Тренинг доверительных взаимоотношений детей и родителей
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Ценностные ориентации и психологические установки человека чаще определяются его социальной средой, где формируется его личность. Такой средой является семья. В семье впервые ребёнок приобретает правила и нормы общения с людьми, что в дальнейшем способствует его адаптации в обществе.
Формирование личности может иметь дефекты или ограничения вследствие нарушений внутрисемейного стиля общения и воспитания. Будет ли ребенок успешен или нет, какой стиль общения у него будет с другими, зависит от того, какой урок нравственности, урок толерантности и т.д. преподали ему родители. Стиль воспитания в семье в свою очередь зависти от того, какое воспитание получили сами родители. Со своими детьми они чаще поступают так, как с ними обращались их родители.
Большинство родителей не осознают свой стиль воспитания. Тренинги семейных взаимоотношений помогают участникам взглянуть на себя со стороны «глазами других», после чего они начинают понимать собственные стереотипы воспитания, переданные им «по наследству» от родителей, или полученные от близких людей.
Для оптимальных взаимоотношений детей и родителей необходима готовность родителей к ответственному воспитанию: внутренняя личностная оптимистическая позиция, знание возрастных особенностей детей, навыки общения с детьми, принятие и понимание детей с разными психологическими особенностями, готовность к искренности и открытости общения.
Тренинг рассчитан на родителей с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения подобраны в соответствии с возрастом детей. Проведение занятий не реже 1 раз в неделю. Курс начинается с занятий для родителей. Занятия объёмом до 4 часов. Далее начинается курс занятий с детьми объемом до 1,5 часов (шесть занятий). Одновременно проводятся консультирования родителей. Итогом тренинга станут 2 совместных занятия для родителей и детей. В группу может входить до 8 родителей с детьми.
Цель тренинга: оптимизация межличностных отношений между ребенком и его родителями, а также личностный рост родителей и детей.
Задачи:
- формирование навыков сотрудничества с детьми,
- развитие эмоциональной саморегуляции детей,
- развитие навыка эмпатии у взрослого и ребенка,
- преодоление стереотипных методов воспитания,
- осознание родителями своей роли в семье.
Работа в группе тренинга начинается с обследования стиля воспитания в семье и изменения нежелательных паттернов поведения («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ). На этом этапе родители знакомятся с теорией семейных взаимоотношений, и проходят тест. На втором этапе родители знакомятся с возрастными психологическими особенностями детей, закономерностями их развития. На третьем этапе родители обучаются способам демократического общения с детьми. (используются элементы программы Т. Гордона).
Занятия для родителей
Занятие 1.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, ознакомление родителей с кратким содержанием занятий, выяснение ожиданий и проблем родителей.
В начале оговариваются правила: безоценочного реагирования на высказывания или реагирования в группе, о том, что вся информация, полученная в тренинге о других участниках остается в группе,( т.е. этические принципы) и т.д.
Для общего представления о проблемах группы проводится опрос (участники рассказывают о волнующих их проблемах во взаимоотношениях с детьми). С этой целью проводится психодиагностическое упражнение «Цветок». Где родители описывают своего ребенка посредством образа цветка. Это позволяет им взглянуть на своего ребенка «Другими глазами».
Для создания благоприятной комфортной атмосферы, необходимо установить правила работы в группе. Для знакомства и запоминания имен, проводится игра «Имена». Это могут быть игры с мячом, или упражнения по кругу.
Каждый родитель получает домашние задания. К этому подключается вся семья, что повышает мотивацию участников и стимулирует заинтересованность детей в тренинге.
Каждое занятие заканчивается рефлексией своих впечатлений и ожиданий, удовлетворенностью результатом.
Занятие 2.
Цель: исследование стиля внутрисемейных взаимоотношений, понимание родителями значения детско-родительских отношений, выявление основных причин конфликтов и недопонимания.
Занятие начинается с повышения самооценки каждого участника. Участники группы рассказывают о своих переживаниях и изменениях за период тренинга. Каждое занятие проводится обсуждение домашнего задания, его выполнение.
