Работа с детьми
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Снижение эмоционального напряжения,уменьшение тревожности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 муниципального образования Темрюкский район
Конспект подгруппового занятия
педагога – психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по теме:
«К поиску сокровищ» с применением песочной терапии
Педагог – психолог
МБДОУ ДС КВ №14
Шконда Н.В.
Декабрь 2019г
Цель: Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности средствами песочной техники.
Коррекционные задачи:
- стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники;
- снятие эмоционального напряжения
- создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Развивающие задачи:
- развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
- развитие творческого воображения, внимание и мышление;
- развитие коммуникативных навыков, речевой активности в процессе познавательной деятельности и игре.
Образовательные задачи:
- формирование представления детей о свойствах песка;
- формирование навыка экспериментирования с песком;
- обогащение тактильного опыта
Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками;
- вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
;
-
- коробочки с цветным песком на каждого ребенка
- цветные камешки разного размера .
Планируемые результаты:
Наличие у детей положительных эмоций, новых впечатлений, активизации воображений. Повышение у детей мотивации к познавательной деятельности и эксперементированию с песком.
1.Вводная часть
Звучит спокойная музыка:
Ритуал приветствия «Подари улыбку»
Цель: настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.
Педагог – психолог: ребята, давайте поздороваемся.
Педагог- психолог приглашает детей в круг: «Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку». (Дети, взявшись за руки, встают в круг, здороваются и дарят друг другу хорошее настроение, улыбаясь).
Педагог- психолог: Я свое хорошее настроение дарю ребенку и т.д.
Игра-разминка «Выполни задание»
Педагог-психолог: «Ребята давайте поиграем:
- Пускай улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.
- Теперь погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.
- У кого сегодня хорошее настроение пусть постоят на правой ноге все.
2.После приветствия раздается грохот и на мультимедийной доске появляется фрагмент мультфильма «Джек и пираты Непландии» (сбоку от доски стоит стол с атрибутами пиратов).
Просмотр видеоролика.
Педагог – психолог:
-Ребята, а сможем помочь капитану Крюку найти сокровища? (ответы детей)
Педагог – психолог:
-А как нам это сделать? (детские предложения)
Педагог – психолог:
-Ну да, можно нам превратиться в пиратов и отправиться за сокровищами.
Педагог – психолог с детьми подходят к столу надевают атрибуты, находят карту. Рассматривают ее, педагог предлагает ребятам выбрать самим путь их путешествия. Рассмотрев карту, взрослый и воспитанник и отправляются в путешествие.
I.«Песочный остров» - (перед детьми стоит стол с горой песка, педагог предлагает ребятам погреть его, разравнивают и находят бутылочку, в ней находится бумажка с изображением настроения).
Смотрят на карту, находят на карте остров, на котором нарисовано болото.
Педагог – психолог:
-Ребята, а чтобы попасть на этот остров, нам нужно пройти через болото (прохождение болота по кочкам – игольчатый балансир)
-Ну вот, мы и попали на остров настроения (перед ребятами стоит стол с коробочками цветного песка, подходят к нему)
Педагог – психолог:
-Мы услышали, что у капитана плохое настроение, он тоскует. Давайте изобразим плохое настроение капитана мимикой. А вы сможете изобразить это на песке? (Да). (Изображают, рисуют лица).
-Ребята, а как же нам поднять ему настроение? (ответы детей)
-Давайте изобразим хорошее настроение, а теперь нарисуем его на песке.
(Изображают на песке человечков с улыбкой, радостью и т.д.)
Педагог – психолог:
-Ребята, смотрите, у нас есть колбочка. Давайте, каждый из вас соберет это хорошее настроение в эту колбочку (по очереди насыпают песок в колбочку, получается смешивание цветов песка).
-На что это похоже? (ответы детей: на радугу)
-А радуга нам приносит улыбку, радость, веселое настроение.
-Теперь с этим радостным настроением мы отправимся в путь (Берут карту).
(на экране появляется шторм – волны)
Педагог – психолог:
-Ой, ребята (смотрят на экран) мы оказались около моря, а море неспокойное, какие сильные волны. Давайте подумаем, как нам добраться на следующий остров?
(Дети предлагают из мягких модулей построить лодку, строят, садятся и плывут)
III. «Остров сокровищ» (перед взрослым и детьми стоит стол с песком, на песке стоит замок, около замка находится сундук).
Педагог – психолог:
-Мы с вами попали на остров сокровищ. Видимо здесь и потерям свои сокровища капитан Крюк! (Педагог обращает внимание детей на сундук, открывают его, а он пуст. Включается фрагмент мультфильма – появление сундука)
-Давайте поищем сокровища, кто найдет, кладет их в сундук.
-Ну вот, наконец – то мы нашли клад капитана Крюка. Давайте вернем ему клад и подарим хорошее настроение!
