Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 3-5 лет "Логоритмика"
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)
Цель программы – профилактика и коррекция речевых и неречевых расстройств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Неречевые процессы:
- Развитие общей моторики.
- Развитие координации движений.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие пространственного ориентирования.
- Развитие чувства темпа и ритма.
- Знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах.
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие музыкального и фонематического слуха.
- Речевые процессы:
- Развитие физиологического и дыхания, направленного выдоха.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Автоматизация и дифференциация звуков.
- Работа над лексикой и грамматикой.
- Развивать координацию речи с движением.
- Работа над просодической стороной речи.
Направление программы – развивающее - обучающая.
Период обучения – 1 год.
Состав обучающихся воспитанников – постоянный.
В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
- Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.
При обучении движению используются различные приемы:
а) наглядно-зрительные;
б) тактильно-мышечные;
в) наглядно-слуховые.
- Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.
При словесном методе используются следующие приемы:
1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося;
2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;
3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися;
4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр;
5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.;
6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики;
7) образный сюжетный рассказ;
8) словесная инструкция.
- Практические методы:
- игровой;
- соревновательный.
Условия реализации образовательной программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада. Групповые занятия с детьми одинакового уровня развития.
Срок реализации дополнительной образовательной программы - 1 год (34 часа): 1 занятие в неделю.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 3-5 лет.
Наполняемость групп – до 10 человек.
Формы и методы проведения занятий.
Форма организации деятельности детей на занятии – групповая;
Форма проведения занятий: занятие – игра, построенная на сюжете сказок.
Форма обучения – 1 занятие в неделю.
Продолжительность занятия – 3-5 лет - 30 мин.
Средства логопедической ритмики:
- Ходьба и маршировка в различных направлениях.
- Упражнения нар развитие голоса, дыхания и артикуляции.
- Регулировка мышечного тонуса и развитие общей и мелкой моторики.
- Активизация внимания.
- Счетные упражнения.
- Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
- Формирование чувства ритма.
- Формирование музыкального темпа.
- Ритмические упражнения.
- Пение.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Самостоятельная музыкальная деятельность.
- Игровая деятельность.
- Развитие творчества, личностных качеств.
Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №199»
Образовательная программа дополнительного образования детей
«ЛОГОРИТМИКА»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2021-2022гг
АВТОР: ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОЛОВАЧЁВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА
МОСКВА
2021г.
Содержание:
1.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Актуальность
1.3 Цели и задачи программы.
1.4 Принципы, методы и приемы.
2. Планируемые результаты.
3. Формы подведения итогов реализации программы
4.Материально-техническое обеспечение.
5. Учебный план.
6. Список литературы.
1.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Логопедия занимается изучением речи и коррекцией её нарушений. Для этого применяются разнообразные методы, т.к. структура и специфика нарушений требует комплексного подхода.
Логопедическая ритмика - это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Теоретической основой для построения системы работы по логопедической ритмике выступает теория уровневой организации движений Н. А. Берштейна. Согласно данной теории, выделяется 5 уровней организации движений:
Уровень А — руброспинальный уровень ЦНС: обеспечивает бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприорецепции, статическую выносливость и координацию.
Уровень В — таламопаллидарный: обеспечивает коррекцию, внутреннюю увязку целостного движения, согласование его составных частей, выразительные движения, пантомимику, пластику.
Уровень С — пирамидно-стриарный: обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации, движения целевого характера, имеющие начало и конец.
Уровень Д — теменно-премоторный, кортикальный. Ведущей аффентной системой является представление о предмете. Афферентация опирается на смысловую сторону действия с предметом. Пространственное поле приобретает новые топологические качественные характеристики (верх, низ, между, над, прежде, потом). Происходит осознание правой и левой сторон тела.
Уровень Е - высший кортикальный уровень символической координации и психологической организации движений: осуществляет понимание чужой и собственной речи, содержание решаемой задачи, письменное и устное выражение своих мыслей; музыкальное и хореографическое исполнение. Действия этого уровня основываются на образном мышлении.