Каждое занятие не обходится без информационной части. Содержание этой части исходит из цели и основными задачами. На занятии рассматриваются такие понятия как стили воспитания (знакомство с ними), жизненный сценарий, преемственность стиля воспитания, гендерные роли в семье. С целью исследования стиля семейных взаимоотношений используется методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.
Занятие 3.
Цель: осознание родителями значения оптимального взаимодействия с детьми, необходимости воспитания ответственности и самостоятельности у детей.
В начале занятия проводится психогимнастическое упражнение «Туземцы и аборигены». После его обсуждения родители знакомятся с формами и типами педагогического общения.
Далее родители знакомятся с этапами психосоциального развития (по Э. Эриксону). Проходит обсуждение этой темы: о развитии способности ребенка принимать самостоятельно решения. С этой целью проводится психогимнастическое упражнение «Кенгуру». В ходе обсуждения упражнения затрагиваются вопросы о предоставлении детям самостоятельности и преимущества стиля сотрудничества детей с родителями. Далее проводится упражнений для выработки способов развития у ребенка самостоятельности. Родителям выдается листок с примерным перечнем того, что должны уметь делать дети данного возраста по обслуживанию себя и помощи близким. В конце занятия обязательно домашнее задание и рефлексия.
Занятие 4.
Цель: знакомство родителей с понятиями «принятие ребенка, особенностями различного поведения родителей, невербального распознания языка разных стилей поведения.
Для осознания стиля общения родителей проводится психогимнастическое упражнение «Тропинка над пропастью». Затем родители знакомятся с понятиями «принятие» и «непринятие» ребенка, узнают о «зонах принятия», о «степени принятия или непринятия», от каких условий зависит (от личных качеств и характера) степень «принятия». Родители узнают о невербальном языке «принятия».
«Принятие» ребенка родителями является основным условием формирования личности ребенка, при котором он может вырасти свободным и самореализоваться в жизни. Очень важно строить свои отношения с ребенком искренними и открытыми. Родителям не стоит расширять «зону принятия» до неприемлемых размеров. Часто родители скрывают свои раздражения по поводу детей, пряча их за плохим настроением, хмурым видом. В такие моменты дети чувствуют себя неуверенно, им кажется, что родители их не любят. Дети перестают доверять родителям.
Для того, чтобы участники могли осознать в каких ситуациях их «принимали» или «не принимали» родители, проводится упражнение «Случай из детства». Группа делится на подгруппы по 3 человека, каждый участник поочередно рассказывает о своих воспоминаниях в течение 3 минут, другие внимательно слушают. После упражнения идет обсуждение в подгруппах: являлись ли родители «принимающими» или нет.
При проведении следующих занятий в основном используются практические методы Т. Гордона «Повышение родительской эффективности». Эти занятия посвящены проблемам родителей. Метод активного слушания как способа решения проблем детей, способов выхода из конфликтной ситуации ( 6 шагов беспроигрышного метода разрешения конфликта). Наряду с данными методами проводятся психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения, а также групповые дискуссии.
Родители узнают о применении различных техник общения, о трудностях общения из-за причин, связанных с особенностями ребенка, либо родителя. Родители учатся разграничивать: если ребенок создает проблему родителям, значит эта проблема родителей; если они создают проблему себе, значит это проблема своя. В ходе ролевых игр участники учатся определять принадлежность проблемы. Теоретическая часть тренинговых занятий сочетается с практическими приемами, отрабатываются на примере конкретных ситуаций. После отработки навыков «Я-высказывания» и «активного слушания» родители осваивают метод разрешения конфликтной ситуации. Восьмое занятие посвящено дисциплине, поощрениям и наказаниям. Целью заключительного занятия является понимание родителями основных норм поведения их детей, а также допустимыми методами поощрения и наказания.
