Картотека пальчиковых игр
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Пальчиковые игры для детей 5-6 лет, способствуют расширению словарного запаса.
Пальчиковая гимнастика для дошколят играет огромную роль. Положительные моменты гимнастики - это стимуляция моторных и речевых зон мозга, способствующие более быстрому формированию речи. Пальчиковая гимнастика подходит детям в любом возрасте.
Развивая мелкую моторику мы успешно подготавливаем руку к письму. Ведь держат ручку всего три пальца (большой, указательный и средний), а в упражнениях развиваются все пальцы, каждой руки, увеличивая эффект развития тонкой моторики и качественно ускоряя влияние на речь. Происходит чередование движений: сжатие, расслабление, растяжение, прослеживается наличие тонуса в кисти и пальцах.
В работу поочередно включаются обе руки, независимо от доминантной руки ребенка. В начале игры с детьми рассматривается иллюстрация, обсуждается содержание, при этом отрабатываются необходимые жесты, различные комбинации пальцев, движения. Это создаст необходимый эмоциональный настрой и позволит подготовить дошкольников к правильному выполнению упражнений.
В начале дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла, а затем приступают к выполнению упражнений.
Упражнения выполняются ежедневно в медленном темпе, 3- 5 раз, поочередно каждой рукой, а потом двумя руками вместе.
Дети рассказывают руками короткие стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5),затем другой рукой, а в последствии обеими руками параллельно.
Стоит обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удерживать нужное положение при выполнении задания.
Чем больше умеет рука, тем умнее ее обладатель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 22.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Помощники мои
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворения).
Помиримся.
Два больших пальца спорят: (дети сжимают руки в кулаки, сближают их и помещают перед грудью)
Кто главней из них двоих? (вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать)
Не дадим случиться ссоре
И помирим тут же их. (сцепляют большие пальцы друг с другом).
Удивительно.
Наши пальцы сжались тесно.
Удивительно интересно! (дети сжимают левую руку в кулак)
Видно, им прохладно стало, (правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают)
Их укроем одеялом. (затем меняют руки. Потом опускают руки и слегка трясут ими).
Прогулка.
Пошли пальчики гулять, (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)
А вторые догонять, (ритмичные движения по столу указательных пальцев)
Третьи пальчики бегом, (движения средних пальцев в быстром темпе)
А четвертые пешком, (медленные движения безымянных пальцев по столу)
Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)
И в конце пути упал. (стук кулаками по поверхности стола).
«Маланья»
У Маланьи, у старушки (Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.) Жили в маленькой избушке (Сложить руки углом, показывая «избушку».) Семь сыновей, (Показать семь пальцев.)
Все без бровей, (Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами, (Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)
Вот с такими носами, (Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)
Вот с такой головой, (Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой! (Показать руками большую бороду.)
Они не пили и не ели, (Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)
На Малинью все глядели (Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев.)
Сидит белка на тележке.
Сидит белка на тележке, (исходное положение — кисти рук сжаты в кулак) Продает она орешки, (круговые движения кистью вправо, влево)
Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)
Воробью, (разогнуть указательный палец)
Синичке, (разогнуть средний палец)
Мишке толстопятому, (разогнуть безымянный палец)
Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)
Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение.)
«У Петиной сестрицы»
У Петиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки по левой ладони.)
По деревне небылицы: (Ритмичные удары пальцами левой руки по правой ладони.)
Ходит утка в юбке, В теплом полушубке,
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане. (На каждое название животного загибаем пальцы на руках, начиная с большого.)
Магазин.
Мы пришли в магазин. (идут пальчиками по столу. Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой)
Мы купили торт — один, (показывают 1 палец)
Плюшек — две, (хлопают в ладоши 2 раза и показывают 2 пальца)
Ватрушек — три, (хлопают в ладоши 3 раза и показывают 3 пальца)
А киви купили — сразу четыре! (вертят кулачками и показывают 4 пальца).
Приготовили обед.