Соответственно, в системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на речевые и неречевые процессы.
Для понимания содержания понятия логопедической ритмики необходимо определить - что такое ритмика вообще и для чего она нужна.
В процессе жизни организм человека совершенствуется структурно и функционально, изменяет и приспосабливает среду. В основе движения лежат двигательное умение и двигательный навык. Двигательное умение - это степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи. Двигательный навык - высокая степень овладения техникой действия, при которой управление движением происходит автоматизированно и отличается высокой надежностью.
Каждое движение осуществляется в определенном ритме. Понятие “ритм” применяется в разных случаях и имеет широкое распространение: ритм дыхания, сердца, ритм стихотворной строки, прозы, ритм времен года, дня и ночи, ритм работы. Ритм характеризуется основным признаком - это временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов.
В педагогическом аспекте ритмика - это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. На ритмических занятиях развивается чувство ритма - способность улавливать чередование сильных и слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок в движении: постукивание ногой, качание головой, размахивание рукой. Без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный, который имеет и моторную и эмоциональную природу. Музыкально - ритмическое воспитание строится на основе развития музыкально-ритмического чувства - способности активно переживать и отражать в движении временной ход музыкального произведения.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз в 1912 г. Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе - ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников В.А. Гиляровским в 1932 г. и получила высокую оценку специалистов. В 40-е годы логопедическая ритмика в нашей стране вошла как необходимая часть и в комплекс воздействия на больных афазией.
Задачи по развитию физических умений и ритмических способностей у детей решаются на протяжении всего дошкольного возраста - с 3 до 7 лет, готовя их к возрастающим нагрузкам в школе. Музыкальные занятия и занятия по физической культуре развивают психомоторику детей, что благоприятно сказывается при их обучении в начальной школе.
У детей с нарушениями речи, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, имеются существенные отклонения в речевом и психомоторном развитии. У детей с дислалией не отмечается серьезных нарушений общей моторики. Недостаточно сформированной являются мелкая и артикуляционная моторика, слухоречевой ритм. У детей со стертой дизартрией общая моторика сформирована недостаточно: мышечный тонус повышен, нарушена статическая и динамическая координация движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности характерны для всей моторной сферы - общей моторики, мимической, мелкой и артикуляционной. У детей с общим недоразвитием речи нарушения моторики характеризуются ее недоразвитием, общей моторной неловкостью, нарушениями оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей с ОНР сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание. У детей с заиканием нарушается темпо-ритмическая организация движений, в большей степени страдает координация движений.
Занятия физической культурой и музыкальные не решают основных коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи являются занятия логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, базируется на использовании связи слова, музыки и движения. Г.А.Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть включена в “любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией”.
Рабочая программа разработана воспитателем ГБОУ школа №199 (д/о) Головачёвой Надеждой Юрьевной. Программа имеет коррекционно – развивающую направленность. Продолжительность реализации программы 1 год. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, предназначена для детей 3-5 лет, реализуется через кружковую работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Учебный план составлен в соответствии с Инструктивно- методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Центральной составляющей является программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е, Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
1.2 Актуальность.
В настоящее время диагностируется большое количество различных патологий речи у детей. Многие дети не получают своевременную помощь логопеда. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
1.3 Цель и задачи программы.
Цель программы – профилактика и коррекция речевых и неречевых расстройств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Неречевые процессы:
- Развитие общей моторики.
- Развитие координации движений.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие пространственного ориентирования.
- Развитие чувства темпа и ритма.
- Знакомство и обучение игре на музыкальных инструментах.
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие музыкального и фонематического слуха.
- Речевые процессы:
- Развитие физиологического и дыхания, направленного выдоха.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Автоматизация и дифференциация звуков.
- Работа над лексикой и грамматикой.
- Развивать координацию речи с движением.
- Работа над просодической стороной речи.
1.4 Принципы, методы и приемы.
Принципы логопедической работы:
- Общедидактические принципы:
- Принцип систематичности. Систематичность и постепенность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер: изменение упражнения, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий.
