Коррекционно-развивающая работа
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

тимошенко наталья викторовна

Коррекция речевых нарушений с детьми старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_rabota.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

 

Адаптационные, коррекционно-развивающие мероприятия проводятся с подгруппой детей в 1 и 2 половине дня. Подгруппа для занятий не более 7-9 человек.

 Коррекция речевых нарушений осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста по программе Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».

 Для выявления уровня речевого развития детей используется тестовая диагностика Кабановой Т.В., Домниной О.В.  По результатам диагностики разрабатываются перспективные планы фронтальных занятий, индивидуальные перспективные планы коррекционно-развивающего обучения с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. Достижение цели возможно при соблюдении комплексного подхода к взаимодействию с детьми-логопатами.

Цель коррекционной работы: коррекция общего недоразвития речи у детей и подготовка их к школе.

Задачи коррекционного обучения:

·               практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

·               формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, овладение слоговой структурой, развитие фонематического слуха и восприятия);

·               подготовка к обучению грамоте и овладение её элементами;

·               развитие навыков связной речи;

·               формирование предпосылок учебной деятельности

Перспективный план работы с детьми старшей/подготовительной группы.

Диагноз: Неправильное произношение отдельных звуков (НПОЗ)

Сентябрь.

  1. Обследование детей.

_ выявление уровня речевого развития детей;

_ выявление структуры речевых нарушений.

  1. Развитие фонематического слуха.

_ развитие слухового внимания на материале неречевых звуков;

_ выделение ударного гласного звука в слове

  1. Развитие мелкой моторики.

_ уточнение навыков самообслуживания

_ рисование, обводки

Октябрь.

  1. Звукопроизношение.

_ подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;

_ уточнение произношения гласных и ненарушенных в произношении согласных звуков;

_ постановка и начало автоматизации 1-го дефектно произносимого звука;

  1. Развитие фонематического слуха.

_ развитие слухового внимания на материале речевых звуков;

_ выделение звука на фоне слова;

_ формирование понятия «звук-буква», «звуки согласные и гласные»;

_ выделение первого и последнего звуков в слове;

_ придумывание слов нам заданный звук;

_ выработка первичных навыков слогового анализа.

  1. Грамматика.

_ образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

_ преобразование единственного числа именительного падежа имени существительного во множественное число;

_ отработка падежных окончаний существительных;

_ согласование имён существительных с прилагательными в роде числе и падеже;

_ согласование числительных «2 и 5» с существительными.

  1. Работа над слоговой структурой слова.

_ работа над слоговой структурой дву- и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (рука, лопата);

_ работа над слоговой структурой одно и двухсложных слов с закрытым слогом (лак, жакет);

  1. Лексика.

_ расширение словаря, закрепление обобщающих понятий (овощи-фрукты, грибы, ягоды, осенняя одежда, обувь, цвета и их оттенки);

_ закрепление признаков ранней и поздней осени, расширение словарного запаса детей;

  1. Просодика.

_ воспитание правильного речевого дыхания;

_ воспитание синхронности речевого и неречевого дыхания;

_ обучение ритмической выразительной речи.

Ноябрь.

  1. Звукопроизношение.

_ работа по постановке и автоматизации звуков.

  1. Развитие фонематического слуха.

_ определение места звука в слове;

_ определение последовательности и количества звуков в слове;

_ формирование понятий»согласные твёрдые и мягкие», «согласные и глухие»;

_ слоговой анализ;

_ звуковой анализ слов путём замены и добавления звуков.

  1. Грамматика.

_ воспитание направленности внимания на знакомые части  слова, имеющие лексическое и грамматическое значение (отработка падежных окончаний, уменьшительно-ласкательных суффиксов);

_ согласование имён существительных с прилагательными в роде, числе и падеже;

_ образование глаголов движения с приставками;

_ практическое усвоение относительных и притяжательных прилагательных;

  1. Работа над слоговой структурой слова.