Далее участники группы делятся на подгруппы, в которых они рассказывают о принятых в семье нормах поведения, о семейных традициях поощрения и наказания. Выполняется психогимнастическое упражнение «Родитель и ребенок», где роль ребенка и родителя играют поочередно. Во время упражнения особое внимание уделяется эмоциям и чувствам ребенка. Затем идет обсуждение в группе о приемлемости физических наказаний. Можно провести упражнение на основе конкретной ситуации нежелательного поведения ребенка. Родители предлагают свои способы решения ситуации на основе поощрения и наказания. Проводится обсуждение вариантов.
В заключение проводится упражнение «Комплименты». Все участники на листе обрисовывают контур своей руки, подписывая своё имя, передают по кругу, где каждый на контуре чужой руки пишет комплимент, оставляя контактные данные (номер телефона или электронной почты). В конце участниками заполняется анкета обратной связи.
Занятия для детей
Занятие 1.
Цель: выявление ценностных ориентаций и самооценки детей. В целях чувства причастности к истории своей семьи, повышения самооценки проводится упражнение «Моё имя», где дети рассказывают, почему им дали такое имя. Далее проходит игра с мячом «подарок», где создаётся положительная атмосфера в группе и хороший настрой. Сказкотерапия – эффективный метод в работе с детьми, поэтому упражнение «Путешествие по сказочному лесу» станет развивающим творческое воображение и самоконтроль. Упражнение выполняется под музыку. Дети вслед за психологом проходят по «заколдованной дорожке», переходят «через реку», встречаются со сказочными персонажами и оказываются на сказочной поляне. Дети здесь представляют себя явлениями природы или сказочными персонажами.
Завершается занятие психодиагностиическим упражнением «Я – цветок», где каждый ребенок рассказывает о себе, как о цветке, а также рисует этот цветок. После этого психолог прикрепляет рисунки на «волшебное дерево». В заключение проводится ритуал прощания.
Занятие 2.
Цель: формирование положительной «я-концепции»
Занятие начинается со сказки «Гусь». В ходе занятия обсуждают сказку с детьми, а также выполняются упражнения «Рубка дров», «Кто я?», «Угадай, о ком говорим?», «Дракон», «Герой дня». В результате дети учатся понимать свои достижения, что успех – это результат усилий, осознавать свою индивидуальность и самоуважение.
Занятие 3,4,5
Цель: работа с эмоциональной сферой.
Детей знакомят с положительными и отрицательными чувствами. При ознакомлении детей с чувствами рассматриваются различные ситуации. Дети учатся принимать и понимать свои чувства и чувства других детей, адекватно выражать их и управлять ими. В показе используются картинки смайлики с такими чувствами как страх, злость, обида и радость. На занятии проводятся сказкотерапевтические упражнения (сказки о чувствах), арт-терапевтические упражнения (рисование пальчиками, кистью), психогимнастические упражнения, групповые дискуссии. В результате у детей формируются представления о эмоциях своих и чужих. Дети учатся понимать эмоции, копируя жестами и пантомимикой, определять по ним состояния других людей.
Занятие 6.
Цель: совершенствование навыка общения детей со сверстниками и другими людьми, развитие эмпатии к достоинствам других людей.
На завершающем занятии активно формируются навыки сотрудничества. Дети учатся просить о помощи, оказывать помощь, отказывать в просьбе, благодарить, в результате чего развивается чувство доверия к людям.
Таким образом, занятия имеют общую направленность, построенную на формировании навыков взаимодействия родителей и детей.
Совместные занятия родителей и детей
Занятие 1.
Цель: осознание родителями восприятия их собственными детьми, понимание стиля взаимоотношений с ребенком, формирование навыка сотрудничества.
В начале занятия проводится упражнение «Угадай маму». В ходе упражнения развивается умение детей выделять наиболее важные, характерные качества родителя. Дети и родители сидят по разные стороны непрозрачной ширмы. Дети описывают по очереди каждый свою маму, рассказывают, какие они. Родители должны узнать, о ком идет речь.
