как помочь ребенку с ОВЗ с тактильной дисфункцией
консультация по коррекционной педагогике
как помочь ребенку с ОВЗ с тактильной дисфункцией (тактильные стратегии)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taktilnye_strategii.docx | 222.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ
С ТАКТИЛЬНОЙ ДИСФУНКЦИЕЙ?
ТАКТИЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ»
На что обратить внимание?
- Постельное бельё
- Швы
- Пижама
- Температура комнаты
Тактильные стратегии
- Прикосновения с нажатием, массаж и тепло служат успокаивающими средствами для нервной системы.
- Используйте мягкие простыни и одеяла с большим содержанием хлопка.
- Ребёнку нужна приятная и удобная пижама.
- Возможно, ребёнку будет комфортнее засыпать, обнимая мягкую игрушку.
На что обратить внимание?
- Ярлыки
- Покупка новой одежды и обуви
- Плотность ткани
- Длина рукавов, юбки, брюк
- Обувь закрытая\открытая
- Переход между сезонами
- Головные уборы и шарфы
Тактильные стратегии
- Срежьте ярлыки. Ребёнок может почувствовать дискомфорт из-за ярлыка не сразу, лучше перестраховаться.
- Стирайте новую одежду, прежде чем предложить её ребёнку. Это сделает одежду мягче.
- Предложите ребёнку носить бельё или носки наизнанку или купите бесшовное бельё.
- Учитывайте рисунки на тканях, вышивку, декор из стразов. Они тоже могут приносить дискомфорт.
- Учитывайте плотность ткани, её прилегание к телу.
- Обратите внимание на обувь. Есть дети, которым нужна обувь со шнурками, чтобы она плотнее прилегала к ноге. Другим же, наоборот, комфортнее в свободной обуви или вовсе босиком.
- Обратите внимание на длину рукавов, юбки, брюк. Некоторых детей выводят из равновесия постоянные прикосновения ткани к ногам при ношении коротких шортов или юбок. Другие же готовы круглый год ходить в шортах и
майках без рукавов. Многим сложно даётся переход на другую одежду при смене сезонов.
На что обратить внимание?
- Температура воды\воздуха\пола
- Купание в ванной\душе\тазике
- Мытьё головы
- Использование мочалки
- Вытирание
Тактильные стратегии
- Учитывайте температуру воды. Пусть ребёнок сам выберет комфортную для него температуру.
- После купания ребёнку может быть комфортнее вылезать на мягкий тёплый коврик. Если есть возможность, согрейте полотенца, пусть они также будут мягкими, приятными к телу.
- Выбирайте купание в ванной, душе или тазике в зависимости от предпочтений ребёнка
- Перед мытьём головы можно проиграть ситуацию на кукле. Массаж головы перед намыливанием шампунем может помочь снизить дискомфорт. Смывать шампунь можно с помощью ковшика, так легче контролировать подачу воды. Можно дать ребёнку маленькое полотенце, чтобы он сам мог защитить глаза и лицо от попадания воды.
- Используйте комфортную для ребёнка мочалку.
- Используйте жидкое или твёрдое мыло в зависимости от предпочтений ребёнка.
- Вытирая ребёнка, используйте сильные нажатия.
На что обратить внимание?
- Расчёсывание
- Спутанные волосы
- Использование резинок, заколок
- Посещение парикмахера
- Уход за ногтями
Тактильные стратегии
- Используйте постоянное, предсказуемое нажатие для снятия стресса и расслабления тактильной системы.
- Надавите на корни волос перед расчесыванием, проговорите, что этим вы хотите помочь подготовить голову ребёнка к расчёсыванию.
- Используйте средства для волос, облегчающие расчёсывание.
- Используйте компрессионный жилет, ощущения сдавливания помогут снять стресс.
- На приёме у парикмахера необходимы защита на шее и накидка, чтобы туда не попадали волосы. Перед стрижкой может понадобиться массаж головы.
- Используйте фен, что бы удалить состриженные волосы с лица, шеи.
- Используйте тактильные ванночки с крупами, тёплой водой перед стрижкой ногтей.
- Сделайте прикосновения предсказуемыми: во время расчёсывания, стрижки волос или ногтей проговаривайте свои действия вслух, рассказывайте,
сколько осталось срезать ногтей и т. п.
На что обратить внимание?
- Температура воды
- Щётка
- Прием у стоматолога
Тактильные стратегии
- Используйте тёплую воду для полоскания рта.
- Для начала можно использовать щётки, надевающиеся на палец взрослого, обучающие щётки NUK. Потом – просто мягкую щётку.
- Используйте электрическую щётку, которая обеспечивает ощущение вибрации.
- Перед чисткой зубов предложите ребёнку кусочек льда или замороженного фрукта, чтобы охладить полость рта.
- На приёме у стоматолога можно использовать тяжёлую накидку для рентгена или предложить ребёнку мячик, подушку или мягкую игрушку для объятий.
На что обратить внимание?
- Унитаз
- Туалетная бумага
Тактильные стратегии
- Предложите ребёнку мягкое сиденье. Можно включать обогреватель, чтобы сиденье было ещё и тёплым.
- Используйте туалетную бумагу с мягкой, нежной текстурой
- Используйте влажные салфетки.
На что обратить внимание?
- Текстура, соединение текстур еды
- Температура еды
- Расстояние за столом с другими детьми
Тактильные стратегии
- Используйте тарелки или контейнеры с разделителями, чтобы различные текстуры еды не смешивалась между собой.
- Перед едой предложите ребёнку кусочек льда или замороженного фрукта, чтобы подготовить полость рта.
- Сажайте ребёнка за столом на расстоянии от других детей.
На что обратить внимание?
- Активные игры
- Пачкающиеся игры
- Игры с мелкими предметами или манипуля-
цией предметами
Тактильные стратегии
- Поощряйте участие в активных играх с правилами.
- В пачкающихся играх используйте инструменты, перчатки, чтобы руки ребёнка оставались чистыми.
- Ранжируйте игры по степени аккуратности от самых стерильных до самых пачкающихся. Предложите ребёнку дать оценку игре по этой шкале, подумайте вместе с ним, что поможет перейти на следующий уровень.
- Игры на мелкую моторику ранжируйте по уровням сложности. Ребёнок будет понимать, к чему стремиться, какие навыки практиковать.
* Определение тактильной дисфункции приводится в соответствии с книгой Кэрол Сток Крановиц «Разба- лансированный ребенок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему с...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Консультация для педагогов на тему: «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?» педагог-психолог: Диденко М.В.
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему ...
Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."
«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А Тест для родителей....
Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?
Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому....
Адаптация ребенка к детскому саду или как помочь ребенку овладеть наукой расставания.
как помочь ребенку овладеть наукой расставания?...
как определить тактильную дисфункцию у детей с ОВЗ
как определить тактильную дисфункцию у ребенка с ОВЗ (ТАКТИЛЬНАЯ ПОВЫШЕННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ТАКТИЛЬНАЯ ПОНИЖЕННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ)...