Картотека игр для развития внимания у дошкольников
картотека по коррекционной педагогике
Картотека игр направленных на развития внимания у дошкольников с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_na_vnimanie.docx | 46.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для развития внимания
Подготовила педагог:
Афанасьева Ирина Михайловна
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания:
- “Да и нет не говорите. Белого и черного не носите”. (Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить “да” и “нет”).
- Игры - головоломки.
- Загадки.
- “Найди отличия”.
- “Найди два одинаковых предмета”.
- “Будь внимателен” (выполнение гимнастических упражнений по словесной команде).
- “Волшебное слово” (взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит : “Пожалуйста!”).
- “Где что было”, (ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; ребенок отворачивается, взрослый передвигает предметы; ребенок указывает, что изменилось).
- “Назови, что ты видишь” (ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате).
- Игра “Карлики и великаны” (ребенок должен слушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия).
Будь внимателен! (для детей 4-5 лет)
Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Затем на слове «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны «аист» - стоять на одной ноге.
Канон для малышей (для детей 4-5 лет)
Цель игры. Развивать волевое внимание.
Играющие стоят по кругу. Дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши, третий приседает и встает и т. д.
Флажок (для детей 4-5 лет)
Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.
Иголка и нитка (для детей 4-5 лет)
Дети становятся друг за другом. Первый - иголка. Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.
Что изменилось? (для детей 4-5 лет)
Цель игры: развитие зрительного внимания.
На столе в определенном порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза.
Ведущий меняет предметы местами. Играющие должны определить, что изменилось.
Игры для детей 5-7 лет
Яблоко
Цель: обучение детей способности
- концентрировать свое внимание;
- уметь сосредотачиваться на зрительной информации;
находить отличительные признаки похожих предметов.
Дидактический материал: три похожих между собой яблока.
Описание задания: Психолог говорит:
- Когда люди собирают урожай? (осенью)
- А какое сейчас время года? (осень)
- Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко.
Ребенку на изучение яблока дается 3 минуты. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того, как ребенок найдет свое яблоко, оно дарится ребенку.
Хлопни в ладоши
Цель: обучение детей способности к переключению внимания
Описание задания: Психолог говорит ребенку: “Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное - хлопни в ладоши”
Стол, книга, лошадь, стул дверь виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, дверь, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.
Зачеркни букву
Цель: улучшение и увеличение концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
Дидактический материал: Вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.
Описание задания: Ребенку предлагается газетная вырезка. Психолог: “На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать? Психолог с помощью секундомера фиксирует отрезок времени, понадобившийся ребенку для зачеркивания букв. После этого психолог указывает ребенку на пропущенные буквы и предлагает их тоже зачеркнуть.
Портрет
Цель: обучение детей способности
- концентрировать свое внимание;
- уметь сосредотачиваться на зрительной информации;
- уметь смотреть и видеть;
уметь рисовать портрет в своем сознании.
Дидактический материал: кукла.
Описание задания: Ребенку предлагается кукла. Дается задание рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его. Затем назвать как можно больше характерных деталей.
Слушай музыку
Цель: развитие активного внимания.
Дидактический материал: Магнитофон, аудиозапись с мелодией веселого характера.
Описание задания: “Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь”.
Отражение
Описание задания: Ребенку предлагается роль зеркала, отражающего эмоции и чувства психолога. Затем психолог выполняет роль зеркала.
Ушки на макушке
Цель: обучение детей способности
- концентрировать внимание на слуховых сигналах;
уметь слушать и слышать.
Описание задания: В абсолютно тихой комнате попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать (шум за окном, скрип форточки и т.п.). Ребенок должен перечислить все услышанные звуки.
Бубен и колокольчик
Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.
Дидактические материалы: Бубен, колокольчик.
Описание задания: Во время звучания бубна ребенок должен ходить по комнате. Во время звучания колокольчика - бегать по комнате.
Ловушка
Цель: Обучение рефлексии; снятие эмоционального напряжения.
Описание задания: Психолог рассказывает ребенку историю, состоящую из нелепостей: “Летом я была в деревне”. Первый летний месяц март мы собирали яблоки. Яблоки уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт - синие яблоки. Собирать эти яблоки приходилось в перчатках - ведь на ветках яблоневых пальм огромные колючки. В первый день сбора яблок я забыла надеть шапку и слегка отморозила уши. Нов остальном месяц прошел без приключений...”. Психолог спрашивает у ребенка, почему он смеется.
