Семинар-практикум "Эмоциональное развитие дошкольников"
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум « Эмоциональное развитие дошкольников».
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Все мы постоянно испытываем различные эмоции. Существует несколько классификаций эмоций. Одна из них, К. Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными. К классу эмоций относятся также чувства, страсти, стрессы, аффекты.
Эмоции и чувства наиболее специфическая форма отражения действительности. Они помогают нам лучше понимать друг друга. Люди, принадлежащие к различным нациям, способны безошибочно воспринимать выражения человеческого лица.
Главное назначение эмоций – сигнализировать о пользе и вреде для организма. С одной стороны, являются «индикатором» состояния человека, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Люди делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная классификация в целом правильна и полезна, но все – таки требует некоторого уточнения. Например, гнев относится к отрицательной эмоции. И в тоже время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще – защите личностного достоинства, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, так и для его окружения, но и радость тоже, если в ее основе лежит злорадство.
Очень важно развивать эмоционально-волевую сферу. В дошкольном образовательном учреждении первостепенное значение для эмоционального благополучия ребенка имеет эмоциональное отношение к нему воспитателя. Отношение воспитателя к ребенку – это система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, особенностей понимания и восприятия его характера и поступков. Компоненты эмоционального отношения к детям: действия воспитателя, общий эмоциональный фон в работе воспитателя, особенности принятия ребенка, наличие и характер дистанции между педагогом и ребенком.
Наиболее благоприятным для эмоционального развития детей и формирования их активности, позитивного опыта переживаний является демократический стиль педагогической деятельности, опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и притязании на признание. Воспитателю в каждой конкретной ситуации необходимо понять причину эмоционального дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая адекватна типу поведения ребенка и неудовлетворенной потребности:
− если дети стремятся быть как можно ближе к воспитателю, необходимо выбрать непосредственно-эмоциональную форму общения и постепенно переходить к ситуативно-деловой форме;
− дети, желающие общаться любой ценой с лидерами группы, нуждаются в личностном и деловом общении с воспитателем;
− для детей, неспособных установить продолжительный контакт со сверстниками при наличии доброжелательного отношения к ним, предпочтительнее деловая форма общения, помощь в налаживании контактов, одобрение;
− в случае, если дети не испытывают потребности в общении со взрослыми и сверстниками, предпочтительнее личностная форма общения (подчеркивание интересов, внимание к успехам).
Ребенок учиться понимать других и только потом себя. Поэтому развитие эмоциональной сферы ребенка должно начинаться не со знакомства ребенка с собственными эмоциями, а со знакомства с различными эмоциями, с постепенного на учения распознавать, улавливать состояние близких ему людей. Задача взрослого – дать детям еще один ключ к пониманию эмоций других людей.
Одним из способов взаимодействия с ребенком становится работа по формированию эмпатии. Эмпатия (от греческого – сопереживание) способность человека представить себя на месте другого человека, понимать его состояние, переживание.
Развивать эмпатию можно в процессе совместной деятельности с ребенком. Особенно полезным может стать совместное чтение. При просмотре мультфильмов, чтении литературы необходимо обращать внимание детей на эмоции главных героев. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Премудрая» – горе и радость. «Лиса и журавль», «Мужик и медведь» – радость и гнев. Радость, горе, страх – отрывки из произведений К.И Чуковского: «Украденное солнце», «Айболит», «Тараканище». Вообще сказка это основа развития эмоциональности. Сказка дарит взрослым и детям радость. Поэтому сейчас мы с вами выполним упражнение «Сказочный вернисаж» Приложение 1
Возрастной период от 5 до 7 лет является сензитивным для развития эмоциональной сферы. Поскольку ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра, именно в игре целесообразно развивать эмоциональную сферу. Для отработки навыка понимания эмоций своих и сверстников дети в игровой форме могут демонстрировать различные эмоциональные состояния и отгадывать изображаемые другими эмоции и чувства («Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Продолжи фразу»). Кроме того, имитация детьми разных эмоциональных состояний может служить психопрофилактическим средством, поскольку выполнение мимических и пантомимических упражнений помогает предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологию.
Психологический практикум игра «Лото настроений»
Цель: развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции. На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Воспитатель берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем он должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.
Необходимо помнить, что игры, развивающие саморегуляцию, являются именно играми (Игра «Повтори движение», игра «Час тишины – час можно», игра «Молчание», игра «Да и нет», игра «Говори»), а не физическими упражнениями, и перед игрой необходимо задать образ и словесно описать ситуацию. Умение регулировать собственное эмоциональное состояние – одно из важнейших в жизни каждого человека. Психологи рекомендуют для снижения эмоционального состояния стремиться к устранению мышечных зажимов. Мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой, и мышечное напряжение – это проявление неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Поэтому расслабление мышц – это внешний показатель положительных эмоций, спокойного состояния ребенка, уравновешенности, удовлетворенности. Игры и упражнения на релаксацию помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны для нерешительных, тревожно – мнительных, склонных к длительным переживаниям людей.
Психологический практикум игра «Морщинки»
Цель: снятие напряжения.
Звучит спокойная музыка. Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох, вдох – выдох. И последний раз – вдох – выдох. Отлично... Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос– вам что – то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!
Ребенок во многом научается общаться у нас. Существуют эффективные техники речевого общения с ребенком. Одна из них – «Я – сообщение». То есть говорить от первого лица о своих переживаниях по поводу поведения ребенка, а не делать суждений о нем самом. Таким образом мы избавляемся от обвинительного тона, который вызывает у ребенка неприязнь или протест. Разговаривая о поведении ребенка с помощью «Я-сообщений», становится проще строить конструктивный диалог.
Психологический практикум упражнение «Я – сообщение»
Цель: научить создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом.
Например: « Я тебя понимаю, ты сейчас чувствуешь (печаль, радость, страх...) или хочешь (играть, гулять, кричать...), но ты пойми и меня, я чувствую...».
Используя технику «Я – сообщения» необходимо передать свое отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребенка форме.
Ситуация: ребенок играет. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку и убирать игрушки. Он отвечает: «А я еще не успел поиграть».
Как вы ответите, использую технику «Я – сообщения»?
Психологический практикум
Детей учит то, что их окружает. Постарайтесь подобрать, что в ребенке
развивается под влиянием окружения. К началу каждой фразы в первом
столбике подберите конец – вывод из второго столбика. Соедините
стрелочкой.
А теперь давайте проверим себя:
Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть
терпеливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребёнка-дошкольника"
Эта консультация поможет Вам, родители, понять следующее -для чего, зачем и почему необходимо развивать творческие способности вашего ребёнка....
Выступление на семинаре "Социально-личностное развитие дошкольников как условие формирования успешной личности" Тема:" Методы личностного развития дошкольников"
Выступление на семинаре: "Методы личностного развития дошкольников"...
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
Цель:• Научить детей (педагогов) составлению синквейнов и рассказыванию.• Активизировать словарь детей путем подбора существительных, прилагательных и глаголов на определенную...
03.02.2020 Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию дошкольников "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника". ...
Игротренинг по обмену опытом развития игровой дея-тельности дошкольников «Сюжетно-ролевая игра как фактор воспитания и развития дошкольников»
Протокол игротренинга по обмену опытом развития игровой деятельности дошкольников...