Коррекционно-развивающая работа по АОП для слабовидящих детей 3-4 лет
материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Коррекционно-развивающая работа по АОП для слабовидящих детей 3-4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slabovidyashch_3_goda.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение
Коррекционно-развивающая работа по АОП для
слабовидящих детей 3-4 лет
Ф.И. ребёнка: Н.В.
Дата рождения: 27.08.2018 г.
Группа: 2 младшая
Психические функции | Задачи коррекционно-развивающей работы |
Развитие мышления | - развитие мыслительной активности; - обучение сравнению предметов; - развитие умения обобщать предметы. |
Развитие внимания | - расширение объёма внимания; - развитие умения самостоятельно складывать разрезные картинки с разной конфигурацией разреза; - обучение нахождению разницы в деталях предметов при их сопоставлении. |
Развитие памяти | - развитие зрительной и словесно-логической памяти; - развитие произвольной памяти. |
Развитие восприятия | - развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса по подражанию и образцу; - формирование пространственных ориентировок в координатах. |
Развитие речи | - формирование умений слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию. |
Планируемые результаты
Возрастные характеристики возможных достижений ребёнка | ||
Целевые ориентиры | Познавательное развитие | Речевое развитие |
Мышление | ||
Развитие мыслительной активности. | Решает простейшие интеллектуальные задачи, стремиться к получению результата. | При затруднениях обращается за помощью. |
Обучение сравнению предметов. | Сравнивает и соотносит предметы по величине, цвету и форме путём зрительного соотнесения. | Называет или показывает по просьбе взрослого необходимый сенсорный эталон. |
Развитие умения обобщать предметы. | Сравнивает предметы на основании заданных свойств, улавливает взаимосвязи между ними и группирует. | Называет обобщающие понятия или находит группы нужных предметов по просьбе взрослого. |
Внимание | ||
Расширение объёма внимания | Удерживает в поле зрения 2-3 объекта, выполняет действия с ними, вычленяет их свойства. | Внимательно слушает вопросы взрослого, отвечает на них. |
Развитие умения самостоятельно складывать разрезные картинки с разной конфигурацией разреза | Поисковые действия приобретают направленный характер с учётом достигаемого результата. Принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом перебора вариантов. | Сам задаёт вопросы, просит помощи, называет объект. |
Обучение нахождению разницы в деталях предметов при их сопоставлении. | Направляет своё внимание на знакомство с новым познавательным содержанием. Выполняет элементарные обследовательские действия | Называет предметы ближайшего окружения и признаки их внешнего вида. |
Память | ||
Развитие зрительной и словесно-логической памяти. | Повторяет за взрослым действия и фразы. | Сохраняет дружелюбный тон общения, говорит фразы из двух слов. |
Развитие произвольной памяти | Удерживает в памяти 3-4 предмета. | Принимает, понимает и выполняет словесную инструкцию. |
Восприятие | ||
Развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса по подражанию и образцу | Пытается использовать рекомендованные взрослым способы действия, действует по подражанию. | Слушает педагога, реагирует на общение, испытывает положительные эмоциональные ощущения от общения со взрослым, от выполнения совместных игровых действий с детьми. |
Формирование пространственных ориентировок в координатах. | Различает пространственные направления: направо-налево, вперёд-назад, вверх-вниз. |
Перспективный план коррекционно-развивающих занятий.
Используемые программы:
- Комплексная образовательная программа «Тропинки» (под ред. В.Т. Кудрявцевой).
