Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ 4–5 лет"
статья по коррекционной педагогике

Баранова Ксения Викторовна

Консультация для воспитателей

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ 4–5 лет

В данной консультации представлены теоретический материал и  игры, которые можно использовать для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_4-5_let.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ 4–5 лет

Чтобы определить принцип подбора игр и упражнений для коррекционно-развивающей работы, необходимо рассмотреть психолого-педагогическую характеристику нормально развивающихся детей дошкольного возраста. Центральное место в развитии ребенка младшего дошкольного возраста занимает восприятие. Восприятие – это отражение целого предмета, действующего непосредственно на органы чувств человека.      

Начиная с трехлетнего возраста основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Вначале у детей формируется представление об основных цветах светового спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Эталонами формы служат геометрические фигуры. Усвоение эталонов форм предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена форма трапеции. Геометрические фигуры предъявляют детям как отдельные фигуры, вне их соотношений, установленных геометрией. Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при соотношении условных мер. Величина предмета устанавливается в зависимости от места, занимаемого им среди однородных предметов. Сначала детей младшего дошкольного возраста знакомят с основными образцами, а затем – с их разновидностями.

Дошкольников учат группировать предметы, различные по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. Возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов. Далее учат обследовать форму предметов. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Сначала детей учат выбирать больший (меньший) из двух предметов, а затем – выбирать предметы по образцу. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме, вокруг образцов эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. В результате у детей развивается аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.  

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта. Память ребенка младшего дошкольного возраста непроизвольная, т.е. запоминание происходит за счет интереса. Характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Память связана с деятельностью ребенка. Мышление – это процесс познания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Мышление носит наглядно-действенный характер: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметом. Ребенку необходимо потрогать предмет, чтобы понять его. В этом ему помогают сформированные сенсорные эталоны, т.е. при нагядно-действенном мышлении для решения задач привлекаются внешние двигательные пробы. Основное направление работы – подготовка к формированию наглядно-образного мышления. В пятилетнем возрасте происходят важные изменения в психических процессах дошкольника. Появляются элементы произвольности в таких процессах, как память и внимание. Восприятие ребенка пяти лет становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок может подолгу, не отвлекаясь, наблюдать, рассматривать, искать. Сущность процесса восприятия в этом возрасте заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира. На развитие восприятия большое влияние оказывает развитие речи и мышления.

При изучении свойств и состояний предметов, выявлении связей и действий с ними ребенок начинает видеть и понимать реальные отношения между предметами. Развивающие занятия для детей данного возраста способствуют обучению их выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, формированию умения применять условные заменители вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели. Для успешного закрепления навыков необходимо включать их в доступные и интересные ребенку виды деятельности: игру, рисование, лепку, конструирование. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Если ребенка пятилетнего возраста просить постоянно называть вслух то, что он должен удержать в поле своего внимания, то ребенок будет вполне в состоянии произвольно и в течение достаточно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных объектах или их деталях. Развитие памяти в пять лет также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. Дети способны принять задачу на запоминание. Ребенок начинает осознавать и использовать некоторые приемы запоминания (простое повторение, проговаривание вслух, опора на уже знакомое, приемы осмысленной обработки материала – смысловая группировка и опора на внешние вспомогательные средства). Но сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются пока эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых, и во время занятий. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести играя. Необходимо учитывать и то, что память ребенка этого возраста – это его интерес. Ребенок легко и надолго запоминает то, что вызвало у него непосредственный интерес, что привлекло его своей яркостью, необычностью, то, чем ребенок действовал (конструировал, перекладывал). Если предметы при этом еще и называются, то эффективность запоминания значительно увеличивается. Большую роль в развитии памяти у ребенка пяти лет играют слуховые и зрительные впечатления. Главной линией развития мышления к пяти годам становится дальнейшее совершенствование наглядно- действенного мышления на базе развивающегося воображения, формирование наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти. При наглядно-действенном мышлении двигательные пробы, характерные для детей 3-х лет, уже осуществляются в уме, в виде образов.

Действия наглядно-образного мышления – это построение и применение схематизированных образов, отображающих связи и отношения между объектами и явлениями в реальной действительности. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи, развивается предвосхищение. Некоторые задачи ребенок может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, главным средством решения задачи становится образ.

Рекомендуемые упражнения для индивидуальной работы

с детьми с ОВЗ:

Упражнение

Цель: развитие памяти, мышления.

Инструкция: как ты думаешь, где чей дом? Помести каждого животного в свой домик, постарайся запомнить, кто в каком домике живет.

Стимульный материал: рис. 72.

Источник: Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие. М.: Эксмо, 2007. С. 6–7.

Упражнение

Цель: развитие механической и логически опосредованной памяти.

Инструкция 1: Послушай слова и постарайся их запомнить: кукла, зонт, карандаш, лук, ведро, самолет, книга.

Инструкция 2: Запомни пары слов: вода – мыло,

мышь – нора, небо – туча, ветка – листья, ваза – цветы.

Вспомни второе слово в каждой паре: вода –..., мышь – ..., небо –..., ветка –..., ваза –...

