Авторские сказки для обучения грамоте детей с ОНР в детском саду.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Тарасова Лидия Николаевна

Предлагаемый материал апробирован на занятиях по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи. Сказки помогут детям легко запомнить сложные  для них  абстрактные понятия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторские сказки по обучению детей грамоте. Гласные и согласные.

Учитель-логопед ГБДОУ № 23 Пушкинского района  г. Санкт-Петербурга

Каждый учитель и воспитатель знает, что любой, даже самый сложный материал, легко запоминается детьми в игре, через сказку, через яркие образы и ассоциации. В течение 40 лет педагогической работы, я самостоятельно придумываю такие сказки и яркие ассоциации. Предлагаю

несколько вариантов  моих сказок.  Их может использовать логопед, воспитатель,  учитель начальных классов.

Тема о звуко-буквенном  анализе  слов достаточно сложная для усвоения детьми,  как  дошкольниками, так и младшими школьниками. Даже в первом классе дети длительно не могут усвоить этот материал. После проведения 2-3 занятий со сказками дети мгновенно определяют гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие звуки.

 Для наиболее эффективной  работы, я разделила  материал на 3 части, которые можно проводить как фрагменты  занятий   или, наоборот,  объединить нужные  разделы (в зависимости от состава группы или класса, способностей детей):

I.  Звуки и буквы.

II. Знакомство с гласными и согласными с помощью сказки. Упражнения в узнавании гласных  звуков.

III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные - согласные.

I.  Звуки и буквы.

-У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны?  (Глаза,- чтобы видеть, уши,- чтобы слышать).     

- Закройте глаза. Вы ничего не видите, зато вам  всё слышно. Что вы слышите?  (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)

-Открыли глаза.  Это мы слышали звуки – звуки  шума за дверью, звуки машины, звук телефона.   Звуки мы слышим ушами. Давайте проверим. Закройте пальчиками уши,  хорошо закройте. И я закрою свои уши, а когда я открою,  вы тоже их откроете.  Будете смотреть на меня, договорились?  

 Воспитатель или учитель закрывает свои уши,  и говорит что-то очень тихим шепотом,  или  делает вид, что говорит, только шевелит губами.  Затем   открывает уши,  дети тоже открывают.

-  Вы слышали, что я сказала? (Нет).   Почему? (Потому, что у нас были закрыты уши). А как вы догадались, что я не молчу? (Потому, что губы двигались).

- Пусть  ваши глазки ещё поработают – будем только  смотреть.  

- Что вы видите?  (Молча,  показываем разные предметы,  дети называют,  что они видят. Последнее, что показываем  - буквы.  Это может быть алфавит или любая картинка с изображением букв).

 -Все предметы и  буквы мы  видим. 

-Послушай, что я скажу: А, О, М, …. Что я сказала звуки или буквы? (ЗВУКИ, потому что мы их слышим).

Дети не станут ошибаться, когда  начнут  понимать  разницу  в понятиях видеть и слышать.

II. Знакомство с гласными и согласными звуками с помощью сказки. 

- Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например,  мы говорим рука, а в старину говорили  длань, мы говорим глаза, а раньше говорили очи, губы – уста, палец – перст,  голос- глас.  

- Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например:  царство, замок, теремок,  колобок,  сусеки  («по сусекам поскребла…»).  

- А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать  загадочным тоном, эмоционально).

 - В одном царстве жили - были  очень интересные жители. У них были волшебные шапки-невидимки. Когда их видели и слышали, они назывались БУКВЫ. Но когда они надевали шапку - невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они превращались в ЗВУКИ.    

Жили они дружно.

Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда  они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один), не все смогли спеть.  Одни  красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось  только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье,  а песни не было.

 Сначала  получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос.  Их назвали  ГЛАСНЫЕ.

 Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют?  Их  спросили:  «Вы согласны, что петь не умеете?»  Те грустно  ответили: «Да, согласные…»  Так и решили их назвать -  СОГЛАСНЫЕ.  

 Чтобы другие   сразу  узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе  другие замки.

         

Примечание: Позже сказка будет продолжена  о твёрдых - мягких, звонких – глухих.

1)Вокально-игровые упражнения.

1). - Гласные  имеют голос (глас) и могут спеть любую песню. Когда они поют, можно узнать, какая это песня.

 (Очень важно: надо  не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).