- «Коррекционно-развивающая программа для детей от 2 до 3 лет» Н.Ю. Пронина
- «Программа по развитию и коррекции познавательной сферы для дошкольников от 3 до 5 лет» А. Ганина
Темы | Задания и цели |
«Наш огород» | Учить узнавать овощи, ягоды выбирая нужную картинку или муляж по просьбе взрослого. Группирование по величине, цвету. Знакомство с поятиями кислый, сладкий. Аппликация «Что растет на нашей грядке». Цель: Наклеивание заготовок моркови, помидор и огурцов на три тарелочки. Учить группировать предметы и располагать их внутри нарисованных кругов. Цветовое восприятие. Лепка «Тыква». Цель: развитие мелкой моторики. Логоритмика: «В нашем поле»; «Яблонька», «Картошка», «Лук», «Грибок»; «Выход есть из огорода», «Колесо» А. Логачевская. Цель: приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности. «Чего не стало?» (на материале по теме «Овощи»). Цель: развитие внимания и памяти. «Волшебный мешочек». Цель: с помощью тактильных ощущений учить узнавать фрукты, овощи. «Магазин овощей и фруктов». Цель: учить группировать картинки соответственно их принадлежности к овощам и фруктам. Развитие навыков классифицирования. «Чего не стало?» (на материале темы «Овощи и фрукты). Цель: развитие паяти и внимания. «Что мы купили в магазине?». Цель: узнавать и называть предметы. Учить строить 2-3 предложения, объединенных одним сюжетом. Развитие умственной активности детей, побуждение к диалогу. |
Изучаем цвета | Цветовое восприятие, подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов. Аппликация: «Цветной зонтик»; лепка «Радуга», «Украсим фартук для бабушки». Цель: развивать мелкую моторику, восприятие цвета, умение действовать по подражанию. Логоритмика: «Радуга-радужок», «Порисуем», «Мяч», «Я рисую» А. Логачевская. Цель: приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности. «Сложи узор» - «длинный и короткий заборчики». Развитие мелкой моторики, восприятие цвета, закрепление понятия длинный - короткий. «Разноцветные комнаты». Развитие представлений об основных цветах спектра: красном, желтом, зеленом, синем, фиолетовом. «Веселые прищепки». Цель: группирование по цветовому спектру. Рисование карандашами «Разноцветные пуговицы». Цель: Умение рисовать круглую форму, развитие моторики, восприятие цвета. Лепка «Мухомор». Цель: Развитие моторики, умение придавливать белые горошки на трафарет мухомора. Рисование карандашами «Воздушные шарики». Цель: Цветовое восприятие (нарисовать к каждому шарику ниточку того же цвета), развитие внимания. «Башня». Цель: развитие цветового восприятия, развитие моторики. |
В стране фигурок | Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником, овалом и их названиями. Учить рисовать круг, округлую форму фруктов (апельсин, яблоко). Учить рисовать квадрат (подарки, телевизор). Учить рисовать треугольник (елка). Учить рисовать овал (огурец). Цель: развитие мелкой моторики. Д/и «Найди пару: веселые фигуры». Цель: Формирование геометрической зоркости в умении соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами. «Волшебный мешочек». Цель: с помощью тактильных ощущений учить узнавать геометрические фигуры. Д/и «Фигуры». Цель: Нахождение предметов той же формы, что и образец. Вспомнить как можно больше предметов заданной формы. «Построим домик для фигур». Цель: Развитие представлений о геометрических фигурах с целью их самостоятельного воспроизведения. Аппликация «Гусеница». Цель: действие по образцу. |
«Величина» | Формирование элементарных математических представлений о величине. Д/и «Корзинки». Цель: Группирование на три размера. Закрепление понятий «большой», «средний», «маленький». «Построим башню». Цель: Ознакомление со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), определение величины предмета по отношению к другим: «большой», «средний», «маленький». «Красивый коврик». Цель: Закрепление цвета, формы, величины. Развитие мелкой моторики. Логоритмика: «Великаны и гномики», «Посадили цветок», «Большая собака» А. Логачевская. Цель: приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности. |
