Педагогический семинар «Правила поведения в процессе общения с детьми с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Полякова Екатерина Александровна

Цель: оказание помощи педагогам в работе с детьми с ОВЗ.  Активизация внимания участников семинара к данной проблеме и осмысление этой проблемы с позиции обучающихся в коррекционной школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республика Саха Якутия

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

№ 52 «Рябинушка» города Нерюнгри

Семинар для педагогов

«Правила поведения в процессе общения с детьми с ОВЗ».

 

                                                                                  Воспитатель

Полякова Е. А.

г. Нерюнгри

Цель: оказание помощи педагогам в работе с детьми с ОВЗ.  Активизация внимания участников семинара к данной проблеме и осмысление этой проблемы с позиции обучающихся в коррекционной школе.

Форма семинара: педагогическая мастерская.

Темы для обсуждения: основные понятия и определения. Правила поведения в общении. Причины конфликтных ситуаций в учебной и внеурочной деятельности. Подведение итогов семинара

Ход семинара:

Вступление. Создание групп для выполнения педагогических заданий (начальное, среднее, старшее звено)

Основные определения и понятия. Проведение тестов.

Причины возникновения и развития школьных конфликтов. Правила поведения при общении с детьми с ОВЗ. Творческие задания командам.

Подведение итогов: рефлексия.

Раздаточный материал для педагогов: корабль (ОВЗ), тесты, буклет «Рекомендации педагогам».

Решение: изучить методический материал по теме семинара. Принять полученную информацию к сведению. Использование данного материала в работе с детьми с ОВЗ.

Мастерская «Правила поведения в процессе общения с детьми с ОВЗ».

Вступление, создание рабочих групп, экспертной группы (директор, зам. директора, психолог, социальный педагог).

Вспомним сразу терминологию. Дети с ОВЗ - это дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это «дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания» [3].

Задание группам: на своем рабочем корабле придумать свою аббревиатуру  ОВЗ.

Итак, в классификации А.Р. Маллера, основой которой является характер нарушения, различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

  1. «глухие;
  2. слабослышащие;
  3. незрячие;
  4. слабовидящие;
  5. лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
  6. лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  7. лица с нарушением интеллекта;
  8. дети с задержкой психического развития;
  9. лица с тяжелыми нарушениями речи;
  10. лица со сложными недостатками развития» [2].

Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:

1. Умственная отсталость. Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них - олигофрены.

Олигофрения - это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.

2. Дети с задержкой психического развития.

К.С. Лебединская выделяет следующие основные типы ЗПР детей:

1) конституционального происхождения. У детей этого типа эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, напоминая нормальную структуру детей более младшего возраста.

2) соматического происхождения. Основные причины задержек психического развития данного типа - хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки, в первую очередь порок сердца, снижающие не только общий, но и психический тонус и вызывающие стойкую астению. Для него характерны боязливость, неуверенность, проявление переживаний, связанных с ощущением своей неполноценности и др.

3) психогенного происхождения. Задержки данного типа порождены неблагоприятными условиями, препятствующими нормальному формированию личности ребенка.

4) церебрально-органического происхождения. Причины: интоксикации, травмы, недоношенность и др. Встречается чаще других и обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в познавательной, так и в эмоционально-волевой сферах. Признаки ЗПР данного типа проявляются в запаздывании формирования различных функций: ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

Задание группам: работа с тестами каждому участнику, самопроверка.

I. Практическая часть.

Основная проблема, с которой сталкиваются сотрудники школы при общении с детьми с ОВЗ - это конфликтное поведение. Возникает  оно по поводу нарушения учениками правил поведения в школе, на уроках, вне школы. И как следствие мы сталкиваемся с неуважительным  поведением учеников к педагогам.

Специалисты  условно разделили  плохое поведение детей с ОВЗ  на четыре основные категории, или цели:

  1. Привлечение внимания.
  2. Власть.
  3. Месть.
  4. Избегание (страх) неудачи.

Привлечение внимания.

 Девиз: «Делай плохо и тебя заметят»

Что происходит: чувства педагога, наблюдающего «плохое» поведение - это раздражение.

Что хочется сделать? Замечание, иногда прочитать нотацию, повысить голос.

Ответная реакция ребенка: временно прекращает выходку.

Правильная реакция педагога:

Уделяйте внимание ребенку не тогда, когда он «плохо» себя ведет, а когда он ведет себя «хорошо», закрепляя, таким образом, позитивное поведение.

