Основные методики определения уровня тревожности
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Методики, которые вам помогу быстро и эффективно определить уровень тревоги у ребенка !!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_metodiki_opredeleniya_trevozhnosti.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные методики определения уровня тревожности
Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:
«Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребенка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребенка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребенка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребенку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребенка.
Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребенку нужно выбрать «веселое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники ее развития.
«Рисунок человека». Необходимые материалы: лист бумаги и карандаш. Ребенку дается задание нарисовать человека без уточнений, комментариев и разъяснений. Когда фигурка нарисована, у ребенка спрашивают, кого он нарисовал. Проводится анализ рисунка, по ярким деталям определяется наличие тревожности у малыша.
«Барашек в бутылке». Методика направлена на диагностику психологического самоощущения малыша в семье. Материалы: два листа бумаги и карандаш. На одном листе ребенок рисует барашка в бутылке. На втором листе — нужно записать о том, как чувствует себя барашек, о чем мечтает, что его тревожит. Если ребенок не умеет писать, его просят ответить на эти высказывания о барашке. По рисунку и ответам определяется состояние малыша, наличие тревожности, особенности ее выражения.
«Нарисуй свой страх». Ребенка просят на листе нарисовать свои страхи. После завершения задания, малыша просят прокомментировать рисунок. На основе рисунка и ответов определяются объекты тревожности ребенка.
«Несуществующее животное». Ребенка просят нарисовать несуществующее животное, дать ему имя. Малыша просят рассказать о животном, что он любит, его страхи и тревоги. По рисунку и ответам формируется представление о беспокоящих состояниях.
«Кактус». Тест на определение эмоционального состояния малыша, наличия агрессивности, ее направленности. Ребенка просят нарисовать кактус. После завершения рисунка с малышом проводят беседу, направленную на уточнение деталей рисунка. На основе рисунка и ответов составляется эмоциональный портрет малыша.
«Паровозик». Особенностью методик для малышей является оформление в виде понятных и естественных для детей проявлений — игра, рисование, составление сложного объекта из простых деталей и т. д. В некоторых случаях они используются и для подростков.
Инструкция по тестированию на примере методики «Паровозик»
Способ диагностики направлен на установление психологического и эмоционального состояния малышей дошкольного возраста. Минимальный возрастной порог проведения оценки — 2,5 года.
Методика «Паровозик» предназначена для определения у малыша степени проявления следующих состояний:
нормальное или пониженное настроение;
тревожность;
страх;
удовлетворительная или низкая адаптация, проявляющаяся в определенной социальной среде, новой или привычной;
позитивное (ППС) или негативное психическое состояние (НПС).
Наглядным материалом, необходимым для реализации методической оценки, является:
паровозик — не должен иметь цвет, который совпадает с цветом одного из вагончиков;
8 вагончиков разного цвета;
белый фон — лист бумаги, картон или ткань.
Инструкция по применению методики «Паровозик»:
На белом фоне беспорядочно раскладываются вагончики и паровозик.
Ребенку предлагают присмотреться к картинкам.
Он должен построить поезд, разложив вагончики в определенной последовательности.
Последовательность определяется наводящей фразой, которая повторяется.
Первый после паровоза — самый красивый вагон.
Второй — самый красивый из оставшихся и т. д., пока все вагончики не будут выстроены в состав.
При выборе важно следить, чтобы ребенок удерживал в поле зрения все картинки.
Руками взрослый обводит оставшиеся «свободными» вагончики, чтобы ребенок не путался с уже выбранными.
В процессе проведения процедуры родитель, психолог или воспитатель фиксирует последовательность выбора цветов, а также все комментарии ребенка.
Оценочным критерием методики являются баллы. Они выставляются за конкретную последовательность вагончиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика определения уровня развития межполушарного взаимодействия.
Представленная методика предложена Аллой Леонидовной Сиротюк и помогает определить уровень пазвития полушарий головного мозга....
Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников
Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников...
Методика определения уровня восприятия предметов окружающего мира (старшая группа)
Методика определения уровня восприятия предметов окружающего мира (старшая группа) по Н.М. Зубаревой «Фрукты».Цель: выяснить смогут ли дети правильно по цветам расположить фрукты на поднос...
Тест на определение уровня тревожности детей https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSed5givAe8Bh-h-RWRv_dSyCnXPEbrnEZTvECxOAKgaGd1gWA/viewform?usp=sf_link
Обработка результатов 28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения. 20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время. 14-19баллов – нервное расстройство, средняя сте...
Тест на определение уровня тревожности детей (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Тест на определение уровня тревожности детей (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ, НАПРЯЖЕННОСТИ, ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СОСТОЯНИЙ В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ. ПОДБОР МЕТОДОВ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТЕРАПИИ
Представлен опыт работы по исследованию коллектива ДОУ...