Бубен, колокольчик, дудочка
Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов. Дидактические материалы: Бубен, колокольчик, дудочка.
Описание задания: Во время звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении. Во время звучания колокольчика - бегать по кругу в противоположном направлении. Во время звучания дудочки - стоять на месте.
Делай то, что я говорю и показываю
Цель: дифференциацию заданий взрослого.
Описание: Взрослый медленно совершает разные движения и называет их (сжимаю правый кулак, левой рукой чешу затылок, трогаю кончик носа, поворачиваюсь к окну...). Часть движений не должны совпадать со словесным описанием. Ребенок должен выполнять “правильные” задания, “неправильные” задания (ловушки) выполнять не надо.
Пульс
Цель: обучение детей способности концентрировать внимание на ощущениях своего тела.
Описание задания: Попросить ребенка лечь, закрыть глаза, положить руку на пульс и вслушаться в звуки “внутри себя”. Можно попросить ребенка сосчитать количество ударов пульса за 1 минуту (время фиксируется).
Узор
Цель: развитие слухового внимания.
Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, карандаш.
Описание задания: Ребенок под диктовку психолога рисует узор.
Вариант задания: Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки две клеточки вправо и т.д. до конца строчки.
Выложи кружочки
Цель: увеличение объема внимания.
Дидактический материал: Два набора по 5 кружочков одного диаметра, но разного цвета.
Описание задания: Пять кружочков выкладываются психологом на столе в любой последовательности. Ребенок в течение 10 минут запоминает в какой последовательности находятся кружочки. Затем кружочки закрываются.
Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил психолог. (2-3 раза) .
Приятное воспоминание
Цель:Обучение ребенка приемам овладения своим волнением.
Описание: Ребенку предлагают представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче представить себе эту ситуацию.
Текстура
Цель: обучение детей способности по тактильным ощущениям распознавать предмет.
Дидактический материал: кусочки меха, дерева, ткани, ваты.
Описание задания: Ребенку показываются кусочки меха, ткани, дерева, ваты металлического бруска. Ребенок ощупывает эти предметы, называет их признаки (мягкий, шершавый, пушистый, гладкий, холодный и др.)
Затем ребенку закрывают глаза и дается в руки поочередно каждый предмет. Ребенок должен с помощью тактильных ощущений узнать предмет и назвать его.
Погода
Цель: развитие у детей умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно картинке.
Дидактический материал: Картинка с изображением солнышка, картинка с изображением тучки и дождика. Зонт.
Описание задания: “Сейчас ты пойдешь гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (психолог показывает картинку с изображением солнышка). Можешь собирать ягоды. Но вдруг может испортиться погода. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать.
Упражнение выполняется 5-6 раз.
Мышка - птичка
Цель: обучение детей способности
- к помехоустойчивости;
- максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи;
сосредоточить внимание на словесной инструкции.
Описание задания: Психолог называет слово “мышка”, ребенок, услышав это слово должен присесть на корточки. Услышав слово “Птичка”, ребенок должен встать и помахать руками. Взрослый выполняет действия, не соответствующие слову “птичка” и слову “ мышка”, то есть мешает ребенку правильно выполнять инструкцию. Ребенок должен сосредоточиться только на словесной инструкции и пренебречь отвлечениями.
Найди отличия
Цель: развитие концентрации внимания.
Дидактические материалы: Две картинки с похожими изображениями предмета одного и того же предмета.
Описание задания: “Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются эти две картинки друг от друга”.
Слушай команду! (для детей 5-6 лет)
Дети идут под музыку в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают команду ведущего, произнесенную шепотом, и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.
Сколько звуков (для детей 5-6 лет)
Ведущий стучит несколько раз карандашом по столу. Ребенок должен показать на пальцах, сколько звуков.
Вот так позы! (для детей 5-6 лет)
Цель игры. Развивать наблюдательность.
Играющие принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все дети вернутся
Запомни порядок! (для детей 5-6 лет)
Цель игры. Развивать наблюдательность.
4-5 играющих выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.
я в исходное положение.
Стоп! (для детей 5-6 лет)
Дети идут по залу. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»
«Встаньте все те, кто...»
Цель: развивать внимание, формировать позитивную «Я-концепцию».
Ход игры. Дети сидят по кругу. Педагог обращается к ним «Встаньте все те, кто...
.любит бегать;
любит сладкое;
у кого есть сестра», И т. п.
Затем, подводя итоги, воспитатель спрашивает у одного из детей:
Кто в группе любит сладкое?
У кого в группе есть сестра? И т. д.
