Дыхательная гимнастика
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Картотека дыхательных упражнений
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель: научить правильно дышать. Снять дыхательную аритмию. Профилактика заболеваний дыхательных путей. Укреплять мышцы языка, губ, гортанно-глоточного аппарата. Положительно воздействовать на голосовые связки, миндалины, щитовидную железу. Учить дыханию в заданном направлении. Снимать усталость с головного мозга. Выбрасывать грязную энергию (страх, агрессию). Научить самостоятельно выполнять упражнения на восстановление дыхания (при затрудненном дыхании – бег, прыжки).
Правила: прежде чем начать выполнять упражнения на дыхание, необходимо прокашляться, пробить носовые ходы.
Типы упражнений на дыхание:
- статические: эффективное использование работы диафрагмы и межреберных мышц;
- динамические: 1 – йоговские
2 – из китайской оздоровительной гимнастики
3 – упражнения на восстановление дыхания
4 – звуковая гимнастика
5 – игры с воздухом
Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания организма и позволяет решать следующие задачи:
- повышает общий жизненный тонус ребенка, сопротивляемость и устойчивость к простудным заболеваниям;
- развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо- и кровоснабжение в легких.
Используются дыхательные упражнения для профилактики респираторных заболеваний.
Авторские дыхательные гимнастики по А.Н.Стрельниковой, звуковая дыхательная гимнастика Лобанова, звуковое дыхание по М.Л.Лазареву.
Комплекс звукового дыхания направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации.
При ларингитах произносятся только глухие согласные, чтобы не травмировать связочный аппарат: звук «В» для гайморовых пазух, ринитах, синуситах; звук «3» при трахеитах; звук «Ж» при бронхитах.
Алфавит телодвижения.
При изучении букв и повторении пройденных, во время игровых моментов используют алфавит телодвижений. С помощью увеличения двигательной активности осуществляется коррекция развития речи, физического развития, а также способствует обучению грамоте.
Алфавит телодвижений состоит из 33 двигательных поз, образно представляющих буквы алфавита.
Дети на слух и зрительно воспринимают названия букв, используя мышечное чувство и мышечное давление изображая эту букву. И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемую букву.
В данном случае соединяются абстрактное представление буквы с мышечными ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся. Движения, которые выполняются при позе той или иной буквы, хорошо знакомы и доступны детям и имеют общеразвивающий характер.
Здоровье детей – главная забота взрослых. Мы должны формировать здоровое физическое тело ребенка, способствовать формированию внутренних органов, ибо после 7 лет эти органы будут жить по той программе, которую мы заложили до 7 лет.
Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики
1. Педагоги и родители предварительно должны сами освоить дыхательные упражнения.
2. Не заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды.
3. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать надо с упрощенной формой выполнения с постепенным усложнением.
4. Комплексы необходимо чередовать в течении двух недель, можно варьировать.
Закаливающую носовую гимнастику можно делать сидя, стоя, лежа. Если сначала дышать носом трудно, делайте время от времени вдох ртом. Следует заниматься несколько раз в день по 2-3 минуты. Во время болезни, высокой температуры упражнения не выполняются. Вдыхать и выдыхать воздух через нос. Можно включать во все комплексы дыхательной гимнастики, в режимные моменты в течение дня.
Упражнения по методу очистительного дыхания рекомендуется проводить во время физкультурных пауз на занятиях педагогами, после физической нагрузки, как можно чаще для снятия напряжения, усталости. Делать глубокий вдох носом и полный удлиненный выдох через рот. Чтобы ребенок дышал правильно, научить его выполнять упражнения в виде разных игровых образов.
Звуковые дыхательные упражнения могут выполняться ежедневно во время утренней гимнастики, в течение дня, гимнастике пробуждения, на занятиях, как способ коррекции психического состояния детей. В летнее время лучше проводить на свежем воздухе во время прогулки. Наиболее интенсивно проводить в осенне-весенний период, когда идет подъем заболеваний верхних дыхательных путей. Выполняется как в покое, так и ходьбе. Для эффективности дыхание должно выполняться не менее 3 минут.
Упражнения
«Бегемотик»
Цель: Улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приёмы дыхательной гимнастики.