- Принцип сознательности и активности опирается на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражнениями.
- Принцип наглядности осуществляется путем безукоризненного практического показа движения педагогом — непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения. Это непосредственная наглядность.
- Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.
- Одним из условий доступности является преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий. Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное обследование ребенка и уточнение его потенциала.
- Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся все более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков.
- Специфические принципы:
- Принцип развития предполагает развитие: личности ребенка; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и те изменения, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи детей.
- Принцип всестороннего воздействия обусловливает общее влияние на организм. Действуя в качестве неспецифической терапии, ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма.
- Принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии - принцип опоры на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
- Этиопатогенетический принцип объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства.
- Принцип учета симптоматики определяет физические возможности детей с общим недоразвитием речи: ослабленность, наличие парезов.
- Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, праздники и развлечения, танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах, в том числе детских инструментах).
Общедидактические и специфические принципы связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами.
В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
- Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.
Так, при обучении движению используются различные приемы:
а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т.п.);
б) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.
Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании пациента с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца задеваются, то пациент сам определяет неправильность своего движения. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела занимающегося, например, педагог выпрямляет осанку прикосновением руки;
в) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т.п.
- Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.
При словесном методе используются следующие приемы:
1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося;
2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;
3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися;
4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.;
5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.;
6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;
7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы-две минуты вызывает у занимающихся воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;
8) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.
Формирование двигательных навыков у ребенка зависит от степени осознания им содержания и структуры упражнения.
- Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.
- Игровой — близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.
- Соревновательный — используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть использовано как воспитательное средство для совершенствования двигательных навыков, воспитания морально-волевых черт личности.
Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом. Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Он демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего; показывает, кто лучше и правильнее выполняет задание; выступает в роли судьи, капитана команды.
Средства логопедической ритмики:
- Ходьба и маршировка в различных направлениях.
- Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции.
- Регулировка мышечного тонуса.
- Активизация внимания.
- Счетные упражнения.
- Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
- Формирование чувства ритма.
- Формирование музыкального темпа.
- Ритмические упражнения.
- Пение.
- Игра на музыкальных инструментах.
- Самостоятельная музыкальная деятельность.
- Игровая деятельность.
- Развитие творчества, личностных качеств.
2. Планируемые результаты.
- Ребенок владеет достаточным словарным запасом по лексическим темам.
- Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
- У ребёнка сформированны модуляции голоса, плавность и интонационная выразительность речи, правильное речевое и физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время пения.
- Ребёнок обладает достаточной подвижностью артикуляционного аппарата. Правильно произносит все звуки родного языка.
- Ребёнок способен правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
- Ребёнок способен выполнить оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
- Ребёнок умеет ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
- Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену движений.
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах речевой и музыкальной деятельности.
- Формы подведения итогов реализации программы
Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
4.Материально-техническое обеспечение.
Требования к среде:
- Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
- Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра, телевизора, DVD плеера, набора аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
- Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен, иллюстрации к детским песенкам.
- Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.
- Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
- Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: металлофоны, колокольчики.
- Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.
Центр коррекционно-развивающей работы:
- Игровое пространство для реализации коррекционно-развивающего процесса;
- Ковер;
- Мольберт;
- Столы и стулья;
- Музыкальный инструмент (фортепиано, синтезатор)
Технические средства:
- Наличие ноутбука;
- Проектор;
- Музыкальный центр;
- Принтер;
- Сканер.
- Музыкальные произведения.
Наглядно-дидактический и демонстрационный материал:
- Бланки с заданиями по темам;
- Картинки-пиктограммы, картинки с эмоциями детей, животных;
- Картинки по лексическим темам и по литературным произведениям;
- Картотеки артикуляционных, дыхательных, фонопедических и пальчиковых упражнений;
- Схемы-планы, модели.
Игровой и спортивный инвентарь:
- Ростовые куклы.
