РМО ноябрь, 2021 г. Педагогическая мастерская: «Современная развивающая предметно-пространственная среда»
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Большое значение в успешной коррекции речевых нарушений имеет создание оптимальной коррекционной предметно-развивающей среды. В текущем году, в рамках народной программы «Мы вместе» детским садам города были выделены денежные средства на приобретение оборудования для детей с ОВЗ. Таким образом, на первом методобъединении «Современная развивающая предметно-пространственная среда» будут освещены требования ФГОС, методические рекомендации к РППС в ДОУ, а также представлен видеофильм «Новые логопедические модули – новое веяние времени», презентующий новое логопедическое оборудование ДОУ города.
Видеомарафон фрагментов по практическому применению нового современного оборудования можно увидеть по ссылке:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Это часть целостной образовательной среды дошкольной организации.
Содержание РППС должно способствовать развитию у детей самостоятельности, самодеятельности и инициативности, улучшать опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими детьми и взрослыми, повышать познавательную активность, удовлетворять потребности и интересы воспитанников.
РППС должна быть: насыщенной трансформируемой полифункциональной вариативной доступной безопасной
Насыщенность Все объекты развивающей среды должны соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы, которую реализует дошкольная организация. Образовательное пространство и разнообразие объектов должны обеспечивать: активность детей в разных видах деятельности; поддержку инициативы и самостоятельности в специфических для детей видах деятельности; эмоциональное благополучие и возможность для самовыражения.
Трансформируемость Данное требование предполагает возможность изменять РППС в соответствии с образовательной ситуацией, интересами и возможностями детей. Н. А. Короткова предложила разделить пространство группы на три зоны в таком соотношении: рабочая зона – 30 % зона активной деятельности – 50 % зона спокойной деятельности – 20 %
Полифункциональность Все объекты РППС должны быть полифункциональными , то есть выполнять разные функции, решат ь разные задачи и по-разному использоваться в детской деятельности. Они должны стимулировать взаимодействие взрослых и детей, их разнообразную активность, обеспечивать развитие игровой деятельности и интеграцию разных видов деятельности.
Вариативность Данное требование предполагает наличи е в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечат свободный выбор детей. Игровой материал в группе периодически должен меняться в соответствии с темой или событием, а так же необходимо вносить новые предметы, которые будут стимулировать игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Структурировать и наполнять РППС группы необходимо в соответствии с контингентом воспитанников, их интересами и социальным опытом.
Доступность Все помещения дошкольной организации, игрушки, игровое оборудование, материалы, пособия в группе должны быть доступными для воспитанников (принцип вытянутой руки ребенка), в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Также в соответствии с данным требованием в группе должны быть специальные методические пособия , специальное оборудование и дидактические материалы для детей с индивидуальными потребностями, связанными с жизненной ситуацией и состоянием здоровья, в том числе с ОВЗ.
Безопасность Данное требование предусматривает соответствие всех элементов развивающей среды, требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Игровая и издательская продукция, которой пользуются дети, должна быть сертифицирована , соответствовать требованиям Технического регламента, СанПиН , иметь психолого-педагогическую ценность.
!!! Требования ФГОС Насыщенность Вариативность Трансформируе-мость Доступность Полифункциональ ность Безопасность РППС
Уважаемые коллеги! Не забывайте о том, что внешний вид группового помещения также имеет большое значение! Поэтому оформляйте всё в едином стиле, используйте гармоничную цветовую гамму, создавайте домашнюю обстановку, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уютно!
Спасибо за внимание ! Всем удачи!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е. И. Тихеева
РППС – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду ППС влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. Важно создавать условия для компенсаций, имеющихся проблем у детей с ОВЗ их развитии: Физических Интеллектуальных Эмоционально-волевых Социально-личностных
Принципы создания РППС для детей с ОВЗ Здоровьесберегающий забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии;обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка. Деятельности заключается в развитии природных задатков ребенка в социальной и личностно значимой деятельности, ребенок, получая знания не только в готовом виде, но добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и умений. Вариативности предполагает формирование у ребенка способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Минимакса заключается в следующем: детский сад должен предложить ребенку возможность освоения содержания программы на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума. Психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в детском саду доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение ребенком собственного опыта творческой деятельности.