Ребёнок, находящийся в положении лёжа, кладёт ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох)
То животик опускается (выдох)
Упражнение может выполнятся в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох)
То животик опускается (выдох)
«Качели»
Цель: Улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приёмы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребёнку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
В играх «Бегемотик» и «Качели» вдох и выдох производится через нос.
«Мой воздушный шарик»
Цель: Выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох; активировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Вариант 1.
Мой воздушный шарик, раз, два, три.
Лёгкий, как , комарик, посмотри.
Носом я вдыхаю, не спешу,
За своим дыханием слежу.
Вариант 2.
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой ( начальные трех базовые упражнения). Все они выполняются в ритме строевого шага (если вы имеете слабое представление, что это такое, послушайте любой марш).
Цель: Восстанавливает нарушенное носовое дыхание; улучшает дренажную функцию лёгких; положительно влияет на обменные процессы, играющие роль в кровоснабжении; исправляет развившиеся в процессе заболеваний деформации грудной клетки и позвоночника; повышает общую сопротивляемость организма, его тонус; улучшает нервно-психическое состояние.
«Ладошки» (упражнение для разминки)
Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела.
При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук.
Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.
«Погончики»
Встаем прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулачки. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола.
Делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).
«Насос»
Встаем прямо, слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выпрямляемся.
Так же, как и в предыдущем упражнении, делаем по 8 кратких шумных вдоха без остановки, после делаем паузу (отдыхаем) и повторяем упражнение (всего выполняется 12 повторов).
Комплекс Стрельниковой гимнастики
1 упр. «Ладошки»
( И.п.- ноги врозь предплечья перпендикулярно полу, кисти разжаты, делать резкий вдох носом с шумом, одновременно сильно сжать ладони в кулаки).
2 упр. «Погончики»
( И.п. ноги врозь, руки согнуты в локтях, кулачки на уровне пояса, расстояние в один кулак. Сделать резкий вдох, одновременно опустить руки вниз пальцы разжать).
3 упр. «Насос»
(И.п.- то же, пружинящие наклоны туловища вперед. В нижней точке движения делается мгновенный вдох. Слишком низко наклоняться необязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно).
4 упр. «Кошка»
(И.п.- ноги врозь, руки согнуты в локтях на уровне пояса, выполнять пружинящие повороты корпуса, ноги не отрывать, руками делать хватательные движения с резким вдохом носом).
5 упр. «Обними плечи»
(И.п: ноги врозь, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Сведение рук перед грудью (сверху удобная вам рука). При встречном движении рук сжимается верхний отдел легких, в этот момент происходит быстрый, шумный вдох).
6 упр. «Большой маятник»
(И.п. – ноги врозь, руки внизу, упр. «Насос» и упр. «Обними плечи» вместе, наклоны вперед и назад по принципу маятника. Вдох делается в крайней точке наклона. При наклоне назад руки сводятся перед грудью).
7 упр. «Повороты»
(Повороты головы в стороны (направо и налево). В конечной точке каждого поворота – короткий, шумный, быстрый вдох носом, так, чтобы крылья носа слегка втягивались, сжимались, а не раздувались).
8 упр. «Ушки или Китайский болванчик»
(наклоны головы вправо и влево с резким вдохом в конечной точке движения).
9 упр. «Малый маятник» наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце движения.
10 упр. « Перекаты»
( И.п. – одна нога впереди другая сзади на расстоянии 1 шага, руки внизу свободно, выполнять пружинящие приседания в полувыпаде попеременно на ногу впереди и на ногу сзади, ноги не отрывать от пола, ставить на носок, руки свободно. Вдох выполнять в момент выпада).
11 упр. «Перекаты» (тоже с другой ноги).
12 упр. «Шаги»
(И.п. – ноги врозь, руки внизу. Попеременно поднимать колени, руки по ходу движения как в Рок-н-ролле, вдох во время подъема колена).
13 упр. «Шаги»
(И.п. тоже. Попеременно сгибать голеностоп назад – вдох).
Выполнять 1-2 раза в день утром до завтрака, и вечером до ужина или через 1,5 часа после еды.
Звуковая дыхательная гимнастика
Цель: научиться дышать через нос. Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Снять дыхательную аритмию.
1. Погладить нос от крыльев к переносице
2. От нос к щекам
3. 8-10 вдохов и выдохов правой, затем левой ноздрей
4. Прокашляться.
Комплекс звуковой дыхательной гимнастики № 1
1. «Трактор»
Воспроизведение звука мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т»,
Меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка).