(Подходят к столу расположенному рядом с экраном и ставят на него сундук и сосуд, отходят. Капитан благодарит детей за клад)
Педагог – психолог:
-Вот и закончилось наше путешествие. Мы с вами все сделали правильно, или вы что – то хотели изменить? (ответы детей)
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(2-3 года)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сентябрь | Знакомство с деталями набора. ˗ закрепление и различение деталей по цвету ˗ закрепление различий по величине. |
Октябрь | Упражнения: ˗ найди все фигуры такого же цвета. ˗ найди все фигуры такого же размера, ˗ найди все фигуры такой же формы. |
Ноябрь | Упражнения: ˗ найди не такую фигуру, как эта по цвету. ˗ найди не такую фигуру, как эта по форме. ˗ найди не такую фигуру, как эта по размеру. |
Декабрь | Упражнения: ˗ найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме. ˗ найди все такие фигуры, как эта по форме и размеру. ˗ найди все фигуры, как эта по размеру и цвету. |
Январь | Упражнения: ˗ найди не такие фигуры, как эта по цвету и размеру. ˗ найди не такие фигуры, как эта по цвету и форме. ˗ найди не такие фигуры, как эта по форме и размеру. ˗ найди не такие фигуры, как эта по цвету, размеру и форме. |
Февраль | Упражнения: ˗ найди такие же фигуры, как эта по цвету, но другой формы. ˗ найди такие же фигуры по форме, но другого размера. ˗ найди другого размера и другого цвета. |
Март | Упражнения: ˗ найди такие же, как моя по цвету и форме, но другие по размеру. ˗ найди такие же, как моя по размеру и цвету, но другие по форме. ˗ найди такие же по форме и размеру, но другого цвета. |
Апрель | Упражнения "Цепочка” ˗ разложи так, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы. ˗ разложи так, чтобы рядом не было фигур одинакового размера. ˗ разложи так, чтобы рядом не было фигур одинакового цвета. |
Май | Упражнения: / по типу "цепочки"/ ˗ разложи фигуры цепочкой, чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур. ˗ чтобы не было одинаковых рядом по цвету и размеру; |
Педагог-психолог МБДОУДС КВ №14 Шконда Н.В.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 муниципального образования Темрюкский район
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ ПО ТЕМЕ: «ЗИМА В ЛЕСУ»
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР)
Подготовила:
Педагог – психолог
МБДОУ ДС КВ №14
Шконда Н.В.
Цель: развитие умения адекватно воспринимать и выражать свое эмоциональное состояние.
Задачи:
-обобщать и закреплять представления о зиме, признаков зимы;
-учить ребенка создавать сюжеты на песке;
-учить разнообразным приемом в работе с песком;
-закреплять свойство песка;
-развивать тактильную чувствительность, совершенствовать мелкую моторику;
-развивать мышление, память, восприятие, творчество;
-воспитывать аккуратность работы с песком, усидчивость.
Оборудование: световой модуль для игр с песком, панно «Зимний лес», трубочки для дыхательного упражнения, деревянные палочки, круглые формы разной величины, муляж снеговика, музыкальное сопровождение.
Ход НОД:
Под спокойную, размеренную музыку, педагог приглашает ребенка подойти к панно «Зимний лес». Вместе рассматривают картину и беседуют. Вопросы к ребенку:
-Как ты думаешь, какое время года изображено? (зима)
-Тебе нравится зима, почему?
-Какое настроение бывает у тебя зимой?
-Почему ты грустишь зимой? (снег растаял, дует сильный ветер и т.д.)
-Почему ты радуешься зимой? (идет снег, можно кататься на санках, наступает Новый год и т.д.)
-Что ты видишь на картине (панно)? (перечисление - деревья в снегу, лежат сугробы, идет снег)
Педагог – психолог предлагает ребенку послушать загадки и ответ изобразить на световом модуле.
1.Выпал снег чистейшей пробы,
Из него везде…. (сугробы)
Педагог предлагает собрать песок в сугроб (ребенок двумя руками должен собрать песок горкой). В процессе игры проговариваются свойства песка с ребенком.
2.На новый год ей каждый рад,
Хотя колюч ее наряд (елка)
Педагог предлагает совместно нарисовать пальцем елку (большую, маленькую, пушистую и др.)
3.Бел да не сахар,
Нет ног, а идет (снег)
Педагог предлагает нарисовать деревянными палочками снежинки
4.Нос – морковка,
Руки – палки,
Вместо тела – Снежный ком,
Прояви, дружок, смекалку,
Кто же это за углом? (снеговик)
Педагог предлагает «слепить» снеговика (используя круглые формы различной величины).
Педагог – психолог хвалит ребенка. Звучит музыка «Вьюга» - педагог с ребенком имитируют вьюгу, дуя в трубочку на песок.
-Мы прекрасно попутешествовали по зимнему лесу, узнали, что происходит зимой.
-Тебе понравилось?
-Теперь ты на прогулке сможешь на снегу нарисовать зимний лес.
Предварительный просмотр:
Методика исследования мотивации
учения у старших дошкольников.
(Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок - в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.)
Форма проведения: индивидуальная.
Оборудование: стимульный материал к методике.
Инструкция:
Сейчас я прочитаю тебе рассказ:
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил».