«Мячики и кубики» | Наклеивание заготовок мячиков и кубиков в разные коробки, располагая их в нутрии обозначенного пространства. Развитие мелкой моторики. Логоритмика: «мяч», «Ежик», «Клубок катится», «Ягодка», «Дом» А. Логачевская. Цель: приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности. Сортировка больших и маленьких мячей. Игра «Попади в цель». Цель: развитие точности движений. «Разноцветные мячики». Цель: развитие слухового внимания, цветового восприятия, мелкой моторики. |
Блоки Дьенеша | «Мишка». «Зайка», «Грузовика», «Трактор». Восприятие геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) по форме и цвету. |
Рисование на песочном столе | Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений. «Листочки на деревьях», «Заборчик», «Украсим наволочку для подушки», «нарисуй ворсинки к щетке», «Следы на снегу», «Елка», «Гусенница», «Тыква», «Крош», «Снежинки», «Цветок», «Салют», «Бабочка», «Кошка», «Собака». Цель: развитие мелкой моторики, воображения. |
«Домашние и дикие животные и их детеныши» | Узнавание животных и их детенышей. Называть их (котенок, щенок, козленок, поросенок, ягненок и т.д.). Называть части тела, особенности внешнего вида (шерстина, щетина). «Сложи узор» «Домик для мамы, домик для детеныша». Цель: Развитие моторики, цветового восприятия. Умение работать по образцу. Закрепление понятий большой – маленький. Лепка: «Угощение для Тузика». Цель: умение лепить предмет (кость) из целого куска пластилина. Части тела домашних животных. Какую пользу они приносят. «Кто злой кто добрый?». Цель: Знакомство с эмоциями животных. Пособие «Слушать интересно» (животные). Цель: развитие слухового восприятия. «Дикие и домашние животные». Цель: Развитие навыков сравнения и обобщения, умение группировать картинки. «Чего не стало?» (на материале темы «Домашние и дикие животные и птицы»). Цель: развитие внимания и памяти. «Кто что ест?». «Кто где живеет?». Цель: Уточнять представления ребенка о том, кто что ест и кто где живет. |
«Птицы» | Называть части тела птиц, особенности их внешнего вида. Какую пользу приносят домашние животные и птицы. Пособие «Слушать интересно» (птицы). Цель: развитие слухового восприятия. Аппликация: Сова. Цель: Развитие мелкой моторики. Логоритмика: «Сова», «Пугало», «Сорока-белобока» А. Логачевская. Цель: приобретения двигательного опыта и совершенствования двигательной активности. |
«Мебель» | Развитие речи и мышления, знакомя детей с понятием мебель. Вводить понятия «кухонная мебель», «мебель для спальни». |
«Игрушки» | Развития мышления. Введение в речевую практику детей слово «игрушки», раскрыв его смысл как существительное с собирательным значением. Умение находить игрушку по ее изображению на картинки. |
«Питание» | Д/и «Парные картинки: съедобное – несъедобное. Цель: Развитие зрительного восприятия, речи, обогащение словарного запаса. Закрепление понятий съедобное – несъедобное. |
«Одежда» | Формирование функций обобщения. Введение понятия одежда. Находить предметы одежды на картинках и называть их. «Попробуй, расстегни». Цель: Закрепление понятия «одежда». Развитие мелкой моторики, навыков самостоятельности. |
«Обувь» | Ввести в активную речь детей слова, обозначающие обувь. Развитие навыков классифицирования «одежда – обувь». «Шнуровка». Цель: развитие мелкой моторики. Д/и «Шапочка и ботиночки». Цель: Эмоциональное развитие, умение подбирать к заданному цвету цветные заготовки, умение работать по инструкции. |
«Транспорт» | Формировать понятие «транспорт». Ввести сравнения и обобщения в понимаемой речи на основе предъявления картинок. «Специальные машины». Цель: закреплять представление о специальных машинах. Учить замечать характерные признаки. |
Времена года | «Зима». Цель: Развивать умение рассматривать картинки с развернутым сюжетом. Ввести в активный словарь слово «зима» и сочетание слов «зимнее время года». «Когда это бывает?». Цель: Закреплять знания ребенка о частях суток, упражнять в подборе сюжетной картинки к символическому изображению частей суток (утро, день вечер, ночь). «Весна». Цель: Учить рассматривать картинку с развернутым сюжетом, замечать некоторые детали в изображении одежды детей. |
