Конспект НОД по теме: "Зима"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

В конспекте «Прогулка по зимнему лесу» раскрыты приёмы формирования представлений о зиме у детей 5-го года жизни в непосредственно - образовательной деятельности (НОД) в малой подгруппе. Содержание НОД определено представлениями участвующих в ней детей о сезонных изменениях в природе, характером их затруднений при установлении причинно-следственных связей между явлениями в живой и неживой природе, различным темпом продуктивной деятельности и потребностью в разной помощи педагога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД по теме: "Зима"17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка по зимнему лесу

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе с малой подгруппой детей с задержкой психического развития.

В конспекте «Прогулка по зимнему лесу» раскрыты приёмы формирования представлений о зиме у детей 5-го года жизни с задержкой психического развития (ЗПР) в непосредственно образовательной деятельности (НОД) в малой подгруппе. Актуальность использования указанной организационной формы работы с дошкольниками обусловлена возможностью создания дифференцированных условий для усвоения детьми программного материала и реализации индивидуально-личностного подхода при решении коррекционно-развивающих задач. Содержание НОД определено представлениями участвующих в ней детей о сезонных изменениях в природе, характером их затруднений при установлении причинно-следственных связей между явлениями в живой и неживой природе, различным темпом продуктивной деятельности и потребностью в разной помощи педагога.

Цель: формировать представления о зиме.

Обучающие задачи: закреплять представления о характерных признаках зимы, о внешнем виде и поведении лесных животных и птиц зимой.

Развивающие задачи: развивать внимание, мышление, словарный запас по теме «Зима», диалогическую речь, коммуникативные навыки, зрительно-моторную координацию, графические навыки.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к явлениям природы.

Оборудование: ноутбук, магнитная доска.

Демонстрационный материал: презентация «Звери и птицы в зимнем лесу», изображение дерева с прорезями на ветках для вставки изображений птиц.

Раздаточный материал: изображения снегирей и синиц, наборы цветных карандашей; силуэты ёлочек, зелёные узкие стикеры; плоскостные фигурки белого зайца и серой белки, лист белой бумаги А4.

Ход НОД

Дефектолог: Загадаю вам загадку. (Дети собираются около педагога у окна.)

Подморозило вчера,

налетела мошкара,

И от этой мошкары

Стали белыми дворы.

Вы догадались, о чем загадка?

Дети: О зиме. О снеге. Выпал белый снег. Летят снежинки

Дефектолог: Давайте посмотрим в окно. Где лежит снег? (Дети отвечают.) Интересно, что сейчас происходит в лесу? Вы бы хотели там побывать?

Дети: Да, хотим! В лесу много снега. Там сугробы.

Дефектолог: Давайте отправимся на прогулку в зимний лес. Как вы думаете, не замёрзнем мы там?

Дети: Нужно надеть теплую одежду, потому что холодно.

Дефектолог: Так давайте оденемся потеплее! (Дети, повторяя движения педагога, имитируют одевание на прогулку и по очереди называют предметы одежды, обувь, дополняют ответы друг друга). Вот теперь мы готовы! Закройте глаза, обернитесь вокруг себя… Мы с вами в лесу! Сугробы намело. Подумайте, где больше снега – в городе на тротуаре или в лесу на дорожке? (Дети отвечают, педагог подводит их к выводу о том, что в городе снег с тротуаров регулярно убирают и увозят, поэтому его там меньше.)

Дефектолог: Идти по заснеженному лесу очень трудно: ноги проваливаются в глубокий снег. Как же нам пройти?

Дети: Надо шагать и поднимать высоко ноги. (С детьми проводят подвижную игру «Шли по снегу ноги».)

Высоко шли ноги по снегу без дороги.

Как тропинку увидали, по тропинке побежали!

Дефектолог: Долго мы шли, а теперь отдохнем. Садитесь на пеньки. (Дети с педагогом садятся на стулья около монитора. Педагог демонстрирует слайд «Зимний лес».) Посмотрите, как красиво в зимнем лесу! Снег покрывает землю, как пушистое белое одеяло. Как выглядят деревья?