Источник: Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие. М.: Эксмо, 2007. 72 с.

Упражнение

Цель: развитие мышления, памяти.

Инструкция: послушай предложение повтори и закончи его:

– У птицы перья, а у кошки… (шерсть).

– Самолет летит, а корабль … (плывет).

– Утка крякает, а лягушка… (квакает).

– У вороны гнездо, а у собаки... (конура).

– Зимой идет снег, а осенью… (дождь).

– Яблоки в саду, а огурцы... (в огороде).

Источник: Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие. М.: Эксмо, 2007. 72 с.

Игра

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, умения их соотнесения и сравнения, понимания цвета.

Материал: макет с фигурами, расположенными в хаотичном порядке (2 ромба, 2 квадрата, 2 шестиугольника, 2 восьмиугольника, 2 круга и одиночная фигура), 6 карандашей или фломастеров разных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый, оранжевый).

Инструкция: раскрась одинаковые фигурки одним цветом, другие похожие фигурки – другим, но тоже одинаковым цветом.

Стимульный материал: рис. 73.

Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. и др. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Ч. 1, 2. Киров: Изд-во ИП Бурдина С.В., 2008. 68 с.

Упражнение

Цели: развитие логического мышления; формирование

умения выделять и сохранять последовательность чередования рисунков.

Материал: макет с таблицей рисунков и простой карандаш.

Инструкция: нарисуй недостающие рисунки.

Стимульный материал: рис. 74.

Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. и др. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Ч. 1, 2. Киров: Изд-во ИП Бурдина С.В., 2008. 68 с.

Упражнение «Разноцветные бусины»

Цели: развитие внимания, мелкой моторики; формирование умения объединять наглядно представленные объекты на основе определения ведущего признака.

Материал: разноцветный бисер или бусины красного, желтого, синего и зеленого цветов, коробочки.

Инструкция. Психолог смешивает бусины разного цвета и предлагает ребенку разложить их на 4 коробочки.

Бусины должны быть средней величины.

В первой коробочке должны быть бусины зеленого цвета, во второй – красного, в третьей – синего, в четвертой – желтого. Для усложнения задания можно смешивать бусины разной величины. Еще один вариант этой игры:

воспитатель может предложить ребенку разложить геометрические фигуры: красные квадраты, желтые круги, синие треугольники и т.д. (разной величины по разным коробочкам).

Источник: (модифицированный вариант) Орлова Д.

Большая книга Монтессори. СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2008. С. 97.

Упражнение

Цель: развитие навыков математического счета, мелкой моторики рук.

Материал: карточка с заданием, простой карандаш.

Инструкция: раскрась столько фигур, сколько указано цифрой.

Стимульный материал: рис. 74.

Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. и др. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Ч. 1, 2. Киров: Изд-во ИП Бурдина С.В., 2008. 68 с.

Упражнение

Цели: развитие логического мышления, навыков счета и анализа; формирование умения принять задание взрослого.

Материал: карточка с заданием, простой карандаш.

Инструкция: сколько точек должно быть нарисовано в пустых клеточках? Нарисуй.

Стимульный материал: рис. 76.

Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. и др. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Ч. 1, 2. Киров: Изд-во ИП Бурдина С.В., 2008. 68 с.

Упражнение

Цели: определение знания ребенком зрительного образа цифр; формирование навыков математического счета; развитие внимания.

Материал: карточка с заданием, простой карандаш.

Инструкция: найди и зачеркни только цифры 5, 3, 1.

Задания даются от легкого к сложному.

Стимульный материал: рис. 77.

Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. и др. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Ч. 1, 2. Изд-во: ИП Бурдина С.В., 2008. 68 с.

Упражнение

Цель: развитие зрительного восприятия, тонкой моторики рук, внимания.

Материал: карточка с заданием, простой карандаш.

Инструкция: продолжи рисовать по пунктирным точкам, а затем – самостоятельно по образцу (как здесь) по линиям.

Стимульный материал: рис. 78.

Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. и др. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Ч. 1, 2. Киров: Изд-во ИП Бурдина С.В., 2008. 68 с.

Упражнение

Цели: развитие наглядно-действенного и нагляднообразного мышления; формирование умения ориентироваться в пространстве, понимать инструкцию и удерживать

ее в памяти некоторое время.

Материал: карточка с заданием, простой карандаш.

Инструкция: нарисуй в квадрате справа такой же узор, как в квадрате слева.

Стимульный материал: рис. 79.

Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. и др. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Ч. 1, 2. Киров: Изд-во ИП Бурдина С.В., 2008. 68 с.

Упражнение «Натюрморт»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, умения сосредоточиться.

Материал: поднос или большая пластмассовая тарелка, 5–10 небольших предметов, которые можно расположить на этом подносе. Например, часы, флажок, пирамидка, ключ, кораблик, мячик, машинка, маленькая неваляшка, клубок ниток.

Инструкция: перед ребенком ставится поднос с игрушками.

Вариант 1. В течение 1 минуты ребенок должен запомнить местонахождение всех предметов. Затем воспитатель убирает предметы и предлагает ребенку самостоятельно разложить их в том же порядке.