2. «Стрельба»
Представить, что мы на стрельбище, стреляем из воображаемого пистолета. Высунув язык, энергично произнести «к-г-к-г» (укрепляются мышцы полости глотки).
3. «Фейерверк»
Представить, как мы в новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и фейерверк разноцветных огней рассыпается в добавление к праздничному салюту.
Энергично произнести «п-б-п-б» (произнесение этих звуков укрепляет мышцы губ).
4. Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовые состояния).
5. «Гудок парохода»
Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинён).
6. «Упрямый ослик»
Выбираются «ослики» и «погонщики». Ослики весело бегут, но вдруг останавливаются, не хотят идти дальше. Погонщики уговаривают осликов, но те начинают кричать «й-а-й-а».
«Что ты хочешь, мой милый Й-а? Сена, лепёшек или молока?» - обращается погонщик к ослику. Ослик, получив желаемое, прекращает кричать. (Звук «й» укрепляет связки гортани, упражнение очень эффективно для взрослых людей, страдающих храпом).
7. «Плакса»
Ребёнок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы». другой ребёнок обращается к нему со словами:
Что ты плачешь – «ы» да «ы»?
Слёзы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать.
После этого плакса перестаёт плакать, и дети пляшут (звук «ы» снимает усталость головного мозга).
Комплекс звуковой дыхательной гимнастики № 2
1. «Большой и маленький»
И.п. – основная стойка. На вдохе подняться на носки, тянуть поднятые руки вверх. Зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой»). На выдохе опуститься в и.п. и со звуком «у-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову («Какой я маленький»).
2. «Паровоз»
Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движение колёс паровоза, и произносить «чух-чух»; двигаясь с разной скоростью, менять громкость и частоту произнесения.
3. «Гуси летят»
Медленная ходьба, имитирующая полёт. На вдохе руки-крылья поднимать, на выдохе опускать произнося «г-у-у» (8-10 раз).
4. «Аист»
И.п. – основная стойка. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, гордо вынести вперёд, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
5. «Дровосек»
И.п. – основная стойка. На выдохе руки складываются топориком и поднимаются вверх. Резко, словно под тяжестью, вытянутые руки быстро опускаются, туловище наклоняется, позволяя рукам прорезать пространство между ног. Дровосек произносит «б-а-х» (5-8 раз).
6. «Гуси»
И.п. – стоя, ноги врозь, стопы параллельно друг другу, руки слегка расставлены и отведены назад. На выдохе наклониться вперёд; глядя вперёд и вытягивая шею, произнести «ш-ш-ш» (3-4 раза)
7. «Часы»
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Со звуком «тик» наклон в левую сторону до предела, чтобы правый бок растянулся как резиновый. Со звуком «так» возвращение в и.п. Глубокий вдох. После этого наклон в правую сторону.
8. «Часы»
И.п. – сидя по-турецки. Положив руки на затылок, со звуком «тик» выдохнуть и наклониться в левую сторону. Выпрямиться, сделать вдох и произнести «так». Затем сделать наклон в правую сторону.
Комплекс звуковой дыхательной гимнастики № 3
1. «Погреемся»
И.п. – стоя, ноги вместе, руки в стороны. Ребёнок быстро скрещивает руки перед грудью, хлопает ладонями по плечам, произнося «у-х-х! у-х-х!» Возвращается в и.п. (8-10 раз)
2. «Мельница»
И.п. – стоя, ноги вместе, руки вверху, чуть шире плеч. Медленно начинать вращать прямыми руками со звуком «ж-р-р». С увеличением темпа движения звук ускоряется. Возвращение в и.п. (6-7 раз).
3. «Конькобежец»
И.п. – стоя, ноги вместе, руки в замке за спиной, туловище слегка наклонено вперёд. Подражая движениям конькобежца, сгибается то левая, то правая нога, при этом всё тело поворачивается в сторону согнутой ноги. Произносится звук движущихся коньков «к-р-р» (5-6 раз).
4. «Сердитый ёжик»
И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ёжик во время опасности сворачивается в клубочек. Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить руками грудь, голову опустить, произнеся звук рассерженного ежа «п-ф-ф-ф», затем «ф-ф-р» (3-5 раз).