Ситуация сотрудничества родителей и детей создается в упражнении «Мы вместе», где родители в паре со своим ребенком одновременно могут сесть и встать. Поупражняться в восприятии своего ребенка путем тактильных ощущений родители могут, выполняя упражнение «Угадай, чьи руки»: родители с завязанными глазами по очереди садятся на стул и по рукам определяют своего ребенка.
Далее проводится совместное рисование на свободную тему. Родитель вместе с ребенком рисуют одну картину на листе А3. После этого каждая пара представляет свою картину. Участники тренинга задают им вопросы, высказывают им свои впечатления.
Завершает занятие упражнение «Марсианский футбол», целью которого является создание ситуации сотрудничества и взаимодействия. У пары мама-ребенок связывается по одной ноге. Группа участников разбивается на 2 команды. Игра проводится в спортивном зале. Оборудуются «ворота», а вратарями становятся пары «мама-ребенок» из каждой команды. Психолог играет роль судьи. Основной задачей является предупреждение травматизма, т.к. игра очень подвижная и эмоциональная.
Занятие 2.
Цель: создание ситуации сотрудничества и взаимопонимания между родителями и детьми, развитие творческого начала детей.
Сказкотерапевтическое воздействие на детей трудно переоценить, оно глубинное и стойкое, затрагивает не только поведенческие аспекты, но и ценностные ориентации. В сказке нет ничего невозможного, особенно для тревожных, неуверенных детей. В сказке нет формулировок у детей «У меня не получится». Получая опыт решения проблемы «сказочным способом» , ребенок переносит его на реальные ситуации. Преодолевая сказочные ситуации, переживая все проблемы, родитель вместе с ребенком учатся лучше понимать друг друга. Поэтому, заканчивая курс тренинга, возвращаемся к сказкотерапии, где ребенок «вживается» в сказочную ситуацию. Ребенок учится встать на место другого человека. Огромную роль в ходе занятия играет экспромт (родители и дети сами выбирают способы поведения в сказочных ситуациях). Для каждой пары «родитель-ребенок» подбирается определенная проблемная ситуация, решение которой будет зависеть от навыка взаимодействия. Задача психолога – создание сказочной атмосферы, способствующей раскрытию всех возможностей участников. Занятие проводится в мягкой, недирективной манере, где инициатива с фантазией и интуицией, принадлежит участникам для принятия самостоятельных решений. В заключении герои сказки, пройдя все преграды и препятствия, становятся сильными, мудрыми, учатся прощать своих врагов, помогать другим. «Победа добра и справедливости» дает участникам чувство психологической защищенности. Желательно провести видеосъемку сказкотерапевтического сеанса, так как иногда смысл сказки понимается не сразу. Поэтому обсуждение этого представления можно отложить на заключительное занятие.
Итоговое занятие для родителей
Цель: подведение итогов групповой работы, осознание позитивных изменений после занятий, планирование дальнейшей работы с детьми по улучшению детско-родительских взаимоотношений.
На занятии проводится повторная психодиагностика «Цветок», что позволяет сравнить восприятие ранее высказанное о своем ребенке и сегодня. Затем сравниваются рисунки, сделанные на 1 занятии и последнем. После этого идет обсуждение отснятого материала. На основе психодиагностических упражнений, сделанных во время занятий, составляются рекомендации по совершенствованию взаимоотношений родителей с детьми.
Далее выполняется упражнение «Карта будущего», которая помогает визуализировать цели и новые пути достижений. Родители заполняют анкету обратной связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_doveritelnyhvzaimootnosheniy_detey_i_roditeley.docx | 28.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг доверительных взаимоотношений детей и родителей
Ценностные ориентации и психологические установки человека чаще определяются его социальной средой, где формируется его личность. Такой средой является семья. В семье впервые ребёнок приобретает правила и нормы общения с людьми, что в дальнейшем способствует его адаптации в обществе.
Формирование личности может иметь дефекты или ограничения вследствие нарушений внутрисемейного стиля общения и воспитания. Будет ли ребенок успешен или нет, какой стиль общения у него будет с другими, зависит от того, какой урок нравственности, урок толерантности и т.д. преподали ему родители. Стиль воспитания в семье в свою очередь зависти от того, какое воспитание получили сами родители. Со своими детьми они чаще поступают так, как с ними обращались их родители.
