Развитие мышления у детей
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Развитие мышления у детей»
Мышление – высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют (рассчитать заранее затмение Солнца и Луны, орбиты, космических кораблей и т.д.). Человек знает химический состав далеких звезд хотя не имеет возможности воспринимать все это. Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.
Связь мышления с речью.
Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может не возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного ряда задач.
Различают следующие виды мышления:
- словесно-логическое;
- наглядно-образное;
- наглядно-действенное.
Выделяют так же мышления:
- теоретическое;
- практическое;
- эмпирическое, логическое (аналитическое – связанное с уходом от деятельности во внутренние переживания);
- продуктивное, репродуктивное;
- непроизвольное, произвольное.
Наглядно-действенное мышление – характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы наглядно-действенного мышления наблюдаются у высших животных (изучал Павлов). У ребенка наглядно-действенное мышление образует I степень развития мышления.
Наглядно-образное мышление – связано с представлением ситуаций и изменений в них. Наглядно-образное мышление практически неразличимо с воображением. Наглядно-образное мышление характерно для дошкольников и отчасти детей младшего школьного возраста, а в развитых формах свойственен людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, актеры). При решении задач с косвенным результатом начинает складываться новая более высокая форма наглядно-образного мышления – наглядно-схематическая. Дошкольник с нормальным развитием очень легко и быстро понимает разного рода схематичные изображения. Так, с пяти лет ребенок даже при однократном объяснении может понять, что такое план помещения, и пользуясь отметкой на плане находят в комнате спрятанный предмет.
Умение создавать и использовать схематизированные образы – большое достижение в развитии мышления ребенка. Развитие наглядно-схематичного мышления подводит ребенка к порогу логики. Словесно-логическое мышление (или абстрактное) – характеризуется использованием понятий, логических конструкций.
Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста
Первая форма, которая возникает у нормально развивающегося ребенка, наглядно-действенное мышление. Оно возникает в практической деятельности. Оно является исходной, на ее основе возникает сначала наглядно-образное, затем словесно-логическое мышление. При нормальном развитии первые проявления наглядно-действенного мышления можно наблюдать в конце первого, в начале второго года жизни.
В наглядно-действенном мышлении проблемная ситуация разрешается с помощью использования вспомогательных средств или орудий, например, ребенку нужно достать машинку, закатившуюся под шкаф. Раньше в его опыте такого случая не было, поэтому он не знает, как нужно действовать в данном случае. Ситуация оказалась для ребенка проблемной. Необходимо проанализировать условие (понять, что расстояние до машинки слишком велико для руки, что высота от пола до шкафа мала, что в этих условиях необходимо применить вспомогательное средство – орудие. Такого специального орудия не существует, для этого нужно приспособить какое-нибудь орудие, имеющее совсем другое назначение.
У умственно отсталых детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. У умственно отсталых детей изменения, которые происходят с возрастом в развитии наглядно-действенного мышления без специального обучения незначительны. У детей с ЗПР тоже нужно развивать наглядно-действенное мышление, но в отличии от умственно отсталых детей выше обучаемость, они лучше используют помощь взрослого и способны осуществить перенос показанного способа действия на аналогичные задания.
Умственно отсталые дети не отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы. У детей с нарушением речи – зависит от степени тяжести речевого дефекта.
Вслед за наглядно-действенным возникает наглядно-образное мышление, которое становится основным видом мышления ребенка-дошкольника. Здесь задача решается уже не практически, а в уме, например, ребенок может представить себе, как должен действовать изображенный на картинке мальчик, у которого машинка закатилась под шкаф. В дальнейшем ребенок с нормальным развитием начинает оперировать в уме сложными представлениями о предметах, их свойствах, связях и отношениях. К старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление становится более обобщенным. Дети понимают сложные схематичные изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать изображения. Так, они могут заранее представить себе целое, которое можно составить из имеющихся частей (в уме) – какую конструкцию можно построить из данного конструктора, какое изображение получится из разрезной картинки, части которой наклеены на разных кубиках, они могут представить себе перемещение предметов или их частей в пространстве и т.д.
Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая фиксирует образы представлений. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность усвоения научных знаний. Но развитие словесно-логического мышления должно быть подготовлено образным мышлением, иначе оно будет формироваться медленно, и в результате окажется неполноценным. Необходимо помнить, что образные формы мышления являются в дошкольном возрасте основным, дошкольный возраст – сензитивный период для их развития.
Таким образом, наглядно-образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника. Тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и приемы для развития мышления у детей с ОНР
Предлагаю для воспитателей материал по дидактическим играм и приемам для развития мышления у детей с ОНР....
Электронное пособие для развития мышления у детей от 3 до 4 лет "Смешарики, кто лишний?
Развитие мышления для детей от 3 до 4 лет....
Развитие мышления у детей с ОНР
Консультация для родителей о важности развития процесса мышления в жизни человека...
Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития
Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...
Картотека на развития мышления у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ
Игры и упражнения, способствующие развитию мышлению и игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей детей с ОВЗ "Развитие мышления у детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей детей с ОВЗ "Развитие мышления у детей дошкольного возраста"...
Особенности развития мышления у детей с задержкой психического развития
Термин «задержка психического развития» был предложен Г.Е. Сухаревой. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают нарушение нормального темпа психического развития и незрелость эмоц...