Антистрессовая гимнастика "Из зимы в лето..."для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Кириллова Елена Дмитриевна

Регуляция поведения, стимулирование способности снимать стресс и снижение  напряжения у  детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antistressovaya_gimnastika_-iz_zimy_v_leto.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 35»

Мероприятие

Антистрессовая гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста  с ТНР

«Из зимы в лето…»

Составила и провела

воспитатель

Высшей квалификационной категории

Кириллова Елена Дмитриевна

п.Приладожский, январь, 2022

Актуальность. Жизнь современного человека все больше и больше наполняется стрессовыми ситуациями. Избежать их невозможно, ибо тогда придется спрятаться от жизни. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и педагоги, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения и тем более развития.

Как быть, когда замечаешь, что ребенок, пережив эмоциональное потрясение, плохо спит и ест, испытывает трудности в общении, с трудом усваивает учебный материал? Как уберечь его от пагубного влияния стресса? И возможно ли «уберечь»?

Важнее научить ребенка управлять своим состоянием, своими эмоциями. Дать каждому ребенку в руки «ключ», основу саморегуляции. Лучше быть готовым к преодолению любых стрессов, преобразуя их энергию во внутреннюю энергию жизненной силы, а не ждать, когда в зрелом возрасте застрессованный человек начинает искать выход из гнетущих его обстоятельств.

«Чему бы люди ни научились в детстве: иностранному языку, правилам игры в волейбол или медитации - они проносят это через всю жизнь», -утверждает доктор Дик Орниш, директор Института Медицины США. Его исследования показали, что программа управления стрессом помогает вылечить многие заболевания.

Сам по себе стресс - это интереснейший феномен духа и тела. Он вызывает взаимодействие между мозгом, нервной и эндокринной системами. Чтобы понять, как стресс влияет на здоровье наших детей (равно, как и на наше) и почему эффективны методы «тело - дух», необходимо знать, как реагирует на стресс наш организм.

Постоянно вырабатывая гормоны стресса (адреналин и норадреналин) и не расходуя их, организм устает: поднимается давление, увеличивается частота сердечных сокращений, учащается дыхание, сужаются кровеносные сосуды и напрягаются мышцы. Ученые называют это состояние «гиперактивностью». А в результате - гипертония, головная боль, желудочные спазмы, остеохондроз.

Таким же образом стресс влияет и на детский организм. Например, было установлено, что стресс часто становится первоисточником бактериальных заболеваний горла у детей. Более того, наследственные соматические болезни: астма, аллергии и диабет могут проявиться под влиянием испытанного в детстве стресса, поскольку стресс нарушает течение химических реакций организма, разрушает клетки, приводит к сбою в работе гормональной, иммунной и всех функциональных систем человека.

Ежедневно перед ребенком возникают преграды, которые ему необходимо преодолеть. Как правило, преграда не воспринимается как благо. А значит, возникает стресс, столкновение, конфликт. Энергия конфликта разрушает нейрофизиологическую саморегуляцию ребенка, т.е. нарушается управление жизненно важными процессами организма.

Поэтому так важно с раннего возраста обучать ребенка умению регулировать свое состояние, правильно преодолевать преграды жизненных обстоятельств. Тогда стрессовая ситуация не навредит здоровью маленького человека. Напротив, она воспитает в нем волю, поможет развить способности и интеллект.

Ученые утверждают, что не сами стрессы, а то, как мы с ними справляемся, является жизнеутверждающим или разрушительным началом (Шелдон Левис, Шейла Левис «Ребенок и стресс», С-Петербург, 1997г.)

Детей часто поощряют зато, что они не жалуются и не показывают своих настоящих «отрицательных» эмоций. Склонные к сотрудничеству, уступчивые дети тоже страдают от стрессов. Для них намного полезнее выражать свои чувства, зная, что за это не поругают, а не прятать их внутрь.

Защищенный от стресса ребенок иногда должен демонстрировать и отрицательные эмоции. Это даже необходимо. Главное, научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом.

Способность испытывать чувство, регулировать его и жить с ним дальше является жизнеутверждающей и укрепляющей здоровье.

Таким образом, «защищенный от стресса» ребенок осознает свои неприятности, напряжение или то, что он просто «встал не с той ноги».

Источник pedlib.ru/Books/3/0336/3_0336-1.shtml: Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации). Ч.1/ О.И Артюкова, Т.В.Теличко. -- Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. - 48с.

Цель: способствовать формированию навыков расслабления, саморегуляции, самообладания посредством упражнений  антистрессового характера, минимизируя речевую и двигательную активность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи:

1.Создание условий, способствующих развитию в детях более тонкого восприятия и чувствования как самих себя в отдельности, так и в совокупности  со  сверстниками одним целым.

2. Освоение детьми навыков самомассажа и «коллективного» массажа стрессозависимых зон тела (голова, шея, плечи, спина)

3. Развитие длительного вдоха и выдоха, тактильного восприятия, умения расслабляться.

Оборудование, атрибуты: проведение в группе без света, дискошар, светильник-глобус, презентация анимацией по сюжету, вырезанные снежинки из бумаги, пескотерапевтический стол, стаканы с водой и трубочками, музыкальное сопровождение в течение занятия.

Время проведения:25-30 минут

Ход занятия.

Орг.момент.

-Собрались все дети в круг! Я твой друг и ты мой друг!

Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

Улыбнёмся и гостям! Дарим мы улыбки вам!

