Гендерное воспитание дошкольников
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Материал для педагогов по гендерному воспитанию дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prez_malchiki_i_devochki.docx | 25.27 КБ |
seminar_gendernoe_vospitanie_lb_sm.ppt | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
2 слайд
Пол — это совокупность анатомо-физиологических особенностей организма, заданных от рождения. Пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной.
Гендер — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.
3 слайд
Каждый ребёнок проходит этапы полоролевого развития:
- в период новорожденности у ребёнка происходит настройка на определенный пол;
- в раннем детстве (1 – 3 года): происходит принятие ребёнком пола без
наполнения его содержанием;
- в младшем возрасте (3 – 4 года): ребёнок дифференцирует половое различие;
- в среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет): происходит у детей идентификация по половому признаку;
- старшем дошкольном возрасте (6 – 7 лет): ребёнок принимает свой и
противоположный пол и его константность.
Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного детства у всех малышей формируется гендерная идентичность. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. С 4-х до 7 лет дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.
4 слайд
Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Девочки и мальчики по - разному воспринимают окружающую действительность, обучаются, запоминают, думают и т.п... Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое.
5 слайд
Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец или гувернер - мужчина. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
На сегодняшний день, становление гендерной идентичности является серьезной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Программно — методическим обеспечением дошкольных учреждений гендерные особенности не учитываются. В результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. Но женщина по определению не может правильно воспитать мальчика, т.к. у нее другой тип мышления.
6 слайд
Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
7 слайд
Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка. играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
8 слайд
Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим сквернословие и наличие вредных привычек у представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
9 слайд
Признаки несформированности гендерной идентичности:
- Предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола.
- Стремление быть со взрослым противоположного пола, подражать его
поведению.
- Активно выраженное желание изменить свой пол и имя.
- Рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола.
- Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола.
10 слайд
В дошкольные годы необходимо заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола. Если этого не сделать, то это может привести к тому, что, став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
11 слайд
Чем мальчики отличаются от девочек? (практическое упражнение)
- Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ; девочки, обычно наоборот, сначала наденут низ, потом верх;
- Мальчики снимают футболку, ухватив ее на спине рукой и перетянув через голову; девочки, раздеваясь, снимают блузку двумя руками потянув вверх;
- Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком; девочки-ладонью;
- Оборачиваясь на зов, мальчики поворачивают корпус, потому что, шея у них не такая гибкая; девочки поворачивают только голову;
- У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса; девочки дышат грудью;
- Задумываясь мальчики почесывают подбородок; девочки – наматывают прядь волос на палец;
- Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их; девочки - пальцами взбивают волосы;
- Поднимаясь или спускаясь с горы мальчики просто шире расставляют ноги; девочки стараются подниматься (спускаться) боком;
- Рассматривая свои пятки, мальчики поднимают ногу и смотрят на ее спереди; девочки – оборачиваются за спину;
- Мальчики уши закрывают ладонями; девочки – затыкают пальцами;
- Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой; девочки обычно подворачивают под себя ногу;
- Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос, наклоняют голову; девочки – прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью.
- Мальчик смотрит на стол, в сторону или перед собой и, если знает ответ, отвечает уверенно; девочка смотрит в лицо воспитателю и, отвечая, ищет у него в глазах подтверждение правильности её ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно.
- Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то конкретной информации («А какое у нас следующее занятие?», а девочки – для установления контакта со взрослым («А вы к нам ещё придете?»).
12слайд
Как и где можно осуществить гендерный подход в ДОУ? Реализация гендерного подхода проходит на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду: во время приема в детский сад, в процессе прогулок, в учебной, игровой, трудовой и самостоятельной деятельности детей.
13 слайд
Какие же игры предпочитают девочки, а какие мальчики?
Девочки выбирают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы, моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии. Тематика их игр связана с отражением повседневного быта людей, они больше интересуются миром взрослых и сверстников.
14 слайд
Мальчики, в отличие от девочек, предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, особенности поведения в мужских профессиях и деяниях. Их привлекают сфера техники, события героического характера. Поэтому тематика сюжетно-ролевых игр мальчиков - техническая и общественная.
Ролевые действия мальчиков преимущественно направлены на самоутверждение профессиональной значимости мужчины в обществе.
15 слайд (практическое задание)
В игре, как и в жизненных ситуациях, мальчики (и мужчины) больше ориентированы на информацию, а девочки (и женщины) – на отношения между людьми.
Давайте сейчас вместе попробуем создать гендерное образовательное поле в группе детского сада. Каждая команда должна расписать на листочках игровые предметы и создать: 1 команда – мир игровых предметов для мальчиков, 2 команда – мир игровых предметов для девочек.