Большинство родителей не осознают свой стиль воспитания. Тренинги семейных взаимоотношений помогают участникам взглянуть на себя со стороны «глазами других», после чего они начинают понимать собственные стереотипы воспитания, переданные им «по наследству» от родителей, или полученные от близких людей.
Для оптимальных взаимоотношений детей и родителей необходима готовность родителей к ответственному воспитанию: внутренняя личностная оптимистическая позиция, знание возрастных особенностей детей, навыки общения с детьми, принятие и понимание детей с разными психологическими особенностями, готовность к искренности и открытости общения.
Тренинг рассчитан на родителей с детьми старшего дошкольного возраста. Упражнения подобраны в соответствии с возрастом детей. Проведение занятий не реже 1 раз в неделю. Курс начинается с занятий для родителей. Занятия объёмом до 4 часов. Далее начинается курс занятий с детьми объемом до 1,5 часов (шесть занятий). Одновременно проводятся консультирования родителей. Итогом тренинга станут 2 совместных занятия для родителей и детей. В группу может входить до 8 родителей с детьми.
Цель тренинга: оптимизация межличностных отношений между ребенком и его родителями, а также личностный рост родителей и детей.
Задачи:
- формирование навыков сотрудничества с детьми,
- развитие эмоциональной саморегуляции детей,
- развитие навыка эмпатии у взрослого и ребенка,
- преодоление стереотипных методов воспитания,
- осознание родителями своей роли в семье.
Работа в группе тренинга начинается с обследования стиля воспитания в семье и изменения нежелательных паттернов поведения («Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ). На этом этапе родители знакомятся с теорией семейных взаимоотношений, и проходят тест. На втором этапе родители знакомятся с возрастными психологическими особенностями детей, закономерностями их развития. На третьем этапе родители обучаются способам демократического общения с детьми. (используются элементы программы Т. Гордона).
Занятия для родителей
Занятие 1.
Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, ознакомление родителей с кратким содержанием занятий, выяснение ожиданий и проблем родителей.
В начале оговариваются правила: безоценочного реагирования на высказывания или реагирования в группе, о том, что вся информация, полученная в тренинге о других участниках остается в группе,( т.е. этические принципы) и т.д.
Для общего представления о проблемах группы проводится опрос (участники рассказывают о волнующих их проблемах во взаимоотношениях с детьми). С этой целью проводится психодиагностическое упражнение «Цветок». Где родители описывают своего ребенка посредством образа цветка. Это позволяет им взглянуть на своего ребенка «Другими глазами».
Для создания благоприятной комфортной атмосферы, необходимо установить правила работы в группе. Для знакомства и запоминания имен, проводится игра «Имена». Это могут быть игры с мячом, или упражнения по кругу.
Каждый родитель получает домашние задания. К этому подключается вся семья, что повышает мотивацию участников и стимулирует заинтересованность детей в тренинге.
Каждое занятие заканчивается рефлексией своих впечатлений и ожиданий, удовлетворенностью результатом.
Занятие 2.
Цель: исследование стиля внутрисемейных взаимоотношений, понимание родителями значения детско-родительских отношений, выявление основных причин конфликтов и недопонимания.
Занятие начинается с повышения самооценки каждого участника. Участники группы рассказывают о своих переживаниях и изменениях за период тренинга. Каждое занятие проводится обсуждение домашнего задания, его выполнение.
Каждое занятие не обходится без информационной части. Содержание этой части исходит из цели и основными задачами. На занятии рассматриваются такие понятия как стили воспитания (знакомство с ними), жизненный сценарий, преемственность стиля воспитания, гендерные роли в семье. С целью исследования стиля семейных взаимоотношений используется методика «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис.
Занятие 3.
Цель: осознание родителями значения оптимального взаимодействия с детьми, необходимости воспитания ответственности и самостоятельности у детей.
