Антистрессовая гимнастика "Из зимы в лето..."для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Регуляция поведения, стимулирование способности снимать стресс и снижение напряжения у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 35»
Мероприятие
Антистрессовая гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
«Из зимы в лето…»
Составила и провела
воспитатель
Высшей квалификационной категории
Кириллова Елена Дмитриевна
п.Приладожский, январь, 2022
Актуальность. Жизнь современного человека все больше и больше наполняется стрессовыми ситуациями. Избежать их невозможно, ибо тогда придется спрятаться от жизни. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все - и родители, и педагоги, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения и тем более развития.
Как быть, когда замечаешь, что ребенок, пережив эмоциональное потрясение, плохо спит и ест, испытывает трудности в общении, с трудом усваивает учебный материал? Как уберечь его от пагубного влияния стресса? И возможно ли «уберечь»?
Важнее научить ребенка управлять своим состоянием, своими эмоциями. Дать каждому ребенку в руки «ключ», основу саморегуляции. Лучше быть готовым к преодолению любых стрессов, преобразуя их энергию во внутреннюю энергию жизненной силы, а не ждать, когда в зрелом возрасте застрессованный человек начинает искать выход из гнетущих его обстоятельств.
«Чему бы люди ни научились в детстве: иностранному языку, правилам игры в волейбол или медитации - они проносят это через всю жизнь», -утверждает доктор Дик Орниш, директор Института Медицины США. Его исследования показали, что программа управления стрессом помогает вылечить многие заболевания.
Сам по себе стресс - это интереснейший феномен духа и тела. Он вызывает взаимодействие между мозгом, нервной и эндокринной системами. Чтобы понять, как стресс влияет на здоровье наших детей (равно, как и на наше) и почему эффективны методы «тело - дух», необходимо знать, как реагирует на стресс наш организм.
Постоянно вырабатывая гормоны стресса (адреналин и норадреналин) и не расходуя их, организм устает: поднимается давление, увеличивается частота сердечных сокращений, учащается дыхание, сужаются кровеносные сосуды и напрягаются мышцы. Ученые называют это состояние «гиперактивностью». А в результате - гипертония, головная боль, желудочные спазмы, остеохондроз.
Таким же образом стресс влияет и на детский организм. Например, было установлено, что стресс часто становится первоисточником бактериальных заболеваний горла у детей. Более того, наследственные соматические болезни: астма, аллергии и диабет могут проявиться под влиянием испытанного в детстве стресса, поскольку стресс нарушает течение химических реакций организма, разрушает клетки, приводит к сбою в работе гормональной, иммунной и всех функциональных систем человека.
Ежедневно перед ребенком возникают преграды, которые ему необходимо преодолеть. Как правило, преграда не воспринимается как благо. А значит, возникает стресс, столкновение, конфликт. Энергия конфликта разрушает нейрофизиологическую саморегуляцию ребенка, т.е. нарушается управление жизненно важными процессами организма.
Поэтому так важно с раннего возраста обучать ребенка умению регулировать свое состояние, правильно преодолевать преграды жизненных обстоятельств. Тогда стрессовая ситуация не навредит здоровью маленького человека. Напротив, она воспитает в нем волю, поможет развить способности и интеллект.
Ученые утверждают, что не сами стрессы, а то, как мы с ними справляемся, является жизнеутверждающим или разрушительным началом (Шелдон Левис, Шейла Левис «Ребенок и стресс», С-Петербург, 1997г.)
Детей часто поощряют зато, что они не жалуются и не показывают своих настоящих «отрицательных» эмоций. Склонные к сотрудничеству, уступчивые дети тоже страдают от стрессов. Для них намного полезнее выражать свои чувства, зная, что за это не поругают, а не прятать их внутрь.
Защищенный от стресса ребенок иногда должен демонстрировать и отрицательные эмоции. Это даже необходимо. Главное, научить ребенка выражать свои чувства социально приемлемым способом.
Способность испытывать чувство, регулировать его и жить с ним дальше является жизнеутверждающей и укрепляющей здоровье.
Таким образом, «защищенный от стресса» ребенок осознает свои неприятности, напряжение или то, что он просто «встал не с той ноги».
Источник pedlib.ru/Books/3/0336/3_0336-1.shtml: Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации). Ч.1/ О.И Артюкова, Т.В.Теличко. -- Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. - 48с.
Цель: способствовать формированию навыков расслабления, саморегуляции, самообладания посредством упражнений антистрессового характера, минимизируя речевую и двигательную активность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1.Создание условий, способствующих развитию в детях более тонкого восприятия и чувствования как самих себя в отдельности, так и в совокупности со сверстниками одним целым.
2. Освоение детьми навыков самомассажа и «коллективного» массажа стрессозависимых зон тела (голова, шея, плечи, спина)
3. Развитие длительного вдоха и выдоха, тактильного восприятия, умения расслабляться.
Оборудование, атрибуты: проведение в группе без света, дискошар, светильник-глобус, презентация анимацией по сюжету, вырезанные снежинки из бумаги, пескотерапевтический стол, стаканы с водой и трубочками, музыкальное сопровождение в течение занятия.
Время проведения:25-30 минут
Ход занятия.
Орг.момент.
-Собрались все дети в круг! Я твой друг и ты мой друг!
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!
Улыбнёмся и гостям! Дарим мы улыбки вам!