На стол перед ребенком выкладывается карточка с рисунком № 1: женская фигура с указывающим жестом: перед ней фигура ребенка с портфелем в руках. (Внешний мотив.)
Второй мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».
Выкладывается карточка с рисунком № 2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть».
Выкладывается карточка с рисунком № 3: фигурки двух детей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».
Выкладывается карточка с рисунком № 4: две фигурки, изображенные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив.)
Пятый мальчик (девочка) сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — и можешь стать кем захочешь».
Выкладывается карточка с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки».
Выкладывается карточка с рисунком № 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)
После прочтения рассказа психолог задаёт ребёнку вопросы:
- А как по-твоему, кто из них прав? Почему? (Выбор I)
- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? (Выбор 2)
- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? (Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: "А что этот мальчик сказал?", чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Выборы | Мотивы, № | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I выбор |
|
|
|
|
|
|
II выбор |
|
|
|
|
|
|
III выбор |
|
|
|
|
|
|
Контрольный |
|
|
|
|
|
|
- Внешний мотив - 0 баллов;
- учебный мотив – 5 баллов;
- позиционный мотив - 3 балла;
- социальный мотив – 4 балла;
- отметка - 2 балла;
- игровой мотив - 1 балл;
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора.
Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами.
О несформированности мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.
Предварительный просмотр:
Методика фронтальной педагогической диагностики готовности детей к обучению
(автор Кумарина Г.Ф.)
Данный методический материал разработан в лаборатории коррекционной педагогики НИИ г. Москвы под руководством Г.Ф. Кумариной.
Рекомендуется для фронтального изучения детей, поступающих в школу, с целью сбора необходимой информации, осуществления общей ориентировки в их качественном составе и предварительного выделения детей с низким уровнем готовности к школе, с прогнозируемыми трудностями в обучении.
Назначение предлагаемых заданий: комплексная диагностика психофизиологических и интеллектуальных функций, сформированности предпосылок учебной деятельности. Своевременная диагностика низкого уровня готовности ребенка к обучению в школе позволяет, уже на этом этапе, нацелить внимание воспитателей, учителей и родителей на необходимость проведения специальной коррекционной работы с ними.
Диагностический материал состоит из двух частей, что позволяет проводить повторное исследование детей (после проведения коррекционной работы) для определения динамики их развития.
Подобранный диагностический материал может быть использован как на базе дошкольного заведения, так и на базе школы; наиболее целесообразный период проведения диагностики с марта по май месяц.
Организует и проводит работу по изучению детей психолог, завуч (методист), специально подготовленный учитель. Диагностика должна проводиться точно в соответствии с используемым материалом и с соблюдением всех этических и методических требований, предъявляемых к данному виду работы.
Доступность, компактность, системность и информативность данного диагностического материала позволяет рекомендовать его для широкого использования в школах и детских садах.
Задание №1 «Узор»
(адаптация Г.Ф. Кумариной)
Цель методики: комплексная диагностика уровня развития мелких мышц руки, кинестетической чувствительности; способности к тонкому зрительному анализу; умение удержать зрительный образ и перенести его на рабочий лист; уровень развития координации в системе «глаз - рука».
Рисование узора выявляет в определенной мере и умственное развитие ребенка – его способность к анализу, сравнению, обобщению (в данном случае взаимного расположения и чередования отрезков и цветов, составляющих узор), к осознанию закономерностей (что обнаруживается при выполнении второй части задания, т.е. при самостоятельном продолжении узора).
Обнаруживается и уровень развития таких необходимых для ученика качеств, как способность организовать внимание, подчинить его выполнению задания, удержать поставленную цель, выстроить в соответствии с ней свои действия, критически оценить результат. Узор выполняется как двухцветный (используются, например, красный и синий цвета).
Материал: Детям раздаются чистые листки в крупную клетку. Перед каждым ребенком лежит набор карандашей или фломастеров (не менее шести цветов).
Суть методики:
Работа состоит из 4 частей:
Срисовывание узора.
Самостоятельное продолжение узора.
Проверка ребенком правильности своего узора.
Вторичное выполнение работы с целью исправления замеченных ошибок (при необходимости).
Детям дают следующую инструкцию:
«Ребята! Конечно, все вы раньше рисовали узоры и, надеюсь, любите это делать. Сейчас вы должны будете нарисовать на своих листиках узор, такой, как нарисованный на доске. Рассмотрите узор внимательно. Расположение и цвет линий по клеточкам должны быть точно такими же, как на образце. Это первое, что вы должны сделать. После того, как узор перерисуете, нужно самостоятельно продолжить его до конца строки. Это вторая часть вашей работы. Когда роботу закончите, проверьте по образцу, все ли вы правильно сделали. Если увидите у себя ошибку, то исправлять ее не надо. Переделайте все работу – нарисуйте новый узор пониже. Все поняли задание? Спросите сейчас, если что-то непонятно. Дальше будете работать самостоятельно».
Оценивание результатов:
Оценивается лучший из выполненных узоров.
1-й уровень (1 балл): узор срисован и продолжен правильно, фотографически точно. В обоих случаях соблюдена заданная закономерность в величине и расположении линий, чередовании цветов. Линии рисунка четкие, ровные.
