Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Проект «Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ»
Ребёнку с ОВЗ и его родителям необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении и дома, способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний и контролировать свои эмоции, что очень важно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami_proekt_kazakova_s.yu_._-_kopiya.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
на тему
«Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ »
Выполнил:
Казакова Светлана Юрьевна
СП ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК»
Детский сад №11
воспитатель
Городской округ Отрадный
25.10.2021 - 04.11.2021 год
Проект «Взаимодействие воспитателя ДОУ с родителями воспитанников с ОВЗ»
Актуальность проблемы
Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы детей, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с ОВЗ и его родителям необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении и дома, способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний и контролировать свои эмоции, что очень важно.
Перед педагогами и родителями стоит задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Группа обучающихся с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Задача педагога состоит в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.
Цель проекта:
-Создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды в детском саду и дома.
-Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах).
-создать в детском саду и дома с помощью родителей оптимальные условия для развития детей с нарушением интеллектуального развития, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития и его социализации;
-объединить усилия педагогов и родителей для создания единого пространства развития и социализации ребёнка с ИН;
-формирование социально адаптивных навыков у детей с нарушением интеллекта.
-организация работы с родителями, что поможет решать одну из важнейших задач воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, социализировать их.
Задачи проекта:
• Вовлечение родителей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
• Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы
• Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
• Внедрение современных образовательных технологий
Участники проекта и ожидаемый результат:
Ребёнок:
Формирование социально адаптивных навыков у детей с нарушением интеллекта.
Расширение круга познавательных интересов ребёнка. Повышение качества обучения ребёнка
Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка
Родители:
Вовлечение родителей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс
Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития
Педагоги:
Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с ОВЗ.
Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.
Привлечение семьи к образовательному процессу и педагогическое содействие в образовании детей с ОВЗ
Показатели результативности и эффективности проекта
• Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство
• Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
• Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
• Повышение показателей качества обучаемости ребёнка.
• Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
• Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Описание основных мероприятий проекта
• Подготовительный этап.
• Сбор информации
• Обследование детей.
• Изучение методической литературы по теме
• Работа с родителями
• Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
• Прогнозирование результатов.
Разработка методов реализации проекта
• Разработка индивидуального образовательного маршрута для детей воспитателем.
• Составление плана мероприятий по социализации детей.
• Индивидуальная работа с родителями. В практике работы с семьей хорошо зарекомендовали себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить костюмы для кукол, починить игрушки, помочь оформить помещение к празднику, написать газету, оформить уголок для родителей, для поздравления детей с днями рождения. Многие родители с удовольствием откликаются на такие просьбы и проявляют свою выдумку и фантазию. Так у нас в группе появились куклы в костюмах, дидактические пособия для занятий, дорожки здоровья, зрительные ориентиры.
• Организация конкурсов для детей и родителей.
Очень часто интерес наблюдается у детей и родителей, когда в детском саду объявляется конкурс. Чтобы привлечь родителей к участию, в первую очередь завлекаются дети, которые рады всему новому, они и помогут своим родителям найти время для маленькой поделки, необычной фотографии или просто рисунка. Темы конкурсов выбираются исходя из современных интересов семей. Например: «Моя семья», «Генеалогическое древо семьи», «Моя любимая игра (игрушка)», «Мой домашний питомец».
• Трудовой десант
Благоустройство территории детского сада зачастую ложиться на плечи воспитателя, но если немного пофантазировать, то можно привлечь к этой интересной работе и родителей. Родители собираются вместе с воспитателями в определенный день и дружно работают: красят оборудование на участках, носят песок в песочницы, белят бордюры и деревья, придумывают новые постройки для детей. В таких мероприятиях происходит формирование командного духа среди родителей, совместная деятельность объединяет родителей и детей, помогает лучше понять друг друга, улучшить взаимоотношения. Итогом такой работы может стать, например, сказочный городок на участке своей группы.
• Проведение совместных массовых мероприятий, экскурсий.
Для проведения массовых мероприятий используем достаточно эффективный метод общения детей со своими родителями – проектный метод. Ведь именно совместное проведение досуга является самой важной основой для счастливой жизни семьи. Например, «Наш огород», «Любимая мамочка», «Самый лучший друг – папа», «Мой город», «Мама, папа, я-спортивная семья».
