Доклад
материал по коррекционной педагогике
Тема: «Использование сенсорного оборудования в коррекционно – развивающей работе с детьми – инвалидами дошкольного возраста».
Презентация к докладу "Сенсорика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 88.36 КБ |
sensorika.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование сенсорного оборудования в коррекционно – развивающей работе с детьми – инвалидами дошкольного возраста».
В последнее время отмечается рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов. В специальной педагогике и психологии эта проблема входит в круг особо важных.
Нашу группу посещают дети с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом, с умственной отсталостью, с детским церебральным параличом и со множественными нарушениями в развитии.
Успешность физического, умственного, эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией. Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном становлении ребёнка, его психики и интеллекта.
Использование сенсорного оборудования представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Оно используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение, что приводит к более быстрому развитию интеллекта ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Всё это свидетельствует об актуальности и перспективности изучения данной проблемы.
Цель: формирование и развитие сенсорного восприятия у детей – инвалидов посредством использования специального оборудования.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие Задачи:
- Развивать все виды восприятия.
- Формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов.
- Формировать полноценное представление об окружающем мире.
- Развивать сенсорную культуру ребёнка.
- Развивать внимания, мышление, память и речь.
При создании работы использовала такие методы, как:
- теоретические (анализ и обобщения литературных данных);
- эмпирические (беседы, организованная образовательная деятельность, педагогическое наблюдение);
- педагогическая диагностика (количественная и качественная обработка результатов).
Новизна работы состоит в определении эффективных условий применения специального оборудования в коррекционно - педагогической работе, нацеленного на сенсорное развитие детей - инвалидов.
Разработала и провела диагностику с целью фиксировать уровень сформированности сенсорного развития.
В своей работе я использовала диагностические методики, разработанные Л.И. Солнцевой, Л.И. Плаксиной. В задачи диагностики входило: выявление уровня сформированности развития цветовосприятия, форморазличения, представления о величине, тактильного восприятия, и пространственных представлений.
Анализ данных позволил сделать следующие выводы: дети испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и в ориентировке в пространстве.
После проведённого обследования приступила к работе.
Для реализации поставленных задач была создана специальная предметная среда, которая включает в себя большой спектр сенсорного оборудования и дидактических пособий. Сенсорное оборудование включает в себя: световой модуль для рисования песком, настенное панно "Времена года", воздушно - пузырьковая колонна, интерактивные системы, различные мягкие сидения, модули - конструкторы и модули трансформеры, сухой бассейн и душ, настольные кистевые тренажёры, различные тактильно-развивающие панели, сенсорная тропа для ног и другое.
Также в группе создан коррекционный уголок в котором находятся дидактические игры, пособия по развитию цветового, тактильного, слухового восприятия, по развитию мелкой моторики и ориентировке в пространстве.
Всё это позволило создать полифункциональную интерактивную среду для целостного развития детей - инвалидов.
Коррекционно-развивающая работа по сенсорному развитию осуществляется по следующим направлениям:
1. Развитие зрительного восприятия и коррекция его нарушений:
а) формирование представлений о цвете предметов;
б) формирование представлений о форме предметов;
в) формирование представлений о величине предметов;
г) формирование и коррекция пространственных представлений;
д) формирование временных представлений.
2. Развитие и коррекция тактильного восприятия.
3. Развитие и коррекция слухового восприятия.
При проведении данной работы я руководствовалась такими принципами как:
- Принцип индивидуального подхода, который предлагает учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка в отдельности;
- Принцип доступности, последовательности и системности, предполагающий плавного перехода от простого к сложному;
- Принцип сознательности и активности, говорящий о необходимости развития у ребёнка мотива заинтересованности занятиями и фиксации на успех;
- Принцип наглядности обучения, предполагающий образование связи между конкретным и абстрактным мышлением.
В своей практике для сенсорного развития детей – инвалидов использую специальное оборудование:
Сухой бассейн – это бассейн, но наполнен он не водой, а разноцветными пластиковыми шариками. При правильном использовании, может, служить полезным тренажёром и интересной игрушкой одновременно. Сухой бассейн оказывает положительное воздействие на многие функциональные системы растущего организма ребёнка. Занятия в «сухом бассейне» провожу в игровой форме и индивидуально. Обстановка во время занятий эмоционально комфортная и вызывает у ребёнка интерес. Игры и упражнения подбираю с учётом возможностей малыша. Продолжительность занятия – 15 минут, частота – раз в неделю.
