Коррекционно-развивающая работа
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике
Коррекция речевых нарушений с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Адаптационные, коррекционно-развивающие мероприятия проводятся с подгруппой детей в 1 и 2 половине дня. Подгруппа для занятий не более 7-9 человек.
Коррекция речевых нарушений осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста по программе Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»; Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей».
Для выявления уровня речевого развития детей используется тестовая диагностика Кабановой Т.В., Домниной О.В. По результатам диагностики разрабатываются перспективные планы фронтальных занятий, индивидуальные перспективные планы коррекционно-развивающего обучения с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. Достижение цели возможно при соблюдении комплексного подхода к взаимодействию с детьми-логопатами.
Цель коррекционной работы: коррекция общего недоразвития речи у детей и подготовка их к школе.
Задачи коррекционного обучения:
· практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
· формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, овладение слоговой структурой, развитие фонематического слуха и восприятия);
· подготовка к обучению грамоте и овладение её элементами;
· развитие навыков связной речи;
· формирование предпосылок учебной деятельности
Перспективный план работы с детьми старшей/подготовительной группы.
Диагноз: Неправильное произношение отдельных звуков (НПОЗ)
Сентябрь.
- Обследование детей.
_ выявление уровня речевого развития детей;
_ выявление структуры речевых нарушений.
- Развитие фонематического слуха.
_ развитие слухового внимания на материале неречевых звуков;
_ выделение ударного гласного звука в слове
- Развитие мелкой моторики.
_ уточнение навыков самообслуживания
_ рисование, обводки
Октябрь.
- Звукопроизношение.
_ подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
_ уточнение произношения гласных и ненарушенных в произношении согласных звуков;
_ постановка и начало автоматизации 1-го дефектно произносимого звука;
- Развитие фонематического слуха.
_ развитие слухового внимания на материале речевых звуков;
_ выделение звука на фоне слова;
_ формирование понятия «звук-буква», «звуки согласные и гласные»;
_ выделение первого и последнего звуков в слове;
_ придумывание слов нам заданный звук;
_ выработка первичных навыков слогового анализа.
- Грамматика.
_ образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
_ преобразование единственного числа именительного падежа имени существительного во множественное число;
_ отработка падежных окончаний существительных;
_ согласование имён существительных с прилагательными в роде числе и падеже;
_ согласование числительных «2 и 5» с существительными.
- Работа над слоговой структурой слова.
_ работа над слоговой структурой дву- и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (рука, лопата);
_ работа над слоговой структурой одно и двухсложных слов с закрытым слогом (лак, жакет);
- Лексика.
_ расширение словаря, закрепление обобщающих понятий (овощи-фрукты, грибы, ягоды, осенняя одежда, обувь, цвета и их оттенки);
_ закрепление признаков ранней и поздней осени, расширение словарного запаса детей;
- Просодика.
_ воспитание правильного речевого дыхания;
_ воспитание синхронности речевого и неречевого дыхания;
_ обучение ритмической выразительной речи.
Ноябрь.
- Звукопроизношение.
_ работа по постановке и автоматизации звуков.
- Развитие фонематического слуха.
_ определение места звука в слове;
_ определение последовательности и количества звуков в слове;
_ формирование понятий»согласные твёрдые и мягкие», «согласные и глухие»;
_ слоговой анализ;
_ звуковой анализ слов путём замены и добавления звуков.
- Грамматика.
_ воспитание направленности внимания на знакомые части слова, имеющие лексическое и грамматическое значение (отработка падежных окончаний, уменьшительно-ласкательных суффиксов);
_ согласование имён существительных с прилагательными в роде, числе и падеже;
_ образование глаголов движения с приставками;
_ практическое усвоение относительных и притяжательных прилагательных;
- Работа над слоговой структурой слова.
_ работа над слоговой структурой двухсложных слов со стечением в середине слова (марка), двухсложных слов с закрытым слогом и стечением согласных (паркет);
_ работа над слоговой структурой трёхсложных слов с закрытым слогом и или стечением согласных (самолёт, колбаса, садовник);
- Лексика.
