Создание организационно-управленческих условий для детей, имеющих особые образовательные потребности
методическая разработка по коррекционной педагогике

Бородулина Юлия Юрьевна

Создание организационно-управленческих условий

 для детей, имеющих особые образовательные потребности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_organizatsionno-upravlencheskih_usloviy.pptx1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Название продукта Авторы-разработчики Составила: Бородулина Ю.Ю., учитель-логопед, ГБДОУ № 10 Невского района « Создание организационно-управленческих условий для детей, имеющих особые образовательные потребности (опыт работы ДОУ с детьми с синдромом Аспергера) »

Слайд 2

Цель исследования : определить комплекс условий для детей с синдромом Аспергера, имеющих особые образовательные потребности. Дети, имеющие особые образовательные потребности: умственно отсталые дети; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением слуха; дети с нарушением зрения; дети с детским церебральным параличом; дети с нарушениями речи; дети, имеющие расстройства аутичного спектра (РАС)

Слайд 3

Синдром Аспергера Синдром Аспергера в основном характеризуется расстройством в навыках социального взаимодействия, негибкими и повторяющимися действиями и ограниченными, иногда странными областями интереса. Ребенок с синдромом Аспергера обычно затрудняется понимать выражение лица собеседника, иронию, шутки и метафоры, и может страдать в социальной ситуации или затрудняться в развитии отношений. Наблюдается экстремальный эгоцентризм , невозможность взаимодействовать со сверстниками, взаимодействие со сверстниками возможно, но не является привлекательным, не значимо и не ценится высоко, социальная и эмоциональная неадекватность общения.

Слайд 4

Опыт работы с детьми с синдромом Аспергера С 1995 года, в течение шести лет, я работала в ГАООРДИ г. Санкт-Петербурга (Городская Ассоциация родителей детей-инвалидов) с детьми-инвалидами, в том числе имеющими аутичные расстройства.. Еще тогда разрабатывались различные программы по социализации, интеграции таких детей в общество сверстников. Организовывались долгосрочные и краткосрочные совместные выезды. В одной из таких программ, программа « Пилигрим » - адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в здоровом обществе, я участвовала лично и видела проблему изнутри. Для успешной реализации программы была организована подготовка кадров. Мы все проходили дополнительное обучение прежде, чем приступить к работе; проводились совместные семинары-практикумы с родителями, круглые столы, консилиумы. Благодаря созданным условиям были достигнуты значительные результаты в реализации заданных ориентиров по социализации детей с аутичными расстройствами. В настоящее время я работаю учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В моей практике были дети с синдромом Аспергера, но кроме коррекции речевого развития, другой помощи эти дети не получили и в дальнейшем это очень повлияло на их обучение в школе. Одного ребенка перевели на « надомное » обучение, хотя для успешной социализации и интеграции в общество ему было необходимо общение со сверстниками и сопровождение таких специалистов, как психолог и социолог. Другой ребенок уехал на постоянное место жительство в Чехию, где получает необходимую помощь. Также большой проблемой считаю отсутствие ранней диагностики аутичных расстройств, которые не сопровождаются умственной отсталостью и задержкой психического развития. Часто проблемы выясняются только при поступлении ребенка в детский сад или в школу. Зачастую детей с таким расстройством направляют в группы для детей со сложным дефектом (олигофрения, умственная отсталость, задержка психического развития), или при школьном обучении переводят на обучение на дому, и ребенок снова не получает необходимой поддержки.

Слайд 5

Опыт работы с детьми с синдромом Аспергера Опираясь на собственный опыт работы, считаю, что для целей реабилитации таких детей необходимы либо нестандартные учреждения, в которых бы можно было сочетать лечебную, педагогическую, логопедическую и другую коррекционную помощь, или же необходимо индивидуальное медико-психолого-педагогическое сопровождение такого ребенка при инклюзивном внедрении его в общеобразовательную группу или группу компенсирующей направленности. Систематическая комплексная психолого-педагогическая коррекция детей-аутистов возможна лишь в специально организованных условиях, когда имеется возможность проследить динамику развития каждого ребенка, начиная с раннего возраста. Организация таких условий входит в задачи руководителя дошкольной организации

Слайд 6

В Западной Европе, США, Японии, где коррекцией аутичных расстройств (синдрома Аспергера) занимаются уже давно, педагоги, психологи и врачи достигли больших успехов в лечении, обучении и социальной адаптации таких детей. В нашей стране практическое решение вопроса об оказании помощи широкому контингенту детей с этим отклонением психического развития находится на самой начальной стадии развития. Уже несколько лет работают ассоциации родителей аутичных детей в Москве и Санкт-Петербурге. Не один год на базе комплекса детский сад № 14 - начальная школа Центрального района Санкт-Петербурга успешно функционируют группы по обучению и воспитанию аутичных детей. Назрела необходимость включения в государственную программу разработки специальных мер по организации комплексной помощи аутичным детям и подготовки педагогов, психологов, реабилитологов для работы с ними.