2-й уровень (2 балла): узор срисован и продолжен с соблюдением заданной закономерности в расположении линий, чередовании цветов. Однако в рисунке нет должной четкости и точности: ширина, высота, угол наклона отрезков лишь приблизительно соответствует заданным в образце. Рисунок, по существу, можно определить как правильный, но небрежный. Общая небрежность может иметь место на фоне плохой графики.
3-й уровень (3 балла): при срисовывании допущены грубые искажения узора, которые повторяются и при самостоятельном его продолжении; заданная зависимость в расположении линий нарушена: пропущены отдельные элементы узора (например, горизонтальные линии, соединяющие соседние вершины рисунка, сглажены или совсем не учтены различия в высоте этих вершин).
4-й уровень (4 балла): выполненный рисунок только очень отдаленно похож на образец: ребенок уловил и отразил лишь две особенности: чередование цвета и наличие угольчатых линий. Все остальные элементы конфигурации узора упущены. Не выдерживается подчас даже строка – «ползет» вниз или вверх.
Задание № 2 «Рисование бус»
(адаптация И.И. Аргинской)
Цель методики: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
Материал: заранее подготовленный образец с рисунком кривой, изображающей нитку, цветные карандаши для каждого ребенка (не менее 6 штук).
Суть методики:
Работа состоит из трех частей:
- Основная – выполнение теста (рисование бус).
- Проверка работы.
- Перерисовывание бус (при необходимости).
К первой части теста детям дается инструкция:
«Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно изобразить пять круглых бусинок таким образом, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусинки должны быть разного цвета, средняя - синяя. (Этот текст повторяется два раза). Начинайте рисовать».
Ко второй части теста дети получают другую инструкцию:
«Дети, сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусинки, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте ниже правильный рисунок. Слушайте внимательно». (Условие теста повторяются еще раз в медленном темпе, каждое требование выделяется голосом).
Оценивание результатов:
Оценивается лучший из выполненных вариантов.
1-й уровень (1 балл): задание выполнено правильно, т.е. учтены все пять условий:
а) положение бусинок на нитке;
б) форма бусинок;
в) их количество;
г) использование пяти разных цветов;
д) заданный цвет средней бусинки.
2-й уровень (2 балла): при выполнении задания учтено 3 – 4 условия.
3-й уровень (3 балла): при выполнении задания учтено 2 условия.
4-й уровень (4 балла): при выполнении задания учтено не более 1 условия.
Задание № 3 «Заселение дома»
(адаптация И.И. Аргинской)
Цель методики: выявить способность ребенка к рассмотрению ситуации с разных сторон и умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого (логическое мышление).
Материал: заранее подготовленный образец с изображением дома: три большие карточки с изображение «жильцов дома»: точки, палочки и галочки; ручка или карандаш.
Суть методики:
Работа состоит из четырех частей:
- Обучающая.
- Основная (исполнительская).
- Проверка работы.
- Исправление ребенком ошибок (при необходимости).
К первой части теста дети получают такую инструкцию:
«Дети, на ваших листочках нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты, в которых живут такие жильцы: «точка» (показывают карточку), «палочка» (показывают карточку) и «галочка» (показывают галочку). На всех этажах эти жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живет точка (учитель рисует в первом окне образца точку), в средней комнате палочка (рисует палочку). Подскажите мне, кто живет в последней комнате? (Дети обычно называют галочку и учитель рисует ее в третьем окне). Теперь нарисуйте карандашом на своих листочках, в какой комнате и кто живет на шестом этаже. (Дети рисуют, а учитель проверяет, правильно ли они выполняют рисунок и помогает те, кто испытывает трудности). Теперь будем заселять пятый этаж. В первой комнате слева на пятом этаже тоже живет точка. Подумайте, как нужно поселить палочку и галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже?» (Дети подсказывают: «В средней комнате – галочка, в последней - палочка». Размещение «жильцов» рисуется на доске и листочках).
Ко второй части теста дети получают следующую инструкцию:
«Дети, мы вместе узнали, как и где живут жильцы на двух этажах. Осталось еще четыре этажа. Их вы сами заселите. Послушайте внимательно, что нужно сделать. Поселите на каждом из оставшихся этажей одну точку, одну палочку и одну галочку так, чтобы на всех этажах они жили в разном порядке. Не забудьте, что разный порядок должен быть на всех шести этажах». (В случае необходимости инструкция повторяется дважды).
Оценивание результатов:
Учитывается «заселение» только четырех нижних этажей.
1-й уровень (1 балл): задание выполнено правильно, т.е. найдено четыре разных варианта размещения «жильцов», не повторяющих «заселение» 5-го и 6-го этажей.
2-й уровень (2 балла): найдено 2 – 3 разных варианта размещения «жильцов» из четырех возможных.
3-й уровень (3 балла): найден 1 вариант размещения «жильцов» из 4 возможных.
4-й уровень (4 балла): самостоятельных решений не найдено, только повторены решения обучающего этапа или робота не выполнена, т.е. этажи остались незаполненными.
