Игровые обучающие ситуации в работе логопеда с детьми с ТНР. Логопедические кубики.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Панова Наталья Владимировна

Мир ребёнка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передаётся из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Однако детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению, как между собой, так и с окружающими людьми. Чтобы ребёнок овладел механизмами эффективного игрового общения и  коммуникации к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно он может и должен создать условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения и социально – коммуникативного взаимодействия. Решая задачи по активизации познавательной и речевой деятельности и повышения мотивации детей, используя принцип личностного подхода, логопед находится в постоянном поиске необычных идей, воплощая их в новые технологии и приемы. Одним из таких приемов является использование игр с логопедическими кубиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ios_v_rabote_logopeda_s_detmi_s_tnr._logokubiki.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые обучающие ситуации в работе логопеда с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Логопедические кубики.

Учитель – логопед, учитель – дефектолог

МБДОУ «Детский сад № 11»

г. Троицка Челябинской области

Панова Н.В.

По данным Росстата за последние 30 лет значительно возросло количество детей с тем или иным видом инвалидности, а значит, тысячи семей в России нуждаются в помощи и поддержке. Инклюзивное образование в детских образовательных учреждениях даёт детям шанс стать частью общества, социализироваться и развивать свои способности. Инклюзивное образование детей с ОВЗ на дошкольном этапе стало повсеместно используемой практикой. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) создает фундамент для погружения «особенных детей» в социальное пространство и дает шанс улучшить их жизненные перспективы. В настоящее время в рамках доступности инклюзии специалистам дошкольных образовательных учреждений всё чаще приходиться встречать детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР). В связи с выраженными нарушениями и искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и речи непродуктивными оказываются подходы, требующие формирования абстрактно-логического мышления и речемыслительных процессов. В этой связи возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного образования. В связи с неразвитостью, незрелостью  волевых процессов дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно — потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Особенности и своеобразие психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей.

Для организации инклюзивного образования в детских образовательных учреждениях Институтом интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета на основании ФГОС разработаны «Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду». Помимо внедрения специальных программ коррекционно-педагогической работы в инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями, очень важным фактором является создание в ДОУ специальных условий и предметно-развивающей среды. Согласно ФГОС ДО, сегодня нужны новые формы работы, которые позволяли бы  педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту и образовательным потребностям формах работы с детьми. «Освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизни происходит у дошкольников в ходе совместной предметной и предметно-игровой деятельности.

Мир ребёнка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передаётся из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Однако детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению, как между собой, так и с окружающими людьми. Чтобы ребёнок овладел механизмами эффективного игрового общения и  коммуникации к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно он может и должен создать условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения и социально – коммуникативного взаимодействия.

Для развития полноценного речевого развития педагоги могут использовать такую нетрадиционную форму речевой работы с детьми как игровые обучающие ситуации (ИОС). Что же такое ИОС? Форму обучающей игры педагога с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, а научить его каким-то специальным навыкам в игре, дать возможность «прожить» в игре обучающие ситуации при полном внимании, сопереживании и контроле взрослого.

Её задачи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в речевом взаимодействии за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:

- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;

- в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

- игру проводит педагог: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

- педагог руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до пяти в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации.        В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.

Игровые ситуации основаны на следующих принципах:

- отсутствие принуждения;

- поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;

- взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к  сложным.

Ельцова О.М. отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.

Видами игровых обучающих ситуаций могут быть:  

ситуации-иллюстрации,

ситуации-упражнения,

ситуации-проблемы,

ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего используются в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы речевых и социальных норм, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Кроме того, успешно используются в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Теперь ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий, учатся комментировать этих действия, строить фразы в рамках речевого игрового взаимодействия со сверстниками. Такой вид ИОС начинает  использоваться  со средней группы.

Участие дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных компонентов речевого развития, их «отработке» и моделированию социально – коммуникативного взаимодействия в мире людей. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию (ведь потребность в речевом высказывании происходит в состоянии эмоционального отклика)  и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится отражать их в собственной речи.

В подготовительной к школе группе  используются  ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Все ИОС требуют от педагога подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника.