В (спокойным ровным голосом):
-Ребята, скажите, пожалуйста, какой сейчас время года?(зима) Верно. Посмотрите на наше волшебное окно (телевизор), что вы видите? (снегопад) Посмотрите внимательно…Снежинки падают, падают…Тихо…Тихо… Каждая летит по своему пути и стремится вниз…А как образуются снежинки? (ответы детей).Верно, снежинка – это замёрзшая капелька воды, которая кристаллизовалась в холодном воздухе.. Я попытаюсь сейчас для вас поймать эти снежинки(имитация у телевизора, ловит, приносит готовые вырезанные снежинки, дети восторгаются). Я предлагаю согнуть их пополам так, чтобы лучики соединились…Получилось? Молодцы! А теперь попробуйте скользить большими пальцами по указательным, нажимая на снежинку…Что вы слышите? (снег скрипит) Верно, молодцы! Дело в том, что скрип снега слышим тогда, когда наступаем на большое количество снежинок, они ломаются и издают такой звук…Кладите снежинки на пол…Возьмитесь за руки и поиграем…а вдруг и мы услышим скрип у нас в группе…(звучит скрип снега на слайде)
-Ровным кругом друг за другом мы идём за шагом шаг!
Стой на месте! Дружно вместе сделаем вот так!
(вытягивают руки вперёд и шевелят пальцами) слова повторяются, меняются движения (касаются вибрирующими пальцами сначала себя, затем сверстников, стоящих рядом)
-Как хорошо мы поиграли! Молодцы! Наши руки могут многое, но они одни не справились бы с заданием…Поэтому, поблагодарим нашу голову (гладят себя о голове) за то, что именно в ней появляются умные и хорошие мысли…Поблагодарим наш живот (гладят), что он хорошо работает мы чувствуем себя хорошо…Поблагодарим наши руки и ноги за то, что они такие умелые и быстрые…
-Ребята, а вы бы хотели на несколько минуток вернуться в лето? (да)
А как происходит смена времён года? (отвечают). Тогда нам нужен волшебный глобус..Мы сейчас будем его вращать и дни летние вернутся вспять…
-Проговариваем слова…
Земля вращайся, лето возвращайся! (несколько раз)
(смена слайда, водопад и пение птиц, обсуждения по слайду)
-А вы хотели бы побыть частью водопада? (да) (берут стаканчики с водой и начинают через трубочку дуть- развитие длительного вдоха и выдоха)
-Ой, посмотрите, песок…Вспомним..
-Здесь нельзя кусаться, драться и в глаза песком кидаться!
Не толкаться, не кричать и друг другу уступать! (вместе)
-А теперь найдите себе парочку и встаньте друг за другом в парах. Сзади стоящий бежит пальчиками по спине своего друга, а тот бежит по песку…А теперь разгладьте песок, гладьте по спине…Поменяйтесь местами…
(Взрослый делит детей на пары. Один ребёнок встаёт спереди, другой сзади него и начинает «бежать» пальчиками по спине, а ребёнок, который стоит спереди, начинает точно также выполнять движения по песку…Затем поглаживание. Дети меняются местами)
-Спасибо наш дружочек! Спасибо наш песочек!
Ты такой чудесный! С тобой нам интересно!
С тобой играли дружно! Нам возвращаться нужно!
А ты тут не скучай! Лежи и отдыхай!(вместе)
А как нам вернуться назад? У меня есть волшебная комета, она вынесет нас из лета! (смена слайда)
-Комета! Комета! Унеси из лета! (вместе)
Релаксация (лежат на полу)
-Вот мы и вернулись в нашу зиму!!!
Ах, как же здесь всё-таки красиво!
Возьмитесь за руки, друзья!
Почувствуйте тепло ладони друга!
Вы взяли за руки меня!
Не впустим хворь мы и недуги!
Все вместе слетали и к звёздам, и к морю..
И чувствуем силу, и чувствуем волю!
Желаем, конечно, друг другу здоровья!
Рефлексия: Понравилось вам наше путешествие? А что понравилось больше всего? Хотели бы повторить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/31/picture-511869-1414784996.gif)
Летний праздник.Тема: «Здравствуй, лето!» для детей старшего дошкольного возраста.
Программные задачи. Создать атмосферу дружелюбия, радости, положительных эмоций. Обеспечить высокую двигательную активность детей. Закрепить умения, полученные на физкультурных...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-336632-1384945933.jpg)
Туристический поход "Здравствуй, лето!" (для детей старшего дошкольного возраста)
Туризм - самый романтический вид спорта.Туристические походы - любимые мероприятия для детей и взрослых....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/04/picture-579912-1423073476.jpg)
Подбор стихотворений о лете для детей старшего дошкольного возраста.
Чтение стихов развивает фонематический слух и творческое воображение, а их заучивание – речь и память....
Конспект организованной образовательной деятельности «Воспоминания о лете». (для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР)
Описание материала. «Воспоминания о лете» - это комплексное занятие, организуемое воспитателем группы компенсирующей направленности, где коррекция развития детей и их речи осуществляется средства...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/25/picture-808210-1472073660.jpg)
Сценарий развлечения «От заката до рассвета по лугам гуляет лето», для детей старшего дошкольного возраста (5-7 л.)
Сценарий развлечения «От заката до рассвета по лугам гуляет лето»,для детей старшего дошкольного возраста (5-7 л.)...
Сценарий летнего спортивного праздника "Вернем лето" для детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 53 « Фиалка компенсирующего вида » п .Биокомбината...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/17/picture-291623-1615960454.jpg)
ЭОР к конспекту НОД «Лето, ах лето..» для детей старшего дошкольного возраста.
Автором представлен материал по лексической теме "Лето" для детей старшего дошкольного возраста....