Кто что делал? (для детей 5-6 лет)
Цель игры. Развивать наблюдательность.
Четверо играющих стоят рядом друг с другом. Они делают по очереди различные движения и повторяют эти движения
4 раза. Пятый ребенок должен запомнить, что они делали, и повторить их движения.
Художник (для детей 5-6 лет)
Цель игры. Развивать наблюдательность.
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.
Четыре стихии(для детей 5-6 лет).
Цель игры: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Кто ошибается, считается проигравшим.
Тень (для детей 5-6 лет)
Цель игры. Развивать наблюдательность.
Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, а другой на два-три шага сзади. Второй ребенок - это «тень» первого. «Тень» должна повторить точно все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнется за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т. п.
Поставь пальчик (для детей 5-6 лет)
Цель игры: развитие целенаправленного слухового внимания, умения слышать и быстро реагировать.
Нужны 16 картинок с изображением различного вида транспорта или 16 любых тематических картинок. Они по одной предъявляются детям. Ребята их называют. Затем все картинки выкладываются на столе или на коврике так, чтобы они не касались друг друга. Дети стоят возле стола или сидят вокруг центрального коврика на своих ковриках. Вы объясняете правила игры: «Я буду называть картинку. Кто увидит ее, ничего не говорит, а молча, ставит пальчик на эту картинку. За это получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек».
Слушай хлопки(для детей 5-6 лет)
Цель игры: развитие слухового активного внимания, способности к волевому управлению своим поведением.
Договариваетесь с детьми, что на данное количество хлопков они будут выполнять определенное движение. Эти движения могут придумывать сами дети или предлагать взрослый. Например, услышав один хлопок - бить в ладоши, два хлопка - махать руками, три хлопка - подуть изо всех сил, четыре хлопка - поднять руки.
Играет музыка, дети двигаются, как хотят. На остановку музыки и определенное количество хлопков выполняют заданное движение
Будь внимателен (для детей 5-6 лет)
Цель игры: формирование способности управления своим поведением, развитие произвольного внимания.
Заранее договоритесь с детьми, что по команде «Зайчики» - надо прыгать, «Лошадки» - скакать, «Раки» - пятиться, «Птицы» - махать руками, «Аист» - стоять на одной ноге. Играет музыка, малыши выполняют различные танцевальные движения, но по команде, например: «Зайчики», принимаются прыгать, то есть действовать так, как договорились перед игрой.
Зеваки (для детей 6-7 лет)
Цель игры. Развивать волевое внимание.
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.
Разведчики
Цель игры. Развивать наблюдательность.
1-й вариант (для детей 6-7 лет). В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.
2-й вариант (для детей 6-7 лет). Начало игры такое же, как в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести туда, откуда вышел разведчик.
Запретный номер (для детей 6-7 лет)
Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть». И т. д.
Замри! (для детей 6-7 лет)
Дети прыгают (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается - играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают игру. Играют до тех пор, пока останется только один играющий, который признается победителем.
Хамелеон (для детей 6-7 лет)
Цель игры: развитие концентрации внимания.
Взрослый рассказывает, что хамелеон - ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от того места, на котором она находится. Таким образом она маскируется, прячется, чтобы ее не нашли враги.
Затем взрослый задает вопросы: какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красной кирпичной крыше, на желтой соломе, на черном камне, на шахматной доске?
Дети отвечают быстро, после чего задание можно усложнить, не называя цвет предмета, на котором сидит хамелеон. Например: на соломе, на крокодиле, на кирпиче, на асфальте...
Кто лучше слышит? (для детей 6-7 лет)
Цель игры: развитие слухового внимания.
Взрослый стоит в одном углу комнаты, дети - в другом.
Он шепотом произносит слова или небольшие поручения, например: «Маша, возьми шарик!»
Каждый из детей повторяет то, что он слышал или выполняет поручение.
Назови пары слов (для детей 6-7 лет)
Цель игры: развитие переключения внимания, сосредоточенности.
Ребенку предлагается поочередно назвать два неодушевленных и два одушевленных слова. Например: «воздух» - «вода» ; «цыпленок» - «утенок»...
Варианты игры:
Назвать одно слово неодушевленное, два одушевленных.
Назвать одно слово - предмет мебели, два - животные, три - растения.
Назвать два числа и три геометрические фигуры.
Варианты подбираются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.
Пишущая машинка (для детей 6-7 лет)
Цель игры: развитие активного и волевого внимания, переключения внимания, осуществление контроля и самоконтроля.
Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Карточку с буквой можно прикрепить на грудь ребенку.
Затем придумывается слово или простая фраза.
По сигналу дети начинают «печатать»: выходит первая буква, к ней подходит вторая... Когда слово будет составлено полностью, все дети хлопают в ладоши.
Что там (для детей 6-7 лет)
Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиться.
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.
Посмотри внимательно и нарисуй, что запомнил(для детей 6-7 лет)
Цель игры: развитие у детей способности смотреть и запоминать увиденное, активизация внимания и зрительной памяти.
Перед ребенком кладется карточка с изображением какой-то фигуры. Он внимательно смотрит на эту фигуру в течение 10 секунд. Затем карточка переворачивается изображением вниз, а на своем листе бумаги ребенок рисует то, что запомнил.
Какое слово здесь зашифровано(для детей 6-7 лет)
Цель игры: стимулирование распределения внимания, умения сосредоточиться.
На одном из бланков, предложенных ребенку, нарисованы различные фигуры (стрелка, крестик, флажок, квадрат, треугольник и т.д.), до 6-8 фигур. Под ними определенные буквы.
Например: На втором бланке зашифрованы слова с помощью этих фигур.
Например: Ребенок должен расшифровать слова, изображенные фигурами, с помощью первого бланка, где под ними написаны буквы
Используя алфавит, напиши слово, которое зашифровано числами (для детей 6-7 лет)
Цель игры: расширение объема внимания и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей.
У каждого из детей альбомный лист с напечатанным крупно алфавитом. Все буквы обозначены цифрами, например А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 и так до конца алфавита.
Каждому ребенку выдается карточка размером 15х6 см, где, числами закодировано слово. Например: 12, 16, 14, 15, 1, 20, 1. Дети, пользуясь алфавитом, расшифровывают слово и читают его.
Примечание: карточек с закодированными словами должно, быть много. Каждому ребенку даются две-три карточки с разными словами. Так как темп работы у всех детей разный, заодно и то же время один успеет выполнить только одно задание, а другой расшифрует три и более карточки. Поэтому целесообразно всегда иметь под руки запасные варианты
Зачеркни фигуру (для детей 6-7 лет)
НАРИСУЙ 3 ТРЕУГОЛЬНИКА, 1 КРУГ, 2 ОВАЛА. ЧЕТВЕРТУЮ ФИГУРУ ЗАЧЕРКНИ» (Даются еще два-три варианта задания.)
Цель игры: развитие слухового внимания и памяти.
Примечание: если дети затрудняются в выполнении задания, количество предлагаемых фигур можно уменьшить
Найди два одинаковых числа (для детей 6-7 лет)
Цель игры: расширение объема внимания, развитие способности к сосредоточению.
У каждого из детей карточка размером 30х20 см. На ней по всей поверхности наклеены числа от одного до двадцати, из них два числа одинаковые. Ребенок должен их найти и закрыть фишками. Так как одни и те же числа у всех детей на карточках разные, то заданиями можно меняться.
Выложи буквы(для детей 6-7 лет)
У детей на столах карточки размером 20х20 см, разделенные на четыре части. На доске нарисована маркером такая же карточка, только большего размера. В образовавшиеся четыре квадрата психолог вписывает любые четыре буквы. Ребята внимательно смотрят в течение 10 секунд. Затем нарисованное на доске закрывается шторкой, и дети у себя на карточках выкладывают те буквы и в том порядке, как запомнили. Набор букв лежит на подносах
Запиши буквы, как запомнил(для детей 6-7 лет)
Цель игры: развитие слуховой памяти и произвольного внимания.
Один раз произносите любые пять букв. Дети должны записать их в той же последовательности. Варианты задания предлагаются 2-3 раза.
Примечание: если дети затрудняются в запоминании пяти букв, можно начать с четырех
Запомни позу(для детей 6-7 лет)
Цель игры: развитие слухового внимания, воображения.
Дети сообща придумывают позы к буквам Т, О, К, Ф, Л. X. Танцуют под музыку. Когда музыка останавливается, вы называете одну из перечисленных букв. Ребята немедленно принимают ту позу, о которой договорились
Слушай и выполняй(для детей 6-7 лет)
Цель игры: воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание.
Дети под музыку выполняют различные танцевальные движения. На первую остановку музыки - действуют соответственно первой команде, на вторую остановку - второй и т. д.
Команда 1 - повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз, поднять вверх.
Команда 2 - поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
Команда 3 - поднять правую ногу, опустить, поднять левую - опустить, три раза подпрыгнуть на обеих ногах.
Примечание: команды выполняются при выключенной музыке.
Запомни картинки последовательно (для детей 6-7 лет)
Цель игры: увеличение объема памяти и развитие внимания.
У каждого из детей имеется карточка размером 25х10 см, на которой в ряд наклеены или нарисованы различные картинки - у всех разные.
Например, на одной карточке нарисованы или наклеены пять разных овощей, на второй - пять разных фруктов, на третьей - пять разных геометрических форм, на четвертой - пять предметов одежды, на пятой - пять предметов мебели, на шестой - пять предметов посуды и т.д. Сколько участников игры, столько и карточек. У каждого из играющих есть еще и конвертики с точно такими же картинками, как те, что нарисованы. или наклеены на карточках.
Детям предлагается внимательно посмотреть на свою карточку в течение 10 секунд. Затем карточки переворачиваются изображением вниз. Ребята достают из конвертиков картинки и выкладывают их по памяти в той же последовательности, как было на большой карточке. Выполнив свое задание, дети меняются карточками.
Примечание: задание можно усложнить, если увеличить число предметов на карточке.
Фантазеры
Цель: развивать внимание, образное мышление, групповую сплоченность, цветовосприятие.
Ход игры. Дети двигаются под веселую музыку, изображая клоунов. По сигналу «Стоп!» они останавливаются, а педагог надевает кому-либо из детей шапку фантазера (бумажный колпак) и спрашивает: «Чего на свете не бывает?». Ребенок должен ответить быстро (например, летающей кошки).
Правильно и быстро ответивший ребенок получает медаль.
Горячий мяч
кол-во играющих: группа детей до 10человек. Развитие внимания, скорости реакции, моторной ловкости. Дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.
Комментарии: другие варианты игры строятся на изменении расположения детей.
Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверх, либо, наклонившись, через ноги. Так же можно построить детей зигзагом.
Фигуры
кол-во играющих: один.
Необходимые приспособления:
Счетные палочки. Развитие внимания, мелкой моторики, воображения. Взрослый раскладывает счетные палочки в виде определенной фигуры. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Сложность задания все время увеличивают: сначала показывают простые фигуры, затем более сложные; сначала ребенок составляет фигуры, глядя на образец, затем образец убирают, дав ребенку возможность запомнить фигуру.
Комментарии:счетные палочки можно заменить спичками с обрезанными головками.
Эту игру можно использовать наиболее эффективно в работе с детьми, испытывающими трудности при сосредоточении, характеризующимися расторможенностью.
Полет бабочки (Ю.и М.Шевченко)
кол-во играющих: двое и более. Развитие внимания, выразительности движений. Детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, вроде: «полет бабочки», «кошачий шаг» и т.д.
Комментарии:необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса «А как у нас ходит мишка (например)?». Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.
Игра может нести и познавательную нагрузку, если ее включать в занятия по изучению видов профессий, животных, транспорта и т.д.; т.е. предлагать, например, имитировать только движения машины, самолета, паровоза и т.д.
Смена движения должна происходить либо по команде взрослого либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.
Танец шляпы
кол-во играющих: 4-8 человек.
Необходимые приспособления: шляпа, аудиокассета с записью музыкального произведения. Развитие внимания, моторной координации.
Дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая ее на голову соседа. Когда музыка прервется, участник, на голове которого оказалась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети – повторить его. Затем игра продолжается.
Комментарии: в этой игре шляпа по сути является «отвлекающим маневром», т.к. дети с удовольствием стараются нарядить соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребенку на котором остановилась музыка, выбрать себе партнера и станцевать с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"
В картотеке представлены игры и упражнения для развития и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет подробное описание: цель,возраст, инструкцию....
Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"
Игра « Какой игрушки не хватает?»цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.возраст: с 3 летПоставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну ...
Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"
Развитие внимание у дошкольников...
Картотека игр на развитие внимания дошкольников
Картотека игр по развитию внимания у детей дошкольного возраста....
Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"
В картотеке представлены игры и упражнения для коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет подробное описание: цель, возраст, инструкцию....
Картотека игр на развитие внимания у дошкольников
В картотеке представлены игры и упражнения для развития и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет подробное описание : цель, возраст,инструкцию....
Картотека "Корректурные пробы" развитие внимания старших дошкольников
laquo;Корректурная проба» — это своеобразный тест, результаты которого помогут оценить уровень концентрации ребенка, его внимательность, усидчивость, способность быстро выполнять письменн...