Дети: Деревья стоят голые, без листьев, на ветках лежит снег.

Дефектолог: Какие деревья остаются зимой зелёными?

Дети: Ёлки и сосны. У них вместо листьев иголки, они не опадают.

Дефектолог: Посмотрите на изображения дерева. (Внимание детей привлекают к треугольным контурам ёлочек на столе.) Как вы думаете, что это? (Дети отвечают, что это ёлка, но у неё нет веток и иголок.)

Предлагаю сделать ёлочки из бумажных полосок. Я начну приклеивать полоски, а вы продолжите. (Дети, наклеивая стикеры на силуэты ёлочек, заполняют ими поверхность внутри контуров. Ребёнок, сделавший ёлочку быстрее, начинает делать ещё одну ёлочку, а заканчивают её дети вместе.)

Дефектолог: Вот какие необычные ёлочки у вас получились! Давайте поиграем, чтобы согреться. (С детьми проводят игру малой подвижности «Не будите медведя».)

Как на горке снег, снег (руки вверх, потягиваются)

И под горкой снег, снег (приседают, руки вперёд)

И на ёлке снег, снег (руки разводят в сторону книзу)

И под ёлкой снег, снег (приседают, руки в стороны книзу)

А под ёлкой спит медведь (палец к губам)

Тише, тише! Не шуметь!

Дефектолог: Кого вы видите на картинке? (На экране слайд «Заяц в лесу»). Кто здесь спрятался?

Дети: Это заяц. Он прыгнул в снег. Заяц белый, и снег белый.

Дефектолог: Белый мех делает зайца незаметным на снегу. Так он прячется от лисы и волка. А вот ещё один лесной зверёк. (Педагог показывает слайд «Белка зимой».) Вы его узнали?

Дети: Это белка. Она ест орешки из шишек.

Дефектолог: Давайте проверим, сможет ли белка спрятаться на снегу, как заяц. У нас есть «сугроб» из белой бумаги, фигуры белки и зайца. (Дети экспериментируют вместе с педагогом и приходят к выводу о том, что белка на белом «сугробе» очень заметна.)

Дефектолог: Где же в лесу меньше всего видно настоящую белку?

Дети: На стволе дерева белку плохо видно. Среди веток.

Дефектолог: Зайца и белку мы с вами увидели. А можно ли в зимнем лесу встретить птиц? (После ответа дефектолог предлагает рассмотреть на доске дерево в снежном наряде, на его ветках изображения снегирей и синиц).

Дефектолог: Вы узнали птиц, которые сидят на ветках? Правильно ли они нарисованы?

Дети: Это синички и снегири. У них не раскрашены грудки.

Дефектолог: Давайте исправим эту ошибку. Раскрасьте птичек, а потом мы вернём их на ветки! (Дети по желанию раскрашивают птиц и затем вставляют их в прорези на дереве.) Вот теперь картина готова! (Дети рассматривают дерево с птицами.)

Дефектолог: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Понравилось вам путешествие? Сегодня на занятии по рисованию вы сможете изобразить то, что вам больше всего запомнилось на прогулке по зимнему лесу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему " Зимующие птицы" (с презентацией)

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания п...

Конспект фронтального занятия Тема: «Зима»

Конспект фронтального занятия по теме"Зима" для детей логопедических групп с ОНР 3 уровня...

Конспект занятия на тему «Зимующие птицы». (старшая группа)

Конспект занятия по ИЗО, на тему "Зимующие птицы"...

Конспект занятия по теме "Зима"

Конспект занятия для подготовительной группы по теме "Зима"...

конспект занятия по теме «Зима. Зимующие птицы»

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР по лексической теме «Зима. Зимующие птицы»...

Презентация, конспект занятия на тему "Зимующие птицы" презентация к ОД по окружающему миру (старшая группа) по теме

Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

Конспект - презентация на тему: "Зима. Признаки зимы."

Конспект - презентация на тему: "Зима. Признаки зимы", для детей с ОВЗ....