Презентация "Развитие подражательной деятельности дошкольников"
презентация по коррекционной педагогике
В презентации представлены основные этапы развития иммитации у детей дошкольного возраста и рекомендации педагогам и родителям по развитию подражания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_podrazhatelnoy_deyatelnosti_doshkolnikov.ppt | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Л. С. Выготский говорил о значительной роли подражания в формировании основных человеческих качеств и свойств, в овладении всеми видами деятельности.
Подражание или имитация Подражание – необходимое условие любого обучения. Навыки имитации не просто важны, они критически необходимы. Ведь если вы не можете имитировать действия других людей, то вам будет труднее учиться любому новому навыку.
Большинство детей не нужно целенаправленно учить имитировать – они сами этому учатся. Младенцы и совсем маленькие дети часто подражают своим родителям, братьям и сестрам, хотя никто их этому не учил. Тем не менее, если у ребенка есть нарушение развития, то способность к имитации могла не развиться у него естественным образом, и поэтому его нужно обучать этому навыку с помощью прямой инструкции. Имитации можно успешно обучать и если ваши ученики не могут имитировать – это хорошая отправная точка для работы с ними!
Основные причины задержки развития подражательной деятельности 1. Качественное нарушение в социальном взаимодействии , включая неспособность использовать взгляд глаза-в-глаза, выражения лица, позы тела и жесты с целью регуляции социального взаимодействия, неспособность развития отношений со сверстниками; 2. Качественное нарушение коммуникации , включая отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, а у людей с адекватной речью заметное нарушение способности инициировать или поддерживать разговор с другими, отсутствие разнообразной, спонтанной игры или игры, соответствующей уровню развития; 3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения , включая явную настойчивую приверженность специфическим нефункциональным ритуалам или заведенному порядку; стереотипные или повторяющиеся механические действия, постоянные действия с частями предметов. Таким образом, проблемы с подражанием рассматривается, прежде всего, как проявление качественного нарушения коммуникации. Разработана специальная шкала для оценки способности детей к подражанию: the Imitation Disorders Evaluation scale (IDE scale).
Развитие подражания Уже в период 1-го года жизни ребенок может повторять за взрослыми некоторые движения: качать головой, показывать язык, хлопать в ладоши и т. д. У ребенка появляются мимические движения. В начальный период формирования речи у ребенка появляются предречевые вокализации. Он может имитировать различную интонацию и ритм услышанной речи взрослого. Ребенок подражает мимике взрослого и его жестикуляции. После 6-го месяца подражание ребенка становится более активным, появляются новые имитационные движения. Этот период можно назвать периодом настоящей имитации. Коммуникационные средства общения ребенка увеличиваются, он начинает больше манипулировать с предметами. Подражательные движения ребенка формируют у него образ предмета. Чем чаще взрослый производит определенные движения, называет их, поощряет имитацию их ребенком, тем быстрее ребенок начнет имитировать их.
Развитие подражания Со 2-го года жизни ребенок становится более активным, увеличивается количество его подражательных движений. Взрослый становится для него примером, глядя на который, ребенок начинает активно взаимодействовать с предметами: имитирует разговор по телефону, листает книжку, делая вид, что читает ее, и т. д. Это способствует у него формированию нового вида деятельности – предметной игры. Следующим этапом подражания являются действия ребенка, выстраиваемые в определенной последовательности. Например, в игре с куклой он, имитируя действия взрослого, кормит ее, собирает на прогулку, укладывает спать и пр. В 3 года подражание ребенка все больше становится похожим на поведение взрослых. В дошкольный период подражание становится глубже и охватывает большие стороны жизни. Ребенок повторяет не только действия с предметами, но и старается отразить особенности поведения и общения взрослых.
Имитация - ? Основа имитации – это способность имитировать новые движения и новое поведение в принципе. Имитация буквально означает «делать то же самое». Цель обучения имитации НЕ в том, чтобы научить ученика хлопать в ладоши, когда я хлопаю, встать, когда я встала и сесть, когда я села. Если он научился имитировать только эти три вида поведения, то он все еще не овладел двигательной имитацией. Он овладеет имитацией, когда я скажу «сделай так» и покажу совершенно новое поведение, а ребенок его повторит.
