Доклад о кинезиологии
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Хабибуллина Рената Наилевна

Что такое кинезиология? Какова её польза? Практическое применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kineziologiya.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

         «Центр развития ребенка – детский сад № 397»

                   Ново - Савиновского района г. Казани

Выступление на тему

« Кинезиологические упражнения в работе

с детьми, имеющими  нарушения речи »

                                                                           

                                                                            Выполнила: учитель-логопед

                                                                              Хабибуллина Рената Наилевна

Казань, 2016 г.

Уважаемые педагоги!   Слайд 1

В выступлении говорится о том, что наряду с речевыми нарушениями у детей, страдают и психические процессы: внимание, память, мышление. Рассказывается о том, почему кинезиология положительно влияет на формирование правильной речи у детей . Также рассказывается, что такое кинезиология, откуда она берет свои истоки . Раскрывается значение и содержание кинезиологических упражнений на формирование правильной речи детей. Предлагается комплекс кинезиологических упражнений для детей.

Тема: «Кинезиологические упражнения в работе

с детьми, имеющими  нарушения речи»

Цель: 

  • Расширить представление педагогов о значении кинезиологических упражнений в работе с детьми, имеющими  нарушения речи.

Задачи:

  • Расширить, углубить знания педагогов о кинезиологии .
  • Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей.
  • Способствовать повышению результативности коррекционно -образовательного процесса, сформировать у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Слайд 2 Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. У детей нарушается не только формирование всех компонентов речевой системы, но и развитие практически всех психических функций.

    Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У них ограничены возможности познавательной деятельности. Они отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У них недостаточно развита общая моторика, ручная моторика, часто нарушена координация движений.

    Все выше сказанное замедляет процесс формирования правильной речи у детей.

    Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

 Слайд 3  Название «кинезиология»  происходит от греческого слова «кинезис» (kinesis), что означает «движение» и «логос» (logos)- «наука» . Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности.

    Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

    По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы. Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия.

    Самый благоприятный период для интеллектуального, речевого  развития — это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия.

Слайд 4   Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений.

Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

 Слайд 5 В 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Калифорнии была разработана программа под названием  «Гимнастика Мозга». Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. В России «Гимнастика Мозга» впервые появилась в 1988 г. Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов. Выполнение упражнений «Гимнастики Мозга» требует осмысленности и высокого уровня саморегуляции.

 Слайд 6  В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

     Исследования профессора М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

    Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы ученых доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

    Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

    Именно кинезиотерапия способна устранить многие причины, затрудняющие процесс коррекционного логопедического воздействия  дошкольников, стимулировать их интеллектуальное развитие, а также решить множество проблем эмоционального плана.

Слайд 7 Основная цель кинезиологии:

  • Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Слайд 8 Задачами являются:

  • Развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий.
  • Развитие  мелкой моторики.
  • Развитие способностей.
  • Развитие ВПФ.
  • Развитие речевой активности.
  • Предупреждение нарушений устной и письменной речи.

 Слайд 9  Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость , улучшают мыслительную деятельность, внимание и память, синхронизируют работу полушарий, , формируют пространственные представления, развивают речь, а также мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю,  гармонизируют работу головного мозга,  облегчают процесс чтения и письма. Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

   

Слайд 10 Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приёмов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия.

    Все упражнения  нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и  сложность. Продолжительность комплекса упражнений может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день, в зависимости от возраста.

    Комплекс упражнений может быть проведён в начале занятия, тогда дети легче включаются в работу, у них улучшается настроение, повышается мотивация к усвоению учебного материала. Комплекс упражнений может быть проведён посередине занятия в качестве физкультминутки. Это снимает напряжение, повышает работоспособность , способствует переключению детей на другой вид деятельности. Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

    Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении кинезиологических упражнений:

- во время занятий проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартное обучение, творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно;

- если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед занятием;

 Слайд 11 Речевое и интеллектуальное развитие ребенка напрямую зависит от гармоничного взаимодействия двух полушарий головного мозга. Связь между полушариями обеспечивается через сплетение нервных волокон (мозолистое тело). Набор кинезиологических упражнений помогает в стимуляции данного участка мозга, что в свою очередь способствует развитию интеллектуальных возможностей и речевой функции.

      Регулярные занятия по кинезиологической программе позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, через которое полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

    Кинезиологические упражнения включают в себя большой комплекс работы всех частей тела: работа глаз, языка, рук, ног, туловища.

Слайд 12 Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:

  • Растяжки - нормализуют тонус мышц.
  • Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные  упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.
  • Телесные упражнения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.
  • Упражнения для развития мелкой моторики -стимулируют общее развитие речи, а также являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
  • Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, снятию напряжения.
  • Массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

 Слайд 13  В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку  кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

    Предлагаю Вашему вниманию кинезиологические  упражнения.

 Слайды  14-19 ( смотреть в приложение )

 Слайд 20   Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение кинезиологических  упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта , улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное  способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников. Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.

Слайд 21  Спасибо за внимание !

Литература:

1. Аршавский В.В.  Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности.— Владивосток, 1988.

2. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательная кинестетика для детей:  Базовое пособие по образовательной  кинезиологии  для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.

3.  Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с  нарушением речи.— Дефектология, №4, 1999.

4.  Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. М., 2006.

5.  Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.

6.  Сазонов В.ФКинезиология ,  снимающая стресс. (Введение в психо -ориентированную кинезиологию). Рязанский государственный университет,2010.

7.  Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.

8.  Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.

9.  Цветкова Л.С., Семенович А.В. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М., 2006.

10.  Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса   для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков:       Учебное пособие.—М., 1999.

11.  http://kineziolog.bodhy.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад по кинезиологии

доклад по работе по здоровьесберигающим технологиям...

Кинезиология в оздоровлении дошкольников (доклад на педсовете)

Кинезиология в оздоровлении дошкольниковРука является вышедшим наружу головным мозгом. /И.Кант/Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных ...

Доклад для педагогов «Кинезиология для релаксации»

Уровень образовательной организации, практический семинар «Кинезиология для релаксации», АОУ детский сад №10 «Лучик», 21.11.2018г....

Доклад: «Кинезиология-как один из нейропсихологических методов коррекции нарушений развития детей»

Доклад для педагогов на тему: «Кинезиология-как один из нейропсихологических методов коррекции нарушений развития детей»...

Доклад «Образовательная кинезиология как инновационный метод в работе с воспитанниками старшего дошкольного возраста». Мастер – класс: кинезиологическая сказка «Две обезьянки».

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением....

Доклад из опыта работы на тему: «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»

Доклад из опыта работына тему:  «Предупреждение дисграфии у детей дошкольного возраста с использованием методов кинезиологии»...