1. Старайтесь, устанавливая контакт с собеседником, приветливо ему улыбнуться.Не забывайте:
- искренняя улыбка не может испортить ни одно лицо;
- улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто его одаривает.
2.Развивайте умения слушать:
- Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Не забывайте, что люди склонны слышать другого только после того, как выслушают их.
- старайтесь сдерживать себя в попытке прервать собеседника;
3.Развивайте речевые умения: (употребление речевых этикетных формул приветствия, прощания, благодарности; неупотребление неэтичных выражений).
4. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть.
5. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.
6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. 7. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми.
8. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми.
9.Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:для развития у ребенка умения внимательно слушать, не перебивать собеседника,напоминайте ему: «Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам».Используйте в этом случае пословицу: «Слово — серебро, молчание — золото»;
10.Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: «Давайте говорить друг другу комплименты»;
11. Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки, опираясь на такие вопросы. - Кто из героев больше всего понравился?
- На кого хочется быть похожим?
- Кого из друзей напоминает персонаж?
- Как бы ты поступил на месте героя?
- Кого бы ты хотел похвалить в этой сказка? - Как ты это сделаешь?
- Кто самый добрый? Почему?
12. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (не речевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорично сказать слово «нельзя», попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.
Сказать, ничего не говоря, — это высочайшее искусство воспитания, которое свидетельствует об истинном и глубоком контакте между родителями и детьми.
13. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой- либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами, например,вместо фразы: «Не твоего ума дело.»- скажите: «Как ты думаешь, что для этого нужно сделать? Твое мнение всем интересно». 14.Старайтесь адекватно реагировать на проступки детей:постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий?
- Спросите его о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания; оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил.
15. Для того чтобы правильно организовать взаимоотношения с детьми в процессе общения,стремитесь преодолевать:
— барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);
— барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребенка, не понимаете его потребности);
16. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить
особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь с взрослыми.Этому способствует:
1) развитие речи, которое у большинства детей достигает такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию;
2) достаточно сформированный внутренний мир в виде знаний и сведений об окружающем, которым стремится поделиться ребенок.