Методы развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Полякова Екатерина Александровна

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР с целью развития у них эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_razvitiya_emotsionalnoy_sfery_u_detey_s_zpr.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗПР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР с целью развития у них эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта. Проанализирован опыт современных практиков по развитию эмоциональной сферы и выделены ключевые аспекты воздействия на воспитанника, с целью формирования полноценной, гармоничной личности.

Ключевые слова: задержка психического развития, особенности детей с ЗПР, методы развития, сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, театрализация, психолого-педагогическое сопровождение.

Дошкольный период характеризуется активным развитием психических процессов, в том числе эмоционально-волевой сферы. Для обогащения личного опыта дошкольнику важно полноценно взаимодействовать с окружающими, познавать окружающий мир и тренировать способности. На сегодняшний день мы можем отметить, что наиболее слабым эмоциональным развитием отличаются дети с задержкой психического развития. Для них свойственны такие особенности, как: неумение различать и определять чувства и настроение других людей, они импульсивны, отмечается: перемены настроения, состояния тревоги или агрессивности, а при выполнении деятельности воспитанники страдают повышенной утомляемостью. Таким образом, сегодня педагоги, специалисты и психологи разрабатывают современные методы и приемы для развития эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР, опираясь на основополагающие государственные стандарты.

Так, сегодня в законе РФ «Об образовании» закреплены государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии. Статья 2 гласит: «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [2]. Статья 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует основные требования к сопровождению детей с ОВЗ более подробно, следующим образом: «создаются необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов» [2].

Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы можем выделить ряд авторов, занимающихся развитием эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта у дошкольников с ЗПР старшего дошкольного возраста: Н. Л. Банных, Е. Б. Коваленко, С. С. Лукьянова, Е. В. Бедеева, М. С. Тимофеева, С. С. Ляпидевский, Б. И. Шостак, Е. С. Рахманова, Т. И. Исмагилова, Т. М. Олейникова, И. В. Федюнина, Е. Н. Романько.

Современные практики в своих методических разработках говорят о том, что эмоционально-волевая сфера у детей с задержкой психического развития находится на более ранней ступени развития, чем у сверстников с нормальным развитием. Такие дети показывают слабые результаты в усвоении знаний, так как у них присутствует и незрелость мотивационной сферы и не сформированность психических функций в целом. Таким образом, целесообразно рассмотреть пути формирования эмоциональной сферы посредством различных подходов.

Психолого-педагогический опыт практиков позволил нам выделить наиболее актуальные методы развития эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР старшего дошкольного возраста:

1) сказкотерапия - метод психологической коррекции с целью решения индивидуальных проблем и гармоничного развития личности;

2) игротерапия - метод коррекционного воздействия на воспитанников, имеющих эмоциональные нарушения, неврозы или страхи;

3) музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве коррекционного средства;

4) театрализация - психотерапевтический метод воздействия на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивающий коррекцию нарушений коммуникативной сферы [1].

Рассмотрим опыт современных практиков и основные аспекты воздействия по вышеперечисленным направлениям.

Метод сказкотерапии наиболее актуален в дошкольном образовании, так как специфика работы специалистов благоприятна созданию сказочно-игровой обстановки. Такие педагоги, как: Т. И. Исмагилова, Т. М. Олейникова, Е. Б. Коваленко и др. работают со сказкой различными способами, однако в их программах можно выделить 3 этапа планирования работы: организационный, основной, заключительный. На организационном этапе совместно с детьми читают и обсуждают сказку, в которой рассматривается предполагаемая проблема, далее педагог предлагает детям проанализировать главных героев, их характерные черты, особенности и поступки. На основном этапе с детьми проводится работа по развитию коммуникации: предлагается продолжить сказку или изменить концовку на более правильную, адекватную понятиям этики и эмпатии. Заключительный этап предполагает проигрывание коротких сценок из сказки, при этом концовка может быть как задуманной автором, так и воображаемой, направленной на коррекцию проблемы.

