Особенности детей с задержкой психического развития
презентация по коррекционной педагогике
Данная презентация познакомит педагогов,специалистов и родителей с особенностями детей с ЗПР. Расскажет о своеобразии высших психических функций таких детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
зпр | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗПР Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Причины ЗПР 1. Неблагоприятное течение беременности, связанное с: болезнями матери во время беременности; хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы); токсикозами, особенно во второй половине беременности; токсоплазмозом; интоксикациями организма матери вследствие употребления химических и лекарственных препаратов, гормонов и др. вредных веществ; несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору. 2. Патология родов: травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, таких, как щипцы, например, асфиксия новорожденных и ее угроза. 3. Социальные факторы: педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы.
Трудности, которые испытывают дети с ЗПР 1.Недостатки в регуляционном компоненте психической деятельности недостаточность внимания незрелость мотивационной сферы общая познавательная пассивность сниженный самоконтроль 2.Недостатки в операциональном компоненте психической деятельности сниженный уровень развития отдельных психических процессов моторные нарушения нарушения работоспособности
Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР Отставание в развитии зрительного восприятия затруднения в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе; затруднения в узнавании контурных или схематических изображений; затруднения в узнавании перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений; затруднения в узнавании сходных по начертанию букв и цифр, а также букв и цифр, написанных непривычным шрифтом; затруднения в построении целостного образа и выделения фигуры из фона (например, нарисованные в форме треугольника три точки нормально развивающийся ребенок сразу назовет «треугольник», а для ребенка с задержкой в развитии требуется больше времени для такого заключения); трудности вычленения частей из целого, трудности обследования предметов; недостаточность пространственного восприятия .
Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР Нарушения внимания объем внимания ограниченный; не способны сосредоточиться на существенных признаках предметов и явлений, легко соскальзывают на несущественные и случайные признаки; отсутствие способности переключать внимание с одного предмета на другой; нарушение концентрации внимания; неадекватные колебания внимания.
Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР Особенности памяти уменьшение объема памяти, скорости и прочности запоминания; наглядная память имеет преимущества над словесной в 1,5 раза; затруднено дословное воспроизведение текста, наблюдается замена и перестановка слов; снижена продуктивность и устойчивость произвольного запоминания; у детей с задержкой развития объем запоминаемого материала перестает увеличиваться после некоторого числа повторений, иногда он даже уменьшается из-за утомления и истощения.
Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР Особенности мышления снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны; дети не задают совсем или задают очень мало познавательных вопросов, а расторможенные и разговорчивые дети, задавая вопросы, интересуются только внешней стороной явлений и событий; при решении мыслительных задач у детей отсутствует этап ориентировочной деятельности (например, при решении головоломок); к старшему дошкольному возрасту не сформирован уровень словесно-логического мышления недоразвитие конструктивного мышления из-за нарушений пространственного восприятия.
Особенности развития психических процессов у детей с ЗПР Особенности развития речи бытовая речь детей с ЗПР мало отличается от речи нормально развивающихся детей; нарушения звукопроизношения. Трудно дается звуковой анализ слов, дети недостаточно владеют звуковым образом слова и допускают ошибки при последовательном выделении звуков в слове; словарный запас снижен, особенно это заметно по активному словарю (дети употребляют некоторые слова неточно, смешивают при употреблении сходные по произношению слова, отличающиеся одним-двумя звуками (рубашка-фуражка); в речи детей отсутствует ряд грамматических категорий, особенно страдает употребление прилагательных; трудности в понимании сложных речевых оборотов, логико-грамматических конструкций, хотя при этом понимают простую фразу; недостаточность монологической речи, то есть умение составить рассказ на заданную тему, описать картинку, рассказать последовательно о событии и т.п
Особенности эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР Характеризуются типичными явлениями: сложностями в становлении продуктивных контактов: им сложно понять правила общения между сверстниками, взрослыми и детьми, трудно придерживаться общепринятого алгоритма общения; эмоциональной нестабильности, конфликтности, нерегулируемой смешливости, агрессивности,склонностью к эмоциональным расстройствам. Частые внезапные вспышки страха, тревожности, аффективных действий. невозможностью надолго на чем-то сконцентрироваться, достичь поставленной цели. инфантильность; легкой утомляемостью; отсутствием ярких эмоций; гиперактивностью; отсутствие потребности во взаимодействии с окружающими .
Сильные стороны детей с ЗПР - При отсутствии утомления и истощения дети хорошо проявляют себя при выполнении доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. -Дети с задержкой психического развития внешне мало отличаются или вообще не отличаются от своих сверстников.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью
Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальн...
Статья: "Роль сказки в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития".
Статья о том, какое значимое место в работе с детьми занимает сказка. Какую большую роль играет сказка в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития....
Особенности детей с задержкой психического развития
Понятие задержки психического развития, нарушения познавательной. эмоциональнойсферы, межличностного общения....
Характерологические особенности детей с задержкой психического развития.
Основные особенности детей с ЗПР...
Характерные особенности детей с задержкой психического развития
Характерные особенности детей с задержкой психического развития...