Задание № 4 «Раскрашивание фигур»
(адаптация Н.Я. Чутко)
Цель методики: выявить способности ребенка к классификации наглядного материала по самостоятельно найденному признаку (основанию).
Материал: набор треугольников (4 – равнобедренных, 3 – равносторонних, 3 - прямоугольных), изображенных в прямом и зеркальном положениях; набор цветных карандашей для каждого ребенка.
Суть методики:
Детям дается следующая инструкция:
«Это задание похоже на то, которое вы много раз выполняли, рисуя и раскрашивая разные фигуры. Сейчас внимательно посмотрите на эти фигуры и найдите среди них одинаковые. Одинаковые фигуры нужно раскрасить одним цветом. Сколько найдете разных групп одинаковых фигур, столько и понадобиться вам разных цветных карандашей. Карандаш для раскрашивания фигур каждый выбирает сам. Повторяю еще раз (задание повторяется). Все понятно? Выполняйте».
Оценивание результатов:
1-й уровень (1 балл): классификация выполнена правильно: цветом выделены три группы разных фигур (4 – равнобедренных, 3 – равносторонних и 3 – прямоугольных треугольников).
2-й уровень (2 балла): одна ошибка, т.е. имеет место неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом или прямом и зеркальном положениях.
3-й уровень (3 балла): две ошибки, т.е. неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом и в прямом и зеркальном положениях.
4-й уровень (4 балла): три ошибки, т.е. неразличение одинаковых фигур в прямом и перевернутом, в прямом и зеркальном положениях, а также неразличение фигур разных по форме; бессмысленное или хаотическое раскрашивание фигур.
Задание № 5 «Диктант»
(адаптация Н.В. Нечаевой)
Цель: выявить готовность психофизиологических функций, обеспечивающих восприятие речи на слух, уровень развития фонематического анализа, а также способности к переводу звукового кода в другую знаковую систему, в данном случае в кружки (перекодирование).
Материал: листок в клетку размером в треть тетрадного листа и пять строк слов: «ум», «сок», «лапа», «сосна», «звезда», «капитан».
Суть методики:
Желательно, чтобы дети заранее познакомились с данным видом текстовых задач, но с другим набором слов. Методика проведение таких занятий изложена ниже в инструкции. Обязательное требование при отборе слов для тренировочных диктантов – совпадение количества звуков с количеством букв. Однако даже наличие у детей опыта записи слов под диктовку кружками не меняет порядок проведения задания. В любом случае следует действовать строго по инструкции.
Детям дается следующая инструкция:
«Дети, несмотря на то, что вы еще не умеете писать, вы сейчас запишете несколько слов, но не буквами, а кружками. Правило такое: сколько букв в слове, столько вы нарисуете кружков. Например, (разбирается образец). Произнесите хором медленно слово «РАК», а я под вашу диктовку запишу это слово кружками: «РАК» - ΟΟΟ. Сколько кружков получилось? – три. Проверим написанное, «прочитаем» кружки: ΟΟΟ – «РАК». Все правильно. (При необходимости разбор примера повторяется. При этом образец дети не рисуют.)»
Оценивание результатов:
При правильном выполнении теста получается следующая запись:
ΟΟ
ΟΟΟ
ΟΟΟΟ
ΟΟΟΟΟ
ΟΟΟΟΟΟ
ΟΟΟΟΟΟΟ
1-й уровень (1 балл): все схемы выполнены правильно.
2-й уровень (2 балла): 3 – 4 схемы выполнены правильно.
3-й уровень (3 балла): 1 – 2 схемы выполнены правильно.
4-й уровень (4 балла): все схемы выполнены неправильно.
Задание № 6 «Чтение»
(адаптация по Н.В. Нечаевой)
Цель методики: определить готовность психологических и психофизиологических функций, обеспечивающих чтение, - умение осуществлять звуковой синтез и соотносить письменный код со звуковым (процесс перекодирования обратный тому, который осуществляет ребенок при «Диктанте»).
Материал: лист с рисунками животных и нарисованными тут же схемами слов, соответствующими названиям этих животных, но расположенными не по порядку, а в разброс, простой карандаш.
Суть методики: дети должны при помощи соединительной линии установить соответствие между названием животного и его схемой.
Как и в предыдущем тесте, в данном случае желателен опыт выполнения ребенком подобных заданий. Требования к отбору слов (названия животных или других предметов) для тренировочных упражнений те же, что и в тесте №5: нельзя использовать те картинки, которые даны в диагностическом задании; возможны только те названия животных и других предметов, в которых количество звуков, совпадает с количеством букв, исключая слова с буквой «Й».
Дети получают такую инструкцию:
«Дети, сегодня вы будете «читать» слова, написанные не буквами, а кружочками». Далее разбирается образец. Для этого на доске рисуется две схемы в столбик:
ΟΟΟ
ΟΟΟΟ
Рядом с первой схемой крепится картинка, изображающая, например, волка, а рядом со второй схемой – сома.