Возможно, иногда игнорировать незначительные агрессивные проявления.

Власть.

Девиз:  «Ты мне ничего не сделаешь».

Что происходит: чувства педагога, наблюдающего властолюбивое поведение - это гнев, негодование, возмущение, страх.

Что хочется сделать? Хочется немедленно прекратить выходку, пусть даже с использованием физических действий.

Ответная реакция ребенка: он прекратит выходку, когда сам решит! Он провоцирует вас, вы выходите из себя - именно этого он и добивался. Он победил и наслаждается минутами торжества.

Правильная реакция педагога: контролировать собственные негативные эмоции; сохранять положительную репутацию ребенка; демонстрировать свое собственное твердое поведение, лишенное агрессии; обсудить проступок (лучше это делать наедине, без свидетелей, когда страсти улягутся и обе стороны успокоятся).

Месть.

Девиз:  «Вредить в ответ на обиду».

Что происходит: чувства педагога - это растерянность. Гнев, негодование, страх дополняются обидой.

Что хочется сделать? Хочется биться на равных  или убежать и спрятаться.

Ответная реакция ребенка: он провоцирует вас, вы выходите из себя – именно этого он и добивался.

Правильная реакция педагога: осознав причину мстительности, понять и простить ребенка. Искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций. Не усиливать напряжение ситуации (т.е. не использовать те действия, которые могут повлечь за собой напряжение и агрессию).

Избегание (страх) неудачи.

Девиз:  «Не буду и пытаться - все равно не получится».

Что происходит: чувства педагога - сначала жалость, а после - гнев, ощущение профессиональной беспомощности.

Что хочется сделать? Не замечать ребенка.

Ответная реакция ребенка: отказ от выполнения заданий, трудовых поручений.

Правильная реакция педагога: создать в классе (а также в отношениях педагог-ребенок) атмосферу взаимопонимания, доверительности; необходимо найти любую область реальных успехов учащегося; постоянно указывайте, желательно в окружении одноклассников, о значимости и ценности тех положительных качеств, которые присущи ребенку; ввести максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха; проявляйте спокойствие, не раздражайтесь на медлительность и заторможенность; не выполняйте за него то, что он может сделать сам;

Задание группам: в любой форме  описать конфликтное поведение от лица ребенка (мини-сочинение), дать характеристику поведения  ребенка и поведения  педагога.

II. Педагогическая мастерская.

Причины возникновения и развития школьных конфликтов.

Таким образом, причин возникновения и развития школьных конфликтов  очень много. При этом нужно учитывать и степень воспитанности ученика на момент конфликта, и его интеллектуальный уровень, и климат, сложившийся в школе, и единство действий педагогов, и стиль руководства педагога, и многое другое. Выделим, наиболее частые причины конфликтного поведения детей с ОВЗ:

1. Отсутствие единства требований у педагогов.

Один требует одно, другой - другое, третий - вообще ничего не требует. В такой атмосфере противоречивых требований ребенок теряется. Ему не понятно, почему это нужно выполнять у одного педагога и не обязательно - у другого. Ясное дело, конфликтных возможностей будет больше у более строгого педагога, если он оказывается в меньшинстве в своих требованиях. Он становится в глазах учащихся «врединой», «придирой», которому больше всех надо. Не создав систему единых самых элементарных требований, мы поневоле ввергаем школу в конфликтные ситуации. Конфликты в данном случае неизбежны.

2. Слишком большое количество требований.

Они буквально обрушиваются на школьника, он не успевает их выполнять, в результате - нарушает диктуемые данными требованиями формы поведения. Другой отрицательной стороной большого количества требований является то, что в них запутывается сам педагог, применяя их эпизодически. Это нервирует ребенка. Что это такое: сегодня нельзя, а вчера было можно. Вчера не требовали, а сегодня требуют

3. Расхождение оценки ученика классом и учителем.

В глазах учителя он выглядит хулиганом и хамом, в глазах класса - благородным разбойником, либо наоборот. Одну и ту же оценку учитель может поставить за разный уровень подготовки.

4. Неумение учителя принять ученика таким, какой он есть, с его недостатками и отрицательными чертами также является причиной конфликта.