• День открытых дверей
Родители приглашаются в группу не в качестве слушателей или смотрителей, а в качестве участников той или иной деятельности. Тем самым у ребенка просыпается еще больший интерес к продуктивным видам деятельности, инсценировкам видя, что мама или папа с удовольствием ему помогают в этом.
• Родительские уголки
Несмотря на то, что форма работы весьма традиционна, она пользуется большой популярностью, если ее немного модернизировать, то она станет не только полезной, но и весьма увлекательной. Например, ввели рубрики родителей, где они делятся новыми достижениями своих малышей, интересными и полезными советами по закаливанию и питанию, режиму дня. Создаём фотоотчеты о совместных мероприятиях, чтобы у других родителей появилась мотивация к новым поступкам.
• День познания себя и других.
В связи с тем, что тренинги в наше время приобретают все большую значимость и популярность, назначаем дни, которые будут им посвящены. Также проводим различные анкетирования, тестирования, почта «горячих предложений», где родители высказывают свои пожелания, просьбы и получают ответы на свои вопросы. В этой работе воспитателю приходят на помощь педагог – психолог, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического и музыкального воспитания, старший воспитатель.
• Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с ОВЗ.
Календарный план по реализации проекта
Направления работы, пути реализации, сроки:
1.Сбор информации, учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей (Сентябрь).
2. Обследование детей, диагностика состояния речи ребёнка (Сентябрь).
3. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей, составление плана работы с учётом возможностей детей (Сентябрь).
4. Организация адаптационного периода(Сентябрь-октябрь).
5. Развитие коммуникативных навыков (В течении года).
6. Формирование игровой деятельности Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь (в течении года)
Коммуникативные игры «Зеркало», «Потерялась …девочка», «Ожившие игрушки», «Солнечные зайчики»
Дидактические игры «Что правильно - что неправильно»
Перевод самой игровой деятельности на более высокую ступень: от игры «рядом» к игре «вместе»; обучение делать что-то по очереди или согласно принятой на себя роли, следовать правилам.
«Уроки по безопасности жизнедеятельности»
7. Участие в утренниках, развлечениях, детско-родительских гостиных. Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т. п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях.
Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях.
Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний (в течении года)
8. Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания Формирование КГН. Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми; формирование приемлемых норм поведения.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т. д.)
Оформление фотовыставок о мероприятиях
Участие в акции «Покорми птиц»
Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц(В течение года).
9. Работа с родителями по социально-коммуникативному воспитанию детей:
беседы, консультации, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий; подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, игр и заданий, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов.
Консультации:
«Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка с НИ»; «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста»;
«Требования к ребенку и его обязанности в семье» «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка» (В течении года).
Одним из ведущих условий для системы коррекционных мероприятий с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, является обязательное привлечение семьи к образовательному процессу и педагогическое содействие в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время многие исследователи показывают наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия родителей с ребенком, компетентной организацией коррекционно-педагогической работы с семьей и перспективами развития и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с российским законодательством каждый ребенок, не зависимо от региона проживания, состояния здоровья (тяжести нарушения психического развития, способности к освоению образовательных программ) имеет право на качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования взят за основу принцип уникальности детства, которое рассматривается как значимый период в жизни каждого человека. Уделяется особое внимание взаимодействию родителей, воспитателей и детей, семья становится реальным участником педагогического процесса, ребёнок рассматривается как самостоятельная, уникальная, индивидуальная личность. Детям с ограниченными возможностями здоровья их временные (или постоянные) отклонения в физическом и (или) психическом развитии препятствуют освоению образовательных программ, поэтому эта категория детей нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, не приносит позитивных результатов.
В последние десятилетия активно ведется поиск оптимальных и эффективных путей вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс.
В педагогической науке известны работы о взаимодействии с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья Н. Б. Лурье, Е. С. Иванова, Р. Ф. Майрамяна, А. Н. Смирнова, Л. Я. Коломинского и др. В этих исследованиях раскрываются теоретические аспекты проблемы. О. П. Гаврилушкиной, С. Д. Забрамной, А. А. Катаевой, Н. Д. Соколовой, Е. А. Стребелевой были предложены практические рекомендации для родителей в ходе коррекционно-педагогического процесса.