«Кто нарисован на этой картинке? Волк. Какой набор кружков подходит к этому слову? Читаем вместе первую схему: ΟΟΟΟ – «ВОЛК». Она подходит. Соединяем линиями эти кружочки и картинку». Таким же образом происходит «чтение» слова «СОМ».
«Теперь то же самое вы сделаете в своих листочках. Возьмите в руку простой карандаш, тихо произнесите название нарисованного животного, найдите, какой набор кружков соответствует этому названию, и соедините линией схему и картинку. Не смущайтесь, если линии будут пересекаться, как это вышло в нашем случае. (Учитель обращает внимание детей на доску)».
Оценивание результатов:
1-й уровень (1 балл): все связи определены правильно.
2-й уровень (2 балла): 3 – 4 связи определены правильно.
3-й уровень (3 балла): 1 – 2 связи определены правильно.
4-й уровень (4 балла): все связи определены неправильно.
Задание № 7 «Размётка»
(адаптация Н.К. Индик, Г.Ф. Кумариной, Н.А. Цирулик)
Цель методики: диагностика особенностей зрительного анализа, умений планирования и контроля в практической деятельности.
Содержание задания: путем разметки получить на прямоугольном листе бумаги как можно больше геометрических фигур.
Организация работы. Заранее должны быть подготовлены листы белой бумаги размером 12х16 (см), шаблоны из тонкого картона (прямоугольник 6х4 см), простые карандаши или цветные фломастеры для каждого ребенка.
Работа состоит из двух частей: 1 часть, основная - выполнение задания (разметка листа), 2 часть - проверка задания и в случае необходимости, выполнение его заново.
Инструкция к первой части: "Ребята, представьте, что нам надо украсить комнату флажками вот такой формы (показывает прямоугольник). Сегодня мы потренируемся в том, как надо размечать такие флажки. Перед вами листок бумаги, нужно сделать так, чтобы флажков из него получилось как можно больше. Поэтому, прежде чем обводить прямоугольники, подумайте, как вы будете это делать. Начинайте работу.
Инструкция ко второй части задания (выполнение этой части задания начинается после того, как дети выполнили первую часть). "Сейчас каждый из вас внимательно посмотрит на свою разметку, и сам ее оценит: так ли он сделал, как требовалось. Повторяю, что нужно было разместить на листочке как можно больше флажков. При разметке мы должны быть экономными. Если вы увидите, что можно было сделать лучше, разместить больше флажков, сделайте работу заново на оборотной стороне листка.
Оценка результатов:
Оценка уровня разметки (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):
1-й уровень - прямоугольники размещены на листе рационально: обводятся, начиная от края листа, вплотную прилегают друг к другу. На листе уместилось их максимальное количество - 8.
2-й уровень - налицо попытка уместить как можно большее количество прямоугольников. Однако в силу того, что обводка их начинается с некоторыми отступлениями от края листа (сверху или сбоку), или между отдельными прямоугольниками оставляются зазоры, у ряда размещенных на листе фигур стороны оказываются срезанными.
3-й уровень - размещение прямоугольников на листе далеко от рационального, несмотря на то, что обнаруживается стремление при их взаимном расположении соблюсти определенную систему. В целом обведенными оказываются не более 4 фигур.
4-й уровень - прямоугольники размещаются на плоскости без какой-либо системы, хаотично. Обведено не более 3 фигур.
Итоги фронтального изучения детей подготовительных к школе групп находят отражение как уже было сказано в сводной таблице. Общая оценка результатов выполнения детьми всех диагностических заданий выражается через средний балл. Дети, набравшие наиболее высокий средний балл нуждаются в коррекционной работе, требуют к себе особого внимания воспитателей. Эти дети выделяются также на предмет их последующего индивидуального изучения. В графе таблицы "Заключение" напротив фамилий этих детей делается пометка "рекомендован для индивидуального изучения".
Общая оценка психолого-педагогической готовности ребенка
к системному обучению в школе
Итоги фронтального изучения детей находят отражение в сводной таблице. Общая оценка результатов выполнения каждым ребенком всех семи тестов выражается через средний балл:
Дети, набравшие наиболее высокий балл (от 3,1 до 4) нуждаются в коррекционной работе, требуют к себе особого внимания педагогов и родителей. Эти дети выделяются также на предмет их последующего индивидуального изучения. Индивидуальная диагностика в таком случае будет направлена на уточнении полученных сведений о ребенке и выявлении причин имеющихся трудностей. Диапазон используемых методов и критериев оценки при индивидуальной работе с ребенком значительно расширяется и заниматься данным видом работы входит в компетенцию психолога. На основании полного анализа полученных результатов возникает возможность составления индивидуальной коррекционной программы для каждого ребенка и рекомендаций по его обучению и воспитанию, которые предоставляются в пользование педагогам и родителям.
Вторая часть данного диагностического пакета может быть использована для повторной психолого-педагогической диагностики ребенка по окончанию коррекционной работы с ним, т.к. содержит в себе задания не повторяющие первую часть и дающие возможность проследить динамику развития исследуемых и корректируемых качеств необходимых для успешного обучения ребенка в школе.