- Костюмы зверей;
- Музыкальные инструменты;
- Спортивный инвентарь: канат, обручи, мягкий конструктор, мат, индивидуальные коврики;
- Пособия на развитие дыхание,
- Ритмические палочки,
- Массажные мячики «Су-джок»
5. Учебный план.
Календарный учебный график
Количество учебных недель | Количество учебных дней | Дата начала и окончания занятий |
34 | 34 | 13.09.20 – 30.05.21 |
Группа 3-5 лет
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Программное содержание | Месяц |
1 | Диагностика | 1 | Диагностические пробы на определение уровня речевого и моторного развития детей | сентябрь |
2 | Диагностика | 1 | Диагностические пробы на определение уровня речевого и моторного развития детей | |
3 | «Разные звуки» | 1 | Формирование понятий «звук речи», «слово», «гласные звуки». Знакомство с символическим обозначением гласных звуков. | |
4 | «Лесные звезды» | 1 | Звук «А». Уточнение артикуляции. Выработка направленного выдоха. | октябрь |
5 | «Зайка – огородник» | 1 | Звук «О. Уточнение артикуляции. Выделение заданного гласного звука в речевом потоке, определение места звука в слове. | |
6 | «Любимое блюдо» | 1 | Звук «У». Уточнение артикуляции. Развитие фонематического слуха. | |
7 | «Дорога на мельницу» | 1 | Звук «Ы». Уточнение артикуляции. Определение наличия и отсутствия заданного звука в слове. | |
8 | «Верные друзья». | 1 | Звук «Э». Уточнение артикуляции. Упражнения на развитие двигательной сферы. | ноябрь |
9 | «Сказка про зайцев». | 1 | Звук «И». Уточнение артикуляции. Фонетическая ритмика. | |
10 | «У кошки день рождения» | 1 | Гласные звуки. Анализ и синтез звукосочетаний, состоящих из двух и более гласных звуков. Попевки с гласными звуками. Развитие чувства ритма. Закрепление правильного произношения звуков. | |
11 | «Круглый стол» | 1 | Звук «Г». Формирование понятия о твердых согласных звуках и знакомство с их символическим обозначением. Анализ и синтез прямых и обратных слогов с изученными гласными. Развитие речевого дыхания и голоса. | |
12 | «Времена года» | 1 | Звук «К». Регулировка мышечного тонуса. Темпо-ритмические упражнения. Развитие речевого слуха. | |
13 | «Про Мурочку-Мурысоньку» | 1 | Звуки «К-Г». Знакомство с понятием «звонкие и глухие согласные». Проговаривание чистоговорок. Работа над силой голоса. Сравнительный анализ слов со звуками «К» и «Г». Фонетическая ритмика. | декабрь |
14 | «Мурка в город собирается» | 1 | Звуки «Х». Развитие артикуляционной и мимической мускулатуры. Развитие моторного планирования. | |
15 | «Как Мурочка Деда Мороза будила». | 1 | Звуки «К-Х». Работа над интонацией. Хороводные игры. Развитие мелкой моторики. | |
16 | «Дед Мороз». | 1 | Звук «М». Стихи с движением. Определение места звука в слове. Развитие чувства ритма. Развитие ориентировки в пространстве. | |
17 | «Волчья песня» | 1 | Звуки «В». Развитие умения соотносить темп музыки с движением. Упражнение на развитие силы голоса. | январь |
18 | «Петушок» | 1 | Звуки «Ф». Упражнения на координацию речи и движения. «Найди звук». | |
19 | «Лисичка со скалочкой» | 1 | Звуки «В-Ф». Упражнения на развитие кинестетических ощущений. Дыхательная гимнастика. | |
20 | «Петух да собака» | 1 | Звуки «Б». «Вставь нужный звук». Развитие артикуляционной моторики. «Что не так?» | |
21 | «Бременские музыканты» | 1 | Звук «П». Игры с на развитие слухового внимания памяти. | февраль |
22 | «Возьми меня с собой» | 1 | Звуки «Б-П». «Придумай слово». Упражнения на регулировку мышечного тонуса. «Считай хлопки». | |
23 | «У кошки день рождения» | 1 | Звук «Д». «Звуковой поезд» - развитие фонематического восприятия. Игры на развитие внимания. «Перекати мяч» - развитие чувства музыкального размера. | |
24 | «Как стать большим?» | 1 | Звуки «Т». Развитие чувства музыкального темпа. Развитие мелкой моторики. Согласование прил. с сущ. в роде и числе. | |
25 | «Даша и Маша» | 1 | Звуки «Д-Т». Развитие быстроты реакции. Дыхательные упражнения. | март |
26 | «Горшочек каши» | 1 | Звуки «Н». Дифференциация ротового и носового выдоха и вдоха. | |
27 | «Как мышонок стал трудолюбивым» | 1 | «Скажи наоборот». Упражнения на закрепление артикуляции гласных звуков. | |
28 | «Сказка про Мишку и Мышку» | 1 | Упражнение на различение звуков в схожих по звучанию словах. | апрель |
