"Коррекция речевых нарушений у дошкольников на музыкальных занятиях"
консультация по коррекционной педагогике
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Коррекция речевых нарушений у дошкольников на музыкальных занятиях.
Наиболее частая форма отклонений в развитии детей, с которой приходится сталкиваться музыкальному руководителю в условиях дошкольного учреждения, — нарушение речи. Такая патология отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, создает трудности в социализации. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, на формирование высших уровней познавательной деятельности, которые обусловлены тесной взаимосвязью речи и мышления. У детей с отклонениями в развитии речи ограничены социальные контакты, а, следовательно, и познание ребенком мира. Ограниченность общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает специфические особенности в эмоционально-волевой сфере, способствует развитию негативных качеств характера: нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности.
Исследования показывают, что наиболее характерным отклонением у детей является низкая культура речи, не соответствующая нормам литературного языка. Один из разделов общей культуры речи — языковая культура с основными компонентами:
интонация (ритмико-мелодическая сторона);
система фонем (звуки речи).
Именно звуковые дефекты речи дошкольников средствами музыкальной деятельности можно эффективно корректировать на музыкальных занятиях.
У детей с речевой патологией плохая дикция, монотонная, вялая и неэмоциональная речь. Они не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата; у них нарушен фонематический и звуковысотный слух, не сформировано правильное дыхание.
Причины и виды нарушения речи у детей определяют основные направления коррекционной работы на музыкальных занятиях в дошкольном учреждении:
формирование экспрессивной речи;
развитие артикуляционного аппарата;
формирование артикуляционного уклада звуков;
развитие фонематического слуха;
развитие дыхания;
развитие мелкой и общей моторики.
Для коррекции отклонений в развитии речи наиболее оптимальными представляются следующие виды музыкальной деятельности:
пение (формирует экспрессивную речь, вырабатывает такие качества голоса, как тембр и силу);
музыкальные игры с элементами артикуляционной, дыхательной гимнастики, звукоподражания (формирует дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, развивает артикуляцию);
музыкально-дидактические игры (развивают речевой, звуковысотный слух, внимание, память, интеллектуальную сферу);
музыкально-ритмическая деятельность (развивает мелкую и общую моторику).
Музыкальная деятельность детей будет наиболее эффективной в развивающем и воспитательном аспектах, если ее построить на основе единства дифференцированного подхода к ее организации, коррекционной направленности, игровой организационно-методической основы и коллективного музицирования.
Анализ специфики развития дошкольников с отклонениями в развитии речи позволил выделить приоритетные принципы организации музыкальных занятий:
учет особенностей психофизического и музыкального развития детей и дифференцированный подход к организации деятельности ребенка на занятиях; создание условий для активного участия в музыкальной деятельности всех дошкольников; соответствие содержания и вида музыкальной деятельности задачам развития конкретных навыков и функций;
коррекционная направленность обучения; доминирование музыкально-коррекционной работы, способствующей формированию познавательной, речевой и двигательной активности детей;
коррекционное и дидактическое единство музыкального воспитания; развитие психических функций опорно-двигательного аппарата, речи происходит в процессе формирования у детей представлений о средствах музыкальной выразительности и навыков музыкальной деятельности.
С целью укрепления психического здоровья детей с отклонениями в развитии речи и развития их эмоционально-волевой сферы в музыкальные занятия включаются элементы психогимнастики: музыкальные игры на развитие внимания, памяти, на преодоление двигательного автоматизма, а также мимические и ритмико-пластические этюды, упражнения для тренировки отдельных групп мышц и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
некоторые формы работы по коррекции речевых нарушений с дошкольниками
Процесс формирования речи,общеизвестно, начинается с раннего детства, интенсивно продолжается в дошкольном, а потом и в школьном возрасте. Речь в своём значении является, прежде всего, средством общен...
«Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях» вошла в сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Логопедия XXI века. Традиции и новации»
Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических расстройствах...
ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....
ЛОГОСКАЗКИ - КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Материал представляет собой описание опыта работы по профилактике речевых нарушений у детей через игровую деятельность....
Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.
Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...
Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях
Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях...
Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....