_ работа над слоговой структурой двухсложных слов со стечением в середине слова (марка), двухсложных слов с закрытым слогом и стечением согласных (паркет);

_ работа над слоговой структурой трёхсложных слов с закрытым слогом и или стечением согласных (самолёт, колбаса, садовник);

  1. Лексика.

_ расширение словаря, закрепление обобщающих понятий (дикие и домашние животные, детёныши животных, зимующие и перелётные птицы);

_ закрепление представлений о сезонных изменениях;

_  уточнение понятий «транспорт», «инструменты», «одежда».

  1. Просодика.

_ воспитание правильного речевого дыхания;

_ воспитание синхронности речевого и неречевого дыхания;

_ обучение ритмической выразительной речи;

  1. Развитие мелкой моторики.

_ усложнение работы с карандашом: рисование, работа в тетради по клеткам;

_ пальчиковые игры.

Декабрь-Январь.

  1. Звукопроизношение.

_ автоматизация и дифференциация всех поставленных звуков;

_ включение исправленных звуков и речевое общение ребёнка.

  1. Развитие фонематического слуха:

_ закрепление знаний о звуках, навыков работы с ними;

_ закрепление навыков звукового анализа с опорой и без опоры на схему;

_ закрепление навыков деления слов на слоги, предложений на слова.

  1. Грамматика:

_ уточнение знаний об обозначении мягкости согласных на письме (Ь, йотированные гласные), об обозначении на письме безударных гласных;

_ отработка практическим путём навыков построения предложений, анализа предложений;

_ отработка употребления простых и сложных предлогов;

_ отработка практическим путем навыков образования сравнительной степени имён прилагательных, полных и кратких прилагательных, наречий от имен прилагательных;

  1. Работа над слоговой структурой слова.

_ работа над слоговой структурой трёхсложных слов с двумя стечениями (футболист);

_ односложных слов со стечением согласных в начале или в конце слова (куст);

_ двухсложных слов с двумя стечениями (скалка);

_ четырёхсложных слов из открытых слогов.

  1. Лексика.

_ расширение словаря, закрепление обобщающих понятий (дикие животные, животные Севера, животные жарких стран);

_ закрепление представлений о сезонных изменениях, приметах зимы;

_ обогащение словаря по теме «зимняя одежда»;

_ закрепления понятия «семья», расширение представлений о праздниках (Новый год).

  1. Просодика:

_ воспитание правильного речевого дыхания;

_ воспитание синхронности речевого и неречевого дыхания;

_ обучение ритмической выразительной речи.

  1. Развитие мелкой моторики:

_ работа с карандашом: рисование, обводка, штриховка;

_ печатанье слов и предложений;

_ составление узоров из мелкой мозаики;

_ пальчиковые игры, упражнения для пальцев;

_ составление фигур из палочек, букв из элементов.

Февраль.

  1. Звукопроизношение.

_ подготовка периферического отдела артикуляционного аппарата к постановке звуков;

_ уточнение произношения гласных и ненарушенных в произношении согласных звуков;

_ постановка и начало автоматизации 1-го дефектно произносимого звука.

  1. Развитие фонематического слуха:

_ развитие слухового внимания на материале речевых звуков;

_ выделение звука на фоне слова;

_ формирование понятий «звук-буква», «звуки согласные и гласные»;

_ выделение первого и последнего звуков в слове;

_ придумывание слов на заданный звук;

_ выработка первичных навыков слогового анализа.

  1. Грамматика:

_ образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

_ преобразование единственного числа именительного падежа имени существительного во множественном число;

_ отработка падежных окончаний существительных;

_ согласование имён существительных с прилагательными в роде, числе и падеже;

_ согласование числительных «2 и 5» с существительными.

  1. Работа над слоговой структурой слова:

_ работа над слоговой структурой дву- и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (рука, лопата);

_ работа над слоговой структурой одно и двухсложных слов с закрытым слогом (лак, жакет);

  1. Лексика.