5. «Лягушонок»
И.п. – стоя, ноги вместе. Представить. Как лягушонок делает быстрые. Резкие прыжки, в перерыве квакая. Слегка присесть, вздохнув, оттолкнуться и сделать прыжок двумя ногами с продвижением вперёд. На выдохе протяжно произнести «к-в-а-а-к».
6. «В лесу»
И.п. – основная стойка. Представить, что заблудился в густом лесу и пытаешься докричаться до товарищей. Сделав вдох, на выдохе с различными интонациями прокричать «а-у-у».
7. «Весёлая пчёлка»
Вдох свободный. На выдохе произносится звук «з-з-з». Представить, что пчёлка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. (Учить детей направлять внимание на определённый участок тела)
8. «Великан и карлик»
а) Встать прямо, поднять руки вверх, потянуться насколько возможно, сделать глубокий вдох. Опустить корпус вперёд-вниз, согнув ноги в коленях, расслабленно опустить руки до самого пола, сделать глубокий выдох.
б) Сесть, скрестив ноги по-турецки, положить руки на затылок, спину выпрямить. Откинув голову назад, сделать глубокий вдох, затем наклонить верхнюю часть тела вперёд, сделать выдох.
в) Сесть, сложив ноги ступня к ступне, руки на коленях.
Раздвинутые колени прижаты к полу. На вдохе набрать полную грудь воздуха, гордо выпрямить плечи, высоко поднять голову. На выдохе опуститься вниз, головой касаясь ступней ног.
Комплекс звуковой дыхательной гимнастики № 4
1. «Часы»
И.п. – основная стойка. Представить, что становишься часами с двумя маятниками. Размахивая прямыми руками вперёд-назад, в одном темпе и с одной интонацией произносить: «тик-так» (10-12 раз)
2. «Ловим комара»
Представить состояние, которое испытываешь, когда вокруг летает комар. Направлять звук «з-з-з» в разные стороны, регултруя громкость, темп. Пытаясь поймать насекомое, хлопать руками в местах, где предпологается его местонахождение.
3. «Косарь»
Представить, что вышли на луг косить траву, почувствовать запах свежескошенной травы. Широкими размашистыми движениями имитировать работу косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком «ж-у-х» (5-8 раз)
4. «Трубач»
Воображаемую трубу поднести к губам. Имитирующие движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши и произносить звуки «ту-ту-ту» (15-20 секунд)
5. «Будильник»
И.п. – сидя на полу, скрестить ноги, обхватить голову руками. Ритмично, с одним и тем же выражением лица раскачивать туловище из стороны в сторону со звуком «тик-так». Через 3-4 движения вытягиваем голову вперёд, имитируя появление «кукушки», и произносим «ку-ку, ку-ку».
6. «Петушок»
И.п. – основная стойка. На вдохе подняться на носки, потянуть вперёд гордо поднятую голову, руки поднять в стороны и отвести назад. На выдохе, хлопая себя руками по бёдрам, прокричать «ку-ка-ре-ку» (5-6 раз)
7. «Насос»
И.п. – основная стойка. Сделав вдох, резко наклониться на выдохе, 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге двумя руками, произносить звук «с-с-с» (по 6-8 раз в каждую сторону)
8. «Покоритель космоса»
Дети садятся на пол, расслабляются, готовятся к полёту, «заправляются горючим» (делают глубокий вдох)
а) «Полёт на луну»
На выдохе дети тянут звук «а-а-а», медленно поднимая левую руку вверх, «достигают Луны» и так же медленно возвращаются.
б) «Полёт на солнце»
После «заправки горючим» на выдохе дети тянут звук «а-а-а» громче и длиннее, поднимая правую руку вверх. Достигнув воображаемого Солнца, возвращаются в и.п.
в) «Полёт в космос»
На выдохе громкий звук «а-а-а», словно всплеск, достигает предела по мощности выброса (2-3 раза), появляется ощущение радости и лёгкости. Длительная задержка дыхания во время выдоха укрепляет голосовые связки.
