Игры и упражнения для детей с нарушением зрения
картотека по коррекционной педагогике
Игры и упражнения для детей с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_zritelnogo_vospriyatiya.docx | 225.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения
для детей с нарушением зрения
1. Зрительное восприятие
Упражнение «Найди тень»
Цель: соотнесение силуэтного изображения с реальным изображением объекта.
Оборудование: силуэтное и реалистичное изображение бабочек,
Ход игры: Найди «на глаз» тень каждой бабочки.
Инструкция: «Посмотрите внимательно на картинки, бабочки потеряли свои тени, давайте поможем им найти их. Посмотрите и скажите где тень первой бабочки, второй, третьей, четвертой».
Упражнение «Лабиринт: Бабочка и цветок»
Цель: развитие прослеживающей функции глаза.
Оборудование: лабиринт.
Ход игры: Инструкция: «Ребята помогите бабочке добраться до цветочка».
Упражнение «Самый внимательный»
Цель: учить детей выделять изображения из наложенных картинок.
Оборудование: наложенное изображение бабочек.
Ход игры: Перед детьми наложенные изображения бабочек.
Инструкция: «Кто окажется самый внимательный и скажет, сколько бабочек здесь изображено. Обведите глазками контуры бабочек и сосчитайте их количество». Детям, испытывающим трудность, помогаю.
Игра «Рассади божьих коровок»
Цель – развитие цветовосприятие, учить соотносить цвета и их оттенки
Ход игры: детям предлагается «рассадить» божьих коровок, на одной картинке от самого светлого к самому темному, на другой – наоборот.
Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прилетел? Давайте посадим каждую божью коровку в свой домик. Сначала, на красном цветке, сделаем это от самой светлой к самой темной, а на зеленом – наоборот».
Наглядный материал:
Игра Рисунок из геометрических фигур
Цель - закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти спрятанные геометрические фигуры
Инструкция: «Посмотрите, какая у меня красивая картинка. Что на ней нарисовано? А теперь присмотритесь внимательно. Колобок и лиса сделаны из геометрических фигур. Каких?»
Наглядный материал:
Игра «Разложи по полочкам»
Цель - закреплять умение узнавать различать величину предметов, развивать зрительное внимание
Ход игры: детям предлагается расставить матрешек по полочкам.
Инструкция: «К нам на занятия пришли матрешки. Они все разного размера. Поставьте больших матрешек на верхнюю полку, средних – на среднюю, маленьких – на низкую»
Наглядный материал:
2. Ориентировка в пространстве
Упражнение «Парные детали».
На противоположных сторонах листа (правой и левой или верхней и нижней) размещала пары деталей (пара «кругов», пара «квадратов», пара «овалов» и т. п.) – по одной детали из каждой пары на противоположных сторонах. По словесной инструкции ребёнок подаёт одну деталь из пары: «Дай мне треугольник, который лежит слева», «Дай круг, который лежит внизу» и т. п. После выбора деталей обязательно фиксировать в речи определённое ребёнком направление, постепенно вовлекать детей в самостоятельное словесное оформление осуществляемых действий.
Упражнение «Ориентировка относительно себя»
«Где сидит кукла?», «Расскажи, где стояла игрушка?», «Встань так, чтобы машина была впереди, а кукла сзади тебя», «Расставь игрушки так…», «Куда покатился мяч?», «Покажи рукой, флажком влево, вверх, направо, вперёд», «Подбрось мяч вверх», «Сделай несколько шагов направо» и т. д.
Упражнение «Зрительный диктант» или «Слуховой диктант»
Использовать с целью воспроизведения ребёнком предметно-пространственной ситуации в соответствии с образцом. На образце могут быть изображены расположенные в различных местах листа геометрические фигуры или небольшие плоскостные конструкции (домик, дерево, рыбка и т. п.). Ребёнок должен точно воспроизвести эти пространственные ситуации и обозначить те направления на плоскости, в которых расположены объекты.
Игра «Котята разбежались».
Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направлении; сформировать и закрепить понятия, обозначающие пространственное расположение; вводить эти понятия в активный словарь; вырабатывать усидчивость и внимание; формировать элементы учебной деятельности.
Материал: фланелеграф, игрушки (или картинки) трех-четырех котят с шерсткой разного цвета.
Ход игры: на фланелеграфе ставят несколько игрушек (стоят в середине). Тифлопедагог спрашивает: «Где находятся котятки?» дети называют месторасположение. Далее он говорит: «Котята разбежались» и передвигает игрушки в разных направлениях. Дети поочередно должны показать и рассказать, где какой котенок находится. Например: «Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий – внизу слева» и т.д.
Игра «Что изменилось?»
Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направлении; сформировать и закрепить понятия, обозначающие пространственное расположение; вводить эти понятия в активный словарь; вырабатывать усидчивость и внимание; формировать элементы учебной деятельности.
Материал: фланелеграф, игрушки (или картинки) трех-четырех котят с шерсткой разного цвета.