_ расширение словаря, закрепление обобщающих понятий (дикие и домашние животные, детёныши животных, зимующие и перелётные птицы);
_ закрепление представлений о сезонных изменениях;
_ уточнение понятий «транспорт», «инструменты», «одежда».
- Просодика.
_ воспитание правильного речевого дыхания;
_ воспитание синхронности речевого и неречевого дыхания;
_ обучение ритмической выразительной речи;
- Развитие мелкой моторики.
_ усложнение работы с карандашом: рисование, работа в тетради по клеткам;
_ пальчиковые игры.
Декабрь-Январь.
- Звукопроизношение.
_ автоматизация и дифференциация всех поставленных звуков;
_ включение исправленных звуков и речевое общение ребёнка.
- Развитие фонематического слуха:
_ закрепление знаний о звуках, навыков работы с ними;
_ закрепление навыков звукового анализа с опорой и без опоры на схему;
_ закрепление навыков деления слов на слоги, предложений на слова.
- Грамматика:
_ уточнение знаний об обозначении мягкости согласных на письме (Ь, йотированные гласные), об обозначении на письме безударных гласных;
_ отработка практическим путём навыков построения предложений, анализа предложений;
_ отработка употребления простых и сложных предлогов;
_ отработка практическим путем навыков образования сравнительной степени имён прилагательных, полных и кратких прилагательных, наречий от имен прилагательных;
- Работа над слоговой структурой слова.
_ работа над слоговой структурой трёхсложных слов с двумя стечениями (футболист);
_ односложных слов со стечением согласных в начале или в конце слова (куст);
_ двухсложных слов с двумя стечениями (скалка);
_ четырёхсложных слов из открытых слогов.
- Лексика.
_ расширение словаря, закрепление обобщающих понятий (дикие животные, животные Севера, животные жарких стран);
_ закрепление представлений о сезонных изменениях, приметах зимы;
_ обогащение словаря по теме «зимняя одежда»;
_ закрепления понятия «семья», расширение представлений о праздниках (Новый год).
- Просодика:
_ воспитание правильного речевого дыхания;
_ воспитание синхронности речевого и неречевого дыхания;
_ обучение ритмической выразительной речи.
- Развитие мелкой моторики:
_ работа с карандашом: рисование, обводка, штриховка;
_ печатанье слов и предложений;
_ составление узоров из мелкой мозаики;
_ пальчиковые игры, упражнения для пальцев;
_ составление фигур из палочек, букв из элементов.
Февраль.
- Звукопроизношение.
_ подготовка периферического отдела артикуляционного аппарата к постановке звуков;
_ уточнение произношения гласных и ненарушенных в произношении согласных звуков;
_ постановка и начало автоматизации 1-го дефектно произносимого звука.
- Развитие фонематического слуха:
_ развитие слухового внимания на материале речевых звуков;
_ выделение звука на фоне слова;
_ формирование понятий «звук-буква», «звуки согласные и гласные»;
_ выделение первого и последнего звуков в слове;
_ придумывание слов на заданный звук;
_ выработка первичных навыков слогового анализа.
- Грамматика:
_ образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
_ преобразование единственного числа именительного падежа имени существительного во множественном число;
_ отработка падежных окончаний существительных;
_ согласование имён существительных с прилагательными в роде, числе и падеже;
_ согласование числительных «2 и 5» с существительными.
- Работа над слоговой структурой слова:
_ работа над слоговой структурой дву- и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (рука, лопата);
_ работа над слоговой структурой одно и двухсложных слов с закрытым слогом (лак, жакет);
- Лексика.
_ закрепление знаний о зимних месяцах, приметах зимы;
_ закрепление обобщающих понятий «мебель», «посуда», «игрушки»;
_ формирование дифференцированного понятия «транспорт» (водный, воздушный, подземный, наземный, космический)
- Просодика:
_ воспитание правильного речевого дыхания;
_ воспитание синхронности речевого и неречевого дыхания;
_ обучение ритмической выразительной речи.