Комплекс звуковой дыхательной гимнастики № 5
1. вдох носом, на выдох тянуть м-м-м-м-м
2. вдох носом, на выдох тянуть м-м-м-м-м с одновременным постукиванием по крыльям носа указательным пальцем
3. закрыть правую ноздрю, на выдохе тянуть м-м-м, затем левую
4. на выдохе интенсивно произносить п-б, п-б укрепляя мышцы губ
5. на выдохе энергично произносить т-д, т-д укрепляя мышцы языка
6. на выдохе – зевание, укрепляя гортанно-глоточный аппарат
7. поза «льва» стоя или стоя на коленях. Положительное воздействие на голосовые связки, миндалины, щитовидную железу
8. «гудок парохода» - с шумом вдох, задержать 1-2 секунды дыхание, затем через трубочку губ «у-у-у» - выдох удлинить
9. «полет самолета» - взлет «у-у-у», звук к голове, посадка – звук к туловищу. Регулирует кровяное давление, Учит дыханию в заданном направлении.
10. «упрямый ослик», «и-и-а, и-а», произносить на выдохе. Укрепляет связки.
11. «плакса» «ы-ы, ы-ы», «Что плачешь «ы» да «ы», слезы поскорей утри, будем мы с тобой играть, песни петь и танцевать». Снимает усталость с головного мозга.
12. - «покорители космоса»
- полет на Луну – на вдох а-а-а правую руку вверх, затем вниз
- полет на Солнце – звук громче и длиннее
- к инопланетянам нарастание звука до крика и ослабление во время крика происходит выброс грузной энергии.
Упражнения на восстановление дыхания
1 – из китайской оздоровительной гимнастики
а) со сжатыми кулаками, исходное положение встать прямо, ноги на ширине плеч, кулаки сжаты, руки вдоль туловища: вдохнуть воздух в нижнюю часть живота, выдыхаю плотно сжать кулаки и ягодицы
б) ладони вниз – исходное положение тоже, но кисти рук подняты вверх, на выдохе давить ладонями вниз, не меняя положения рук
в) исходное положение тоже, но кисти рук подняты вверх, на выдохе давить ладонями в стороны
г) дыхание с открытием и закрытием, исходное положение ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью, голова поднята: вдох с силой развести ладони с поднятыми вверх кистями, выдох – с силой соединить надавливая кисть на кисть, опустив голову вниз
2 – очищающее дыхание «АА» - глубокий вдох, резкий выдох (шарик лопнул)
3 – вдох носом – выдох ртом резко
4 – «ныряльщик» присесть и на выдох выпускать воздух порциями губами
5 – «еж» воздух выпускать сквозь зубы
6 – «залепили пирожок» - дыхание с сомкнутыми губами
7 – плавный вдох и выдох в наклоне
8 – йоговский – вдох на 3, выдох на 5
Игры с воздухом
1- а) «покачаем зайку» носом вдох на счет 3 , надуть животиком горку, губы трубочкой – выдох на счет 3 – ямка. Д-3 раза
б) «давай подуем» нальем воды в таз и пустим кораблик в плавание
«ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет»
2 –дыхание животом стоя, левая рука на животе
а) «ветер, ветер ты могуч, ты гоняешь стаи туч» - вдох носом выдох губы трубочкой насчет 3. Д-3 раза
б) выдыхая говорить а-а-а – 3 раза
в) выдыхая говорить ау-ау-ау
г) выдыхая считать до 3х, до 5ти
3 – «давай подуем» на воздушный шарик, на пушинку
4 – дыхание животиком, левая рука на животе, с подключением правой
а) «птица машет крылом» вдох – поднять руку вверх, выдох губами трубочкой, опуская руку
б) на выдохе говорить а-а-а, птица кричит
в) на выдохе говорить ау-ау-ау, птица зовет кого-то
г) со счетом до 3х, до 5ти
5 – «давай подуем на вертушку, на султанчик»
6 – дыхание животиком с мячом
а) вдох носом, на выдохе ударять мячом об пол 3-4 раза
б) мяч стучит, а ты проговариваешь а-а-а
в) со счетом в такт
Можно вместо мяча ударять по бубну, барабану и т.д.
7 – «карусель» - закрути карусель из птичек, зверей, бабочек, снежинок
8 – дыхание животиком с произношение слов со взрослым на выдохе
Слова: сок, утюг, собака, утка плавает, сок из смородины, утюг гладит брюки
9 – «подуем на шарик из трубочки, чтобы он катился»
10 – проговаривание предложений на выдохе, вдох между словами
11 – пускание мыльных пузырей
12 – «надуй воздушный шарик»
13 – дыхание в свободной спонтанной речи. Взрослый читает рассказ, ребенок повторяет (пересказывает), более старшие составляют рассказы по картинке и на заданную тему.
