Коррекционно-развивающая работа
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
В документе отчет о проделанной работе за учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_ovz.docx | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ 2020-2021 г.
В период с 2020 по 2021 год было 18 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. По результатам ПМПК у детей были выявлены: в группе № 7 2 ребёнка с ЗПР , 6 детей с ОНР, Заикание 1.В группе № 9 7 детей с ОНР, Заикание 2,
Воспитанникам было рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи. Мною был составлен перспективный план индивидуальной работы с этими детьми (ИОМ), по которому в течении года были проведены индивидуальные коррекционно-развивающие занятия. В том числе, в ходе организации и проведении непосредственной образовательной деятельности детям оказывалась индивидуальная помощь. Индивидуальная работа проводилась в режимные моменты, во время свободной деятельности детей. Содержание работы строилось по всем пяти образовательным областям.
Задачи данной возрастной группы: - продолжать развивать образное мышление детей; - продолжать совершенствовать обобщения, что является основой словесно-логического мышления; - продолжать развивать устойчивость, распределение, переключение внимания; - совершенствовать грамматический строй речи детей; - развивать связную речь детей.
В течение года соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. С детьми систематически проводилась организованная и индивидуальная работа в соответствии с основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ, и утвержденным расписанием непосредственно образовательной деятельности.
Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной.
В группах развивающая среда оказала благоприятное влияние на развитие творческих способностей детей. Она разделена на центры в соответствии с принципом гибкого зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные: наблюдение, беседы, сравнение, мониторинг, индивидуальная работа, так и нетрадиционные методы работы -, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика.
С данными детьми проводилась индивидуальная коррекционно – развивающая работа.
Работа выстраивалась при тесном сотрудничестве со всеми специалистами: логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. В течение года мои воспитанники, привлекались к участию в утренниках, конкурсах и проектах.
Содержание коррекционно-развивающей работы
Период | Задачи | Краткое содержание занятия |
Сентябрь | Развитие мыслительных операций, речи, вариативности мышления. Развитие временных представлений. Учить выражать разнообразные чувства в картинках Обогащение словаря. Развитие мелкой моторики рук Развивать слуховое восприятие Обогащение словаря Развивать артикуляционный аппарат к формированию правильных звуков в место нарушенных. Формировать умение определять звук М вначале, в середине и в конце слова. Формировать умение восстанавливать в памяти последовательность событий | «Д/и «Геометрическое лото» Игра «Что сначала, что потом?» - Игра «Кого куда», «Четвертый лишний» Карточки «Загадки» Игра «Закончи предложение» Пальчиковая гимнастика «Веселая зарядка» Есть на пальцах наших ногти, На руках – запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Есть колени, есть спина, но она всего одна. Есть у нас на голове, уха два и мочки две. Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки. Щеки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой. Вот что знаем мы с тобой! Д/упражнения «Кто хлопал», «Найди пару» «Назови три предмета», «Угадай что, где растет» Упражнения «Подуем на торт», «Веселый язычок», «Горка», «Часики» Дидактическое упражнение «Потерялся звук М» Дидактическое упражнение «Составь последовательность событий правильно» |
Октябрь | Развитие памяти Развитие речевых навыков: правильного звукопроизношения, четкости дикции, правильного голосоведения. Координация речи с движением. Обогащение словаря Учить обводить не отрывая руки от листа. Развивать умение пользоваться ножницами. Учить правильно держать кисточку. Учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу); Развивать навыки культурного общения Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа | Д/игра «Чего не хватает», «Что изменилось» 1. Жук жужжал, жужжал, жужжал. – Он за поездом бежал. Он жужжал, бежал, летел, А на поезд не успел. 2. Павел в поезде сидел. Павел булку с маслом ел. Слойку съел и сливу съел, И совсем не похудел. 3.Подвижная игра «Лодочка».
А теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет, Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем. К берегу пристала лодка Мы на берег спрыгнем ловко. И поскачем по лужайке Будто зайки, будто зайки. Д/упражнения «Что делает», «Закончи предложение», «Выполни команду» Работа с трафаретами (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Штриховка. Аппликация овощей и фруктов, рисование овощей (д/и «Отгадай загадку и нарисуй отгадку») «Расскажи про свой узор», «Укрась коврик геометрическими фигурами» «Разговор по телефону», «О чем спросить при встрече», «Вопрос – ответ» «Что за чем?», «Лишний предмет», «Выложи по памяти», «Запомни картинки», «Дополни фразу» |
Ноябрь | Формирование родовых и видовых обобщающих понятий Развитие внимания Развитие беглости мышления. Учить использовать в речи слова – антонимы, синонимы. Развитие пространственной ориентировки Учить анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению. Учить образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Развивать навыки общения, умение работать в паре
Развитие мелкой моторики | Упражнения «Звери – птицы – рыбы», «Продолжи ряд» Д/игры «Найди отличия», «Что лишнее». Упражнение «Назови слова с заданной буквой. Упражнение «Обобщения» Д/игры «Скажи наоборот», «Скажи похоже» Графический диктант Задание «Коврики», «Отгадай предмет по его частям» «Назови признаки сходства и различия квадрата и прямоугольника, круга и овала»; «Кому какая форма», «Широкое – узкое»; «Узнай и запомни», «Игра с обручем» (различение и нахождение геометрических фигур), «Составь предмет» (упражнять в составлении силуэта предмета из определённых частей геометрических фигур, счётных палочек); «Ласковые имена», «У меня нос, а у тебя», «Подскажи словечко», «Потерялись» «Мешочки с крупами», «Игры – забавы», «Шнуровка», «Нанизывание колец», «Игры с прищепками», рисунки по клеткам |
Декабрь | Учить отвечать на вопросы Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы Учить рисовать по штриховке Развитие ВПФ Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов Учить чётко проговаривать. | Беседа по картинкам Упражнения «Мостик дружбы», «Поделись с другом» Пальчиковая гимнастика Д/игра «Лабиринт», «Кто мой друг» Д/игра «Стоп, палочка остановись», «Похлопаем» Подборка чистоговорок, скороговорок: «Свинья рыла, рыла, рыла – весь двор перерыла», «Влас у нас, Афанас у вас», «Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор» и т.д.; |
Январь | Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса Развитие пространственной ориентировки Различение слов близких по звуковому составу Развитие зрительного восприятия Развитие речевой выразительности Развитие навыков вербального и невербального общения Развитие слухового восприятия. Учить запоминать, проговаривая звуки. Рассказывать стихи выразительно. | Д/игра «Шумовые баночки», «Где хлопнули» Д/упражнения «Где сидит?», «Возле, около, между» «Найди себе пару», «Так ли это звучит» «Беги ко мне», «Стрелка, стрелка, покрутись», «Открой свой домик», «Сложи рисунок», «Спрячь мышку», «Подбери по цвету» «Дирижеры», «Кто хозяин», «Составь схему», «Точка» «Горячий стул», «Лабиринт», «Интервью», «Знакомство», «Отражение эмоционального настроения», «Животное», «Камера», «Аукцион», «Зеркало» «Отхлопай слово» «Паровозик» «Узнай по голосу» Заучивание стихов о зиме |
Февраль | Развивать навыки общения, умение работать в паре Развитие зрительной памяти Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативной сферы Пополнение активного словаря относительно прилагательных Учим выражать разнообразные чувства в картинках | Задание «Коврики», «Отгадай предмет по его частям» Д/игра «Четвертый лишний» Д/игры «Опиши друга», «Что изменилось» «Подарок на всех», «Добрые слова» «Чья голова?», «Что бывает круглым» Д/игры «Эмоциональные мордашки», «Я и мое настроение» |