Ход игры: тифлопедагог расставляет игрушки (фигурки или картинки) на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и запомнить. Затем дети выбирают «водящего», тот выходит из кабинета (группы), а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, «водящий» должен определить, что изменилось.
Игра «Расскажи сказку»
Программное содержание: учить детей ориентироваться на микроплоскости (фланелеграф, стол) и обозначать в речи пространственное расположение объектов.
Материал: фланелеграф, набор изображений сказочных героев (по сказкам «теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка» и др.)
Ход игры. Сначала сказку рассказывает тифлопедагог, добавляя в содержание пересказа обозначения пространственных направлений, а ребенок располагает на фланелеграфе изображения сказочных героев. В следующий раз рассказывает сказку ребенок. Например: «Нуф-Нуф построил свой домик справа от Ниф-Нифа», «Бабушка встала за дедушкой», «Впереди Жучки стоит девочка» и т.п. Ребенок рассказывает сказку и располагает сказочных героев, обозначая в речи пространственные направления.
3. Осязание и мелкая моторика
Упражнение «Пластины»
Цель: развитие соотносящих движений, эталонов формы, осязательных ощущений.
Оборудование: две пластины 200x100 мм склеены, в верхней - отверстия круглой формы трех величин, дно каждого отверстия имеет гладкую, шероховатую, мягкую поверхности.
Выполнение упражнения: ребенку нужно соотнести отверстие с фишками, выполненными из трех материалов.
Упражнение «Пирожки»
Цель: развитие осязания, чувства давления, активизация дей¬ствий большого и указательного пальца.
Оборудование: две поролоновые пластины, между ним вклеены горох, фасоль, рис и т. д.
Ход игры: ребенок должен узнать, сдавливая большим указательным пальцем поролон, что в «пирожке».
Упражнение «Пройди по дорожке»
Цель: развитие прослеживающей функции руки, ориентировка поверхности.
Оборудование: две пластинки 200x300 мм склеены.
Ход игры: пальцы ребенка скользят по вогнутым прорезям, обнесенным фольгой, наждаком, бархатом. Пальцы, двигаясь по дорожкам, повторяют ее очертания.
Игра «Строим забор»
Цель: выделение ведущей руки и обучение действиям двумя руками сразу, развитие точности движений, определение высоты предмета, выкладывание ритмичного ряда по заданию, развитие представлений о числе и множестве предметов.
Оборудование: деревянная колодка 300x60 мм с 10 отверстиями, соответствующими диаметру вставляемых в них палочек (палочки разной длины).
Ход игры: ребенок по заданию педагога вставляет палочки в отверстия.
Игра «Закроем окошечки»
Цель: закрепление эталонов формы и величины, соотносящих практических действий, закрепление культуры активного осязания, осязательных ощущений.
Оборудование: плоский домик: нижний квадрат состоит из двух этажей, верхний треугольник - крыша. Каждый этаж имеет разные поверхности, крыша имеет поверхность, отличную от этажей.
Ход игры: в домике - окошечки, которые ребенок должен закрыть ставенками, выполненными из разных материалов, соответствующих поверхностям разных частей домика.
Игра «Волшебный круг»
Цель: учить соотносить поверхности, развивая осязательные ощущения, действия двумя руками сразу с выделением ведущей руки.
Оборудование: круг разбит на 4 сектора с разной поверхностью: пластмасса, металлическая фольга, дерево, бумага. Другая сторона круга разбита на 14 секторов, имеющих 7 парных поверхностей, круг имеет с обеих сторон 2 стрелки.
Ход игры: ребенку предлагается соотнести с помощью стрелок две одинаковые поверхности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека артикуляционных упражнений для детей с нарушением зрения
Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения требует знаний в разных областях: офтальмологии, тифлопедагогики. Так же логопед должен владеть соответствующими приемами обучения, применять специа...
Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей с нарушением зрения, как средство развития мелкой моторики.
Кинезеологические упражнения-это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.Пособие рекомендуется родителям и воспитателям детских садов для подготовки к успешному обучени...
Консультация для родителей "Упражнения для детей с нарушением зрения"
Консультация для родителей "Упражнения для детей с нарушением зрения"...
Комплекс игр и упражнений для детей с нарушением зрения (нагрузки)
Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановлен...
Игры-упражнения для детей с нарушением зрения
Взяв за основу методику М.А.Мишина, составила серию игр-упражнений (по темам) для детей с нарушением зрения с использованием сетки и прищепок, которые интегрировано, решают задачи по развитию зрительн...
Игры-упражнения для детей с нарушением зрения с использованием нестандартного оборудования.
Игры-упражнения для детей с нарушением зрения с использованием нестандартного оборудования....
Дидактические игры и упражнения для детей с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения для развития, активации, стимуляции зрительных функций не только доставляют удовольствие детям, развивают способности, формируют знания, но и имеют коррекционную направ...