Игротерапия - метод, наиболее любимый ребенком и максимально эффективный, при условии правильного подбора методических приемов. Такие педагоги, как: Н. Л. Банных, Е. Б. Коваленко, И. В. Федюнина, Е. В. Бедеева и другие, практикуют такие способы эмоционального развития, как: ролевые игры; психогимнастические игры; коммуникативные игры; игры и задания, направленные на развитие произвольности; игры, направленные на развитие воображения; релаксационные игры; игры-драматизации; спортивные игры и прочие. Педагоги отмечают, что игра, как привычный способ самовыражения для ребенка и его естественная среда, способствуют формированию таких положительных аспектов, как: самовосприятие, управление собой, социальная восприимчивость и управление отношениями.

Психотерапевтический метод - музыкотерапия направлен на коррекцию психоэмоционального состояния воспитанников и чаще всего является не основным, а дополнительным этапом основного терапевтического воздействия. Педагоги подбирают картотеку музыкотерапии с целью обогащения эмоционального мира ребенка. Работающие в данном направлении педагоги: С. С. Лукьянова, Романько Е. Н., М. С. Тимофеева, отмечают, что музыка вовлекает в игровой процесс, создает мотивацию к обучению, а также способствует формированию доверия к себе и миру, повышает самооценку и улучшает социализацию. В своих методических разработках, психолог Романько Е. Н. пишет о том, что в процессе музицирования: «дети учатся распознавать разные эмоции, а потом получают навыки управления ими».

Метод театрализации применяют в своей практике такие специалисты, как: С. С. Ляпидевский, Б. И. Шостак, Е. С. Рахманова с целью развития способности понимать свои эмоции и чувства, управлять ими так, чтобы не только гармонично взаимодействовать с окружающими, но и достигать своих целей. Методика театрализации подразумевает долгосрочную работу с детьми такими способами, как: беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные с взрослыми проекты и другие. Кроме этого, многие педагоги отмечают, что самостоятельную деятельность детей также необходимо организовать с уклоном на творческое начало. Поэтому в практику внедряются такие ситуативные вариации, как: самостоятельное декламирование детьми коротких стихотворений, рассказывание сказок и историй, рассматривание книг и журналов; изготовление художественных поделок, раскрашивание; развивающие настольно-печатные игры, самостоятельная деятельность в уголке книги. Таким образом, педагоги отмечают, что дети проживают разнообразные эмоциональные состояния и развивают внутренний эмоциональный интеллект.

Анализируя различные понятия, можно сделать вывод о том, что эмоциональная сфера выступает сложной системой взаимодействующих и обуславливающих друг друга эмоций, эмоциональных состояний и чувств, а способов развития этой многогранной сферы достаточно много. На сегодняшний день специалисты предлагают различные техники и методы, направленные на стимулирование, мотивирование, формирование и обогащение внутреннего опыта воспитанников, их эмоциональной сферы и интеллекта, а так же способностей сознавать и контролировать свои эмоции, что положительно влияет на становление личности ребенка.

Список литературы

  1. Дьяконова Е. Б., Касьянова А. В., Марченко Т. Ю. Театрализованная деятельность как метод коррекции нарушений коммуникативной сферы у дошкольников // Образование и воспитание. - 2017. - № 5 (15). - С. 40 - 43.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Информационный портал: Консультант плюс. // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графо-моторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Задачи предшкольного образования разнообразны. Среди них необходимо выделить центральные: оказание помощи в социализации детям и их семьям, поддержка развития личности ребенка, психопрофилактика...

Коррекционно-развивающая программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, испытывающих сложности в общении

Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста со сложностями в общении...

КАРТОТЕКА ИГР НА СНЯТИЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека игр на снятие психо-эмоционального напряжения для   детей среднего и старшего  дошкольного возраста ...

Статья "Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего и младшего дошкольного возраста"

В наше время остро стоит проблема воспитания эмоционального интеллекта у ребёнка. Новейшие исследования в области педагогики и психологии показывают, что эмоциональный интеллект, наравне с IQ, являетс...

Конспект коррекционно-развивающего занятия на развитие эмоциональной сферы для детей с ОВЗ старшего возраста. «Уроки для Кошечки»

Коррекционно-развивающее занятие на развитие эмоциональной сферы для детей с ОВЗ старшего возраста по теме «Уроки для кошечки»...