В начале занятия проводится психогимнастическое упражнение «Туземцы и аборигены». После его обсуждения родители знакомятся с формами и типами педагогического общения.
Далее родители знакомятся с этапами психосоциального развития (по Э. Эриксону). Проходит обсуждение этой темы: о развитии способности ребенка принимать самостоятельно решения. С этой целью проводится психогимнастическое упражнение «Кенгуру». В ходе обсуждения упражнения затрагиваются вопросы о предоставлении детям самостоятельности и преимущества стиля сотрудничества детей с родителями. Далее проводится упражнений для выработки способов развития у ребенка самостоятельности. Родителям выдается листок с примерным перечнем того, что должны уметь делать дети данного возраста по обслуживанию себя и помощи близким. В конце занятия обязательно домашнее задание и рефлексия.
Занятие 4.
Цель: знакомство родителей с понятиями «принятие ребенка, особенностями различного поведения родителей, невербального распознания языка разных стилей поведения.
Для осознания стиля общения родителей проводится психогимнастическое упражнение «Тропинка над пропастью». Затем родители знакомятся с понятиями «принятие» и «непринятие» ребенка, узнают о «зонах принятия», о «степени принятия или непринятия», от каких условий зависит (от личных качеств и характера) степень «принятия». Родители узнают о невербальном языке «принятия».
«Принятие» ребенка родителями является основным условием формирования личности ребенка, при котором он может вырасти свободным и самореализоваться в жизни. Очень важно строить свои отношения с ребенком искренними и открытыми. Родителям не стоит расширять «зону принятия» до неприемлемых размеров. Часто родители скрывают свои раздражения по поводу детей, пряча их за плохим настроением, хмурым видом. В такие моменты дети чувствуют себя неуверенно, им кажется, что родители их не любят. Дети перестают доверять родителям.
Для того, чтобы участники могли осознать в каких ситуациях их «принимали» или «не принимали» родители, проводится упражнение «Случай из детства». Группа делится на подгруппы по 3 человека, каждый участник поочередно рассказывает о своих воспоминаниях в течение 3 минут, другие внимательно слушают. После упражнения идет обсуждение в подгруппах: являлись ли родители «принимающими» или нет.
При проведении следующих занятий в основном используются практические методы Т. Гордона «Повышение родительской эффективности». Эти занятия посвящены проблемам родителей. Метод активного слушания как способа решения проблем детей, способов выхода из конфликтной ситуации ( 6 шагов беспроигрышного метода разрешения конфликта). Наряду с данными методами проводятся психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения, а также групповые дискуссии.
Родители узнают о применении различных техник общения, о трудностях общения из-за причин, связанных с особенностями ребенка, либо родителя. Родители учатся разграничивать: если ребенок создает проблему родителям, значит эта проблема родителей; если они создают проблему себе, значит это проблема своя. В ходе ролевых игр участники учатся определять принадлежность проблемы. Теоретическая часть тренинговых занятий сочетается с практическими приемами, отрабатываются на примере конкретных ситуаций. После отработки навыков «Я-высказывания» и «активного слушания» родители осваивают метод разрешения конфликтной ситуации. Восьмое занятие посвящено дисциплине, поощрениям и наказаниям. Целью заключительного занятия является понимание родителями основных норм поведения их детей, а также допустимыми методами поощрения и наказания.
Далее участники группы делятся на подгруппы, в которых они рассказывают о принятых в семье нормах поведения, о семейных традициях поощрения и наказания. Выполняется психогимнастическое упражнение «Родитель и ребенок», где роль ребенка и родителя играют поочередно. Во время упражнения особое внимание уделяется эмоциям и чувствам ребенка. Затем идет обсуждение в группе о приемлемости физических наказаний. Можно провести упражнение на основе конкретной ситуации нежелательного поведения ребенка. Родители предлагают свои способы решения ситуации на основе поощрения и наказания. Проводится обсуждение вариантов.