Важность включения родителей в обучающий процесс в последнее время приобретает все большее значение в нашей стране. Для любого ребёнка наступает момент, когда он входит в новый неизведанный мир – он поступает в детский сад. Особенно трудно детям с ограниченными возможностями, они испытывают неуверенность и тревогу. Если ребёнку с ОВЗ не обеспечить должной социально-психологической адаптации, он может на всю жизнь остаться пассивным, неуверенным, зависимым от других людей.
Главное в работе ДОУ, я считаю, это создание оптимально комфортных условий для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями исходя из их интересов, возможностей и личных особенностей, обеспечение атмосферы психологического комфорта и формирование адекватных способов вхождения в социум.
Целью воспитательной работы коллектива ДОУ является также создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала детей с особыми образовательными потребностями и формирование их позитивных личностных качеств.
Родители детей с ОВЗ не знают методы и приемы коррекционной работы по преодолению имеющегося у ребенка дефекта, они не готовы к активному и квалифицированному участию в их образовании. У половины родителей не сформировано положительное отношение к педагогической и коррекционной деятельности; родители не обладают необходимым объемом знаний о структуре дефекта, которые понадобятся им для активного участия в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья; не обладают положительным опытом коррекционно-образовательной работы.
Работа с родителями в этом направлении имеет и особенную специфику. Возникает проблема формирования готовности родителей к взаимодействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, родители не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приёмами и методами коррекционно-развивающей работы без помощи и поддержки специалистов.
Для решения этой проблемы педагогами, детьми и родителями была создана развивающая образовательная среда, атмосфера свободы, интеллектуального поиска и творческой деятельности в ходе специально организованного процесса общения.
Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является:
принцип доступности и систематичность предлагаемого материала;
непрерывность;
вариативность;
соблюдение интересов воспитанника;
принцип создание ситуации успеха;
принцип гуманности и реалистичности;
содействие и сотрудничества детей и взрослых.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы:
- "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки;
- соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- семейные спортивные встречи;
- открытые занятия для просмотра родителей;
- конкурс семейных талантов;
- портфолио семейного успеха;
- день открытых дверей;
- сайт ДОУ разработка рекомендаций для родителей в соответствие с индивидуальными особенностями их ребёнка;
- проведение консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно-развивающих задач.
Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы:
- это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
- учет индивидуальности ребенка.
- родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,
- укрепление внутрисемейных связей,
- возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия воспитателя дошкольного учреждения и семьи с ребенком с ОВЗ лежит сотрудничество. Инициатором установления сотрудничества должны быть педагоги, поскольеу они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности преемственности в воспитании детей.
А разнообразные формы работы только помогут сделать это взаимодействие наиболее эффективным и продуктивным, как для воспитателей, так и для родителей детей с ОВЗ. Это даст возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Список используемой литературы:
1.Нормативно-правовое и организационное обеспечение введение ФГОС ДО:сборник материалов/Арханг. обл. ин-т открытого образования; [авт. -сост. И. С. Вашукова, А. В. Худякова,И. В. Федосеева].- Архангельск: АО ИОО, 2014.- 60 с.:ил.
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. М.: – 2015. – 89с.
3. Шпилевая С. Г. Руководство для родителейдетейс ограниченными возможностями здоровья: помощь и поддержка. Калининград, 2011.
4. Сборник научно-методических материалов под ред. А. Ю. Белогурова, О. Е. Булановой, Н. В. Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
5. Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта на тему: "Формы и методы взаимодействия воспитателя доу с родителями воспитанников"
Воспитание есть процесс социальный в широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Преобладающая часть род...
Активные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников
Данная публикация поможет работникам дошкольных учреждений при проведении работы по взаимодействию с родителями воспитанников....
Консультация для воспитателей "Основные направления взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями воспитанников"
Одной из сторон деятельности воспитателя ДОУ является взаимодействие с родителями, осуществляемое в разных формах. От этого во многом зависит развитие ребенка и успех педагогического процесса. Консуль...
Проект «День самоуправления как инновационная форма взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17604017","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]Цель проекта: Педагогическое просвещение родителей с прив...
Проект «День самоуправления как инновационная форма взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников»
Проект «День самоуправления как инновационная форма взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников» ...
«День самоуправления как инновационная форма взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников»
laquo;День самоуправления как инновационная форма взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников»...
«Активные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников»
laquo;Активные формы взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников» Работа с родителями является одним из важнейших аспектов работы педагога, направленной на сохранение п...