Организация предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ Глухие, слабослышащие, позднооглохшие. Специальное оборудование для детей с нарушениями слуха; наглядность; компьютерные программы и игры для детей с нарушениями слуха. Центр речевого развития: игры и оборудование для развития остаточного слуха и формирования произносительных навыков; логопедические тетради и альбомы; игрушки для показа упражнений для артикуляционной гимнастики. Слепые , слабовидящие Выполнение гигиенических требований к наглядности подвесные мобили; игры и пособия для сенсорного обследования и развития сенсорных эталонов; настольные игры для формирования следящих движений глаз; издания различных форматов, выполнение по системе Брайля, аудио-видео-материалы, рельефно-графические, тактильные книги своими руками; зрительно-тактильные игрушки-самоделки. Тяжелые нарушениями речи Центр речевого развития: зеркало с лампой для дополнительного освещения; игры и пособия для развития всех компонентов речевой системы; «колючие» мячики разного цвета для массажа; логопедические тетради и альбомы; сухой пальчиковый бассейн; контейнеры с различными сыпучими материалами для развития мелкой моторики; игрушки для показа упражнений артикуляционной гимнастики Нарушения опорно- двигательного аппарата Все оборудование по согласованию с врачом. Сенсорная комната. Безбарьерная среда; Самодельная игрушка с подвижным язычком для показа правильных артикуляционных укладов; пособия для развития речевого дыхания; двигательные тренажеры; лечебно-нагрузочные костюмы.
Задержка психического развития Лего-центр. Центр творчества (пластилин, шариковая глина, материалы для песочной терапии, изобразительные материалы, технологические карты для изготовления поделок); игровой центр (для сюжетно-ролевой игры, дидактических игр с вкладышами, Монтессори-материалы); «доски Сегена». Умственная отсталость Монтессори-материалы; игрушки по типу вкладышей; строительные наборы (мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, мозаика, сборно-разборные игрушки, лего); природные материалы для изготовления поделок; материалы для проведения психокоррекционных игр; материалы для музыкотерапии; тактильные и сенсорные дорожки. Расстройства аутистического спектра Сенсорная организация пространства; коврики с рисунками, лабиринтами; пирамидки; доски с углублениями и вкладышами; юла. Изобразительный уголок: пазлы; книжки-раскраски; краски; кубики с рисунками; материалы игр с водой, светом, с мыльными пузырями, красками, сыпучими материалами; пластичные материалы (пластилин, тесто, глина); детские музыкальные инструменты: металлофон, барабан, бубен, дудочка, гармошка.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в группах для детей с ОВЗ нужно учитывать форму предоставляемых услуг образовательной организацией: - инклюзивное воспитание и обучение детей по АООП в общеразвивающих группах, при которой дети с уровнем развития соответствующим или близким к возрастной норме воспитанников группы, но при этом сопровождаются специалистами ДОО; - воспитание и обучение в группах полного дня детского сада по адаптированной основной образовательной программе (далее АООП), в которых все дети получают постоянную коррекционную помощь специалистов ДОО на основании рекомендаций ПМПК; - воспитание и обучение в группах кратковременного пребывания адаптационной направленности, когда воспитанники со сложной структурой дефекта приходят в детский сад на короткий промежуток времени и включаются в определенные виды деятельности, проводимые специалистами ДОО.
Основные группы социально-личностных компетенций, которые должны быть сформированы у ребенка с ОВЗ. Умение играть и трудиться в коллективе. В содержание данной компетенции включаются умения детей играть дружно, делиться игрушками, договариваться о сюжете игры, распределять роли без конфликтов; умение помогать сверстникам. Умение доводить начатое дело до конца. Уважение к труду взрослых. Умение уступать в сложных ситуациях. Организации позитивного общения способствует наличие конструкторов, позволяющих создать различных персонажей в разных эмоциональных состояниях с опорой на технологическую карту. Проявлять дружелюбие по отношению к сверстникам. Мячи-эмоции в процессе двигательной деятельности помогут детям попытаться изобразить различные эмоции, и научиться определять причину их проявления. Помогать младшим детям, оберегать и защищать малышей. Доставлять им радость от совместной игры или подарка, сделанного своими руками.
Вывод: Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО для детей с ОВЗ должна осуществляться с учетом дидактических принципов, учетом требований ФГОС ДО, а также соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям каждого ребенка, и способствовать не только развитию и компенсации имеющихся проблем у данной категории детей, но и формировать социально-личностное развитие каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
современная развивающая предметно - пространственная среда в ДОУ
Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении – один из основных и кардинальных вопросов, определяющих развитие ребенка в дошкольном учреждении. Наряду со взрослым, который путе...
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Одной из приоритетных задач по формированию познавательной активности у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков познавательной деятельности. Ва...
Как организовать современную развивающую предметно-пространственную среду для детей раннего возраста в ДОУ
Как уже отмечалось, окружающая среда является развивающей, если помогает ребенку осваивать генетические задачи возраста — вхождение в социальную действительность, освоение чисто человеческого образа ж...
СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА- ДОШКОЛЬНИКА
Помогает решить проблемы вовлечения социальных партнёров в воспитательно-образовательный процесс и проблемы социализации детей....
О создании в дошкольной организации современной развивающей предметно-пространственной среды и внедрение образовательных технологий в соответствии с ФГОС ДО
В презентации представлены игры, конструкторы, и материалы для детей дошкольного возраста...
Создание современной развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ, как обязательное условие для ФЭМП
Математические игры, пособия, демонстрационный материал, раздаточный материал....