Чтобы соответствовать современным требованиям, необходимо качественно организовывать логопедическую работу с воспитанниками и осуществлять грамотный отбор эффективных методов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Формирование всех компонентов речи ребенка – важнейшая задача логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи. Детям с алалией, расстройствами аутистического спектра, общим недоразвитием речи свойственны речевой негативизм, аграмматизмы, трудности в построении связного высказывания, нарушения фонематических процессов и звукопроизношения. Работа по формированию и развитию всех перечисленных компонентов речи порой монотонна и длительна, требует от дошкольника многократного повторения материала. Поэтому зачастую дети выполняют задания без интереса, а при незрелости волевых процессов могут совсем отказаться от выполнения. К тому же современные дошкольники избалованы  обилием игрушек и гаджетов,  и заинтересовать их на занятии достаточно трудно.  Решая задачи по активизации познавательной и речевой деятельности и повышения мотивации детей, используя принцип личностного подхода, логопед находится в постоянном поиске необычных идей, воплощая их в новые технологии и приемы. Одним из таких приемов является использование игр с кубиками.

Цель применения данного пособия: развитие речи дошкольников посредством использования логопедических кубиков, создание условий в рамках игровой обучающей ситуации (ИОС) для активного его использования в коррекции речевых и других нарушений.

Задачи:

- стимулировать познавательную и речевую активность дошкольников;

- обогащать их словарный запас;

-  повышать уровень коммуникабельности детей при совместной работе;

- развивать их коммуникативные навыки, навыки сотрудничества в игре, мелкую моторику;

- воспитывать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность.

На начальном этапе использования логопедических кубиков это и развитие мимики, и подготовка речевого аппарата к постановке и автоматизации звуков, и развитие фонематического восприятия. Кроме того, они способствуют развитию мелкой моторики (ведь с кубиками надо действовать), что особенно важно для детей с тяжелыми речевыми патологиями. Кубики очень яркие и мгновенно  привлекают внимание дошколят.

 На следующем этапе используется фразовый конструктор «Логокубики» - это уникальная логическая игра, направленная на развитие речи, которую используют логопеды во всём мире.  Она представляет собой наглядную опору для высказывания. Опираясь зрительно на кубики с картинками и словами – мозг ребёнка формирует способность к планированию и проговариванию последовательности слов: «Мама спит», «Мама пьёт сок». Игра направлена не на заучивание слов и предложений, а именно на формирование языковой способности. Занимаясь с фразовым конструктором у ребёнка сформируется лексико – грамматическое представление, ребёнок научится:

- строить предложения;

- чётко и ясно формулировать свои мысли;

- использовать  предлоги и понимать разницу между «в», «на», «под» и другие;

- расширит словарный запас;

-  навыкам звукового анализа и синтеза,

- выучит буквы, цифры.

Игровые обучающие ситуации с логопедическими кубиками:

- логопедический кубик «Настроение» для развития мимической мускулатуры, создания положительного эмоционального настроя;

-  артикуляционные логопедические кубики для развития подвижности артикуляционного аппарата на подготовительном этапе в постановке нарушенных звуков;

- логопедические кубики «Слышу – знаю» для развития фонематического слуха;

- логопедические кубики для построения фразы, предложений для формирования фразовой речи, активизации и обогащения словарного запаса детей, формирования навыков согласования слов в предложении;        

-  логопедические кубики «Что – где?» для закрепления навыка употребления предлогов в речи ( формирование навыка употребления предлогов в речи, построения связного высказывания);

- логопедические кубики «Грамматей – ка» для формирования фразовой речи, обогащения словарного запаса детей, формирования навыков согласования слов в предложении;

- логопедические кубики «От звука к букве» для закрепления навыка звукового анализа, определения места заданного звука в словах.

Источники:

  1. Аристова А.А. «Волшебный кубигород». Использование игр с кубиками в логопедической работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
  2. Инклюзивное образование в ДОУ по ФГОС https://www.obrazov.org/info/articles/inklyuzivnoe-obrazovanie-v-dou-po-fgos/
  3.  Особенности детей с ТМНР. https://resurscentrtmnr.ru/deti-s-tmnr/osobennosti-detej-s-tmnr/
  4. Ступникова Е.В. Игровые обучающие ситуации как инновационная форма речевого развития младших дошкольников.
  5. Тимофеева Е.В. Мои логопедические кубики. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/02/20/moi-logopedicheskie-kubiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему ...

Использование игровых обучающих ситуаций в работе воспитателя

Педагогические мероприятия по организации самостоятельной деятельности детей...

Использование игровых технологий в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ

Игры Воскобовича в логопедической работе с детьми с ОВЗ...

Перспективное планирование Игровых Обучающих Ситуаций (с использованием литературных персонажей) в работе с детьми 5-6 лет

Перспективное планирование Игровых Обучающих Ситуаций (с использованием литературных персонажей) в работе с детьми 5-6 лет...

Доклад на семинар "Игровые обучающие ситуации в работе логопеда"+презентация.

Доклад на семинар "Игровые обучающие ситуации в работе логопеда"+презентация....