Март | Обучать правильно употреблять формы множественного числа имен существительных в родительном падеже Развитие пространственной ориентировки Формировать представления о гласных и согласных звуках, умение их различать Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека Развивать способности описывать картинку Развитие мелкой моторики рук Активизировать в речи прилагательные в превосходной степени | «У нас не было», «В доме есть», «Подбираем рифму», «Заготовки на зиму» Графический диктант Д/игра «Хлопни в ладоши», Расскажи правильно», «Какие бывают звуки» «Собака принюхивается», «Лисичка подслушивает», «Иди ко мне», «До свидания» «Кора дерева», «Подбери узор», «Фантастическое животное» «Опусти руку в мешок», «Веселые маляры», «Собираем урожай», «Зайчик», «Застегни одежду», «Найди фигурки в сухом бассейне» «Собери картинку», «Назови при знак», «Скажи правильно» |
Апрель | Работа над двухсложными и трехсложными словами из открытых слогов Автоматизировать звуки в словах и чистоговорках Развитие ВПФ Слуховую память и внимание Развить зрительную память, восприятие Развить непроизвольную образную память. Развитие воображения Развитие мелкой моторики. | Д/упражнения «Узнай, кто это?», «Конец слова за тобой» «Повтори за мной», Игра «Самолет» «Слушаем и рисуем», «Прогулка в картинках», «Я фотоаппарат», «Чего не хватает» «Какой игрушки не хватает», «Кто справа», «Чудесные слова», «Найди сам» «Опиши игрушку», «Выдумай историю», «Продолжи рисунок», «Так не бывает», «Новое назначение предмета» «Узнай картинку», «Смешинки», «Пятнография», «Чья тень», «Шкатулка со сказками». Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно. .Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. |
Май | Учить образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами Развитие мелкой моторики Развивать способности описывать картинку Развитие мелкой моторики рук Активизировать в речи прилагательные в превосходной степени | «Ласковые имена», «У меня нос, а у тебя», «Подскажи словечко», «Потерялись» «Су – джок», «Мешочки с крупами», «Игры – забавы», «Шнуровка», «Нанизывание колец», «Игры с прищепками», рисунки по клеткам. «Кора дерева», «Подбери узор», «Фантастическое животное» «Опусти руку в мешок», «Веселые маляры», «Собираем урожай», «Зайчик», «Застегни одежду», «Найди фигурки в сухом бассейне» «Собери картинку», |
Формы и направления работы с семьей
- Индивидуальные беседы, консультации, папки передвижки, открытые занятия.
- Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей» (знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики).
- Консультация «Развитие математических способностей у детей в старшем дошкольником возрасте», «Осторожно, грипп!», «Зимние забавы и игры», «Учимся правильно говорить», «Как провести с ребенком праздничные и выходные дни», «Игры экологического содержания»
- «Уголок для родителей»: – оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста».
- В течении года родители вместе с детьми принимали активное участие в различных городских и конкурсах детского сада. «Эколята», конкурсы от национального парка Зюраткуль, конкурс «Ладошки».
Работа по обновлению предметно-развивающей среды
- В течении учебного года я сделала дидактические игры «4 лишний»,
« Найди выход из лабиринта», «Дикие и домашние», «С какой ветки детка», «Найди отличия», «Собери узор» и др.
- Составила картотеки «Сюжетно-ролевые игры», «Игры по экологии», «Загадки» и другие.
- Сделала альбомы «Зюраткуль», «Зимующие птицы» .
Также вместе с детьми инсценировали разные сказки, используя различные виды театров: пальчиковый, теневой, кукольный, настольный. Дети хорошо владеют навыками использования атрибутов и предметов-заместителей в сюжетно-ролевых и творческих играх: «Моряки». «Салон красоты», «Школа», « Моя семья», «Строители» и т.д. Также велась работа по трудовому воспитанию и экспериментально-исследовательской деятельности детей. В уголке природы проводились наблюдения, опыты и уход за комнатными растениями: полив, рыхление, черенкование. С марта месяца устроили огород в группе, где выращивали зеленый лук, рассаду овощей и цветов. Провела НОД по экологии «Знатоки природы». Сделала проект «Природа вокруг нас»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)
Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада
ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада Учитель-логопед: ...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...