Картотека пальчиковых игр
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Цветкова Ольга Владимировна

Пальчиковые игры для детей 5-6 лет, способствуют расширению словарного запаса.

Пальчиковая гимнастика для дошколят играет огромную роль. Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Пальчиковая гимнастика подходит детям в любом возрасте.

Развивая мелкую моторику мы успешно подготавливаем руку к письму. Ведь держат ручку всего три пальца (большой, указательный и средний), а в упражнениях развиваются все пальцы, каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой моторики и качественно ускоряя влияние на речь. Происходит чередование движений: сжатие, расслабление, растяжение, прослеживается наличие тонуса в кисти и пальцах. 
В работу поочередно включаются обе руки, независимо от доминантной руки ребенка. В начале игры с детьми рассматривается иллюстрация, обсуждается содержание, при этом отрабатываются необходимые жесты, различные комбинации пальцев, движения. Это создаст необходимый эмоциональный настрой и позволит подготовить дошкольников к правильному выполнению упражнений.

В начале дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла, а затем приступают к выполнению упражнений.

Упражнения выполняются ежедневно в медленном темпе,  3- 5 раз, поочередно каждой рукой, а потом двумя руками вместе.

Дети рассказывают руками короткие стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5),затем другой рукой, а в последствии обеими руками параллельно.

Стоит обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удерживать нужное положение при выполнении задания.

Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Помощники мои

Как их хочешь поверни.

 Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

 Поработали немного,

Но дадим им отдохнуть.

 (Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения).

Помиримся.

Два больших пальца спорят: (дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью)

 Кто главней из них двоих? (вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать)

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их. (сцепляют большие пальцы друг с другом).

Удивительно.

Наши пальцы сжались тесно.

Удивительно интересно! (дети сжимают левую руку в кулак)

 Видно, им прохладно стало, (правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают)

Их укроем одеялом. (затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими).



Прогулка.

Пошли пальчики гулять, (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять, (ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом, (движения средних пальцев в быстром темпе)

 А четвертые пешком, (медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал. (стук кулаками по поверхности стола).

 «Маланья»

У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.) Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показывая «избушку».) Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)

Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)

 Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами, (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)

 Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Малинью все глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

 И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)

Сидит белка на тележке.

Сидит белка на тележке, (исходное положение — кисти рук сжаты в кулак) Продает она орешки, (круговые движения кистью вправо, влево)

Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)

Воробью, (разогнуть указательный палец)

Синичке, (разогнуть средний палец)

Мишке толстопятому, (разогнуть безымянный палец)

 Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)

 «У Петиной сестрицы» 

У Петиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)

По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)

Ходит утка в юбке, В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

 Заинька — в кафтане. (На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)

Магазин.

Мы пришли в магазин. (идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой)

Мы купили торт — один, (показывают 1 палец)

 Плюшек — две, (хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца)

Ватрушек — три, (хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца)

А киви купили — сразу четыре! (вертят кулачками и показывают 4 пальца).

Приготовили обед.

Сели как-то мы обедать (имитация движения ложкой)

И позвали в дом соседей. (позвать движением ладони к себе)

 Скатерть белую накрыли, (движения разглаживаем скатерть)

Ложки, вилки разложили, (пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо)

Хлеб нарезали и сыр, (движения вверх и вниз ребром ладони)

Приготовили гарнир, (резкое потирание кончиками пальцев)

Помешали его в чашке (вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую)

 И добавили колбаски. (из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу)

А из фарша всем котлеты Жарили мы без диеты. (ладони накладываются попеременно одна на другую)

Посолили, поперчили, (мелкие движения щепотью пальцев)

Замесили. Не забыли (сжимание и разжимание пальцев рук)

 Лук сердитый положить (показать «сбор слез» в ладонь)

 И скорее все закрыть. (хлопок в ладонь горизонтально)

Наготовились, устали,

 Печь пирожное не стали. (провести по лбу тыльной стороной руки).

Подарки.

Пальцы в гости к нам пришли

И подарки принесли.

Будем мы их представлять

И подарки принимать.

Вот большой, он палец мудрый,

Книгу хочет нам вручить.

Указательный придумал Нам фонарик подарить.

Средний нам принес коробку. Интересно, что же в ней?

Пластилин есть и бумага

 И набор карандашей.

Безымянный — славный мальчик,

 Всем друзьям принес он мячик.

А малыш — мизинчик Игрушечный автомобильчик.

Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»

И продолжим заниматься. (выполнять движения соответственно тексту).

 В гости.

 В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог. (большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)

Вместе пальчики — друзья,

Друг без друга им нельзя! (сжать пальцы в кулак и разжать их). ***

Семья

Этот пальчик большой —

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка

— Милая девчонка.

 И самый маленький крепыш

— Это славный наш малыш. (руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого)

Дружная семейка! (сжать руку в кулак несколько раз).

 Смелый капитан.

На корабле из дальних стран (показать «корабль»)

Плывет отважный капитан. (показать капитана)

Из тесной рубки у штурвала, (крутят штурвал)

В бинокль видел он немало. (смотрят в «бинокль»).

У девочек и мальчиков.

У девочек и мальчиков

 На руке пять пальчиков:

Палец большой — парень с душой,

Палец указательный — господин влиятельный,

 Палец средний — тоже не последний.

 Палец безымянный — с колечком ходит чванный,

Пятый — мизинец, принес вам гостинец.

Колючий клубок.

 Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

 Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок.

 У Лариски – две редиски.

 У Лариски – две редиски.

У Алешки – две картошки.

У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.

 А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки. (по очереди разгибать пальчики

 На базар ходили мы.

На базар ходили мы, (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев) Много груш там и хурмы, (по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку)

Есть лимоны, апельсины, (при этом ладони не соприкасаются)

Дыни, сливы, мандарины, (пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)

 Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз!

 Будем мы варить компот.

Будем мы варить компот (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много.

Вот: Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

 Слив положим, сахарок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ .

Ягоды.

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)

В лес идем мы погулять. (обе руки идут по столу)

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной. (загибают пальчики, начиная с большого)

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

 Ягодка лесная.

Здравствуй, полянка большая! (пальцы правой руки здороваются с пальцами левой)

Здравствуй, трава – мурава! (похлопывая друг друга кончиками)

Здравствуй, ягодка лесная!

Ты поспела и вкусна.

 Мы корзиночку несём

 – Всю тебя мы соберём.

  Семья.

Как у нас семья?

 Большая да веселая. (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

 Два у лавки стоят, (загибают большие пальцы)

Два учиться хотят. (загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаной объедаются. (загибают средние пальцы)

 Две Дашки у кашки питаются. (загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (загибают мизинцы).

В нашей группе все друзья Самый младший- это я. (дети ритмично стучат кулачками по столу)

 Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика).

Пальчики

Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем 
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, 
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)

Капуста.

Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Мы морковку трем, ( Трут ладони друг об друга.)

Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой.)

Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками.)

Мы капусту нарубили, ( Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)

Перетерли, ( Трут ладони друг об друга.)

Посолили, ( Указательный и средний палец трутся о большой.)

И набили плотно в кадку ( Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке. ( Отряхивают руками.)

«Ветер по лесу летал».

Ветер по лесу летал, (плавные движения ладонями)

Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...