Картотека игр по развитию внимания дошкольников с ОЗВ (ЗПР)
картотека по коррекционной педагогике

Крылова Мария Васильевна

Картотека игра по развитию внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры по развитию внимания72.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Такой листок – лети ко мне!

    Цель: воспитание умения сравнивать предметы, слухового внимания; активизация словаря.

    Оборудование: листья  от разных деревьев.

    Ход игры. Взрослый собирает листья от разных деревьев. Оставляет для себя по одному листу от каждого дерева. Затем выясняет, Что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья, сравнивая и называя листья, показывая деревья. Раздаёт детям по листику, после чего показывает какой-либо листик и говорит: «Такой листок – лети ко мне».

Бежать можно только после того, как правильно назовёшь дерево, от которого лист, и только после команды воспитателя.

Кто скорее соберет?

     Цель. Воспитание умственной активности, сообразительности, наблюдательности, слухового внимания.

     Оборудование. Несколько сборных пирамидок.

     Ход игры. Взрослый всем раздает по пирамидке. Рассматривая свою пирамидку, привлекает к ней внимание детей – на размер колец, из которых она составляется, и их положение относительно друг друга. По сигналу взрослого дети разбирают свои пирамидки. Затем по сигналу их собирают. Самый быстрый получает награждение.

 Найди предмет по описанию

       Цель: воспитание произвольного внимания, сообразительности, мыслительного анализа, синтеза.

 Оборудование: любые предметы, находящиеся вокруг.       

 Ход игры.  Взрослый рассматривает вместе с детьми предметы, подобранные для игры. При этом следует обратить внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам. Затем просит найти детей найти нужный ему предмет. Например: «Пластмассовое, зелёное, в нём носят воду, чтобы полить растения». Дети должны по описанию узнать предмет (ведро).

 Подбери посуду

     Цель: воспитание способности группировать предметы, внимания, находчивости, закрепление знаний о разной посуде.

    Оборудование:  чайная, столовая, кухонная посуда.

    Ход игры. Игра проводится после ознакомления детьми с работой няни, повара, с тем, какая посуда ими используется. Взрослый готовит для игры трёх кукол: няню, повара, девочку. Все рассматривают кукол, беседуют о том, что они делают, какая им нужна посуда. На столе у взрослого стоит разная посуда. Он показывает предмет, рассказывает, как этот предмет называется, кому он нужен. Затем обращается к кому-нибудь из детей с просьбой отнести какой-либо предмет соответствующей кукле

 Живое домино

   Цель: воспитание произвольного внимания, зрительного  восприятия, слухового внимания.

  Оборудование: ленты разного цвета, каждого цвета по 2.

   Ход игры. Взрослый повязывает до игры на руке каждого ребёнка ленту. Выясняет, у кого какого цвета лента. Затем дети разбегаются по комнате и бегают до тех пор, пока не услышат слова: «Найди себе пару». Дети ищут ленточки одного цвета на руках друг друга и становятся в пары. Взрослый просит их проверить, правильно ли они определили цвет.

Так же можно провести игру, где дети должны находить парную фигуру. В этом случае фигуры должны быть одного цвета, чтобы признак предмета (его форма) был отчётливо виден на картинке.

 Парные картинки

     Цель: закрепление знаний о величине предметов, воспитание умения сравнивать предметы, воспитание зрительного внимания, восприятия.

     Оборудование: набор парных картинок, на которых изображены разные предметы (игрушки, посуда, одежда и др.)

     Ход игры. Взрослый вместе с детьми рассматривают картинки, дети называют их. Взрослый замечает, что все картинки одинаковые. Затем кладёт на столе картинки, а парные им раздаёт детям и просит их найти вторую пару. Более сложный вариант игры: взрослый, раздав картинки, рассказывает об изображенном предмете на загаданной им карточке, но её не показывает. Дети должны угадать, о чём идёт речь, и показать соответствующую картинку.

 Из чего сделано?

     Цель: воспитание умения сравнивать, группировать предметы; развитие внимания, активизация словаря.

     Оборудование: различные предметы, сделанные из разного материала, мешочек.

     Ход игры. До начала игры взрослый уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Затем дети должны называть, из чего сделан предмет, помещаемый в мешочек. Все предметы кладутся в мешочек. Дети на ощупь узнают, из чего сделан вытаскиваемый им предмет, и рассказывают о нём так, чтобы остальные по описанию узнали и правильно назвали его.

 Угадай, кто позвал

     Цель: воспитание слухового внимания, памяти.

     Ход игры. Воспитатель ставит детей в круг и просит детей позвать друг друга по очереди (по кругу). Так дети запоминают голоса друг друга. Затем вызванный педагогом ребёнок  отворачивается. В это время водящий, которого раньше выбирают считалочкой, подходит к кому-нибудь из участников игры и притрагивается к нему. Тот громко называет имя отвернувшегося, который должен не поворачиваясь, по голосу узнать зовущего. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего.

Узнай, что изменилось

     Цель: развитие зрительного внимания, памяти, умения определения пространственного расположения предметов: справа, слева, сзади, сбоку и др.

     Оборудование: различные игрушки и предметы.

     Ход игры. На столе у взрослого стоят игрушки. Дети запоминают  их расположение. Затем взрослый ставит ширму и за ней меняет расположение предметов. Когда он убирает ширму, дети должны заметить, что изменилось, и сказать как именно (т.е. как они стояли относительно других предметов (слева, справа и т.п.) до изменения и как они стоят сейчас).

Кто что слышит

     Цель: воспитание слухового внимания, сообразительности, умения обозначать словом звуки.

     Оборудование: различные звучащие предметы.

     Ход игры. На столе у взрослого стоят звучащие предметы: колокольчик, книга, игрушечное пианино и т.п., т.е. всё, что есть звучащее в группе, можно использовать в игре. Затем за ширму приглашается ребёнок, который там играет, например на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Дети убеждаются, что не ошиблись. Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издаёт.

 Кузовок

     Цель: развитие слухового внимания, мышления.

     Ход игры. Играющие садятся за стол. Взрослый ставит на стол корзинку (коробку), в которую дети по очереди «кладут» всё, что можно назвать словом, оканчивающимся на –ок. При этом дети проговаривают: «Кладу в кузовок…» Продолжая игру, можно называть слова и с другим окончанием (например, на - ка, -ек), но условие остаётся то же: не ошибаться и не «класть» в кузовок предметов, в названиях которых другие окончания.

Только на эту букву

     Цель: закрепление знаний о букве и звуке; развитие слухового внимания, быстроты реакции на слово.

     Ход игры. Каждый должен выбрать себе какую-нибудь букву. Далее взрослый задаёт различные вопросы, на которые ребёнок должен отвечать словами, начинающимися только лишь с выбранной им буквы. Если один из участников игры ошибётся, его просят  что-нибудь сделать: поскакать на одной ножке вокруг стола, прокричать «кукареку» и т.п.

 Кто подойдет, пусть возмет!

     Цель: воспитание умения находить наиболее характерные признаки предметов, развитие внимания, памяти, мышления, правильной речи.

     Оборудование: различные предметы в комнате.

     Ход игры. Взрослый загадывает предмет и рассказывает о нём, не называя сам предмет. Дети догадываются, о чём идёт речь, и первый догадавшийся ищет и приносит взрослому загаданную вещь.

 Испорченный телефон

     Цель: развитие слухового внимания.

     Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передаёт его шёпотом следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего, какое тот услышал слово. Если он скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду. Игра продолжается дальше.

 Похож – не похож

     Цель: упражнение в сравнении предметов по форме, цвету, величине, материалу; развитие внимания, наблюдательности, мышления, правильной речи.

     Оборудование: различные предметы в комнате.

     Ход игры. Взрослый заранее подготавливает различные предметы и незаметно размещает их в комнате, а затем просит детей, ходя по комнате, найти похожие предметы и сесть на место. Потом дети по очереди (или в другой последовательности) объясняют, почему они взяли эти два предмета.

Так бывает или нет?

     Цель: развитие внимания, логического мышления.

     Ход игры. Взрослый рассказывает детям различные истории и небылицы. Дети должны заметить в них то, чего не бывает, и сказать, почему так не может быть.

Примерный рассказ. «Вечером, когда я спешила в детский сад, навстречу мне попались две девочки. Одна вела на поводке пушистую собачку, а другая – вела за руку ворону. Ворона всё время вырывалась, а потом как закричала: «Ку-ка-ре-ку!»

 Кто ты?

     Цель: развитие слухового внимания, быстроты реакции на словесную команду.

     Ход игры. Взрослый придумывает рассказ. Каждый играющий получает в этом рассказе роль. Далее взрослый рассказывает придуманную им историю. Как только роль в рассказе названа, ребёнок встаёт, кивает головой и садится. Если он забудет встать вовремя, то должен встать за стулом и внимательно слушать, когда его роль будет названа ещё раз. Услышав, ребёнок должен кивнуть, потом он может сесть. Игру можно усложнить, рассказывая  быстрее и называя одну и ту же роль чаще.

По типу этой игры можно проводить и другие игры, где детям даются названия различных цветов, птиц и т.п.

Краски

     Цель: развитие слухового внимания, памяти.

     Ход игры. Все играющие выбирают себе краску, которой они будут. Одинаковые краски выбирать нельзя. Затем выбирается ведущий и хозяин красок. Хозяин должен запомнить, кто из играющих какая краска. Когда цвета распределены, приходит ведущий и просит дать ему краску нужного какого-нибудь цвета. Если такой краски не оказалось, то краски хором говорят:

  Пойди по синенькой (или нужного цвета) дорожке,

  Найдёшь синие сапожки,

  Поноси, поноси и нам принеси!

Ведущий отходит в сторону и снова возвращается. Если нужная  ему краска есть, то он уводит её в свой дом.

Летает – не летает

     Цель: развитие слухового внимания, выдержки, координации движений.

     Ход игры. Взрослый называет предметы и поднимает руки. Если взрослый называет предмет, который может летать, то дети тоже поднимают руки. Если назван нелетающий предмет, то дети должны быть внимательны и не поднимать руки, потому что взрослый поднимает руки в любом случае. Кто меньше всех ошибётся, тот и выиграл.

 Переполох

     Цель: развитие зрительного внимания; запоминания, припоминания.

     Оборудование: игрушки, изображающие домашних птиц и животных;  картонные коробки –  домики (они должны отличаться величиной и цветом дверей и окошек).

    Ход игры. Перед детьми на столе стоят все домики, выстроенные в порядке возрастания и в которых заранее помещаются соответствующие игрушки (в самом маленьком домике – самые маленькие жители).  Взрослый сначала по очереди, а потом и всех вместе выпускает животных погулять. Дети должны помочь им вернуться в свои домики.

 Где постучали?

Цель: развитие слухового внимания, ориентировки в пространстве.

Оборудование: палочка, стульчики, повязка.

Ход игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один-водящий выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Взрослый обходит весь круг за спинами детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею об стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора!». Водящий должен искать палочку. Если он ее находит, то садится на место того, у кого она была, а тот идет водить, а если нет -  продолжает водить.

 Ветер и птицы

Цель: развитие слухового внимания, координации движений

Оборудование: музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и пр.) и стульчики (гнезда).

Ход игры. Дети делятся на 2 группы: одна - птички, другая – ветер. При громком звучании игрушки - дует «ветер». Дети, изображающие ветер, бегают по комнате, но, не шумя, а дети-птички – прячутся в свои гнезда. Когда ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать. Кто первый заметит изменение в музыке и перейдет на шаг получает награду: флажок или веточку с цветами. С ней он будет бегать, пока не окажется невнимательным, и флажок перейдет новому победителю.

 Узнай по звуку

Цель: развитие слухового внимания,  восприятия, фразовой речи.

Оборудование: различные игрушки и предметы (ложка, книжка, бумага, дудки, барабан).

Ход игры. Играющие садятся спиной к ведущему, который производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т.п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, мыть руки, подметать, строгать, резать.

 Солнце или дождик

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, координации темпа движений.

Оборудование: тамбурин или бубен.

Ход игры. Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю». Игра проводится3-4 раза, меняя звучание бубна.

 Тихо - громко

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, координации движений и чувства ритма

Оборудование: бубен, тамбурин

Ход игры. Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках под громкий - полным шагом, под более громкий - бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

 Наседка и цыплята

Цель: развитие слухового внимания, закрепление понятий о количестве.

Оборудование: шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят

Ход игры. За стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У детей-цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке

Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке 3 цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи)

 Угадай, что делать

Цель: развитие слухового внимания, восприятие и координации движений

Оборудование: по 2 флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен

Ход игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Взрослый ударяет в бубен, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Бубен звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

 Встречайте гостей!

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, памяти.

Оборудование: колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и т.п.)

Ход игры. Выбираются три ребенка, которые уходят за ширму и переодеваются. Взрослый говорит детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Мишка придет с погремушкой, петрушка - с барабаном, а зайка - с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде, чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Дети должны угадать, кто идет.

 Кто что услышит?

Цель: развитие слухового внимания, восприятия накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование: ширма, звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка, труба и т.д.

Ход игры. Взрослый за ширмой стучит молотком, звенит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

 Где звенит?

Цель: развитие слухового внимания, ориентации в пространстве.

Оборудование: колокольчик или погремушка

Ход игры. Взрослый дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Часовой

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, ориентации в пространстве

Оборудование: повязки

Ход игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой) Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: “Стой” Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы 4-6 детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

 Угадай, кто это?

Цель: воспитание слухового внимания, восприятия, памяти.

Ход игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: “кукареку”, ”ав-ав” или  “мяу-мяу” и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; а тот, кого угадали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития внимания у дошкольников

Картотека игр направленных на развития внимания у дошкольников с ОВЗ...

Картотека игр на развитие внимания дошкольников

Картотека игр по развитию внимания у детей дошкольного возраста....

Картотека игр на развитие внимания у дошкольников

В картотеке представлены игры и упражнения для развития и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет подробное описание : цель, возраст,инструкцию....

Картотека игр на развитие внимания у старших дошкольников

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста, предлагаю вашему вниманию картотеку игр на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста. Эти игры вы можете использовать самостояте...

Картотека игр по развитию внимания дошкольников с детьми ОЗВ (ЗПР)

В картотеку включены развивающие игры и упражнения на развитие  внимания для успешного обучения ребенка возрасте 5-7 лет, способствующие формированию психологической готовности к усвоению материа...