Воздушно – пузырьковая колонна – это устройство с подсветкой, наполненное водой, в которой под воздействием поднимающихся вверх воздушных пузырьков перемещаются рыбки. Колонна может менять цвет, что вызывает у детей особую радость. С помощью этого оборудования у детей развивается визуальное восприятие, тактильное восприятие, слуховое восприятие и цветовосприятие.
Настенное дидактическое панно «Времена года» формирует у детей знания об особенностях времён года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности на примере дерева; элементарные математические представления: много и один, сравнение равных и неравных групп предметов. Развивает сенсорное восприятие, мелкую моторику, любознательность, ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева. Расширяет и обогащает словарь детей по темам «Времена года», «Птицы», «Зачем нужны деревья?» Стимулирует творческую активность детей. Воспитывает любовь и заботливое отношение к природе. Данное дидактическое пособие предназначено для детей 3-7 лет, прекрасно подходит для индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками. В работе с пособием использую различные варианты игровых заданий и упражнений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей
- Световой модуль для рисования песком. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песок в работе с детьми.
Использование техники «Рисование песком» в работе с дошкольниками дает возможность: гармонизировать психоэмоциональное состояние;
формировать установку на положительное отношение к себе; развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции; коммуникативные навыки; развивать творческий потенциал;
тренировать мелкую моторику рук; развивать речь.
Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.
Дидактические игры с использованием песочного планшета направлены на развитие всех компонентов речевой системы и психических процессов.
Интерактивные системы активно входят в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
В своей работе и применяю интерактивную доску и интерактивный стол.
Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребёнка. Опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание детей - инвалидов стало более привлекательным и захватывающим. Она значительно расширила возможности предъявляемого познавательного материала, позволила повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Используется доска практически во всех режимных моментах Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. При работе с интерактивной доской снизилась утомляемость и пресыщаемость детей, так как учебный материал предъявляемый детям отличается наглядностью, яркостью образов и динамичностью.
Интерактивный стол — представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многофункциональный сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать детей в процесс обучения. Стол был специально разработан для детей дошкольного возраста и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков, развивается положительная мотивация обучения. А мотивация – это залог успеха любой деятельности. Средняя продолжительность использования интерактивных систем в процессе обучения составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней детей – инвалидов — в пределах 10 минут.
Работая с детьми – инвалидами, я использую сухой душ следующим образом: Дидактическая игра «Играю с радугой». Расширяю представления о цветах, и развиваю тактильные ощущения. Дидактическая игра «Цветной водопад». Снимаю у детей мышечное напряжение, развиваю тактильное восприятие, формирую восприятия цвета, создаю положительный эмоциональный фон, учу умению выражать словами свои ощущения.
- Мягкие модули привлекают внимание детей внешним видом, поддерживают у них интерес длительное время, положительный настрой. Их я использую на занятиях по развивающему обучению, утренней гимнастике, на праздниках, отдыхе, в творческих заданиях, индивидуальных играх. Они повышают двигательную активность, улучшают зрительное и пространственное восприятия, а также мелкую моторику. С помощью модулей я у детей закрепляю знания о геометрических фигурах, цифрах, развиваю речь. Сооружая из модулей всевозможные постройки, учу конструировать и проектировать.
Не мало важное значение для развития ребёнка имеют тактильные ощущения, ведь тактильное восприятие является частью сенсорного развития ребёнка. Тактильные панели помогают развивать мелкую моторику рук, логику, стимулируют мыслительный процесс. Игровые панели я использую в индивидуальной и подгрупповой работе. Совместная деятельность формирует у детей необходимые социальные качества, умение взаимодействовать с партнёром.
Лабиринт всегда считался сложным испытанием, требующим внимательности и упорства. Конечно, детские развивающие игры лабиринты не такие уж запутанные и коварные, как взрослые, но ребёнку понадобятся определенные усилия, чтобы найти выход. Настольные кистевые лабиринты — игра-головоломка, направленная на развитие не только логического мышления, но также и координации движений, концентрации внимания, усидчивости, сосредоточенности.
Сенсорные тропы я использую для снятие мышечного напряжения, развитие тактильного восприятия, формирование восприятия цвета. Для этого ребёнку предлагаю пройти по тропинке, называя цвет каждой части сенсорной тропы.