Сели как-то мы обедать (имитация движения ложкой)
И позвали в дом соседей. (позвать движением ладони к себе)
Скатерть белую накрыли, (движения разглаживаем скатерть)
Ложки, вилки разложили, (пошаговые движения правой рукой ладонью вниз слева направо)
Хлеб нарезали и сыр, (движения вверх и вниз ребром ладони)
Приготовили гарнир, (резкое потирание кончиками пальцев)
Помешали его в чашке (вращательные движения вперед, одна рука заходит за другую)
И добавили колбаски. (из большого и указательного пальцев сделать кольца, соединить их, а потом развести в стороны, изображая круглую колбасу)
А из фарша всем котлеты Жарили мы без диеты. (ладони накладываются попеременно одна на другую)
Посолили, поперчили, (мелкие движения щепотью пальцев)
Замесили. Не забыли (сжимание и разжимание пальцев рук)
Лук сердитый положить (показать «сбор слез» в ладонь)
И скорее все закрыть. (хлопок в ладонь горизонтально)
Наготовились, устали,
Печь пирожное не стали. (провести по лбу тыльной стороной руки).
Подарки.
Пальцы в гости к нам пришли
И подарки принесли.
Будем мы их представлять
И подарки принимать.
Вот большой, он палец мудрый,
Книгу хочет нам вручить.
Указательный придумал Нам фонарик подарить.
Средний нам принес коробку. Интересно, что же в ней?
Пластилин есть и бумага
И набор карандашей.
Безымянный — славный мальчик,
Всем друзьям принес он мячик.
А малыш — мизинчик Игрушечный автомобильчик.
Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»
И продолжим заниматься. (выполнять движения соответственно тексту).
В гости.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог. (большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя! (сжать пальцы в кулак и разжать их). ***
Семья
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка
— Милая девчонка.
И самый маленький крепыш
— Это славный наш малыш. (руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого)
Дружная семейка! (сжать руку в кулак несколько раз).
Смелый капитан.
На корабле из дальних стран (показать «корабль»)
Плывет отважный капитан. (показать капитана)
Из тесной рубки у штурвала, (крутят штурвал)
В бинокль видел он немало. (смотрят в «бинокль»).
У девочек и мальчиков.
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой — парень с душой,
Палец указательный — господин влиятельный,
Палец средний — тоже не последний.
Палец безымянный — с колечком ходит чванный,
Пятый — мизинец, принес вам гостинец.
Колючий клубок.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.
Чтобы волк не уволок,
Превратился еж в клубок.
У Лариски – две редиски.
У Лариски – две редиски.
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки. (по очереди разгибать пальчики
На базар ходили мы.
На базар ходили мы, (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев) Много груш там и хурмы, (по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку)
Есть лимоны, апельсины, (при этом ладони не соприкасаются)
Дыни, сливы, мандарины, (пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх)
Но купили мы арбуз – Это самый вкусный груз!
Будем мы варить компот.
Будем мы варить компот (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Фруктов нужно много.
Вот: Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ .
Ягоды.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)
В лес идем мы погулять. (обе руки идут по столу)
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной. (загибают пальчики, начиная с большого)
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Ягодка лесная.
Здравствуй, полянка большая! (пальцы правой руки здороваются с пальцами левой)
Здравствуй, трава – мурава! (похлопывая друг друга кончиками)
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём
– Всю тебя мы соберём.
Семья.
Как у нас семья?
Большая да веселая. (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаной объедаются. (загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (загибают мизинцы).
В нашей группе все друзья Самый младший- это я. (дети ритмично стучат кулачками по столу)
Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика).
Пальчики
Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать,
В детский сад идти пора. широко расставив пальцы.)
Капуста.
Мы капусту рубим, (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Мы морковку трем, ( Трут ладони друг об друга.)
Мы капусту солим, (Указательный и средний палец трутся о большой.)
Мы капусту жмем. (Хватательные движения обеими руками.)
Мы капусту нарубили, ( Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Перетерли, ( Трут ладони друг об друга.)
Посолили, ( Указательный и средний палец трутся о большой.)
И набили плотно в кадку ( Удары обеими руками по столу.)
Все теперь у нас в порядке. ( Отряхивают руками.)
«Ветер по лесу летал».
Ветер по лесу летал, (плавные движения ладонями)
Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...