Практический опыт работы с ребенком, перенесшим смерть отца
консультация по коррекционной педагогике
Существует много непреодолимых внешних препятствий для полноценной жизни человека: случай, болезнь, страх, вторжение социальных, политических и экономических сил. Часто случается, что родители во избежании страданий ребенка не сообщают ему о смерти близкого человека. Однако, эта тайна часто бессознательно влияет на дальнейшее развитие ребенка и вызывает нарушения в функционировании психики. В данном материале представлен случай из практики работы с ребенком, перенесшим смерть отца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskiy_opyt_raboty_s_rebenkom_perenesshim_smert_ottsa.docx | 15.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Практический опыт работы с ребенком, перенесшим смерть отца
Работа проходила дважды в детском дошкольном учреждении дважды в неделю на протяжении 2-х лет по письменному запросу мамы ребенка.
На момент обращения мальчику было 4,8 мес. Ребенок не откликался на свое имя, с трудом воспринимал обращенную речь, был нарушен контакт со сверстниками и взрослыми, наблюдалась эмоциональная «замороженность», не достаточная концентрация внимания, ребенок с трудом усваивал программу.
Состав семьи: мама, бабушка. Отец умер, когда ребенку был 1 год. Причина смерти автокатастрофа (столкновение на мосту). У мамы также наблюдается эмоциональная «замороженность», нежелание говорить об этом событии, она не придает смерти мужа особенного значения – «такое бывает». От ребенка данный факт держится в секрете. По этим данным можно сделать вывод о том, что процесс горевания не прошел, мать мальчика не смогла справиться с эмоциями, они подавлены и изолированы. Можно сделать предположение, что психика ребенка перегружена эмоциями, с которыми не справилась мать, и это послужило причиной нарушения нормального хода развития ребенка.
Моя работа строилась в нескольких направлениях:
-работа с ребенком, переживающим кризисное состояние;
-работа с мамой ребенка.
Применялись следующие психотехнологии: элементы психоанализа и арттерапии.
На первых занятиях мальчик много говорит о мультфильмах, он «живет» в мире вымышленных персонажей и персонажей из мультфильмов. Говорит, что он не М. и просит называть его именами этих персонажей. Через 2 месяца занятий ребенок откликается на свое имя, однако, часто злится, говорит, что ненавидит свое имя. Интересуется играми в детском саду, общением с детьми. Но наладить контакт у него не получается, так как ребенок проявляет агрессию и непослушание.
На занятиях интересуется рисованием и постройками из кубиков. Рисует заброшенные дома, двери, строит только лифты. Его интересует все разрушенное и неживое. Через 5 месяцев работы с ребенком и его мамой, мама смогла сообщить ему о смерти отца. На занятие он приходит замкнутый и без эмоций сообщает об этом факте. На мои вопросы об этом не реагирует и не отвечает.
По прошествии года работы ребенок стал способен построить дружеские отношения со сверстниками, дома стал послушным, справляется с программой обучения в детском саду.
Еще через 4 месяца ребенок впервые рассказал о том, как умер его отец. Нарисовал автокатастрофу и душу отца. На последующих занятиях он все еще «не согласен» со смертью отца и говорит о том, что тоже боится умереть. Он очень грустный и говорит о том, что никому не нужен. По этим эмоциональным реакциям можно сделать вывод о том, что ребенок проходит фазу депрессии. Еще через два месяца работы мальчик на групповом занятии сообщает детям о том, что его отец умер, но его душа будет жить вечно, и отец ему помогает «с неба». Ребенок выглядит спокойным, полностью находится в контакте с реальным миром, интересуется общением с детьми и взрослыми, завел домашнего питомца – хомяка, старается заботится о нем, много говорит и рассуждает о жизни и смерти, наблюдаются эмоциональные проявления, соответствующие ситуации.
На начальном этапе работы на рисунках отсутствовали живые объекты, сейчас на рисунках появились животные и люди.
На момент написания данной работы (август 2021 года) ребенку было 6,8 месяцев, он посещал подготовительную группу. Справлялся с программой на среднем уровне, проявлял желание пойти в школу. На последнем занятии сообщил, что будет скучать по мне и нашим занятием, но понимает, что все дети рано или поздно уходят из детского сада и идут в школу.
Подводя итоги проведенной работы, можно сделать вывод о том, что удалось восстановить нарушенный процесс горевания. Ребенок прошел все стадии горевания и смог осознать свои чувства и переживания и выразить их.
Основная цель психологической помощи и поддержки: восстановление хода нормального развития ребенка и улучшение его самоощущения и отношений с близкими людьми - была достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения"
Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения" представленный на профессиональном конкурсе "Воспитатель года - 2010"...
Практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений средствами игровых методов
Уважаемые педагоги хотелось бы предложить практический опыт работы по формированию и закреплению математических представлений с детьми подготовительной группы....
Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
· Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком в максимально сензинтивный перио...
Результативный практический опыт работы по теме:«Развивающая предметно-пространственная среда»
Результативный практический опыт работы по теме:«Развивающая предметно-пространственная среда»...
Практический опыт работ по теме "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников"
Обобщенный практический опыт работы на тему: "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников". Через различные действия с бумагой дошкольники учат...
Доклад для родителей «Практический опыт работы с эмоционально-волевыми нарушениями у дошкольников»
Муниципальный уровень, круглый стол для родителей «Радуга детских эмоций», МБДОУ ЦРР детский сад №1 «Солнышко», 11.04.2019г....
Практический опыт работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» возраста»
Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах и развитие мелкой моторики рук ребёнка в условиях ДОУ....