ребенку   необходимо   распределить  предметы   относительно предложенных  эталонов  фигур. Методика  может   использоваться   в   двух вариантах.

–   Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны  и  раскладываются  ребенком  на  полки стеллажа относительно предложенных  эталонов  фигур (происходит  сравнение эталонов с предметами).

–  Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы  изображены  на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.

«Лабиринт» Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя  по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

                                 C:\Users\Алексей\Desktop\вним\10d36168695e.jpg

«Воспроизведение геометрических фигур» Ребенку предлагают рассмотреть разные  геометрические  фигуры, запомнить  их  расположение  с  тем,  чтобы  через  10 секунд  по   памяти воспроизвести их на чистом листе.

«Игра с геометрическими фигурами (форма-цвет-размер)» Все геометрические фигуры разного цвета, размера и формы выкладываются на стол в произвольном порядке. Взрослый берет одну фигуру и предлагает ребенку найти другую по одному из указаний:

1) измени только форму (т.е. оставь цвет и размер)

2) измени только цвет

3) измени только размер

4) измени только форму и цвет

5) измени только форму и размер

6)измени форму, цвет, размер

Ребенок должен взять другую фигуру в соответствии с указаниями и объяснить свой выбор. Если к указаниям подходят несколько фигур, ребенок должен выбрать любую из них. В таком случае можно также попросить его показать дополнительные фигуры, отвечающие требованиям.

Игры на распределение внимания.

«Мяч в круге». Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1, 2, 3 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.

«Двигай мячики». Ведущий вкатывает в круг один за другим несколько десятков теннисных мячей, которые не должны ни остановиться, ни выкатиться за пределы круга.

«Найди отличия» Ребенку предлагают карточку с изображением двух  картинок,  отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

«Строители» Ребенку предлагают  лист  с  четырьмя рисунками,  содержащими элементы башни. Первый рисунок - образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы ,чтобы  все  три  рисунка соответствовали образцу.

Игры на преодоление двигательного автоматизма. ( Тренировка усидчивости).

«Живая картина». Создав сюжетную сценку, ее участники замирают до тех пор, пока водящий не отгадает название  картины.

«Автомобиль».  Дети выступают в роли деталей автомобиля ( «колеса», «дверцы», «багажника» и т. п.), из которых водящий собирает автомобиль.

Игры, способствующие успокоению и выдержки - контроль импульсивности.

«Подскажи молча». Там, где по условиям  игры дети подсказывают друг другу, это разрешается делать,  но только молча. Выкрикнувший подсказку штрафуется.

«Летающее – нелетающее» Называйте различные предметы. Если малыш услышит название летающего предмета, пусть поднимет руки вверх, а если нелетающего - хлопает в ладоши (или барабанит по коленям). Подобную игру можно проводить на другие темы.

««Да» и «нет» не говорить, черного с белым не носить» Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова, например, «да», «нет», «черное», «белое» или любые другие. Взрослый задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова, например: «Какого цвета халат у доктора?». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. В случае ошибки играющие меняются ролями. Игру следует начинать с одного запретного слова, постепенно вводя другие слова.

«Морские волны»  По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека игр и упражнений по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) являются основным контингентом логопедических групп.  Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей.. В комп...

Упражнения для коррекции и развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

В статье подробно изложено описание  игровых упражнений, направленных на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений по коррекции и развитию внимания для детей 4-7 лет с ЗПР

Поскольку игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, то целесообразно говорить о связи игры и внимания. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических про...

Игры и упражнения по коррекции и развитию внимания для детей дошкольного возраста

ЭТИ ИГРЫ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ПЕДАГОГИ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП, ТАК И РОДИТЕЛИ ДОМА....

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

Грамотное проведение коррекции интеллектуального раз­вития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие, память....

Картотека игр и упражнений по коррекции и развитию внимания для детей 4-7 лет с ЗПР  

laquo;Нос - пол - потолок».Цель: развитие зрительного вниманияИзвестная многим игра. Когда взрослый говорит "нос" - ребенок должен дотронуться до носа, "пол" - показать...