Прежде чем вы начнете учить имитации Часто педагоги и клинические специалисты говорят о навыках взаимодействия с педагогом. Эти навыки должны быть сформированы у ребенка до того, как вы начнете работать над навыками имитации. Вы не сможете учить имитации ребенка, который даже не смотрит на вас. Вот необходимые навыки, которыми необходимо овладеть до обучения имитации: Сидеть, не вставая, во время занятия. Смотреть на педагога во время занятия. Держать руки на коленях во время занятия. Смотреть на предметы по инструкции педагога.
Как учить имитации Предварительная оценка навыков Составьте список из 20-30 простых движений. Например, потрогать нос, похлопать в ладоши, поднять мячик, показать большие пальцы вверх и так далее. Начинайте с 3 самых простых движений. Сядьте напротив ученика, назовите его по имени и скажите «сделай так». Если ребенок делает что-то хотя бы похожее на это движение, тут же предоставьте ему поощрение и отметьте это в листе сбора данных.
Как учить имитации Обучение Во время обучения работайте над 3 движениями. Начинайте с самого простого – с того движения, которое ребенок пытался повторить во время предварительной оценки, или которое ему почти удавалось повторять. Продолжайте давать инструкцию «сделай так» перед движением и поощряйте любые похожие на движение попытки. Помогайте ребенку с помощью физических подсказок и постепенно уменьшайте их. Ваша цель в том, чтобы ребенок смог выполнять эти 3 движения независимо и без какой-либо физической помощи.
Последующая оценка и обучение Перемешайте уже освоенные в совершенстве движения с теми движениями, которым еще только предстоит обучать. Если на прошлой неделе ребенок научился хлопать в ладоши, вставать и прикасаться к носу, когда это делаете вы, то на этой неделе работайте с такими движениями как взять мяч, прикоснуться к плечам и покачать головой вперемешку с тремя предыдущими движениями. Пробы на имитацию Это очень важная часть! После того как каждое из обучающих заданий было освоено, и ребенок начал повторять все движения из списка, когда они идут вперемешку друг с другом, попробуйте сделать совершенно новое движение (которое ребенок еще не видел раньше). При этом не говорите подсказку «сделай так», просто смотрите, попытается ли ребенок подражать вам. Все остальное делайте как и раньше. Сделайте движение и смотрите, будет ли ребенок имитировать его. Если ребенок будет имитировать совершенно новые движения после моделирования – цель достигнута! +
Закрепление имитации Как только имитация появилась, переходите к практике в естественных условиях! Работайте над этим навыком в самых разных ситуациях. Имитация нужна во время выполнения учебных заданий, групповых занятий и повседневных дел. Если вы проанализируете разные ситуации вы, скорее всего, поймете, как часто имитация используется естественным образом. Она включена практически в любой процесс обучения. Будьте готовы немедленно хвалить и поощрять ребенка за правильную имитацию в течение всего дня!
Программа 2. Имитирует основные движения Инструкция: «Делай это» Постучи по столу Похлопай в ладоши Помаши (рукой) Подними руки вверх Потопай ногами Поздоровайся за руку Покачай головой (нет) Кивни головой Повернись кругом Закрой лицо руками Похлопай по плечам Прыгай Сделай круг руками Похлопай по животу Маршируй Вытяни руки вперед Постучи (в дверь) Руки на пояс Потри руками
Игры на подражание «Изобрази животное». Покажите ребенку игрушки животных. Имитируйте звуки, которые они издают, движения, которые для них характерны. Затем попросите ребенка, чтобы он вам показывал каждое животное и изображал его особенности. «Угадай действие». Повторите с ребенком, действия человека, поведенческие особенности некоторых животных (например, зайчик прыгает, поджав передние лапки, медведь ходит вразвалку и пр). Затем вы показываете действие, а ребенок должен угадать, кто его делает. Поменяйтесь местами: пусть ребенок изображает повадки животных или действия людей. А вы будете угадывать.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ УСПЕХОВ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс...
Педсовет - деловая игра: «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»
Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...
Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.
Роекомендации для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей дошкольников игрового матерьяла по музыкальной -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....
Консультация для родителей: "Развитие подражательной деятельности у детей с расстройством аутистического спектра (РАС)"
Данная консультация предназначена для родителей детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Она предлагает методы и стратегии для развития подражательной деятельности у детей с РАС, что важно ...
Консультация для педагогов детского сада «Формирование активной подражательной деятельности у неговорящих детей» (из опыта работы)
Цель данной консультации:познакомить педагогов с задачами и начальной методикой развития речи у детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ), оказанием таким детям посильной помощи в социально...