Проект "Рука об Руку"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Проект направлен на оптимизацию коррекционно-образовательного процесса развития детей с речевыми нарушениями через выстраивание стратегии активного сотрудничества и взаимопомощи учителя логопеда, родителей и детей, согласно новым требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruka_ob_ruku_proekt.docx | 243.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Снежинка» с. Выдрино
Логопедический проект
«Рука об руку»
2019-2020г
Учитель-логопед
Бондаренко Т. Г.,
Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника.
Анализ ситуации
«От того, как прошло детство,
кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира — от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
В. А. Сухомлинский
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией.
При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.
Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
В ходе логопедической работы необходимо:
- помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
- разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
- подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
- ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;
- необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Ожидаемые результаты:
- Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».
- Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
- Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эффективность данных результатов
Для детей | Для родителей | Для педагогов | Для ДОУ |
положительная динамика речевого развития; | положительная оценка деятельности ДОУ; | положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; | благоприятные условия для профессионального роста педагогов; |
Возможные риски:
- трудности взаимодействия с родителями.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Тип проекта: творческий, среднесрочный, рассчитан на 1 год.
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
- Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
- Создание рабочих групп по интересам.
- Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
- Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
- Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задачи:
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
- проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
- проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
- создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);
- Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
- подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
- Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
- Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
- Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района.
Перспективный план реализации проекта
N | Срок | Формы и | Содержание работы | Результат | Ответственный |
1. Подготови тельный этап 2 этап 3. Заключительный этап | до 25 сентября Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Ежемесячно Май Май Май
| 1. Анкетирова ние родителей 2. Консульта ция Комплекс общей артикуляционной гимнастики Мастер-класс Консульта ция «День открытых дверей» Мастер-класс «Домашняя игротека» Индивидуальные консультации Оформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда» Мониторинг ние) Мониторинг детей ООС «С золушкой на бал» | Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др. Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики Тематическая консультация с практической частью. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются. Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей. Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей Выявление уровня речевого развития детей Демонстрация речевых умений и навыков, приобретен ных на занятиях | Анкета для родителей отзывы родителей. отзывы родителей отзывы родителей отзывы родителей отзывы родителей. Картотека игр и упражнений Журнал регистрации консультаций для родителей Анкета для родителей Логопедическая диагностика отзывы родителей | Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед, воспитатели Учитель логопед Учитель Логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед |
Список литературы:
- Зырянова Л.Н. Лужбина Т.В. «Занятия по развитию речи в ДОУ», 2012.
- Курмаева Э.Ф. «Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7лет». Издательство «Учитель»2012.
- Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Программа «коррекция нарушений речи».М, Просвещение 2010.
- Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
- Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
(Приложение10 )
Работа с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг взаимодействия родителей и детей «Рука в руке»
Повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми...
Игровая программа "Рука об руку"
Конкурсная программа для организации внеурочной деятельности. На полу зала чертится схема движения участников игры. Необходимые атрибуты раскладываются рядом с каждым сектором. Все участники стан...
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Конспект образовательного мероприятия по теме "Золотые руки - руки не из золота"
Конспект образовательного мероприятия в рамках ОО «Коммуникация» в старшей группе для слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопиейЦель: формирование смысловой стороны речи.Программное содержан...
Программа родительского клуба "Рука в руке"
Работа с родителями в детском саду - очень важная составлющая. Данна программа поможет начать работу с родителями, обоготить ее и разнообразить....
Кукольный театр: кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, п...
Коммуникативная игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»
Коммуникативная игра предназначена для детей от 2 до 7 лет. Цель игры: развивать умение выражать свои чувстсва и понимать чувства другого человека....