_ закрепление знаний о зимних месяцах, приметах зимы;

_ закрепление обобщающих понятий «мебель», «посуда», «игрушки»;

_ формирование дифференцированного понятия «транспорт» (водный, воздушный, подземный, наземный, космический)

  1. Просодика:

_ воспитание правильного речевого дыхания;

_ воспитание синхронности речевого и неречевого дыхания;

_ обучение ритмической выразительной речи.

  1. Развитие мелкой моторики:

_ закрепление навыков самообслуживания;

_ рисование, обводки, штриховки.

Март.

  1. Звукопроизношение:

_ работа по постановке и автоматизации звуков.

  1. Развитие фонематического слуха:

_ определение места звука в слове;

_ определение последовательности и количества звуков в слове;

_ формирование понятий «согласные твёрдые мягкие», «согласные звонкие и глухие»;

_ слоговой анализ;

_ звуковой анализ слов, составление схемы слова;

_ преобразование слов путём замены и добавления звуков.

  1. Грамматика:

_ воспитание направленности внимания на знакомые части слова, имеющие лексическое и грамматическое значение (отработка падежных окончаний, уменьшительно-ласкательных суффиксов);

_ согласование имён существительных с прилагательными в роде, числе и падеже;

_ образование глаголов движения с приставками;

_ практическое усвоение относительных и притяжательных прилагательных.

  1. Работа над слоговой структурой слова:

_ работа над слоговой структурой двухсложных слов со стечением в середине слова (марка), двухсложных слов с закрытым слогом и стечением согласных (паркет);

_ работа над слоговой структурой трёхсложных слов с закрытым слогом и  со стечением согласных (самолёт, колбаса, садовник).

  1. Лексика:

_ расширение словаря, закрепление обобщающих понятий (дикие и домашние животные, детёныши животных, зимующие и перелётные птицы);

_ закрепление понятия «семья», расширение представлений о праздниках (8 марта);

_ уточнение понятий «город» и «деревня».

  1. Просодика:

_ воспитание правильного речевого дыхания;

_ воспитание синхронности речевого и неречевого дыхания;

_ обучение ритмической выразительной речи.

  1. Развитие мелкой моторики:

_ усложнение работы с карандашом: рисование, работа в тетрадях по клеткам;

_ пальчиковые игры.

Апрель-май.

  1. Звукопроизношение:

_ автоматизация и дифференциация всех поставленных звуков;

_ включение исправленных звуков в речевое общение ребёнка.

  1. Развитие фонематического слуха:

_ закрепление знаний о звуках, навыков работы с ними;

_ закрепление навыков звукового анализа с опорой и без опоры на схему;

_ закрепление навыков деления слов на слоги, предложений на слова;

  1. Грамматика:

_ уточнение знаний об обозначении мягкости согласных на письме (Ь, йотированные гласные), об обозначении на письме безударных гласных;

_ отработка практическим путём навыков построения предложений, анализа предложений;

_ отработка употребления простых и сложных предлогов;

_ отработка практическим путём навыков образования сравнительной степени имён прилагательных, полных и кратких прилагательных, наречий от имён прилагательных.

  1. Работа над слоговой структурой слова:

_ работа над слоговой структурой трёхсложных слов с двумя стечениями (футболист);

_ односложных слов со стечением согласных в начале или в конце слова (куст);

_ двухсложных слов с двумя стечениями (скалка);

_ четырёхсложных слов из открытых слогов.

  1. Лексика:

_ расширение словаря, закрепление обобщающих понятий (профессии, инструменты);

_ закрепление представлений о сезонных изменениях: летних приметах;

_ обогащение словаря по теме «цветы», «насекомые», «школа», «школьные принадлежности»;

_ закрепление понятий «семья», расширение представлений о праздниках (1 Мая, 9 Мая).

  1. Просодика:

_ воспитание правильного речевого дыхания;

_ воспитание синхронности речевого и неречевого дыхания;

_ обучение ритмической выразительной речи.

  1. Развитие мелкой моторики:

_ усложнение работы с карандашом: рисование, работа в тетрадях по клеткам;

_ пальчиковые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ   СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...