Особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Золотарева Марина Васильевна

Особенности формирования и развития игровой деятельности у детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_igrovoy_deyatelnosti.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ»

           Одной из основных проблем развития детей с ограниченными возможностями здоровья является задержка психического развития и расстройства в эмоционально-волевой сфере.

           Дети испытывают трудности  при установлении контакта с внешним миром.

           Эффективным средством коррекции психического развития ребенка считается игра.

           Игра – это один из важнейших видов деятельности для ребенка. Именно через игру ребенок познает мир, учится обращаться с предметами, узнает правила и нормы, принятые в обществе, а также получает навыки общения. В игровой деятельности у детей-дошкольников легче всего развиваются высшие психические функции и коммуникативные навыки.

           Сюжетно-ролевая игра – высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. Игра для ребенка – это его мир. А все ли дети живут в игре? Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребенка, оказывала на него развивающее воздействие?  Для детей с ОВЗ развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы.

Выдвинутое Л.С. Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка, говорит о том, что в психическом развитии детей с нарушениями развития присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребенка. Следовательно, в жизни дошкольника с нарушениями игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивать зону его ближайшего развития. Однако это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-развивающей работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности.

Недоразвитие игровой деятельности у детей с ОВЗ оказывается, как бы «запрограммированным» уже в раннем детстве. Основные причины, тормозящие самостоятельное последовательное становление игры: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми (О.П. Гаврилушкина, А.А. Катаева, Н.Г. Морозова, Н.Д. Соколова, Е.А. Стреблева).

В отличие от обычных сверстников, дети с нарушениями развития, особенно затрагивающими эмоционально-волевую сферу, надолго задерживаются на этапе изучения предметного мира.

            Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка

увлеченность миром вещей ослабевает, и на первый план выступают другие ценности, а именно – мир социальных отношений. В норме человек всегда значим для ребенка, с возрастом меняется только стиль и интенсивность общения.

             У детей с нарушениями развития все стороны психической деятельности, направленные на овладение социальными отношениями, развиваются недостаточно. Основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол.

            В своих играх ребенок может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:

- цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;

- в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок;

- повторяемость – ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий и манипуляций;

- неизменность – раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении очень длительного времени;

- длительность – ребенок может играть в такую игру годами.

            Анализируя результаты наблюдений за ребенком в такие моменты, можно предположить, что для него ситуация повторения знакомых действий комфортна сама по себе, ведь все известно заранее. К тому же ребенок испытывает видимое удовольствие.

            Таким образом, построение взаимодействия, налаживание контакта и начало коррекционной работы может быть положено только в рамках этой стереотипной игры.

             Этот этап игры включает простые игровые действия с яркими игрушками, манипуляции со светом, звуком, цветом, ритмические игры и танцы.

            Обязательным компонентом первого этапа игры должно быть формирование у ребенка уверенности в своих силах и возможностях.

             Переход ко второму этапу игры знаменует появление у ребенка собственной активности. Теперь педагогу необходимо повсеместно стимулировать ребенка к самостоятельной целенаправленной деятельности. Активность этих детей проявляется преимущественно в нецеленаправленном генерализированном возбуждении. Для снятия этих явлений используются музыка, пение, которые не только вызывают положительные эмоциональные состояния, но благодаря выраженному ритмическому компоненту дисциплинируют активность ребенка.

 А теперь рассмотрим особенности всех компонентов игровой деятельности у детей с нарушениями развития:

  Замысел игры, постановка игровых целей и задач. 

  Самостоятельно не начинают игру. 

  Смысл игры для них - совершение действий с игрушками. Даже в лучшем случае их игра носит процессуальный характер с элементами сюжета.  

  Содержание  игр. 

  Совершают предметно-игровые, отобразительные действия. 

  Стереотипность. 

  Предпочтение  подвижным играм. 

  Речевое сопровождение игры бедно или  отсутствует.  

  Сюжет игры. 

  На  бытовые темы. В основном отображаются негативные аспекты семейных взаимоотношений. 

  Отсутствие  развернутого сюжета  

  Выполнение  роли и взаимодействие детей в  игре. 

  Нечеткое  разделение ролей. 

  Выполняют второстепенные роли в игре с детьми с нормальным развитием. 

  Не  обращают внимания на то, чем занимается находящийся рядом с ними ребенок, не вступают с ним в общение, взаимодействие или общаются опосредованно, через  взрослого.  

  Игровые действия. 

