Картотека игр для детей с ОВЗ
картотека по коррекционной педагогике (средняя группа)

Игра, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, составляет основу занятий с ребенком, способствует активному формированию речи, активизации основных психических процессов, обучению методам взаимодействия в социуме. А.Н. Леонтьев подчеркивал важное значение игры для познавательного и личностного развития ребенка-дошкольника. Особенно важное значение как инструмент развития и познания игра приобретает для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_detey_s_ovz.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр (для детей с ОВЗ)

Развивающая игра с ленточками

Развивающая игра с ленточками является развлечением, но кроме хорошего настроения она обучает через подражание; учит действовать двумя руками одновременно; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает фантазию, познавательные способности (память, внимание, творческое мышление) и эстетическое чувство; улучшает координацию движений; развивает ловкость и умение манипулировать различными предметами.

1.        Приготовьте для игры несколько разноцветных бумажных лент, каждая не более 40 сантиметров длиной.

2.        Возьмите ленту в руки и подойдите к ребенку.

3.        Начните играть с лентой, чтобы она извивалась у вас в руках. Поворачивайте ее в разных направлениях и свободно варьируйте темп движений.

4.        Ребёнок тоже захочет присоединиться к вам. Дайте ему одну из лент.

5.        Покажите ребенку, как правильно держать и двигать ленту.

6.        При помощи лент можно выписывать в воздухе различные фигуры. Когда ребёнок научится управлять лентой, попробуйте поиграть ленточками под музыку, двигаясь ей в такт, танцуя с ними.

7.        Также ленту можно привязать к небольшой палке (как в художественной гимнастике), и заставлять ленту виться, двигая палку.

"Волшебные пузырьки"

Чтобы ребенок постоянно развивался необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не значит, что нужно покупать дорогие игрушки. Главное, это фантазия родителей. Благодаря этой самой фантазии можно даже любое полезное занятие, и даже любой незначительный предмет превратить в волшебство, в сказку.

Примером такой развивающей игры является «Волшебные пузырьки». Она подходит деткам от одного года, и благодаря ей ребёнок учится через подражание; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает познавательные способности (память, внимание, творческое мышление, экспрессию); выполняет дыхательные упражнения; учит распознавать различные материалы и поверхности; способствует эмоциональному развитию, выработке способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности, а также дает выход энергии и море хорошего настроения.

1.        Приготовьте для игры пластмассовую мисочку и палочку для коктейля.

2.        Посадите ребёнка за стол, поставьте перед ним миску с водой. Покажите ему палочку для коктейля и научите его дуть в нее.

3.        Когда ребенок научится, предложите ему подуть в воду сквозь палочку, чтобы на поверхности появились пузырьки.

4.        Малышу очень понравится пускать пузыри и слушать звук, который раздается при этом.

5.        Можно, взяв две трубочки, вместе выдувать пузыри на поверхности воды.

6.        На следующий раз, когда ребёнок хорошо научится дуть, и не будет втягивать воду в себя, приготовьте мыльный раствор (смешайте с водой немного шампуня), и тогда, дуя в трубочку, малыш будет создавать необычные волшебные конструкции из мыльных пузырей.

Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики

Шнуровка

Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.

Самым простым вариантом шнуровки являются плоские деревянные или пластмассовые цветные двухсторонние фигурки, изображающие зверей и другие предметы. На каждой из фигур имеются до двух десятков маленьких отверстий- дырочек, в которые можно протянуть шнурок, тесьму, ленту и т. п. Задания могут быть различными: протянуть шнурок в каждое отверстие через край трафарета, протягивать шнурок в каждую вторую (третью) дырочку по контору, пришнуровать фигурки друг к другу.

Счетные палочки

К четырехлетнему возрасту ребенок в состоянии выложить из счетных палочек или спичек простые геометрические фигуры: квадраты, треугольники. Ребенку предлагается брать палочку двумя пальчиками из кучки, лежащей нас толе, так, чтоб не рассыпать все остальные. Возможно использования образца постройки-изображения на листе бумаги. В ходе таких манипуляций дети могут закреплять знания геометрических фигур, цвета, букв цифр и т. п. Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственные представления Конструкторы.

Мозаика

Основная идея мозаики как пособия для развития ребенка заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу, таким образом, совершенствуется мелкая моторика рук. Чтобы сложить из частей целое изображение, малыш должен проявить сообразительность и наблюдательность, терпение и настойчивость. Сегодня существует большое многообразие мозаик: большие напольные без ограничения поверхности, мелкие гвоздиковые, магнитные, термомозаики.

Деревья"

обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

"Стол"

правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

"Гнездо"

пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

"Дом", "Крыша", "Башня"

держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

"Магазин"

руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед "крышей".

"Коза"

вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

"Кошка"

пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

"Очки"

образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.

"Зайчик"

вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

"Звонок"

на столе перед детьми настольный звонок - кнопка или ее рисунок. Ребёнок сначала выборочно любым пальцем нажимает кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.

"Пальчики здороваются"

кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.

"Оса"

выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

"Человечек"

указательный и средний пальцы бегают по столу.