Следует помнить, что перечисленные причины не обязательно всегда ведут к конфликтной ситуации. Все зависит от степени сформированности коллектива класса и школы. Чем ниже по уровню развития коллектив, тем больше возможность к конфликту.

Рекомендации педагогам.

Конкретных советов по выходу из конфликтных ситуаций дать почти невозможно, так как конфликт всегда индивидуален. И здесь значение имеет педагогическое мастерство и такт учителя, или руководителя, его гражданское лицо, а также его авторитета в глазах учащихся.

III. Подведение итогов.

Экспертная группа, рефлексия.

Плохое и неуважительное  поведение учеников может очень сильно обидеть впечатлительного учителя. Столкнувшись с неуважением, очень легко принять его лично на свой счет. Это нормальная реакция для учителя, который все принимает близко к сердцу. Но это колоссальная ошибка. Что делать:

Отступите. В некоторых ситуациях, когда ученик проявил к вам неуважение, вы можете на некоторое время отступить. Другими словами вы должны противостоять искушению сразу накричать, отругать, отыграться или иным способом поставить его на  свое место.

Не принимайте все близко к сердцу. Помните - неуважительное поведение ученика к вам показывает уровень его развития, который не имеет ничего общего с вами. Так что не принимайте это к себе лично. Ваша задача-помочь ученику увидеть свои ошибки и пути их разрешения так, чтобы это больше не повторялось.

Сохраняйте спокойствие. Сделайте глубокий вдох - выдох, чтобы подавить любые гневные чувства, которые поднимаются внутри вас. Напомните себе, что вы будете действовать гораздо более эффективно, и ситуация будет идти более гладко и предсказуемо, если вы сохраните контроль над своими эмоциями.

Пауза. Сразу после инцидента не говорите ни слова. Просто попросите его   подняться и удержите визуальный контакт с учеником и подождите. Пусть его слова повиснут в воздухе на несколько секунд, не оставив никаких сомнений о том, что было сказано, как это было сказано, и кто несет ответственность за эти слова.

Двигайтесь дальше. Воздержитесь от применения наказания прямо сейчас, в данный момент. Просто продолжайте делать то, что вы делали. Оставьте ученика стоять, не зная, что дальше делать. Это всегда лучше, чтобы вернуться к нормальному ходу урока как можно быстрее ради остальных ваших учеников.

Ничего не делайте. Продолжайте свой день так, как будто ничего не произошло. Не пытайтесь говорить ему о том, что он не прав. Не делайте ничего, пока вы не будете уверены, что ученик мысленно осознал, что он неправ в данной ситуации.

Уведомление родителей. Помните, при проявлении к вам открытого неуважения учеником вам необходимо оповестить об этом его родителей. Запись в дневнике, звонок или какой либо другой вариант оповещения родителей является наиболее эффективным способом. Он также дополнительно добавляет меру ответственности виновного за состоявшийся инцидент.

Дайте время виновному осознать ошибку. Если вы будете действовать, таким образом, без чтения лекции или криков, не будете принимать конфликт близко к сердцу, даже самого упрямого школьника можно подвести к осознанию его ошибки. Настолько, что вы, вероятно, сможете получить от него искренние и непринужденные извинения.

IV. Подведение итогов.

Выше было описано то, что нужно для того, чтобы превратить неуважение ученика в незабываемый урок для него. Данный способ позволяет переложить весь груз ответственности за инцидент на плечи ученика, вынуждает его психологически осознать неправильность поведения. Он или она не могут обвинить вас, в чем либо или обижаться на вас, потому что вы не дали конфликту выйти из под контроля, не дали сорвать урок. Вы не кричали, не угрожали, не ругались, не стали опускаться до его уровня.

Вы остались хладнокровным и смогли повернуть ситуацию в свою пользу, показали, что ваш авторитет незыблем и  непоколебим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Правила поведения в процессе общения с детьми».

1. Дайте понять ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Я тебя люблю любого».2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты,...

Методические рекомендации родителям Правила поведения в процессе общения с детьми

laquo;Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать восп...

Консультация для родителей. «Правила поведения в процессе общения с детьми».

Консультация для родителей «Правила поведения в процессе общения с детьми»....

Памятка для родителей «Правила поведения в процессе общения с детьми»

1. Старайтесь, устанавливая контакт с собеседником, приветливо ему улыбнуться.Не забывайте:- искренняя улыбка не может испортить ни одно лицо;- улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех...