Картотека игр по развитию восприятия величины
картотека по коррекционной педагогике

Крылова Мария Васильевна

Картотека игр по развитию восприятия величины у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Разберем и соберем

Цель: учить детей различать и сравнивать предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: одноцветная пирамидка, число колец которой должно соответствовать числу участников игры.

Ход игры. Взрослый  с детьми по очереди снимают все колечки с палочки и сравнивают их путем накладывания и прикладывания. Каждое колечко кладется перед одним ребенком. Взрослый говорит: «Позвала палочка колечки домой. У кого самое большое колечко?» и колечки возвращаются.

 Пирамидки

Цель: развитие зрительного восприятия, формирование у детей устойчивого образа величины предметов независимо от их положения в пространстве.

Оборудование: одноцветные пирамидки с толстыми кольцами (по числу участников, включая взрослого), картонный кружок.

Ход игры. Взрослый и дети снимают с пирамидок колечки и раскладывают на столе в порядке возрастающей величены к кружку, положенному в центре стола. А затем пирамидки зовут колечки домой и дети собирают свои колечки по убывающей величине.

 Что делают матрешки

Цель: учить детей воспринимать величину предметов, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: комплект матрешек из 10-12 предметов, полоска бумаги.

Ход игры. Взрослый достает из большой матрешки матрешку меньшего размера, говоря: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Стол разделен пополам полоской бумаги – это старшая и младшая группы.  Дети отводят матрешек по величине в разные группы, а затем играют с ними.

 Приходите на лужок

Цель: учить детей сравнивать и различать предметы по величине, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: одноцветные пирамидки по числу игроков, зеленый картонный круг диаметром 20 см.

Ход игры. Все разбирают свои пирамидки и кладут колечки перед собой. Ведущий кладет на стол круг – это лужок, затем выбирает одно из своих колечек и кладет его на середину лужка и говорит: «Приходите на лужок, становитесь в кружок!» Дети выбирают колечки такого же размера и кладут их по окружности лужка. Аналогично с остальными колечками.

Раз, два три – ищи!

Цель: научить ребенка строить образ предмета заданной величены, развивать зрительное восприятие, слуховое внимание.

Оборудование: пирамидки с количеством колец не менее семи.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках. Три пирамидки разобраны, колечки лежат на разных столах. Взрослый дает трем детям по колечку одного размера, каждому предлагается найти пару к своему колечку такого же размера. После слов: «Раз, два, три – ищи!» дети кладут колечки-образцы на стульчики и идут искать такие же на столах. Выбрав колечко, нужно наложить его на колечко, оставшееся на стульчике.

 Веселые матрешки

Цель: учить детей различать и сравнивать предметы по разным качествам величины, развивать зрительное восприятие.

Оборудование: два комплекта пятиместных матрешек, два набора разных по величине кружков (тарелочек для матрешек), ростомер, сделанный из пирамидки с одним колечком.

Ход игры. Дети называют матрешек и играют с ними: кормят, измеряют рост, гуляют. Во время прогулки взрослый убирает одну пару матрешек и предлагает детям позвать их по имени. Все хором просят ее вернуться. По просьбе взрослого дети показывают, какого роста пары не хватает, сравнивая с другими матрешками. Потом матрешки возвращаются, и игрушки идут домой.

 Длинное – короткое

Цель: развивать у детей дифференцированное восприятие величены.

Оборудование: атласные ленты разных цветов и размеров: длинные – 25×3 см, короткие - 12×3 см, пузатый мишка и тоненькая куколка.

Ход игры. Взрослый подзывает двух детей и дает одному короткую ленточку (пояс для Кати), а другому – длинную (пояс для мишки), дети повязывают пояски игрушкам. Другой паре детей взрослый предлагает поменять пояски у игрушек, оказывается, что пояски не подходят – у них разная длина.

 Найди ленточку

 Цель: учить детей сравнивать ленты по длине, развивать слуховое внимание.

 Оборудование: атласные ленты разных цветов и размеров: длинные – 25×3 см, короткие - 12×3 см, картонные полоски таких же размеров.