Результаты такого исследования позволяют своевременно прогнозировать и предотвращать возникновение целого спектра учебных проблем и школьных трудностей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 муниципального образования Темрюкский район
КАРТОТЕКА ИГР ПО ПСИХОГИМНАСТИКЕ ПОЗНАВАЙКА»
Подготовил:
Педагог – психолог
МБДОУ ДС КВ №14
Шконда Наталья Валерьевна
2019г.
Игра «Волшебный цветок».
Цель: Учить выражать свою индивидуальность. Представлять себя другим детям в группе.
Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию, они выбирают, кто каким будет цветком. Далее под музыку показывают, как цветок распускается (дети медленно поднимаются в полный рост, раскрывают руки, сложенные «бутоном»). Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает, что любит, с кем хочет дружить и так далее.
Игра «Передача чувств».
Цель: Учить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ребёнку даётся задание: передать по «цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Чувство называет воспитатель на ухо первому ребёнку, детям произносить слова не разрешается. Затем дети обсуждают, какое чувство они передавали, что они чувствовали при этом.
Игра «Позови ласково».
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.
Игра «Тёплый дождик».
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребёнка, снятие психо-эмоционального напряжения.
Воспитатель рассказывает детям: дождик смочил землю, освежил траву и листья. Давайте поиграем с дождевыми каплями. Вначале дети прячут руки за спину, затем выносим вперёд прямую правую руку ладонью вверх, левая остаётся за спиной. Затем руки меняем местами. Дети пытаются представить, что они чувствуют. Повторить 6 – 8 раз.
Игра «Моя любимая игрушка».
Цель: Развивать умение слушать друг друга: описывать любимую игрушку, отмечая её выражение, настроение, свои чувства к этой игрушке.
Ребёнок выбирает игрушку, которая ему больше всего нравится и которую он будет описывать, но не называет её другим детям. Ребёнок начинает её описывать, а остальные дети угадывают.
Игра «Ракушка».
Цель: Развивать эмоционально-личностную сферу психики ребёнка, память, внимание, воображение.
Воспитатель просит детей представить, что они находятся на берегу реки (моря). Дети свободно двигаются по «берегу», находят ракушки и, поднося их к уху, слушают шум моря, а так же предлагают послушать «голос» найденной ракушки товарищам и воспитателю.
Игра «Разноцветный букет».
Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Каждый ребёнок объявляет себя цветком по своему выбору и находит себе другой цветок для букета. Свой выбор он должен объяснить. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов.
Игра «Поделись своим теплом».
Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи.
Предложить детям найти своё сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Затем каждый должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Тёплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается в груди. Воспитатель предлагает поделиться этим теплом с другими. Дети прикасаются друг к другу со словами: я хочу поделиться с тобой своим теплом. Затем дети делятся своими ощущениями.
Игра «Волшебный стул».
Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Один ребёнок садится в центр круга на «волшебный стул». Воспитатель предупреждает детей о том, что о сидящем на стуле можно говорить только хорошие слова. Дети говорят добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего на стуле, обнять, поцеловать. Затем дети говорят, что им понравилось больше: сидеть и слушать или говорить.
Игра «Назови себя».
Цель: Учить детей представлять себя коллективу.
Ребёнку предлагается представить себя. Назвать своё имя, как ему больше нравится, рассказать, как называют его дома, как он хотел бы, чтобы его называли в группе и почему.
Игра «Скульптор».
Цель: Учить детей взаимодействовать в группе сверстников, считаться с их мнением.
Один ребёнок – скульптор, другие (от 4 до 8 ) – глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные дети ему помогают. Затем вместе рассматривают композицию и придумывают для неё название.
Игра «Перевоплощение».
Цель: Учить детей умению перевоплощаться в предметы и животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Дети по очереди загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные пытаются отгадать, давая словесный портрет.
Игра «Волшебный сон».
Цель: Расслабление мышц, освоение позы покоя, коррекция эмоциональной сферы.
Дети лежат на полу, закрыв глаза. Воспитатель произносит слова: наши ноги отдыхают, наши руки отдыхают. Наши глазки отдыхают, отдыхают, засыпают. Напряжение улетело и расслаблено всё тело. И послушный наш язык быть расслабленным привык. Нам дышится легко, ровно и глубоко. Дети лежат так несколько минут.
Игра «Огонь – лёд».
Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка.
По команде «огонь» - стоящие в кругу дети начинают двигать всеми частями тела. По команде «лёд» - дети застывают в позе, которую застала команда.
Игра «Кулачки».
Цель: Расслабление мышц и освоение позы покоя.
Сжать пальцы рук в кулак, руки на коленях, косточки побелели от напряжения. Воспитатель говорит детям: «Нам так сидеть неудобно, расслабьте руки, они устали, отдыхаем. Легко и приятно стало». Повторить это упражнение несколько раз со словами:
Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко с напряжением пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем,
Отпускаем расслабляем.
Знайте девочки и мальчики
Отдыхают наши пальчики.
Игра «Свечи».