16 слайд
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но мы должны учитывать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, и поэтому не надо прерывать их игры, а лишь направлять игры мальчиков в нужное русло. Но мальчикам нужно играть и в куклы, и в мягкие игрушки, а девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира.
Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. д. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5 – 7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.
В отношении машинок не стоит думать, что они могут быть интересны лишь мальчишкам. Педагогам важно дать знания о технике и мальчикам, и девочкам. В дошкольном возрасте технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию.
Игра в машинки даёт представление: о правилах дорожного движения и основах водительской этики; о назначении различных машин, об отличительных признаках внешнего вида различных моделей.
Если мальчик иногда играет в куклы, а девочка разбирает машинку или обожает конструктор, нет никаких патологий. Это этап, который может оказаться полезным для формирования определенных черт - заботливости у мальчика, любопытства и развития логического мышления у девочки. Что так же необходимо для успешной обучаемости как в детском саду, так и в школе.
При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект приложения своих педагогических воздействий. Попробуем это сделать через игру. Предлагаем вам решить несколько проблемных ситуаций.
(Практическое задание)
(даются задания на листочках, по два каждой команде и одно – общее, обсуждение, обмен мнениями)
17 слайд
Огромную роль в гендерном воспитании играет семья. Каждый родитель должен принимать в нем активное участие и играть свою роль в воспитании мальчиков и девочек.
Какую роль играет мать? Она:
- формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких);
- действует лаской, добротой;
- воспитывает глубокую привязанность, терпимость;
- раскрывает красоту окружающего мира;
- дает готовые ответы на вопросы;
- является образцом для поведения дочери.
18 слайд
Какую роль играет отец? Он:
- формирует целеустремленность, настойчивость, смелость;
- является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка;
- отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь;
- способствует формированию самооценки, статусной позиции;
- учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы.
19 слайд
Мальчик и девочка – это два разных мира. Если мы не учитываем это, то очень часто неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать и обучать одинаково. Поэтому при организации и проведении занятий надо стараться учитывать психологические особенности мальчиков и девочек: девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой.
Поэтому надо строить учебно-воспитательную работу таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражаются на развитии его самооценки.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад компенсирующего вида №45
г.о. Химки
Семинар-практикум
«Гендерное воспитание дошкольников»
Подготовили и провели
учитель-дефектолог высшей кат. Георгиевская Л.Б.
педагог-психолог Юсупова С.М.
Дата проведения «____» __________2021 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он - девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики - мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка. Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
Воспитание детей Народное Современное Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели.
Наши проблемы Девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Разрушение традиционных стереотипов поведения женского мужского Курение и сквернословие; Лидирующие положения среди мужчин; Стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Утрачивают способность играть правильную роль в браке; Из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей»; Все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
Признаки несформированности гендерной идентичности: - Предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола . - Стремление быть со взрослым противоположного пола, подражать его поведению . - Активно выраженное желание изменить свой пол и имя . - Рассказы ребенка, в которых он выступает, как представитель другого пола . - Стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола . Реализация гендерного подхода в ДОУ: во время приема детей в детский сад; - на занятиях с детьми; - в процессе прогулок; - в самостоятельной игровой деятельности детей; - в процессе принятия пищи.
Девочки выбирают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы, моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии. Тематика их игр связана с отражением повседневного быта людей, они больше интересуются миром взрослых и сверстников. Мальчики, в отличие от девочек, предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность), интересы, особенности поведения в мужских профессиях и деяниях. Их привлекают сфера техники, события героического характера. Поэтому тематика сюжетно-ролевых игр мальчиков – техническая и общественная. Ролевые действия мальчиков преимущественно направлены на самоутверждение профессиональной значимости мужчины в обществе.
Мальчикам нужно играть и в куклы, и в мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома.
Роль семьи в гендерном воспитании детей Мать: - формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких); - действует лаской, добротой; - воспитывает глубокую привязанность, терпимость; - раскрывает красоту окружающего мира; - дает готовые ответы на вопросы; - является образцом для поведения дочери .
Роль семьи в гендерном воспитании детей Отец: - формирует целеустремленность, настойчивость, смелость; - является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка; - отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь; - способствует формированию самооценки, статусной позиции; - учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы.
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...
"Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"
Представлен опыт работы детского сада по полоролевому воспитанию дошкольников...
методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников
Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
"Гендерное воспитание дошкольников".
Консультация для родителей....
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...