Ход игры. Ребенку дается в руки картонная полоска, и взрослый предлагает ему найти из выложенных на столе лент такую же ленточку по длине определенного цвета, например: «Раз, два, три иди голубую ленточку ищи!»

 Широкое – узкое

Цель: учить детей различать предметы по величине.

Оборудование: атласные ленточки разных цветов и размеров: широкие - 8×25 см, узкие – 2×25 см, картонная полоска синего цвета и две куклы.

Ход игры. На столе лежит полоска синего картона – это речки, через него положены разные ленточки. Взрослый предлагает детям выбрать мостик, через который куклы пройдут, держась за руки, а затем такой – по которому только друг за другом.

 Похож – не похож

     Цель: упражнение в сравнении предметов по форме, цвету, величине, материалу; развитие наблюдательности, мышления, правильной речи.

     Оборудование: различные предметы в комнате.

     Ход игры. Взрослый заранее подготавливает различные предметы и незаметно размещает их в комнате, а затем просит детей, ходя по комнате, найти похожие предметы и сесть на место. Потом дети по очереди (или в другой последовательности) объясняют, почему они взяли эти два предмета.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительней труднее, чем замечать признаки их различия.

Сломанная лестница

Цель: учить замечать нарушение в равномерности возрастания или убывания величены, включать недостающие элементы в ряд.

Оборудование: 10 прямоугольников, различающихся по величине.

Ход игры. Из прямоугольников строится лестница, затем дети закрывают глаза, взрослый вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше укажет, где лестница сломана – становится ведущим.

 Три медведя

Цель: учить детей определять пропорции, подбирать на глаз предметы, находящиеся между собой в таком же отношении по величине, как в образце.

Оборудование: медведи, елочки, грибочки, корзиночки трех размеров.

Ход игры. Взрослый предлагает детям дать в лапы медведю корзинку соответствующего размера, подвести его к елочке соответствующего размера, помочь найти грибочек, соответствующего размера.

Башня

Цель: дать представление об относительности понятия «величена»

Оборудование: кубы разного цвета и величены.

Ход игры. Дети сравнивают два куба и выбирают из них большой, затем большой сравнивают с другим кубом (большего размера) и видят, что большой превратился в маленький, т.е. понятие величена относительна. В конце игры сравнивают сразу все кубы по размеру и строят из них башню.

                                Новогодние елочки

Цель: научить пользоваться меркой для определения одного из параметров величены (высоты).

Оборудование: елочки разной высоты, мерки такой же длинны.

Ход игры. Детям раздаются мерки, они идут в лес выбирать для себя елочку. Можно взять только соответствующую мерке елочку.

 Стекольщик

Цель: учить детей соотносить предметы по величине, развивать мелкую моторику.

Оборудование: домики одинакового размера с вырезанными контурами окон, квадратики (окошки) разного размера.

Ход игры. Стекольщик вставляет в домики стекла (Квадратики) соответствующего размера.

 Выбери дорогу

Цель: учить соотносить предметы по величине, развивать мелкую моторику.

Оборудование: мост с арками разной высоты и ширины, автомобили разной высоты и ширины.

Ход игры. Ребенку предлагается выбрать для каждого автомобиля свою дорогу под аркой, по одной дорожке нельзя проехать дважды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития восприятия у детей дошкольного возраста и детей с ОВЗ

Игры и упражнения направленные на развитие восприятия (цвета, соотношения предметов по величине, на усвоение геометрических форм) у дошкольников и детей с ОВЗ....

Картотека игр для развития восприятия

Картотека игр для развития восприятия...

Консультация для родителей «Обогащение сенсорного опыта у детей раннего возраста через дидактические игры, способствующие развитию восприятия величины предметов»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Картотека игр по развитию восприятия формы у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию восприятия формы у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)...

Картотека игр на развитие восприятия сюжетного изображения.

Исследуя  периодику, раскрывающую вопрос по обучению детей рассматриванию картины, педагоги  пришли к выводу, что наличие зрительнх нарушенийгиперактивность детей и вследствие этого отсутств...

Картотека игр на развитие восприятия

Картотека игр на развитие восприятия для детей разных возрастных групп...