29 | «Чьи это ушки?» | 1 | Работа над расширением словарного запаса. Закрепление названий детенышей животных. | |
30 | «Как мышата помогли зайцу свой дом найти» | 1 | Упражнения на ориентировку в пространстве и собственном теле. Работа над интонационной выразительностью речи. | |
31 | «Красный фонарик» | 1 | Стихотворения с движением. Хороводная игра. Игры на развитие внимания и памяти. Игра на музыкальных инструментах | |
32 | «Колесо» | 1 | Упражнения для развития мимическогй мускулатуры. «Разная походка». Пальчиковые игры, самомассаж. | май |
33 | «Бычок – смоляной бочок» | 1 | Придумывание и проговаривание чистоговорок. Закрепление пройденного материала в различных играх и упражнениях. | |
34 | 1 | Закрепление изученного материала. |
6. Список литературы.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика - М., Просвещение, 1985.
- Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с ФФН. - М., 1996, 16 с., автореферат дисс. канд. пед. наук.
- Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Методические рекомендации - М., 2001.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -368 с.
- Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с.
- Бабушкина, Р.Л. Кислякова О.М., Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. -- СПб.: КАРО, 2005. - (Коррекционная педагогика)
- Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности 031800 –Логопедия;032000 –Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная).-СПб.:»Петербург –XXI «,1997.
- Воронова, А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. М.»ТС СФЕРА»,2006.
- Гавришева, Л. Б. Нищева Н.В., Логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005.
- Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая подготовительная группы. – М.: Академия развития. – 2006 – 120 с.
- Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М., Сфера, 2005.
- Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей – М.,. Аверсэв,, 2004.
- Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебное методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Издательство «Гном-Пресс», 1997 г. – 64 с.
- Крупа-Шушарина, С.В. Логопедические песенки для детей дошкольного возраста/ Ростов н/Д: Феникс, 2010, - 99 с.
- Куликовская, Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005, -
- Лопухина, И.С. Логопедия - ритм, речь, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: «Дельта» - 1997.
- Микляева, Н.В. Полозова о.А., Радионова Ю.Н., Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов.- 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005, - 112 с.
- Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003. – 528 с.
- Овчинникова, Т.С. Логоритмические распевки. СПб.: «КАРО»,2009.
- Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.В.Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2011. – 204 с.
- Таран, Р.Т. Логоритмические занятия в системе работы логопеда ДОУ. СПБ.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Тарасова О.А., Чернышева Ю.А. «Авторская программа по логоритмике для детей со сложной структурой дефекта».
- Чистякова, М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, - 1995.
- Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.
- Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс. – 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/20/picture-139221-1663663640.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-54558-1392265959.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/01/picture-602192-1425221948.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"
Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/02/picture-678291-1443779700.jpg)
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Веснушки"
программа предназначена для работы с детьми в хореографическом кружке...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/23/picture-741955-1453543381.jpg)
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «Речетворчество дошкольников»
Для дететй 5-7лет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/17/picture-769477-1458223908.jpg)
Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 4-7 лет Музыкально-театрального кружка" Сказочная страна".
Программа расчитана для детей дошкольного возраста в возрасте 4-7 лет....