Вариант 2. После показа ребенку игрушек воспитатель закрывает поднос платком, а ребенок должен словами описать местонахождение всех предметов. Игрушки должны быть знакомы и понятны ребенку.

Источник: Гришечкина Н.В. 150 лучших развивающих игр для детей 5–7 лет. Ярославль: Академия развития, 2009. С. 54–55.

Упражнение

Цель: формирование умения дифференцировать цифры от букв и удерживать дифференцировку в процессе самостоятельной деятельности.

Материал: карточка с заданием формата А4, простой карандаш.

Инструкция: обведи цифры в кружок, а буквы – в квадрат.

Стимульный материал: рис. 80.

Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. и др. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Ч. 1, 2. Киров: Изд-во ИП Бурдина С.В., 2008. 68 с.

Упражнение

Цель: формирование умения дифференцировать геометрические фигуры, выделять заданную закономерность и удерживать ее в процессе самостоятельной деятельности.

Материал: карточка с заданием формата А4, простой карандаш.

Инструкция: расставь значки в соответствии с образцом.

Стимульный материал: рис. 81.

Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. и др. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Ч. 1, 2. Киров: Изд-во ИП Бурдина С.В., 2008. 68 с.

Упражнение

Цель: формирование умения объединять (различать) наглядно представленные объекты на основе выделения ведущего признака.

Материал: макет с заданием и простой карандаш.

Инструкция: найди пару противоположных предметов и соедини их.

Стимульный материал: рис. 82.

 Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. и др. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Ч. 1, 2. Киров: Изд-во ИП Бурдина С.В., 2008. 68 с.

Упражнение

Цель: развитие у ребенка умения сравнивать, соотносить и копировать узор.

Материал: карточка с заданием, простой и цветные карандаши.

Инструкция: дорисуй вторую рукавичку точно так же, как нарисована первая, и раскрась.

Стимульный материал: рис. 83.

Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. и др. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Ч. 1, 2. Киров: Изд-во ИП Бурдина С.В., 2008. 68 с.

Упражнение

Цель: развитие зрительного восприятия, нагляднообразного мышления.

Материал: вырезанные фигурки животных и отдельно их вырезанные хвосты.

Инструкция: подбери каждому животному свой хвост.

Стимульный материал: рис. 84.

Источник: Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т. и др. 30 занятий для успешного развития ребенка. 5 лет. Ч. 1, 2. Киров: Изд-во ИП Бурдина С.В., 2008. 68 с.

Упражнение «Пирамидки»

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия, наглядно-образного мышления, памяти, мелкой моторики.

Материал: 1 пирамидка и 5 карточек с контурными изображениями пирамидок, собранных по-разному.

Инструкция. Воспитатель дает ребенку пирамидку и предлагает собрать не простую пирамидку, а такую, какая нарисована на картинке.

На одном занятии рекомендуется предлагать ребенку 3–4 варианта складывания пирамидки. На следующем занятии часть старых картинок можно предложить в новой последовательности, добавив к ним новые картинки.

Стимульный материал: рис. 85.

Источник: Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1989. С. 53.

Упражнение

Цели: развитие зрительного восприятия, памяти, мелкой моторики; установление и удержание закономерности.

Материал: два рисунка, один из которых с изображением ракеты в космосе, другой – с фрагментарным изображением.

Инструкция. Ребенку дается первый рисунок: «Постарайся запомнить все части и детали ракеты», а затем второй рисунок: «Вспомни и дорисуй все недостающие части ракеты по памяти. Можно начать рисовать снизу, а можно – сверху».

Стимульный материал: рис. 87.

Источник: www.adalin.ru

Упражнение

Цели: развитие зрительного восприятия, памяти, мелкой моторики; установление и удержание закономерности.

Материал: карточка с заданием, простой карандаш.

Инструкция. Ребенку дается карточка: «Попробуй в пустых шкафах дорисовать те же полки, что и в заполненных».

Стимульный материал: рис. 88.

Источник: www.adalin.ru

Упражнение

Цели: формирование наглядно-действенного, наглядно-образного мышления; развитие кратковременной памяти, мелкой моторики.

Материал: две картинки, ножницы, простой карандаш, разрезные части картинки.

Инструкция. Ребенку дается картинка с изображением собачки и цыплят.

Первый вариант. Картинку показывают ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторую картинку надо предварительно разрезать на несколько частей (чем сложнее картинка и больше количество частей, тем труднее задание). После этого образец убирают, и ребенок должен по памяти составить картинку из предложенных ему отдельных фрагментов.

Второй вариант. Ребенку дается картинка с изображением фрагментов рисунка: «Вырежи кусочки и выложи из них картинку. Если кусочков не хватает – дорисуй их сам».

Стимульный материал рис. 89, 90.

Источник: www.adalin.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Консультация для воспитателей "Коррекционно-развивающая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольного образовательного учреждения"

Особенности поведения аутичного ребенка предполагают особую организацию проведения его психолого-педагогического сопровождения в условиях ДОО. Конечной целью оказания помощи детям с РАС является повыш...