В заключение проводится упражнение «Комплименты». Все участники на листе обрисовывают контур своей руки, подписывая своё имя, передают по кругу, где каждый на контуре чужой руки пишет комплимент, оставляя контактные данные (номер телефона или электронной почты). В конце участниками заполняется анкета обратной связи.
Занятия для детей
Занятие 1.
Цель: выявление ценностных ориентаций и самооценки детей. В целях чувства причастности к истории своей семьи, повышения самооценки проводится упражнение «Моё имя», где дети рассказывают, почему им дали такое имя. Далее проходит игра с мячом «подарок», где создаётся положительная атмосфера в группе и хороший настрой. Сказкотерапия – эффективный метод в работе с детьми, поэтому упражнение «Путешествие по сказочному лесу» станет развивающим творческое воображение и самоконтроль. Упражнение выполняется под музыку. Дети вслед за психологом проходят по «заколдованной дорожке», переходят «через реку», встречаются со сказочными персонажами и оказываются на сказочной поляне. Дети здесь представляют себя явлениями природы или сказочными персонажами.
Завершается занятие психодиагностиическим упражнением «Я – цветок», где каждый ребенок рассказывает о себе, как о цветке, а также рисует этот цветок. После этого психолог прикрепляет рисунки на «волшебное дерево». В заключение проводится ритуал прощания.
Занятие 2.
Цель: формирование положительной «я-концепции»
Занятие начинается со сказки «Гусь». В ходе занятия обсуждают сказку с детьми, а также выполняются упражнения «Рубка дров», «Кто я?», «Угадай, о ком говорим?», «Дракон», «Герой дня». В результате дети учатся понимать свои достижения, что успех – это результат усилий, осознавать свою индивидуальность и самоуважение.
Занятие 3,4,5
Цель: работа с эмоциональной сферой.
Детей знакомят с положительными и отрицательными чувствами. При ознакомлении детей с чувствами рассматриваются различные ситуации. Дети учатся принимать и понимать свои чувства и чувства других детей, адекватно выражать их и управлять ими. В показе используются картинки смайлики с такими чувствами как страх, злость, обида и радость. На занятии проводятся сказкотерапевтические упражнения (сказки о чувствах), арт-терапевтические упражнения (рисование пальчиками, кистью), психогимнастические упражнения, групповые дискуссии. В результате у детей формируются представления о эмоциях своих и чужих. Дети учатся понимать эмоции, копируя жестами и пантомимикой, определять по ним состояния других людей.
Занятие 6.
Цель: совершенствование навыка общения детей со сверстниками и другими людьми, развитие эмпатии к достоинствам других людей.
На завершающем занятии активно формируются навыки сотрудничества. Дети учатся просить о помощи, оказывать помощь, отказывать в просьбе, благодарить, в результате чего развивается чувство доверия к людям.
Таким образом, занятия имеют общую направленность, построенную на формировании навыков взаимодействия родителей и детей.
Совместные занятия родителей и детей
Занятие 1.
Цель: осознание родителями восприятия их собственными детьми, понимание стиля взаимоотношений с ребенком, формирование навыка сотрудничества.
В начале занятия проводится упражнение «Угадай маму». В ходе упражнения развивается умение детей выделять наиболее важные, характерные качества родителя. Дети и родители сидят по разные стороны непрозрачной ширмы. Дети описывают по очереди каждый свою маму, рассказывают, какие они. Родители должны узнать, о ком идет речь.
Ситуация сотрудничества родителей и детей создается в упражнении «Мы вместе», где родители в паре со своим ребенком одновременно могут сесть и встать. Поупражняться в восприятии своего ребенка путем тактильных ощущений родители могут, выполняя упражнение «Угадай, чьи руки»: родители с завязанными глазами по очереди садятся на стул и по рукам определяют своего ребенка.
Далее проводится совместное рисование на свободную тему. Родитель вместе с ребенком рисуют одну картину на листе А3. После этого каждая пара представляет свою картину. Участники тренинга задают им вопросы, высказывают им свои впечатления.