"Птички летят"

пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения "вверх-вниз" - птички летят, машут крыльями.

"Игра на пианино"

имитация        игры        на        пианино.        Можно        имитировать        игру        на других        музыкальных инструментах ("Веселый оркестр").

"Курочка пьет воду"

локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

"Веселые маляры"

движения "кистью" влево-вправо, вверх-вниз.

"Блины"

Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

"Кошечка"

Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

"Кошка-мышка"

Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

"Бинокль"

Второй, третий, четвертый, пятый пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.

Игры для развития речи

Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Жираф и мышонок

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения. Ход игры

Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки — вдох {«У жирафа рост большой...»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, — выдох, с произношением звука ш-ш-ш («...У мышонка — маленький»). Потом ребенок идет и одновременно произносит: Наш жираф пошел.

домой вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, у мышонка — маленький. (Повторить 6-8 раз.)

Разноцветные снежинки

Цель: развитие координации и мелкой моторики рук, воздействие на центры речи, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы. Ход игры

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много резных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки. Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

Лиса-Патрикеевна

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и околоротовой мускулатуры в покое.

Материал: доска («мостик») или широкая лента, маленькие сушки или печенье. Ход игры

«Мостик» - доска лежит на полу. Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.

Водичка

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.

Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей. Ход игры

Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т.е. произносит звук С протяжно.

Воздушные шары

Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6—7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги — шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

Сложи картинку

Для игры понадобятся картинки со схематическими изображениями предметов: вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок, домик. Кроме рисунков, необходимо приготовить вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, трапеции. Покажите ребенку одну картинку, рассмотрите из скольких частей состоит

предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.

Цветные коробочки

Для этой игры нам нужны несколько коробочек, например, из-под духов, фотопленки (в форме цилиндра), конфет “монпансье” (круглая плоская коробочка), спичек, зубочисток и т.п. Необходимое условие – коробки должны быть небольшими по величине, многократно и легко открываться, не ломаясь при этом. Количество коробок зависит от возраста и возможностей малышей – начинаем с 5-7 коробочек, по мере обучения можно увеличить их число до 8-10.

Коробочки нужно обклеить бумагой или картоном (очень удобна самоклеящаяся бумага) определенного цвета. Коробки станут красивыми и разноцветными. Перед игрой мы их рассматриваем и точно называем цвет (красная, синяя, желтая …), величину и форму (большая, круглая, высокая…). Затем договариваемся, что (или кто) прячется в коробочках. У нас в них живет и играет в прятки Мышонок из киндер- сюрприза.

Игра начинается: дети честно закрывают глазки, а Мышонок прячется в одной из коробочек. Затем, когда Мышонок спрятан и глазки открыты, можно назвать признаки заветной коробки.

Какие это признаки, зависит от поставленной задачи, от опыта детей. Можно назвать только цвет, если мы учим цвета, или форму, или величину, или два признака сразу: “в маленькой красной”.

Пескотерапия

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Взрослые видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

"Кроказябла" - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Упражнение "Песочные строители"

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф - только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Спортивные игры

особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения типа:

-        сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;

-        разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака и в кулак;

-        отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать положение руки: ладонь-ребро (одной и двумя руками);

-        поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола;

-        перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;

-        отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый шарик;

-        тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;

-        вырабатывать переключение движений правой и левой руки (ладонь-кулак, ладонь- ребро ладони и т. п.);

-        воспроизводить различные положения руки (кулак-ладонь - ребро), пальцев (колечко- цепь, щепоть);

-        захватывать        поочередно        мелкие        предметы        небольшого        диаметра        различными пальцами.

"Не перепутай" ("Нос-ухо-нос")

Ведущий объясняет участникам правила игры: при слове НОС нужно дотронуться до носа, при слове ЛОБ - до лба и т.д. Когда дети усвоят правила, будут верно называть части лица, головы, то проводится более усложненный вариант игры.

Ведущий пытается запутать детей: "Нос-нос-нос-ухо". Сказав УХО, ведущий указывает пальцем на подбородок и т.д.

Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать быстроту реакции.

"Узнай по голосу"

Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие, помогает познакомить и сблизить детей.

Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза у которого завязаны. Дети идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются. Педагог говорит:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встанем. Ты загадку отгадай:

Кто тебя позвал, узнай?

Педагог, молча показывает на одного из играющих, который восклицает: "Узнай, кто я!" или "Назови меня". Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.

"Нас не слышно и не видно"

Водящий с завязанными глазами садится на траву (пенек). Остальные располагаются по кругу в 20 шагах. Тот из играющих, на кого укажет ведущий, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если он укажет направление верно, то сменяет водящего. Победителем окажется тот, кто сумеет приблизиться к водящему, дотронуться до плеча, а потом назвать по имени. Водящий должен по голосу узнать товарища. Игра способствует развитию слухового восприятия, памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет

Картотека игр для детей для детей 5-6 лет...

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...

Картотека игр для детей по тее "домашние птицы" для детей 3-4 лет

Подборка игря для детей с нарушением зрения 3-4 лет по теме "Домашние птицы"...