Цель: Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи на безопасном расстоянии. 5-8 секунд смотрят на пламя, затем закрывают глаза на несколько секунд. В это время воспитатель гасит свечу. Дети открывают глаза и рассказывают о тех образах, которые увидели в пламени свечи.
Игра «Кувшинчик».
Цель: Развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка.
Дети представляют себя красивым расписным кувшинчиком, из которого можно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой водой. Дети наклоняются вперёд и «выливают» из себя то, чего там быть не должно: боль, обиду, злобу.
Игра «Хрустальная вода».
Цель: Развитие и коррекция познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка.
Присесть, набрать в руки пригоршню «воды», поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя, подпрыгивая на месте и произнося громко и радостно продолжительный звук «и – и – и».
Игра «Цветок».
Цель: Развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики ребёнка
Воспитатель произносит следующие слова, сопровождая их действиями:
- Тёплый луч упал на землю и согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится на солнышке, подставляет теплу и свету каждый лепесток.
Дети передают своими движениями движения цветка.
Игра «Волшебники».
Цель: Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.
Детям предлагается представить, что они волшебники и могут исполнить свои желания и желания других. Каждому даётся возможность прибавить другому то, чего (на его взгляд) ему не хватает. Например: «Володе я прибавлю смелости, Алёше ловкости, Маше я прибавлю доброты и т.д.»
Игра «Пирамида любви».
Цель: Воспитывать уважительное отношение к миру и людям, развивать коммуникативные способности.
Дети сидят по кругу. Воспитатель говорит детям: «Каждый из вас что-то или кого-то любит. Расскажите, кого и что вы любите. Давайте построим пирамиду любви из наших рук».
Дети встают и ложа свою руку на руку предыдущего ребёнка говорят: «Я люблю море», «Я люблю маму», «Я люблю цветы» и т.д. Воспитатель подчёркивает, что пирамида получилась высокая, потому, что мы любим и любимы.
Игра «Солнечный зайчик».
Цель: Развивать умение управлять своими эмоциями, воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу. Развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
Воспитатель с зеркалом показывает «солнечного зайчика». Предлагает детям его поймать и передать по кругу, чтобы каждый приласкал его, согрел его своим теплом. Воспитатель обращает внимание на то, что «зайчик» вырос от тепла и любви. Зайчика выпускают.
Игра «Прочитай письмо».
Цель: Развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Разыгрывается следующая ситуация: почтальон приносит письма, но не обычные, зашифрованные. В каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния и их надо расшифровать. Подгруппе детей вручается по письму, дети обсуждают и рассказывают, что они «прочитали» в своём письме.
Игра «Мыльные пузыри».
Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.
Воспитатель имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются по всему свободному пространству. После команды «Лопнули», дети ложатся на пол.
Игра «Хочешь быть моим другом?»
Цель: Развитие чувства общности, снятие эмоционального напряжения.
Дети встают по кругу. Каждый выбирает себе друга, при этом касаясь руками рук выбранного, проговаривая слова: «Ты хочешь быть моим другом?» По взаимному выбору дети делятся на пары. После этого рассказывают свои чувства и эмоции.
Игра «Снеговик».
Цель: Развитие выразительности движений, воображения, снятие эмоционального напряжения.
Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя «Наступила весна», «снеговики» начинают таять. Дети расслабляются, тело обмякает и дети постепенно опускаются на пол.
Игра «Проведи слепого».
Цель: Развитие чувства общности, снятие эмоционального напряжения.
Ребёнок должен с помощью словесных команд довести игрока с завязанными глазами от одного конца комнаты до другого так, чтобы он ни разу не натолкнулся ни на один предмет. За каждое касание команда получает штрафное очко.
Игра «Хоровод».
Цель: Развитие чувства общности, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.
Дети встают в круг и по команде показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.
Игра «Облака».
Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения.
Воспитатель показывает детям вырезанные из картона облака с мимическими изображениями, читает стихотворение и предлагает детям передать те же эмоции.
Игра «Доктор Айболит».
Цель: Развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения.
Воспитатель или ребёнок исполняет роль доктора Айболита, остальные дети исполняют роль больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке, жалеет её, гладит, после этого обезьянки выздоравливают. Они радуются, что у них больше ничего не болит. Дети делятся своими эмоциями, что им больше нравится: когда жалеют их или жалеть самим.
Игра «Цветок кактуса».
Цель: Расслабление мышц, эмоциональное равновесие, освоение позы покоя.
Сидя по-турецки, опустив голову и руки. Медленно поднять голову, распрямить корпус, руки развести в стороны.
Голову откинуть назад и медленно поворачивать за «солнцем».
При этом мимика – глаза закрыты, мышцы лица расслаблены.
Цель «Котята».
Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя
Дети лежат на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Воспитатель говорит слова:
На ковре котята спят. Мур - мур.
Просыпаться не хотят. Мур – мур.
Тихо спят спина к спине
И мурлыкают во сне.
Вот на спинку все легли. Мур – мур. (Дети выполняют)
Лапки вытянули. Мур – мур.
Потянулись и проснулись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения
Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...