Картотека игр по развитию мышления (операции абстрагирования) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
картотека по коррекционной педагогике
Картотека игр по развитию операций мышления (абстрагирование) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Волшебник Цель: развивать абстрактное мышление, воображение. Оборудование: листы бумаги, посередине которых нарисована какая-либо геометрическая фигура. Ход игры. Детям предлагается дорисовать что-либо, превращая геометрическую фигуру в какую-либо предметную картинку. Например, кружочек – в цветок или солнышко. | Посмотри и найди Цель: развивать абстрактное мышление, внимание, учить находить знакомые геометрические фигуры, упражнять в количественном счете, учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе., Оборудование: сюжетная картинка, в которой встречаются предметы округлой формы (треугольной, квадратной и т.д.) Ход игры. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку и пересчитать сколько раз встречается круг на картинке. |
Логический поезд Цель: развивать абстрактное мышление, учить выделять существенный в данной комбинации признак, мотивировать свои действия Оборудование: картинка паровозика и вагончики, на каждом из которых нарисована предметная картинка. Ход игры. Ребенок выбирает признак, который будет служить основанием для подбора вагончиков в данный поезд (форма, цвет, обобщающие понятия и т.д.) и составляет из вагончиков поезд. Например, ребенок выбирает признак – круг, и в соответствии с этим цепляет к паровозику вагончики: солнышко, цветок, очки, велосипед, мячик и т.д. | Загадка Цель: развивать абстрактное мышление, связную речь, учить видеть в предмете совокупность разных признаков. Оборудование: таблица, в центре которой загаданный предмет, а по периметру картинки, которые несут в себе какие-либо характеристики загаданного предмета (например, в центре – корзинка, по периметру – прутья, лес, грибы, кошка, буква «К», ягоды, ведро, рука), квадратик, под которым будет спрятана центральная картинка. Ход игры. Перед ребенком кладется картинка с закрытым средним окошком. Рассматривая картинки вокруг центральной ребенок должен угадать какая картинка спрятана. |
Вспомни слова Цель: развивать абстрактное мышление, воображение, фантазию, память. Оборудование: набор предметных картинок. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку картинку и называет любое слово. Ребенок должен придумать связь между картинкой и словом, затем предлагается следующая картинка (5, 6 картинок и т.д. в зависимости от уровня развития ребенка). Потом при предъявлении картинки ребенок должен вспомнить названное взрослым слово. | Подбери цвет Цель: развивать абстрактное мышление, восприятие цвета, учить различать человеческие эмоции, развитие связной рчи. Оборудование: карточки со схематичным изображением человеческих эмоций и кружочки различных цветов и оттенков. Ход игры. Перед ребенком лежат цветные кружочки. Взрослый предлагает подобрать к каждому цвету подходящую карточку со схематичным изображением эмоции. Оттенки позволяют отразить степень выраженности эмоции. Затем ребенок мотивирует свой выбор. |
Нарисуй музыку Цель: развивать абстрактное мышление, мелкую моторику. Оборудование: музыкальные инструменты, краски с кистью или цветные карандаши, фломастеры. Ход игры. Предварительно взрослый должен ознакомить детей с видами линий. На музыкальном инструменте проигрывается какая-либо мелодия первый раз для слушания, когда мелодия проигрывается второй раз дети должны отразить мелодию в линиях. Затем рисунки рассматриваются, сравниваются. | Цветная мелодия Цель: развивать абстрактное мышление, восприятие цвета, слуховое внимание, восприятие, связную речь. Оборудование: набор карточек разного цвета, аудиокассета с фрагментами музыкальных произведений, магнитофон. Ход игры. Дети прослушивают музыкальный отрывок, выкладывая по ходу прослушивания карточки с разным цветом, затем рассказывают о своих впечатлениях. |
Подбери цвет Цель: развивать абстрактное мышление, восприятие цвета, связную речь, знакомить с частями суток, погодой, временами года. Оборудование: карточки разных цветов и оттенков. Ход игры. Детям предлагается подобрать цвета, наиболее характерные для данного понятия и мотивировать свой выбор. | Выбери третий Цель: учить признаки предмета, развивать абстрактное мышление, связную речь. Оборудование: набор предметных картинок. Ход игры. Взрослый предлагает ребенку две картинки, он должен подобрать к ним третью и мотивировать свой ответ. Например, к картинкам горной дороги и кожаной сумки подойдет картинка с изображением змеи (у змеи есть кожа и она ползет извиваясь). |
Угадай кто это Цель: развивать абстрактное мышление, выделять общие признаки предметов, формировать обобщающие понятия. Оборудование: набор карточек со схематичным изображением признаков диких животных (птиц, насекомых и т.д.), например, характерные части тела, среда обитания, особенности питания. Ход игры. Рассмотрев рад карточек, ребенок должен угадать о каком животном идет речь. | Придумай слово Цель: развивать абстрактное мышление, учить выделять существенный признак, активизировать словарь существительных. Ход игры. Взрослый предлагает детям какой-либо звук и просит подобрать слова которые начинаются на этот звук (заканчиваются на этот звук, имеют данный звук в середине). Выигрывает тот, кто назовет слово последним. |
Подбери словак схеме Цель: развивать абстрактное мышление, учить выделять существенный признак, активизировать словарь существительных. Оборудование: карточки с кружочками для составления схем слов Ход игры. Составляется звуковая схема слова. Дети подбирают слова к заданной схеме. Кто придумал последнее слово, тот и выигрывает. | Исправь ошибку Цель: развивать абстрактное мышление, закреплять количественный счет, цифры от 1 до 10, учить согласовывать числительные с существительными. Оборудование: карточки с цифрами, картинки с разным количеством предметов. Ход игры. Взрослый выкладывает предметные картинки, а под ними карточки с цифрами в произвольном порядке. Ребенок должен пересчитать предметы на картинке и проверить подходит ли к данной картинке предложенная цифра. |
Выложи ритм кубиками Цель: развивать абстрактное мышление, учить выделять ударные звуки, соотносить их с размером кубиков. Оборудование: кубики разного размера. Ход игры. Взрослый настукивает определенный ритм. Дети выкладывают ритмический рисунок, выделяя ударный звук кубиком большого размера. | Лесенка Цель: развивать абстрактное мышление, слуховое внимание, восприятие, учить различать звуки по высоте Ход игры. Взрослый попевает мелодию, ребенок повторяет мелодию, показывая высоту звуков лесенкой, при помощи рук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие - презентация "Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста."
Презентация Использование метода мнемотехники в развитии мышления и связной речи детей дошкольного возраста....
«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления и речи у детей дошкольного возраста»
Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в развитии мышления детей дошкольного возраста....
Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...
Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей....
Консультация с презентацией на тему "Взаимообусловленность развития мышления и речи у детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему "Взаимообусловленность развития мышления и речи у детей дошкольного возраста"...
Взаимосвязь развития мышления и речи у детей дошкольного возраста.
Развитие речи ребёнка влияет на развитие мышления и всех познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия), а развитие мышления развивает ...