  Игровые действия детей бедны, однообразны  и с несформированностью действий замещения, в основном без самостоятельного речевого сопровождения, могут состоять из 1-3 коротких игровых  цепочек. 

  Процессуальный  характер игры.  

  Правила игры. 

  Нечеткое  соблюдение правил.

  Усложнение  правил может  привести к распаду  игры.  
 Например.
         Для детей с алалией, у которых  нередко наблюдается и значительная задержка интеллектуального развития, содержание игр и их правила долгое время остаются недоступными. Игры этих детей однообразны, подражательны. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Они воспринимают окружающую действительность поверхностно, поэтому их игры не имеют замысла и целенаправленных действий. 

          У детей с умственной отсталостью наблюдается избирательный интерес к игрушкам. Выделяются даже любимые игрушки, с которыми они предпочитают играть. Однако этот интерес размыт. Не дифференцирован, неустойчив, что проявляется в отсутствии кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают внимание от игры. После чего игра прекращается.

 К тому же у этих детей не сформирован целевой компонент. Их действия не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Ребенок не умеет ставить перед собой конкретную, значимую для него игровую цель. Часто механически или по подражанию взрослому он выполняет те или иные простые манипулятивные действия с игрушками, нередко не отражающие ни физических свойств, ни назначения предметов. И лишь под влиянием

длительного обучения у некоторых детей формируется умение осознанно ставить элементарную цель в игре с помощью взрослого (покатать куклу в коляске, покормить куклу и.т.п.).

У аутичных детей связи с миром затруднены, им не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Такие трудности аутичных детей мешают развитию сюжетно-ролевой игры: ребенок  оказывается, совершенно беспомощен в ситуации, когда необходимо обсудить правила, распределить роли и договориться о совместных действиях. Мало того: если дети приняли ребенка с аутизмом в игру, он начинает действовать в соответствии с собственными представлениями, нарушая ход игры.
Таким образом, обучение детей игре строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка, что является традиционным подходом в специальной педагогике.

Вот несколько общих рекомендаций по обучению игровым навыкам. Эти советы могут быть полезны как родителям, так и педагогам:

— Как правило, проще всего учить навыкам игры со взрослым и только потом привлекать ровесников. Взрослые более предсказуемые и менее требовательные, чем дети, именно по этой причине детям с психическими нарушениями проще играть и общаться с ними, а детей они избегают, бьют или отказываются играть.

— Проще всего начинать обучение игровым навыкам с простыми игрушками с причиной и следствием, например, с электронным пианино или с чертиком в коробке. Избегайте слишком сложных игрушек, а также игрушек, требующих воображения или работы. Например: пазлов, фигурок, кукол или пластилина. Если у ребенка нет игровых навыков, а вы вручите ему пластилин, то, скорее всего, он попытается его съесть.

—  Обязательным условием для развития игровых навыков являются хорошие навыки имитации. Ребенок, который готовит воображаемый обед или утешает «плачущую» куклу — это ребенок, который, скорее всего, наблюдал, похожие действия у других людей и теперь имитирует их.

— Во время обучения игровым навыкам вам нужно моделировать проявления счастья и радости. Ребенок наблюдает не только за навыками игры, но и за вашим лицом, тоном голоса и манерами. Добавьте звуковые эффекты, хлопайте в ладоши, смейтесь, улыбайтесь, говорите смешным голосом, кричите и скандируйте, когда играете с ребенком.

— Очень важно минимизировать проблемное поведение во время игры. Проведите функциональный анализ поведения, чтобы определить функцию проблемного поведения и разработайте поведенческий план. Сведите такое поведение к минимуму, прежде чем пробовать игру со сверстниками.

— Говорите с ребенком во время игры. Обычные дети обычно говорят, когда они играют (даже когда они играют одни), в то время как дети с особенностями обычно этого не делают.

— Самое главное —  игры должны быть ВЕСЕЛЫМИ, они должны мотивировать ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности игровой деятельности у детей с ЗПР

Описание игровой деятельности у дошкольников с ЗПР.Своеобразие игры детей с ЗПР.Тактильно-двигательная функция у детей с ЗПР....

Консультация для родителей на тему: «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»

У малышей с задержкой психического развития или речевого развития очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым и...

Консультация для родителей на тему «Особенности игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Ограниченные возможности здоровья – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияни...

«Особенности игровой деятельности у детей с РАС»

laquo;Понимание атомной физики — детская игра по сравнению с пониманием детской игры» Дэвид КрешИгра ребенка с расстройством аутистического спектра  существенно отл...

Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»

     Консультация для родителей «Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития»...