«Закрепление» | Группирование предметов по общему признаку (овощи, посуда, мебель, одежда и т.д.) Подводить ребенка к умению исключать не подходящий к группе предмет. «Чего не стало?» (На материале тем «одежда», «обувь», «мебель», «посуда» и др.). Цель: Развитие внимания и памяти. «Отгадай, кто это? Что это?». Цель: Умение называть предмет по предложенным признакам, по его словесному описанию, развитие зрительной памяти, воображения, внимания. «Убери лишнюю картинку». Цель: Упражнять в группировании предметов по классам, в исключении предмета, не подходящего к данной группе предметов по какому-либо признаку. Объяснять свои действия. |
Сказки | Сказка «Курочка Ряба Учить самостоятельно воспроизводить последовательность событий при помощи картинок, подробно пересказать сказку с опорой на картинки (без опоры на картинки). Сказка «Репка» Учить самостоятельно воспроизводить последовательность событий при помощи картинок, подробно пересказать сказку с опорой на картинки (без опоры на картинки). Сказка «Колобок» Учить самостоятельно воспроизводить последовательность событий при помощи картинок, подробно пересказать сказку с опорой на картинки (без опоры на картинки). |
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
(Обследование высших психических функций
по методике Е.А. Стребелевой)
Мышление.
1. «Достань ключик» Выявление уровня развития наглядно-образного мышления.
Критерии | Дата | |
Принимает задание, но не может самостоятельно проанализировать ситуацию, изображённую на картинке. Лишь со стимульной помощью решает задачу в наглядно-образном плане. | ||
Принимает задачу, пытается решить её в наглядно-образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображённую на картинке, поэтому перечисляет изображённые объекты. | ||
Принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения («Не знаю») | ||
Не принимает задания |
Внимание
1. «Переплетение линий» Оценка устойчивости внимания.
Критерии | Дата | |
Прослеживает взглядом линии, но иногда сбивается, прослеживает линии пальцем без ошибок. | ||
Прослеживает линии с помощью пальца. | ||
Внимание неустойчивое, не прослеживает линии даже с помощью пальца. | ||
Отказывается выполнять задание. |
2. «Найди отличия» Оценка концентрации внимания.
Критерии | Дата | |
Нашёл и перечислил 3 отличия со стимульной помощью педагога. | ||
Нашёл и перечислил 2 отличия со стимульной помощью педагога. | ||
Нашёл и перечислил 1 отличие со стимульной помощью педагога. | ||
Отказывается выполнять задание. |
Память
1. «Выполни действия» Оценка уровня развития слуховой памяти.
Критерии | Дата | |
Повторяет действия, фразы, допуская при этом единичные ошибки. | ||
Удерживает в памяти лишь первые 2-3 действия, повторяет фразы со значительными изменениями и перестановками. | ||
Удерживает в памяти 1-2 действия, не может повторить ни одной целой фразы, а лишь отдельные слова, не связанные между собой по смыслу. | ||
Не выполнил ни одного задания. |
2. «Чего не стало?» Оценка уровня развития зрительной памяти.
Критерии | Дата | |
Запоминает и удерживает в памяти 4 предмета. | ||
Запоминает и удерживает в памяти 3 предмета. | ||
Запоминает и удерживает в памяти 2 предмета. | ||
Отказывается выполнить задание. |
Восприятие
1. «Разрезная картинка» Выявление уровня целостного восприятия»
Критерии | Дата | |
Принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленной пробы. | ||
Принимает задание, но условий задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения. | ||
Не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения. | ||
Отказывается выполнять задание |
2. «Цветные кубики» Выявление уровня восприятия цвета (выявление по слову названия цвета)
Критерии | Дата | |
Принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову 2-3 цвета, но не называет. | ||
Принимает задание, сличает 2-3 цвета, после обучения не может выделить цвет по слову-названию. | ||
Не понимает задание, в условиях обучения действует неадекватно. | ||
Не понимает инструкцию, отказывается выполнять задание. |
Заключение по результатам диагностики
Дата_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)
Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада
ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада Учитель-логопед: ...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...