РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЕХАНИЗМОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОВЛА-ДЕНИЯ ПИСЬМОМ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДО-ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
статья по коррекционной педагогике

Бережинская Татьяна Владимировна

В статье представлен опыт работы педагогов с детьми, имеющими общее нарушение речи. Приобщение детей к некоторыми видами народно-прикладного искусства, как средство развития механизмов для овладения письмом и выработки правильных речевых навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 44.04.01

Т. В. Бережинская

(1 курс, направление педагогическое образование, магистерская программа «Управление инновационным развитием дошкольной образовательной организации», институт дополнительного образования, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЕХАНИЗМОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМОМ ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

В статье представлен опыт работы педагогов с детьми, имеющими общее нарушение речи. Приобщение детей к некоторыми видами народно-прикладного искусства, как средство развития механизмов для овладения письмом и выработки правильных речевых навыков.

Функционирование речевых органов, развитие тонких движений пальцев рук.

Проблема развития речи у детей является одной из основных задач детского сада, особенно в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Также доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

В детских садах для детей с нарушением речи, помимо общеобразовательных задач перед детьми стоит выполнение и ряда коррекционных задач, направленных на эффективное овладение речью.

Опираясь на известное утверждение о том, что для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. И к тому же художественный труд увлекательное занятие, которое развивает эстетическое восприятие мира, воображение. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. А какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (пуговицам, бусинкам). Для ребенка они порой ценней и значительней, чем дорогие игрушки.

Углубленная работа над проблемой ознакомления детей дошкольного возраста с устным народным творчеством и некоторыми видами народно-прикладного искусства и приобщение детей к творчеству русских умельцев может быть прекрасным «подспорьем» для совершенствования мелкой моторику рук у детей с ОНР. Следует учитывать, что все это является прекрасными предпосылками для успешного функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.

Главной целью приобщения детей в народно-прикладному искусству является: развитие у детей механизмов, необходимых для овладения письмом.

  При достижении этой цели решается целый комплекс коррекционных и общеобразовательных задач.

Коррекционные задачи:

- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук через рукоделие;

- развивать навыки активного слушания и диалогической речи;

- формировать и активизировать словарь детей по данной лексической теме;

- учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными и числительными, образовывать падежные формы существительного.

Общеобразовательные задачи:

- формировать навыки игровой и учебно-практической деятельности

- учить детей выполнять действия по инструкции;

- совершенствовать высшие психические функции: восприятие, память, мышление;

 Успешная реализация задач проходит в совместной деятельности детей, воспитателя и родителей, а также в процессе приобретения новых знаний и умений через знакомство с русским народным искусством (вышивка, вязание).

Доступными средствами знакомства и приобретения детьми опыта русских мастеров, являются все виды игр, беседы, экскурсии, ознакомление детей с произведениями художественной литературы, рассматривание картин, просмотр слайдов, телепередач, видеофильмов и мультипликационных фильмов, продуктивные виды деятельности

          Многообразие методов и приемов объясняется выстроенной последовательностью ознакомления и приобщения детей к народно-прикладному искусству.

Обилие разнообразных игр не случайно, так как ребенок, именно в игре, в естественной для него обстановке, общаясь со сверстниками и взрослыми, закрепляет навыки правильного речевого общения и диалогической речи, воспринимает замечания и примеры правильного образования различных падежных форм существительного, его согласование с другими частями речи иначе, чем на специально организованной непосредственной образовательной деятельности. А также игра прекрасный инструмент для развития зрительной и слуховой памяти, произвольного и непроизвольного внимания, воображения и мышления.

Развитие мелкой моторики и координация движений рук в работе с детьми, имеющими ОНР занимает значительное место. Исходя из вышесказанного, Сравнивая, результаты опыта работы педагогов, работающих в группах компенсирующей направленности с детьми дошкольного возраста, можно сделать вывод, что увлечение народно-прикладным искусством в значительной мере влияет на развитие у детей тонких движений пальцев рук. Это в свою очередь предопределяет развитие механизмов для овладения письмом, будущим школьником, является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Литература

 1. Жукова Н. С., Мастюкова, Е. М. Филичева Т. Б. Логопедия. – Екатеринбург: Литература, 2000. 271 с.

2. Лопухина И. С. Логопедия. С.-Петербург: Дельта, 1997. 253 с.

3. Парамонова Л. Творческое художественное конструирование // Дошкольное воспитание. -2004. - №10. – С.51-53

4.  Крупенчук О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологии // Дошкольная педагогика. – 2005. - №6. – С. 17-21  

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народно-прикладным искусством"

Представлен опыт работы по обучению детей старшей группы декоративному рисованию...

Тема по самообразованию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русскому музыкальному искусству»

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего...

Творческая презентация для педагогов и родителей по теме "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству"

Презентация на тему отчёт по самообразованию на тему "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству"...

НОД:"Знакомство детей 4-5 лет с народно-прикладным искусством". "Русская матрешка".

Цель:Знакомство детей с народной игрушкой-матрешкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки как символ русского народного искусства.Развивать творческие способности де...

Программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к декоративно - прикладному искусству "Иголочка - затейница"

Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью....

Конкурсная работа по аппликации к 75ти-летию Великой Победы - "Письма Войный". Работа детей младшего школьного возраста.

Аппликация с использованием разных техник и материалов для младших школьников. Коллективная работа....