история развития социальной психологии в России
презентация по коррекционной педагогике
история социально психологии в России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.3._vopros_3_logunova_yu.i.pptx | 642.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социальная психология в России Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отделение от родительских дисциплин и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.
Социальная психология в России История социальной психологии в нашей стране имеет четыре периода:
Первый период (60-е годы XIXв . — начало XX вв.) В этот период развитие российской социальной психологии обусловливалось особенностями общественно-исторического развития общества, состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук, особенностями развития обшей психологии, спецификой научных традиций, культуры, менталитета общества.
Первый период (60-е годы XIXв . — начало XX вв.) Большое влияние на развитие социальной психологии оказал процесс самоопределения психологии в системе наук о природе, обществе, человеке. Шла острая борьба за статус психологии, дискутировалась проблема ее предмета, методов исследования. Стоял кардинальный вопрос о том, кому и как разрабатывать психологию. Существенное значение имела проблема общественной детерминации психики.
Второй период (20-е годы — первая воловина 30-х годов XX века) После Октябрьской революции 1917 г, после завершения гражданской войны, в нашей стране резко возрос интерес к социальной психологии. Необходимость осмысления революционных преобразований в обществе, оживление интеллектуальной деятельности, острая идеологическая борьба, необходимость решать ряд неотложных практических задач были причинами развертывания социально-психологических исследований, проведения острых дискуссий. Период 20-30-х годов для социальной психологии в России был плодотворным. Характерной его особенностью был поиск своего пути в развитии мировой социально-психологической мысли.
Второй период (20-е годы — первая воловина 30-х годов XX века)
Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х годов XX в.) Во второй половине 30-х годов началась изоляция отечественной науки от западной психологии. Перестали публиковаться переводы трудов западных авторов. Внутри страны возрос идеологический контроль за наукой. Резко сократилось число исследований по социальной психологии, почти перестали публиковаться книги по этой дисциплине. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии.
Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х годов XX в.) причины перерыва: 1. Теоретическое обоснование ненужности социальной психологии. В психологии широко распространилась точка зрения о том, что, поскольку все психические явления социально детерминированы, нет необходимости выделять специально социально-психологические феномены и науку, их изучающую.
Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х годов XX в.) причины перерыва: 2 . Идеологическая направленность западной социальной психологии, расхождения в понимании общественных явлений вызвали резкую критическую оценку марксистов. Эта оценка нередко переносилась на социальную психологию, что привело к тому, что социальная психология в Советском Союзе попала в разряд лженаук.
Третий период (вторая половина 30-х - вторая половина 50-х годов XX в.) причины перерыва: 3. Одной из причин перерыва в истории социальной психологии была практическая невостребованность результатов исследований. Изучение мнений, настроений людей, психологической атмосферы в обществе были никому не нужны, более того они крайне опасны.
Четвертый период (вторая половина 50-х — первая половина 70-х годов XX века) Для социальной психологии было важным то, что возрос интерес к человеку, встали задачи формирования всесторонне развитой личности, ее активной жизненной позиции. Изменилась ситуация в общественных науках. Интенсивно стали проводиться конкретные социологические исследования.
Четвертый период (вторая половина 50-х — первая половина 70-х годов XX века) В 1968 г. была опубликована книга «Проблемы общественной психологии» под ред. В. Н. Колбановского и Б. Ф. Поршнева, которая привлекла внимание ученых.
Четвертый период (вторая половина 50-х — первая половина 70-х годов XX века) В 70-х годах завершилось организационное становление социальной психологии. Произошла институционализация ее как самостоятельной науки. В 1962 г организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ, в 1968 г. открыта первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. — аналогичная кафедра в МГУ. В 1966 г. с введением ученых степеней по психологии социальная психология приобрела статус квалификационной научной дисциплины. Началась систематическая подготовка специалистов по социальной психологии.
Список литературы 1 . Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286 с. 2. Гибш X., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. - М., 1972. – 200 с. 3. Журавлев А.Л. Социальная психология / А.Л. Журавлев, В.Л. Соснин, Н.А. Красников. – М.: 2006. – 468 с. 4. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. – М.: 1968. – 178 с. 5. Сухова А.Н.Социальная психология / А.Н. Сухова, А.А. Деркач . – М.: 2000. – 530 с.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная деятельность психолога ДОУ и семьи в вопросах развития социально компетентного ребенка посредством проектной деятельности
Использованиеинформационно-коммуникативных технологий в работе психолога ДОУ ....
История развития дошкольного образования в России
Контрольная работа...
Социальное призрение в России. Этапы развития. Роль социального призрения в истории России.
В данной статье дано краткое описание зарождения, этапов развития социальной работы в России....
Социально-коммуникативное развитие "История развития человека".
Цель.Формирование ценностного отношения к человеку.Задачи.- уточнять представления о последовательности этапов жизни человека;- способствовать проявлению потребности в получении информации об истории ...
Технологии «СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ» для развития социальной компетентности у детей дошкольного возраста с РАС
В презентации предоставлен опыт работы по составлению социальных историй для детей с РАС...
Презентация "История развития елочных украшений в России"
quot; На елке разные игрушки:Шары, хлопушки, мишура.Мы рады наряжать ее с утраИ ждать прихода января."Когда до Нового года остаются считанные дни и вы, как и раньше, в окружении родных и бл...
История развития психологии как науки
Реферат по теме "История развития психологии как науки"...