- Развитие мелкой моторики:
_ закрепление навыков самообслуживания;
_ рисование, обводки, штриховки.
Март.
- Звукопроизношение:
_ работа по постановке и автоматизации звуков.
- Развитие фонематического слуха:
_ определение места звука в слове;
_ определение последовательности и количества звуков в слове;
_ формирование понятий «согласные твёрдые мягкие», «согласные звонкие и глухие»;
_ слоговой анализ;
_ звуковой анализ слов, составление схемы слова;
_ преобразование слов путём замены и добавления звуков.
- Грамматика:
_ воспитание направленности внимания на знакомые части слова, имеющие лексическое и грамматическое значение (отработка падежных окончаний, уменьшительно-ласкательных суффиксов);
_ согласование имён существительных с прилагательными в роде, числе и падеже;
_ образование глаголов движения с приставками;
_ практическое усвоение относительных и притяжательных прилагательных.
- Работа над слоговой структурой слова:
_ работа над слоговой структурой двухсложных слов со стечением в середине слова (марка), двухсложных слов с закрытым слогом и стечением согласных (паркет);
_ работа над слоговой структурой трёхсложных слов с закрытым слогом и со стечением согласных (самолёт, колбаса, садовник).
- Лексика:
_ расширение словаря, закрепление обобщающих понятий (дикие и домашние животные, детёныши животных, зимующие и перелётные птицы);
_ закрепление понятия «семья», расширение представлений о праздниках (8 марта);
_ уточнение понятий «город» и «деревня».
- Просодика:
_ воспитание правильного речевого дыхания;
_ воспитание синхронности речевого и неречевого дыхания;
_ обучение ритмической выразительной речи.
- Развитие мелкой моторики:
_ усложнение работы с карандашом: рисование, работа в тетрадях по клеткам;
_ пальчиковые игры.
Апрель-май.
- Звукопроизношение:
_ автоматизация и дифференциация всех поставленных звуков;
_ включение исправленных звуков в речевое общение ребёнка.
- Развитие фонематического слуха:
_ закрепление знаний о звуках, навыков работы с ними;
_ закрепление навыков звукового анализа с опорой и без опоры на схему;
_ закрепление навыков деления слов на слоги, предложений на слова;
- Грамматика:
_ уточнение знаний об обозначении мягкости согласных на письме (Ь, йотированные гласные), об обозначении на письме безударных гласных;
_ отработка практическим путём навыков построения предложений, анализа предложений;
_ отработка употребления простых и сложных предлогов;
_ отработка практическим путём навыков образования сравнительной степени имён прилагательных, полных и кратких прилагательных, наречий от имён прилагательных.
- Работа над слоговой структурой слова:
_ работа над слоговой структурой трёхсложных слов с двумя стечениями (футболист);
_ односложных слов со стечением согласных в начале или в конце слова (куст);
_ двухсложных слов с двумя стечениями (скалка);
_ четырёхсложных слов из открытых слогов.
- Лексика:
_ расширение словаря, закрепление обобщающих понятий (профессии, инструменты);
_ закрепление представлений о сезонных изменениях: летних приметах;
_ обогащение словаря по теме «цветы», «насекомые», «школа», «школьные принадлежности»;
_ закрепление понятий «семья», расширение представлений о праздниках (1 Мая, 9 Мая).
- Просодика:
_ воспитание правильного речевого дыхания;
_ воспитание синхронности речевого и неречевого дыхания;
_ обучение ритмической выразительной речи.
- Развитие мелкой моторики:
_ усложнение работы с карандашом: рисование, работа в тетрадях по клеткам;
_ пальчиковые игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)
Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада
ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада Учитель-логопед: ...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы у детей подготовительной группы компенсирующего вида на 2015-2016 учебный год
рабочая программа логопеда...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...