Одним из необходимых условий для получения хороших результатов является взаимодействие всех педагогов и родителей. В качестве рекомендаций для родителей я предлагаю пальчиковые игры, физкультминутки. Также пытаюсь привлечь родителей к коррекционно - развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах. Рекомендации родителям необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в специальном, так и общем развитии.
Для родителей выпускаю папки-передвижки по темам: «Пальчиковая гимнастика», «Весёлые физкультминутки», «Что такое сенсорика и почему её необходимо развивать», «Дидактические игры по сенсорике», «Воспитание сенсорной культуры ребёнка».
В материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют» подбираю специальный материал по коррекционно-педагогической работы.
Разработаны консультации для родителей: «В семье ребёнок аутист», «Особенности внимания у детей - инвалидов», «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста».
Мною были проведены родительские собрания на которых я выступала с темами: «Развиваем мелкую моторику ребёнка» и «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
Чтобы проверить эффективность данной работы, провела заключительную диагностику.
Таблица № 1
Выявление уровня сформированности сенсорного развития
у детей – инвалидов
Критерии | 2015 – 2016г. | 2016 – 2017 г. | 2017 – 2018 г. | ||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |
1.цветовосприятие | - | 3 – 38% | 5 – 62% | - | 4 – 50% | 2 – 25% | 6 – 75% | ||
2.форморазличение | - | 2 – 25% | 6 – 75% | - | 3 – 38% | 5 – 62% | 6 – 75% | 2 – 25% | |
3.величина | - | 2 – 25% | 6 – 75% | - | 5 – 62% | 3 – 38% | 2 – 25% | 4 – 50% | 2 – 25% |
4.тактильное восприятие | - | 4 – 50% | 4 – 50% | - | 6 – 75% | 2 – 25% | 8 – 100% | ||
5.пространственное представление. | - | - | 8 – 100% | - | 2 – 25% | 6 – 75% | 5 – 62% | 3 – 38% |
Рисунок 1. Выявление уровня развития цветовосприятия у детей - инвалидов
Рисунок 2
Выявление уровня развития форморазличения у детей - инвалидов
Рисунок 3
Выявление уровня развития величины у детей - инвалидов
Рисунок 4 Выявление уровня развития тактильного восприятия у детей - инвалидов
Рисунок 5
Выявление уровня развития пространственного представления
у детей - инвалидов
Таким образом, ведётся планомерная, системная работа по сенсорному развитию детей, что позволяет ускорить сроки становления сенсорных функций. Впоследствии чего это становится базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
Созданная полифункциональная среда даёт возможность для расширения жизненного пространства, смены впечатлений и видов детской деятельности, повышает эффективность мероприятий, направленных на сенсорное развитие детей, снижает их утомляемость и способствует профилактике психоэмоционального напряжения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: формирование и развитие сенсорного восприятия у детей – инвалидов посредством использования специального оборудования.
Задачи Развивать все виды восприятия Формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины, временных и пространственных эталонов . Формировать полноценное представление об окружающем мире. Развивать внимания, мышление, память и речь Развивать сенсорную культуру ребёнка.
методы теоретические (анализ и обобщения литературных данных) эмпирические (беседы, организованная образовательная деятельность, педагогическое наблюдение) педагогическая диагностика (количественная и качественная обработка результатов)
Новизна : состоит в определении эффективных условий применения специального оборудования в коррекционно - педагогической работе, нацеленного на сенсорное развитие детей - инвалидов.
принципы Принцип индивидуального подхода Принцип доступности, последовательности и системности Принцип сознательности и активности Принцип наглядности обучения
Выявление уровня сформированности сенсорного развития у детей – инвалидов Критерии 2018 год 2019 год в с н в с н Цветовосприятие Форморазличение Величина Тактильное восприятие Пространственное представление 3 – 38% 2 – 25% 2 – 25% 4 – 50% 5 – 62% 6 – 75% 6 – 75% 4 – 50% 8 – 100% 2 – 25% 2 – 25% 6 -75% 6 – 75% 4 – 50% 6 – 75% 2 – 25% 2 – 25% 2 – 25% 2 – 25% 6 – 75%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"
Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана и укрепление здоровья детей и духовно-нравственное во...
Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР
Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...
ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД
1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...
Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...
Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».
ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...
Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".
пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...