Завершает занятие упражнение «Марсианский футбол», целью которого является создание ситуации сотрудничества и взаимодействия. У пары мама-ребенок связывается по одной ноге. Группа участников разбивается на 2 команды. Игра проводится в спортивном зале. Оборудуются «ворота», а вратарями становятся пары «мама-ребенок» из каждой команды. Психолог играет роль судьи. Основной задачей является предупреждение травматизма, т.к. игра очень подвижная и эмоциональная.
Занятие 2.
Цель: создание ситуации сотрудничества и взаимопонимания между родителями и детьми, развитие творческого начала детей.
Сказкотерапевтическое воздействие на детей трудно переоценить, оно глубинное и стойкое, затрагивает не только поведенческие аспекты, но и ценностные ориентации. В сказке нет ничего невозможного, особенно для тревожных, неуверенных детей. В сказке нет формулировок у детей «У меня не получится». Получая опыт решения проблемы «сказочным способом» , ребенок переносит его на реальные ситуации. Преодолевая сказочные ситуации, переживая все проблемы, родитель вместе с ребенком учатся лучше понимать друг друга. Поэтому, заканчивая курс тренинга, возвращаемся к сказкотерапии, где ребенок «вживается» в сказочную ситуацию. Ребенок учится встать на место другого человека. Огромную роль в ходе занятия играет экспромт (родители и дети сами выбирают способы поведения в сказочных ситуациях). Для каждой пары «родитель-ребенок» подбирается определенная проблемная ситуация, решение которой будет зависеть от навыка взаимодействия. Задача психолога – создание сказочной атмосферы, способствующей раскрытию всех возможностей участников. Занятие проводится в мягкой, недирективной манере, где инициатива с фантазией и интуицией, принадлежит участникам для принятия самостоятельных решений. В заключении герои сказки, пройдя все преграды и препятствия, становятся сильными, мудрыми, учатся прощать своих врагов, помогать другим. «Победа добра и справедливости» дает участникам чувство психологической защищенности. Желательно провести видеосъемку сказкотерапевтического сеанса, так как иногда смысл сказки понимается не сразу. Поэтому обсуждение этого представления можно отложить на заключительное занятие.
Итоговое занятие для родителей
Цель: подведение итогов групповой работы, осознание позитивных изменений после занятий, планирование дальнейшей работы с детьми по улучшению детско-родительских взаимоотношений.
На занятии проводится повторная психодиагностика «Цветок», что позволяет сравнить восприятие ранее высказанное о своем ребенке и сегодня. Затем сравниваются рисунки, сделанные на 1 занятии и последнем. После этого идет обсуждение отснятого материала. На основе психодиагностических упражнений, сделанных во время занятий, составляются рекомендации по совершенствованию взаимоотношений родителей с детьми.
Далее выполняется упражнение «Карта будущего», которая помогает визуализировать цели и новые пути достижений. Родители заполняют анкету обратной связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие взаимоотношений детей и родителей через совместные праздники в детском саду.
Из опыта работы музыкального руководителя. Организация взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников по подготовке и проведению детских праздников как средство развития вза...
Организация системы работы по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей и родителей
Система работы в ДОУ по формированию эмоционально-положительных взаимоотношений детей 5 - 7 лет и родителей...
Консультация для родителей "Особеннности взаимоотношений детей и родителей"
Особенности взаимоотношений детей и родителей....
Консультация для родителей "Особеннности взаимоотношений детей и родителей"
Особенности взаимоотношений...
Консультация для родителей"Взаимоотношение детей и родителей"
В данной консультации описаны причины нарушений в поведении ребенка и меры воспитания таких детей....
Анкета для родителей.Взаимоотношение детей и родителей.
Анкета для родителейВаши взаимоотношения с детьмиУважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить особенности общения между Вами и вашими деть...
Консультация для родителей «Взаимоотношения детей и родителей»
Исключительную роль в жизни ребенка играют родители, и на них ложится основная ответственность за его развитие. В большой мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший со...