14 – дыхание грудью
а) горка – ямка – покатать мишку на горке
б) покрутить карусель
в) волны в стакане трубочкой
г) буря в стакане
д) залей пожар в стакане (из стакана в стакан)
е) осуши болото (мелиораторы)
Йоговские дыхательные упражнения
1 – пение горлом (элементы мангры) О-У-М на выдохе
а) паровоз гудит у-у-у
б) самолет летит а-а-а
2 – позы, звук на выходе
а) поза «Кобры» - ш-ш-ш
б) поза «Льва» - р-р-р
в) поза «Бабочки» - колени развести – вдох, свести – выдох
г) поза «Горы» - растяжка вверх – вдох, расслабление – выдох
д) поза «Дерево» - левую ногу скользя к колену – вдох, в исходное положение – выдох
е) поза «Кошки» - прогнуться – вдох, в исходное положение выдох
Правила: прежде чем начать выполнять упражнения сидя удобно расслабится под спокойную ритмичную музыку, повторяя про себя приятное сочетание звуков, вначале можно в слух
Игровые (подражательные) дыхательные упражнения
«Подуй на одуванчик» комплекс № 1
1. «Подуй на одуванчик как дует этот мальчик,
Подуй, подуй сильней и станешь здоровей» - 3 шага вперед, глубокий вдох, наклониться, губы трубочкой – выдох
2.«Тут ворона прилетела, села на поленницу» - руки в стороны – вдох, руки на колени, колени в полуприсяде – выдох
3. «В руки я косу возьму и скошу сейчас траву» - вдох, ногу вперед, скрутка вправо – выдох – аналогично – влево
4. «Обхвачу тебя руками очень крепко и вытащу тебя сладкая репка» - сидя на коленях, спина прямая – вдох, наклоняемся – выдох (имитация хвата)
5.«Чтобы зубы были крепки – поешь вкусной репки» - губы сомкнуты, челюсти развести – вдох, свести – выдох.
«Подуй на одуванчик» комплекс № 2
1.«Подуй на одуванчик ,как дует этот мальчик
Подуй, подуй сильнее и станешь здоровее»
И.п. – о.с. Глубокий вдох, длительный выдох.
2. «Обхвачу себя руками, очень крепко, очень сильно,
И потопаю ногами, согревайся, Чипполино»
И.п.- руки в стороны, ладони вперед – вдох,
Обхватить себя руками за плечи – выдох, при выдохе сказать «Ух» 3.Упражнение «Трубач»
И.п. – о.с. Глубокий вдох, на выдохе произнести:
«Ту-ру-ру, бу-бу-бу!
Подудим в свою трубу!»
4.Упражнение «Жук»
И.п. – сед, скрестив руки на груди, опусти голову. На 1 – руки в сторону, расправив плечи, голову держать прямо – вдох, произнося «жжж» - выдох.
«ЖЖ-у, - сказал крылатый жук,
Посижу и пожужжу».
5. И.п. – о.с. Голова прямо – вдох, поворот головы – выдох.
«Подуем на плечо, подуем на другое.
Нас солнце горячо пекло дневной порою.
Подуем на живот, как трубка станет рот.
Ну, а теперь на облака и остановимся пока.
Потом повторим все опять: раз, два, три, четыре, пять.»
«Весенние листочки»
Дует легкий ветерок И качает так листок. (Выдох спокойный, ненапряженный.)
Дует сильный ветерок И качает так листок. (Сила выдоха постепенно увеличивается.) Весенние листочки на веточке сидят,
Весенние листочки детям говорят: Осиновый – А-А-А, Рябиновый – И-И-И, Березовый – О-О-О, Дубовый – У-У-У. (Пропевание гласных.)
«Паровоз привёз нас в лес»
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить "м-м-м" на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела
Детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
(звук и взгляд направлять по тексту)
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
Осу ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Устали? Нужно отдыхать,
Сесть и сладко позевать.
(дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга)
Закаливающие носовые дыхания
1. Сделать 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то указательным, то большим пальцем правой руки
2. Открыть рот, кончик языка прижать к небу (при этом выключить ротовое дыхание)
3. Сделать спокойный выдох, на вдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа, произносить звуки – слоги «ба-бо-бу».
4. Сжать пальцы в кулак. Во время вдоха широко открыть рот и насколько можно высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка, выдохнуть, разжать пальцы.