В (спокойным ровным голосом):

-Ребята, скажите, пожалуйста, какой сейчас время года?(зима) Верно. Посмотрите на наше волшебное окно (телевизор), что вы видите? (снегопад) Посмотрите внимательно…Снежинки падают, падают…Тихо…Тихо… Каждая летит по своему пути и стремится вниз…А как образуются снежинки? (ответы детей).Верно, снежинка – это замёрзшая капелька воды, которая кристаллизовалась в холодном воздухе.. Я попытаюсь сейчас для вас поймать эти снежинки(имитация у телевизора, ловит, приносит готовые вырезанные снежинки, дети восторгаются). Я предлагаю согнуть их пополам так, чтобы лучики соединились…Получилось? Молодцы! А теперь попробуйте скользить большими пальцами по указательным, нажимая на снежинку…Что вы слышите? (снег скрипит) Верно, молодцы! Дело в том, что скрип снега слышим тогда, когда наступаем на большое количество снежинок, они ломаются и издают такой звук…Кладите снежинки на пол…Возьмитесь за руки и поиграем…а вдруг и мы услышим скрип у нас в группе…(звучит скрип снега на слайде)

-Ровным кругом друг за другом мы идём за шагом шаг!

Стой на месте! Дружно вместе сделаем вот так!

(вытягивают руки вперёд и  шевелят  пальцами) слова повторяются, меняются движения (касаются вибрирующими пальцами сначала себя, затем сверстников, стоящих рядом)

-Как хорошо мы поиграли! Молодцы! Наши руки могут многое, но они одни не справились бы с заданием…Поэтому, поблагодарим нашу голову (гладят себя о голове) за то, что именно в ней появляются умные и хорошие мысли…Поблагодарим наш живот (гладят), что он хорошо работает  мы чувствуем себя хорошо…Поблагодарим наши руки и ноги за то, что они такие умелые и быстрые…

-Ребята, а вы бы хотели на несколько минуток вернуться в лето? (да)

А как происходит смена времён года? (отвечают). Тогда нам нужен волшебный глобус..Мы сейчас будем его вращать и дни летние вернутся  вспять…

-Проговариваем слова…

Земля вращайся, лето возвращайся! (несколько раз)

(смена слайда, водопад и пение птиц, обсуждения по слайду)

-А вы хотели бы побыть частью водопада? (да) (берут стаканчики с водой и  начинают через трубочку дуть- развитие длительного вдоха и выдоха)

-Ой, посмотрите, песок…Вспомним..

-Здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться!

Не толкаться, не кричать и друг другу уступать! (вместе)

-А теперь найдите себе парочку и встаньте друг за другом в парах. Сзади стоящий бежит пальчиками по спине своего друга, а тот бежит по песку…А теперь разгладьте песок, гладьте по спине…Поменяйтесь местами…

(Взрослый делит детей на пары. Один ребёнок встаёт спереди, другой сзади него и начинает «бежать» пальчиками по спине, а ребёнок, который стоит  спереди, начинает точно также выполнять движения по песку…Затем поглаживание. Дети меняются местами)

-Спасибо наш дружочек! Спасибо наш песочек!

Ты такой чудесный! С тобой нам интересно!

С тобой играли дружно! Нам возвращаться нужно!

А ты тут не скучай! Лежи и отдыхай!(вместе)

А как нам вернуться назад? У меня есть волшебная комета, она вынесет нас из лета!  (смена слайда)

-Комета! Комета! Унеси из лета! (вместе)

Релаксация (лежат на полу)

-Вот мы и вернулись в нашу зиму!!!

Ах, как же здесь всё-таки красиво!

Возьмитесь за руки, друзья!

Почувствуйте тепло ладони друга!

Вы взяли за руки меня!

Не впустим хворь мы и недуги!

Все вместе слетали и к звёздам, и к морю..

И чувствуем силу, и чувствуем волю!

 Желаем, конечно, друг другу здоровья!

Рефлексия: Понравилось вам наше путешествие? А что понравилось больше всего? Хотели бы повторить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний праздник.Тема: «Здравствуй, лето!» для детей старшего дошкольного возраста.

Программные задачи. Создать атмосферу  дружелюбия, радости, положительных эмоций. Обеспечить высокую двигательную активность детей. Закрепить умения,  полученные  на физкультурных...

Туристический поход "Здравствуй, лето!" (для детей старшего дошкольного возраста)

Туризм - самый романтический вид спорта.Туристические походы - любимые мероприятия для детей и взрослых....

Подбор стихотворений о лете для детей старшего дошкольного возраста.

Чтение стихов развивает фонематический слух и творческое воображение, а их заучивание – речь и память....

Конспект организованной образовательной деятельности «Воспоминания о лете». (для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР)

Описание материала. «Воспоминания о лете» - это комплексное занятие, организуемое воспитателем группы компенсирующей направленности, где коррекция развития детей и их речи осуществляется средства...

Сценарий развлечения «От заката до рассвета по лугам гуляет лето», для детей старшего дошкольного возраста (5-7 л.)

Сценарий развлечения «От заката до рассвета по лугам гуляет лето»,для детей старшего дошкольного возраста  (5-7 л.)...

Сценарий летнего спортивного праздника "Вернем лето" для детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение    детский сад № 53 « Фиалка компенсирующего вида » п .Биокомбината...

ЭОР к конспекту НОД «Лето, ах лето..» для детей старшего дошкольного возраста.

Автором представлен материал по лексической теме "Лето" для детей старшего дошкольного возраста....