Возможности игры в коррекционной работе
статья по коррекционной педагогике
Использование игры учителем-логопедом ГДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_igry_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности игры в коррекционной работе с детьми
(из опыта работы)
Уже 30 лет я работаю учителем-логопедом в детском саду. Моя работа включает в себя большой спектр задач и направлений. Во-первых, это исправление дефектов произношения (из-за чего к нам и обращаются родители), во-вторых, это развитие всех областей речи – фонематических процессов, лексики, грамматики и связной речи, в-третьих, это развитие внимания, памяти, общей и мелкой моторики. Дети 5-6 лет на логопедических занятиях получают и расширяют знания об окружающем мире, знакомятся с основами грамоты, учатся правильно выражать свои мысли и общаться. Эти задачи успешно реализуются через игру.
Дети с нарушениями речи бывают очень подвижны или наоборот медлительны, зачастую излишне впечатлительны, не уверены в своих силах, познавательный интерес может быть снижен. Удивительным образом меняются лица ребят, когда предлагаешь им поиграть! Глаза светятся радостью, спадает напряжение, появляется заинтересованность, внимание концентрируется. Ведь играть-это весело! Хочется отметить, что игра позволяет не только узнать что-то новое, но и требует сообразительности, учит выдержке и настойчивости, развивает воображение и умение работать в коллективе.
Игры на моих занятиях бывают словесные, с использованием наглядного материала и подвижные. Смена деятельности для наших детей просто необходима.
Для проведения словесных игр не требуется никаких дополнительных атрибутов, только фантазия педагога. Такие игры я часто рекомендую родителям и воспитателям для закрепления материала или навыка, для автоматизации поставленного звука в речь. Все игры соответствуют лексической теме, с которой дети знакомятся на данной неделе. Их можно использовать на прогулке, по дороге домой.
Варианты словесных игр (на развитие фонематических процессов, грамматического строя речи, активизацию словаря):
«Назови 5 слов со звуком …»
«Отгадай, какой гласный звук спрятался в середине слова» (сок, шар, суп, сыр, рис и т.д.)
«Отгадай первый (или последний) звук в слове»
«Назови ласково» (по всем лексическим темам )
«Посчитай и назови» (согласование существительных и числительных )
«Слова-наоборот» (слова-антонимы)
«Подбери словечко» (назвать одним словом место, где продают лекарство -…аптека, хлеб с сыром – бутерброд и т.д.)
«Что лишнее и почему?» (яблоко, груша, помидор, персик)
«Мой, моя, мое» (машина-моя, пальто-мое, стул-мой)
«Бывает-не бывает»
На занятии такие игры я использую в начале занятия (при орг. моменте) или в конце.
Для настольно-печатных игр необходим раздаточный материал: картинки, сигналы для обозначения звуков, слов. Яркие картинки повышают интерес ребят к игре, помогают быстрее справиться с заданием, развивают зрительное внимание. С их помощью можно провести игры на развитие всех компонентов речи.
Также, для создания игровой ситуации, я использую различные предметы. Например, для развития слухового внимания нам нужны чашки с водой, листы бумаги, блюдце, металлические и деревянные ложки, доступные музыкальные инструменты. Дети с удовольствием отгадывают звуки, которые я произвожу с помощью этих предметов. С помощью мелких игрушек из различных материалов развиваются сенсорные способности (игра «Волшебный мешочек»). Для знакомства с новыми звуками я использую гонзики Воскобовича, глазки-колечки красного, синего и зеленого цвета. Звук как-бы «оживает», становится веселым другом для ребят. Звук-гонзик играет с ними, просит запомнить, как он выглядит и звучит.
Обязательной частью моего занятия является подвижная игра. Это может быть игра-физминутка или игра с мячом. Это позволяет быстро разнообразить деятельность и подвигаться. Дети всегда с удовольствием играют с мячом, не замечая, как при этом они развивают свои речевые навыки. Также при этом развивается общая и мелкая моторика, ориентировка в пространстве, произвольное и непроизвольное внимание. С помощью такой игры можно развивать любой компонент речи.
Варианты игр с мячом:
Ребенок ловит мяч, называет ответ и кидает мяч педагогу ( «Один-много», «Назови ласково», «Назови какой, какая…», «Собери слово из звуков…», «Назови детенышей» и т.д.)
Ребенок передает мяч другому из рук в руки («Продолжи ряд: каждый знает, что красным …круглым…легким… бывает», «Цепочка слов : дети называют слово на последний звук предыдущего слова»)
Ребенок подбрасывает мяч или отбивает от пола нужное количество раз ( сколько в слове слогов, в предложении слов…)
В заключение хочется сказать, что удовлетворяя потребность ребенка в игровой деятельности при помощи разнообразных средств создаются игровые ситуации, в процессе которых решаются коррекционные и развивающие задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Возможности игры в коррекционной работе с детьми"
Для детей-дошкольников, страдающих речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В статье рассма...
Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.).
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным,...
Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"
Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...
Возможности игры в коррекционной работе с детьми( из опыта работы учителя-логопеда)
Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Важно , чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в н...
Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.). статья по логопедии
Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффе...
Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы педагога-психолога)
Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работ...