"Коррекция речевых нарушений у дошкольников на музыкальных занятиях"
консультация по коррекционной педагогике

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_zanyatiya_s_detmi_s_narusheniyami_rechi.doc33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Коррекция речевых нарушений у дошкольников на музыкальных занятиях.

Наиболее частая форма отклонений в развитии детей, с которой приходится сталкиваться музыкальному руководителю в условиях дошкольного учреждения, — нарушение речи. Такая патология отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, создает трудности в социализации. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, на формирование высших уровней познавательной деятельности, которые обусловлены тесной взаимосвязью речи и мышления. У детей с отклонениями в развитии речи ограничены социальные контакты, а, следовательно, и познание ребенком мира. Ограниченность общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает специфические особенности в эмоционально-волевой сфере, способствует развитию негативных качеств характера: нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности.

Исследования показывают, что наиболее характерным отклонением у детей является низкая культура речи, не соответствующая нормам литературного языка. Один из разделов общей культуры речи — языковая культура с основными компонентами:

интонация (ритмико-мелодическая сторона);

система фонем (звуки речи).

Именно звуковые дефекты речи дошкольников средствами музыкальной деятельности можно эффективно корректировать на музыкальных занятиях.

У детей с речевой патологией плохая дикция, монотонная, вялая и неэмоциональная речь. Они не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата; у них нарушен фонематический и звуковысотный слух, не сформировано правильное дыхание.

Причины и виды нарушения речи у детей определяют основные направления коррекционной работы на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении:

формирование экспрессивной речи;

развитие артикуляционного аппарата;

формирование артикуляционного уклада звуков;

развитие фонематического слуха;

развитие дыхания;

развитие мелкой и общей моторики.

Для коррекции отклонений в развитии речи наиболее оптимальными представляются следующие виды музыкальной деятельности:

пение (формирует экспрессивную речь, вырабатывает такие качества голоса, как тембр и силу);

музыкальные игры с элементами артикуляционной, дыхательной гимнастики, звукоподражания (формирует дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, развивает артикуляцию);

музыкально-дидактические игры (развивают речевой, звуковысотный слух, внимание, память, интеллектуальную сферу);

музыкально-ритмическая деятельность (развивает мелкую и общую моторику).

Музыкальная деятельность детей будет наиболее эффективной в развивающем и воспитательном аспектах, если ее построить на основе единства дифференцированного подхода к ее организации, коррекционной направленности, игровой организационно-методической основы и коллективного музицирования.

Анализ специфики развития дошкольников с отклонениями в развитии речи позволил выделить приоритетные принципы организации музыкальных занятий:

учет особенностей психофизического и музыкального развития детей и дифференцированный подход к организации деятельности ребенка на занятиях; создание условий для активного участия в музыкальной деятельности всех дошкольников; соответствие содержания и вида музыкальной деятельности задачам развития конкретных навыков и функций;

коррекционная направленность обучения; доминирование музыкально-коррекционной работы, способствующей формированию познавательной, речевой и двигательной активности детей;

коррекционное и дидактическое единство музыкального воспитания; развитие психических функций опорно-двигательного аппарата, речи происходит в процессе формирования у детей представлений о средствах музыкальной выразительности и навыков музыкальной деятельности.

С целью укрепления психического здоровья детей с отклонениями в развитии речи и развития их эмоционально-волевой сферы в музыкальные занятия включаются элементы психогимнастики: музыкальные игры на развитие внимания, памяти, на преодоление двигательного автоматизма, а также мимические и ритмико-пластические этюды, упражнения для тренировки отдельных групп мышц и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

некоторые формы работы по коррекции речевых нарушений с дошкольниками

Процесс формирования речи,общеизвестно, начинается с раннего детства, интенсивно продолжается в дошкольном, а потом и в школьном возрасте. Речь в своём значении является, прежде всего, средством общен...

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях

Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях...

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....