Эти упражнения улучшают кровообращение и верхние отделы дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям, недостатку кислорода.
Повторяются по 4-5 раз.
Дыхательные упражнения с задержкой
1.«ныряльщик» - вдох носом, зажать рот, нос руками – присесть, вынырнуть выпуская воздух через рот постепенно.
2.«Ерш» - сидя на стуле или на коленях. Вдох – наклон, выпускает через зубы, губы порциями (очищающее дыхание).
3. Очищающее «ХА» - вдох, руки через стороны вверх, на выдохе в наклоне руки вниз со звуком «ха» медленно выпрямиться
4. Вдох носом, зажать нос вилкой из пальцев, разжать, вдох носом
5.Вдох носом, задержать дыхание: внутренние мышцы лица надуть: щеки, через 2-3 секунды выдох толчками через рот
6.Вдох носом, втянуть щеки, задержать дыхание, надуть щеки медленно выдохнуть через сомкнутые губы
Правило: с больными легкими (пневмония, плеврит) дыхательные упражнения запрещены.
С заболеваниями дыхательных путей противопоказаны дыхательные упражнения с задержкой
Быстрый темп дыхательных упражнений отрицательно влияет на выносливость.
Дыхательные упражнения перед бегом с сомкнутыми губами
Дыхательные упражнения после бега выдох ртом
Научит шумному выдоху.
1.«Надуем шар» вдох, надуть щеки – надавить пальцами – выдох
2.«Чья лента выше» - на выдохе дуть на ленту
3.Вдох носом – напрячь крылья носа – медленно, равномерно выдохнуть через рот
Правила: как разложить нос
1. Уменьшить глубину дыхания
2. Дышать через худшую ноздрю
3. В конце естественного выдоха зажать ноздрю
4. Потопать, побегать, попрыгать
Дыхательная гимнастика для восстановления носового и
дифференциации ротового и носового дыхания.
Комплекс дыхательной гимнастики № 1
1.Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: "м-м-м (рот плотно закрыт).
2.Вдох через нос короткими толчками (рот плотно закрыт).
3.Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).
4.Полный вдох через рот под счет 1:2:3:4. Нос зажать пальцами - задержка дыхания под счет 5:6:7; под счет 8:9:10 - выдох через нос. Полный вдох через рот.
5.Положить на ладонь легкую бумажку - сдуть ее, делая поочередно выдох левой или правой ноздрей (рот плотно закрыт).
6."Ныряльщики: разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.
7."Кто лучше надует игрушку? - вдох носом (1-4), медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1-8).
8.Дать понюхать цветок, духи, фрукты.
Комплекс дыхательной гимнастики № 2
1."Часики - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: "Тик - так. (10-12 раз).
2."Трубач - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука:"Ф-ф-ф. (4-5 раз).
3."Лыжник - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука: "М-м-м. (1-2 мин).
Комплекс дыхательной гимнастики № 3
1."На турнике - стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх - вдох, опустить палку на лопатки - длительный выдох с произношением звука: "Ф-ф-ф. (4-5 раз).
2."Ежик - сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: "Ф-ф-ф. Выпрямить ноги - вдох. (4-5 раз).
3."Гребля на лодке (сидя, ноги врозь): вдох - живот втянуть (руки вперед), выдох - живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).
Комплекс дыхательной гимнастики № 4
1."Журавли - основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить руки вниз с длительным произношением звука: "У-у-у. (1-2 мин).
2."Пилка дров. Дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя - вдох, руки от себя - выдох. (5-6 раз).
3."Дровосек. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).
Комплекс дыхательной гимнастики № 5
1."Вырастем большими. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).
2."Гуси гогочут. И.п.: сидя, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад - длительный выдох с произнесением слова: "Га-а-а. Голову держать прямо. Вернуться в исходное положение - вдох. (5-6 раз).
3."Маятник. И.п.: ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением слова: "Ту-у-ук. Выпрямляясь - вдох. (5-6 раз).
4."Заканчиваем гимнастику. Встать, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки вверх - вдох. Встать на полную ступню, наклониться вперед, руки вниз - выдох. (5-6 раз).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.
1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...
Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"
Картотека дыхательной гимнастики. " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...
Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....
Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.
Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...
Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.
Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....
выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"
Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!» Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА Мастер-класс для воспитателей на тему...