Практический опыт работы с ребенком, перенесшим смерть отца
консультация по коррекционной педагогике

Существует много непреодолимых внешних препятствий для полноценной жизни человека: случай, болезнь, страх, вторжение социальных, политических и экономических сил. Часто случается, что родители во избежании страданий ребенка не сообщают ему о смерти близкого человека. Однако, эта тайна часто бессознательно влияет на дальнейшее развитие ребенка и вызывает нарушения в функционировании психики. В данном материале представлен случай из практики работы с ребенком, перенесшим смерть отца.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический опыт работы с ребенком, перенесшим смерть отца

        Работа проходила дважды в детском дошкольном учреждении дважды в  неделю на протяжении 2-х лет по письменному запросу мамы ребенка.

На момент обращения мальчику было 4,8 мес. Ребенок не откликался на свое имя, с трудом воспринимал обращенную речь, был нарушен контакт со сверстниками и взрослыми, наблюдалась эмоциональная «замороженность», не достаточная концентрация внимания, ребенок с трудом усваивал программу.

Состав семьи: мама, бабушка. Отец умер, когда ребенку был 1 год. Причина смерти автокатастрофа (столкновение на мосту). У мамы также наблюдается эмоциональная «замороженность», нежелание говорить об этом событии, она не придает смерти мужа особенного значения – «такое бывает». От ребенка данный факт держится в секрете. По этим данным можно сделать вывод о том, что процесс горевания не прошел, мать мальчика не смогла справиться с эмоциями, они подавлены и изолированы. Можно сделать предположение, что психика ребенка перегружена эмоциями, с которыми не справилась мать, и это послужило причиной нарушения нормального хода развития ребенка.

Моя работа строилась в нескольких направлениях:

-работа с ребенком, переживающим кризисное состояние;

-работа с мамой ребенка.

Применялись следующие психотехнологии: элементы психоанализа и арттерапии.

На первых занятиях мальчик много говорит о мультфильмах, он «живет» в мире вымышленных персонажей и персонажей из мультфильмов. Говорит, что он не М. и просит называть его именами этих персонажей. Через 2 месяца занятий ребенок откликается на свое имя, однако, часто злится, говорит, что ненавидит свое имя. Интересуется играми в детском саду, общением с детьми. Но наладить контакт у него не получается, так как ребенок проявляет агрессию и непослушание.

На занятиях интересуется рисованием и постройками из кубиков. Рисует заброшенные дома, двери, строит только лифты. Его интересует все разрушенное и неживое. Через 5 месяцев работы с ребенком и его мамой, мама смогла сообщить ему о смерти отца. На занятие он приходит замкнутый и без эмоций сообщает об этом факте. На мои вопросы об этом не реагирует и не отвечает.

По прошествии года работы ребенок стал способен построить дружеские отношения со сверстниками, дома стал послушным, справляется с программой обучения в детском саду.

Еще через 4 месяца ребенок впервые рассказал о том, как умер его отец. Нарисовал автокатастрофу и душу отца. На последующих занятиях он все еще «не согласен» со смертью отца и говорит о том, что тоже боится умереть. Он очень грустный и говорит о том, что никому не нужен. По этим эмоциональным реакциям можно сделать вывод о том, что ребенок проходит фазу депрессии. Еще через два месяца работы мальчик на групповом занятии сообщает детям о том, что его отец умер, но его душа будет жить вечно, и отец ему помогает «с неба». Ребенок выглядит спокойным, полностью находится в контакте с реальным миром, интересуется общением с детьми и взрослыми, завел домашнего питомца – хомяка, старается заботится о нем, много говорит и рассуждает о жизни и смерти, наблюдаются эмоциональные проявления, соответствующие ситуации.

На начальном этапе работы на рисунках отсутствовали живые объекты, сейчас на рисунках появились животные и люди.

На момент написания данной работы (август 2021 года) ребенку было 6,8 месяцев, он посещал подготовительную группу. Справлялся с программой на среднем уровне, проявлял желание пойти в школу. На последнем занятии сообщил, что будет скучать по мне и нашим занятием, но понимает, что все дети рано или поздно уходят из детского сада и идут в школу.

Подводя итоги проведенной работы, можно сделать вывод о том, что удалось восстановить нарушенный процесс горевания. Ребенок прошел все стадии горевания и смог осознать свои чувства и переживания и выразить их.

Основная цель психологической помощи и поддержки: восстановление хода нормального развития ребенка и улучшение его самоощущения и отношений с близкими людьми - была достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения" представленный на профессиональном конкурсе "Воспитатель года - 2010"...

Практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений средствами игровых методов

Уважаемые педагоги хотелось бы предложить практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений с детьми подготовительной группы....

Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

Результативный практический опыт работы по теме:«Развивающая предметно-пространственная среда»

Результативный практический опыт   работы по теме:«Развивающая предметно-пространственная среда»...

Практический опыт работ по теме "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников"

Обобщенный практический опыт работы на тему: "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников". Через различные действия с бумагой дошкольники учат...

Доклад для родителей «Практический опыт работы с эмоционально-волевыми нарушениями у дошкольников»

Муниципальный уровень, круглый стол для родителей «Радуга детских эмоций», МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Солнышко», 11.04.2019г....

Практический опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» возраста»

Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах и развитие мелкой моторики рук ребёнка в условиях ДОУ....