-Сначала,  назовите, какие песни вы знаете.

Дети называют знакомые  песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг»,  «Я на солнышке лежу», «Антошка»  и другие.  Можно использовать песни, которые  дети недавно учили на музыкальных занятиях.

 -Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только  звук А):

А-А-А-А-А-А-А-А

А-А-А-А-А-А…

Вот поёт эту песню звук О:

О-О-О-О-О-О-О-О

О-О-О-О-О-О-О…

-А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.

(Дети поют песни на предложенные гласные звуки).

- Давайте споём другие  песни, например «Я на солнышке лежу»,  «Солнечный круг» …

Дети поют один куплет,  выбранной  ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем  или воспитателем гласный звук.

2).Упражнения: тихо – очень тихо. 

Дети поют песни с помощью гласных  тихо,   затем очень тихо.  В конце года  можно  познакомить ребёнка  с понятием «про себя».  

III. Упражнения в узнавании согласных звуков. Гласные – согласные.

1). Повторение пройденного материала: Звуки и буквы. Гласные и согласные.

2). Упражнения в узнавании согласных звуков

- Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А  потом придумаем слова, которые подходят  к этим издаваемым звукам.

На каждый звук дети придумывают  свои  термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:

Б– бухтит;

В– ворчит;

Г– гогочет;

Д– долбит;

Ж – жужжит;

З – звенит;

К – кряхтит;

Л– лопочет;

М– мычит;

Н– ноет;

П– пыхтит;

Р– рычит;

С– свистит;

Т– тарахтит;

Ф– фыркает;

Х– хрюкает;

Ц–цекочет (как кузнечик);

Ч– чухает  (как поезд);

Ш– шипит;

Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…

Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников.  Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо  говорить только Б, М.

После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.

Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.

3). Упражнения в узнавании  гласных и  согласных звуков.

-Давайте  проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные».  В этом нам помогут  пальчики левой и правой руки.

-Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:

«гласные – красные» – 1-й  пальчик!  

«гласные – красные» – 2-й  пальчик!    

«гласные – красные» – 3-й  пальчик!  

«гласные – красные» – 4-й  пальчик!    

«гласные – красные» – 5-й  пальчик!  

-А теперь вторая, правая рука: …

Как правило,  после этого упражнения,  дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.

- Возьмём в руки красные и синие фонарики. Поднимите  нужный фонарик: Если звук будет гласный,  какой поднимем фонарик? - красный, если  согласный - синий.

-Когда я назову звук, вы попробуете  пропеть этим звуком  вашу любимую песню. Только петь надо очень тихо. И вы сразу услышите,- поёт она или издаёт разные звуки, а песни не получается.

Учитель или воспитатель называет звук, дети поднимают нужный фонарик.  

       

Этими  занятиями  я пользуюсь много лет. Бывшие  выпускники наших групп говорили, что  мои сказки  очень  помогали им в школе.  

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Технология обучения пению детей дошкольного возраста в детском саду».

Пение - основное средство музыкального воспитания, занимает важное место в музыкальном развитии дошкольника....

Планирование занятий по подготовке к обучению грамоте детей в средней группе детского сада.

Планирование занятий по подготовке к обучению грамоте детей в средней группе детского сада включает последовательность преподаваемого материала, задачи, дидактические игры, демонстрационный материал....

Конспект интегрированного познавательно – игрового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада № 45 по теме: « Звук и буква «к» на лексическом материале «домашние животные».

ЗАДАЧИ:- уточнение артикуляции звука К, акустических признаков;- развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, интонационной выразительности;- уточнение и расширение лексического запаса, ...

Учебно-методическая разработка занятия по обучению грамоте в стершей-подготовительной группе детского сада.

Программное содержание: - Продолжить учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;- Закреплять знания о словоразличительной роли зв...

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе детского сада

План-конспект логопедического занятияпо подготовке к обучению грамотев старшей логопедической группе детского сада Тема: «Звуки м, м'» (повторение)Цель: различение звуков м и м&r...

Авторская сказка по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста "Сон буквы Н"

Авторская сказка разработана мной для обучения грамоте детей в старшем дошкольном возрасте....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе детского сада «Звуки Ф и Фь и буква Ф»

Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе, в ходе которого у детей формируется  представление о звуках [Ф] – ]ФЬ] и букве Ф; закрепляются пон...