Слайд 7

Основной задачей исследования дипломной работы является определение комплекса условий, которые позволят реализовать индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия для успешного обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями (с синдромом Аспергера). С введением нового закона об образовании, Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, внедрение инклюзивного обучения, создание пространства, обеспечивающего возможность получения образования детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе детьми с синдромом Аспергера является одной из приоритетных задач педагогической системы.

Слайд 9

Для кого? С кем? Данная структура предполагает определенную последовательность действий по созданию организационно–управленческих, психолого-педагогических, организационно–педагогических и иных условий для индивидуального сопровождения воспитанников в дошкольном учреждении. Организационно-управленческие условия. Создание нормативно – правовой базы. Необходима разработка соответствующих локальных актов, положений, обеспечивающих эффективное образование. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать Договор с родителями, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов образовательного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута.

Слайд 10

Для кого? С кем? 2. Партнерство с ПМС-центрами , центрами развития, медицинскими центрами, ассоциациями, благотворительными и др. организациями. Необходима система взаимодействия и поддержки образовательного учреждения со стороны «внешних» социальных партнеров — территориальной ПМПК, методического центра, ПМС-центра , специальных (коррекционных) школ и детских садов, органов социальной защиты, организаций здравоохранения, общественных организаций. С этими организациями надо простроить отношения на основе договоров. Наличие доступной сети образовательных учреждений (включающих как общеобразовательные, так и специальные коррекционные образовательные учреждения).

Слайд 11

3. Подготовка материально – технической базы в ДОУ. Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения; санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных раздевалок, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с особыми образовательными потребностями, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства дошкольного учреждения, рабочего места ребенка, и т. д.); пожарной и электробезопасности , с учетом потребностей детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в данном учреждении. для определенных категорий детей важным является организация питания и медицинского сопровождения. 4. Финансово-экономические условия. Эти условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех требований и условий, включенных в индивидуальную образовательную программу, в том числе прописанный в ней штат специалистов, реализующих психолого-педагогическое сопровождение, обучение и воспитание ребенка с особыми образовательными потребностями, а также обеспечивать эффективную реализацию самого индивидуального образовательного маршрута.

Слайд 12

5. Кадровое обеспечение. Требования к кадровым условиям включает следующие положения: укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей; уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с особыми образовательными потребностями; непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии; непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, должна обеспечиваться освоением работниками дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной педагогики в достаточном объеме, не реже, чем каждые пять лет в научных и образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

Слайд 13

6. Информационное обеспечение. Среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с особыми образовательными потребностями, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.); культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учетом особых образовательных потребностей детей с особыми образовательными потребностями, компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с особыми образовательными потребностями с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Также актуально включение инфозон в дошкольные образовательные учреждения. 7. Информирование общественности. Должна быть создана комплексная система по информированию общественности, с использованием инфозон, сайтов учреждения (дистанционное общение), с проведением круглых столов, советов, консилиумов , родительских собраний и т.д.

Слайд 14

Организационно – педагогические условия Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми участниками образовательного процесса. В образовательном пространстве образовательного учреждения должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, учебной мотивации. Психолого-педагогические условия Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями на протяжении всего периода его нахождения в образовательном учреждении. Для этого необходимо предусмотреть: в штатном расписании или по договору специалистов психолого-педагогического сопровождения для детей с особыми образовательными потребностями; организовать взаимодействие коллектива специалистов психолого-медико-педагогического консилиума.

Слайд 15

Результаты проведенного исследования показали, что успех коррекционной работы с ребенка с аутичным расстройством зависит от координации действий родителей, врача, психолога и педагога, а прежде всего координации действий руководителя образовательного учреждения, задачей которого является создать комплекс управленческих условий для их реализации. В системе дошкольного образования должны быть созданы такие организационно-управленческие условия, которые смогли бы обеспечить возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации адаптированной программы дошкольного образования детей с особыми образовательными потребностями, использования научно обоснованных и достоверных инновационных разработок в области коррекционной педагогики. Проведенное исследование позволило, в соответствии с поставленными целями и задачами, выявить особенности образовательных потребностей детей с аутичными расстройствами, определить специфические задачи организации управления по созданию комплексных условий в ДОУ, организационно-управленческого, организационно-педагогического, психолого-педагогического сопровождения для успешной социализации и обучения детей с аутичными расстройствами.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

Консультация для педагогов "Методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности"

В данной статье не рассматриваются цели, задачи и методика работы с детьми в специальных группах для детей дошкольного возраста с отклонениями и задержками развития. Однако и в массовой группе воспита...

семинар-практикум "Возможности инклюзивного образования. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности"

Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования....

Характеристика семей имеющими детей с особыми образовательными потребностями

В статье подобран материал,  характеризующий семьи, имеющие детей с особыми образовательными потребностями. Данный материал будет полезен специалистам, работающим с детьми и семьями,  имеющи...

Создание специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями

В статье рассматривается алгоритм сопровождения детей с ОВЗ в образовательной организации...

Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"

Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной  адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАБОТА С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Данный материал  будет полезен  специалистам работающим с семьями  детей с особыми образовательными. потребностями.   В работе    раскрыты такие  воп...